Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ . 11
1.1. Определение и характеристика аудиовизуальных средств обучения как
инструмента повышения качества и эффективности учебного процесса 11
1.2. Классификация аудиовизуальных средств обучения 16
1.3. Возможности использования аудиовизуальных средств обучения на
уроках истории