Только Word
Введение2
Глава 1. Теоретические основы системы физической подготовки кроссфит и физкультурно-спортивного комплекса ГТО7
1.1. Характеристика кроссфит как средство развития двигательных качеств учащихся старших классов7
1.2. История и возрождение ГТО в наше время12
1.3. Проблемы физического воспитания школьников в современной школе28
1.4. Возрастной фактор в структуре индивидуального развития31
1.5.Особенности подготовки обучающихся к сдаче нормативов ВФСК
ГТО в современной школе 42
Заключение по первой главе43
Глава 2. Методы и организация исследования45
2.1. Организация исследования45
2.2. Методы исследования46
Глава 3. Разработка и апробация на уроках физической культуры комплекса физических упражнений кроссфит для подготовки обучающихся старших классов к сдаче норм комплекса ГТО51
3.1. Результаты анкетирования51
3.2. Результаты тестирования на констатирующем этапе эксперимента56
3.3. Разработка экспериментального комплекса физических упражнений кроссфит для подготовки обучающихся к сдаче ВФСК ГТО58
3.4. Результаты тестирования на заключительном этапе эксперимента62
Выводы по третьей главе67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ68
70
70
Список использованных источников70
Приложение А81
Главная проблема, по мнению спортивных ученых сегодня — это реализация сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения путем активного привлечения к регулярным и систематическим занятиям физической культурой и спортом. Заинтересованность к занятиям физической культурой и спортом со стороны большей части молодежи остается достаточно слабой и низкой.
В связи с этим, в стране разработана «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года». В соответствии с этим документом доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, к 2020 году должна достигнуть 60%, а доля самостоятельно занимающихся должна увеличиться до 20%. Для решения этой задачи с 1 сентября 2014 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 в Российской Федерации введен Всероссийский физкультурноспортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) - программная и нормативная основа физического воспитания населения.
На данный момент большая часть граждан не ведут активный образ жизни, лишь 15,9% в стране систематически занимаются физической культурой, а в экономически развитых странах данный показатель имеет высокий уровень 40-60%. В настоящее время реальный объем двигательной активности обучающихся, не обеспечивает полноценного и гармонического физического развития, а также укрепления здоровья. В младших классах нехватка двигательной активности составляет порядка 35-40%, в старших показатель намного выше 75-85% [52]. В связи с вышеизложенным комплекс ГТО призван увеличить число активно занимающихся физической культуры.
Губернатором Красноярского края В.А. Толоконским утвержден план мероприятий по поэтапному внедрению норм ГТО в Красноярском крае. С 1 сентября 2014 года до 1 января 2015 года прошла апробация комплекса в базовых образовательных учреждениях. С 1 января 2015 происходит внедрение комплекса во всех образовательных учреждениях нашей страны.
Однако некоторые авторы (В. И. Столяров, Н. В. Кудрявцева) полагают, что традиционные, издавна сложившиеся и используемые учителями на практике виды физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью уже не отвечают современным требованиям и должны быть заменены новыми, более эффективными [72,11]. Что поспособствовало поиску учебно-тренировочных программ, повышающих эффективность физической подготовки обучающихся к сдаче нормативов комплекса. Среди таких программ в последнее время получили распространение физические упражнения системы кроссфит [57,58].
Средством увеличения физической подготовленности и успешной сдачи ВФСК ГТО, может стать комплекс упражнений кроссфит. Кроссфит - высокоинтенсивные функциональные тренировки, состоящие из упражнений, входящих в такие дисциплины, как: гиревой спорт, тяжелая атлетика, гимнастика и другие виды спорта.
CrossFit признан одним из самых быстрорастущих режимов высокоинтенсивного функционального занятия. Согласно официальному сайту CrossFit (map. Crossfit.com), боксы CrossFit расположены в 142 странах на семи континентах с более чем 10 000 филиалов [8]. Подбор упражнений происходит с учётом гендерно-возрастных особенностей занимающихся. В области физиологических особенностей в развитии двигательных способностей достаточно полно освещено в литературе (А. А. Гужаловский, В. К. Бальсевич, Л. В. Волков, В. П. Губа, Е. П. Ильин, В. П. Озеров).
В связи с этим проблема в традиционно, издавна сложившиеся и используемые учителями на практике виды физкультурно-спортивной работы с молодежью уже не отвечают современным требованиям физической подготовки к комплексу ГТО, что определило тему исследования: «Особенности изменения двигательных способностей у юношей и девушек старших классов при подготовке к сдаче нормативов ВФСК «ГТО» средствами кроссфит»
Объектом исследования - физическое воспитание учащихся старших классов.
Предметом исследования - комплекс упражнений кроссфит, для повышения физической подготовленности учащихся старших классов.
Цель исследования - разработать и обосновать комплекс упражнений кроссфит, повышающий физическую подготовленность учащихся старших классов к сдаче комплекса ГТО.
Гипотеза исследования: предполагается, что комплекс упражнений кроссфит, будет способствовать эффективной подготовки обучающихся старших классов к сдаче нормативов ВФСК «ГТО».
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ исследуемой проблемы в области
физической подготовки к сдаче комплекса ГТО.
2. Оценка двигательных способностей у обучающихся с учетом гендерно-возрастных особенностей
3. Разработка комплекса упражнений кроссфит учетом с анатомофизиологических и индивидуальных двигательных способностей для подготовки учащихся к сдаче норм ГТО.
1 этап - изучение и анализ литературы по проблеме исследования, формулирование цели и задач исследования, объекта и предмета исследования, постановка гипотезы;
-составление плана исследования, подбор методик.
2 этап - разработка комплексов упражнений кроссфит для повышения физической подготовленности;
• разработка и апробация комплексов упражнений кроссфит, которые будут включать в себя элементы:
• регламентированная интенсивность;
• упражнения из гиревого спорта, гимнастики, плиометрические;
• учёт гендерно-возрастных особенностей.
3 этап - мониторинг уровня физической подготовленности у обучающихся старших классов;
• обработка и систематизация материала, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.
При выполнении данной работы использовались различные методы исследования:
• теоретический анализ и обобщение данных по физической подготовки с помощью системы кроссфит;
• включенное наблюдение;
• анкетирование
• педагогический эксперимент.
• методы математической обработки
Научная новизна заключается в следующем: проанализированы теоретические основы системы физической подготовки кроссфит и физкультурно-спортивного комплекса ГТО, систематизирован подход, способствующий повышению уровня физической подготовленности для комплекса ГТО V ступени.
Практической значимостью исследования является: разработка и внедрение комплексов упражнений кроссфит, которые будут способствовать повышению уровня физической подготовленности обучающихся старших классов...
Таким образом, проведенный нами теоретический и экспериментальный анализ проблемы в области физической подготовки к ГТО с учётом гендерно-возрастных особенностей обучающихся позволил сформулировать следующие выводы:
1. На основе анализа литературы в области физической подготовки к ГТО конкретизирована сущность и специфика развития физических качеств у обучающихся старших классов, с учетом гендерно-возрастных особенностей средствами кроссфит. Данные свидетельствуют о том, что у обучающихся, в старшем школьном возрасте происходят заключительные морфофункциональные изменения. Замедляется рост тела в длину и происходит увеличение его размеров в ширину. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела.
Особенности физического развития школьников в связи с возрастом, а так же приспособляемости к большим и длительным физическим нагрузкам, что обуславливается высокими уровнями физического развития и под влиянием систематических занятий физическими упражнениями имеют немаловажное значение для правильного решения многих вопросов, связанных с развитием физических качеств.
2. Из полученных результатов тестирования учащихся, нормативы комплекса ГТО могут выполнить 73,8% девушек (на золотой знак - 16,8%, на серебряный - 35,7%, на бронзовый - 21,3%) и 67.3% юношей (на золотой знак 14.5%, на серебряный 33,1%, на бронзовый -19.7%). При этом, нормативы комплекса не готовы выполнить среди девушек 26.2% и 32.7% среди юношей.
3. Разработаны и апробированы комплексы упражнений кроссфит с целью повышения уровня физической подготовленности для сдачи норм ГТО. Использование таких особенностей кроссфита, как всестороннее воздействие на организм человека с целью повышения эффективности физической подготовки, быстрота смены условий, приемов, обстановки, позволяют занимающимся работать быстрее, инициативнее, находчивее.
В экспериментальной группе произошли сдвиги по основным критериям, в результате проведенных формирующих мероприятий с обучающимися экспериментальной группы, мы отмечаем увеличение количество способных успешно сдать нормы ГТО.
Таким образом, эксперимент способствовал в подготовке обучающихся к сдаче нормативов комплекса ГТО. Заявленная гипотеза о том, что при внедрении в учебный процесс адаптированных комплексов упражнений кроссфит с учётом показателей физической подготовленности и гендерновозрастных особенностей подтвердилась.
1. Akenhead R, Nassis GP. Training load and player monitoring in high- level football: current practice and perceptions. Int J Sports Physiol Perform. - 2016, - 587-593 p.
2. Beers E. Virtuosity goes viral. CrossFit J. - 2014, - 1 - 10 p.
3. Bergeron MF, Nindl BC, Deuster PA, Baumgartner N, Kane SF, Kraemer WJ, et al. Consortium for Health and Military Performance and American College of Sports Medicine consensus paper on extreme conditioning programs in military personnel. Curr Sports Med Rep. - 2011, - 383-389 p.
4. Borresen J, Lambert MI. The quantification of training load, effect on performance. Sports Med. 2009, - 779-795 p.
5. Poston WSC, Haddock CK, Heinrich KM, Jahnke SA, Jitnarin N, Batchelor DB. Is high-intensity functional training (HIFT)/CrossFit safe for military fitness training? Mil Med. - 2016, - 627-637 p.
6. Siff MC. In: Supertraining. 6. CO, editor. Denver: Supertraining Institute. - 2003, - 130-131 p.
7. Thompson WR. Now trending: worldwide survey of fitness trends for 2014. ACSMs. Health Fit J. - 2013, - 10-20 p.
8. Thompson WR. World wide survey of fitness trends for 2015: what’s driving the market. ACSMs. Health Fit J. - 2014, - 8-17 p.
9. Thompson WR. World wide survey of fitness trends for 2017. ACSMs. Health Fit J. - 2016, - 8-17 p.
10. Thompson WR. Worldwide survey or ftiness trends for 2016 10th Anniversary edition. ACSMs. Health Fit J. - 2015, - 9-18 p.
11. Абдуллина, Р.Х. Использование высокоинтенсивного тренинга (на примере кроссфит) на занятиях физической культурой в вузе / Р.Х. Абдуллина, О.Л. Адова // Сб. статей междунар. научно-практ. конф.
«Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения» (Сызрань, 28 мая 2016 г.): в 2 ч. Ч. 2 / Междунар. центр инновац.
исследований «Омега Сайнс». - Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. - С. 9395.
12. Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 мая 2015 г.: Том 10. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком». - 2015.С. - 168.
13. Актуальные проблемы внедрения комплекса ГТО и развития массового спорта: материалы Всерос. науч. - практич. конф., 1-3 ноября 2016 г./ НИУ «БелГУ»; под общ. ред. И.Н. Никулина. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ». - 2016. - С. 409.
14. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Б.Г. Ананьев. - М.: Педагогика. - 2000. - Т. 1. -С 232.
15. Андрющенко Л.Б. Педагогическая система формирования
физической культуры студенческой молодежи: монография / Л.Б.
Андрющенко. - Волгоград: Нива, 2006. - 176 с....89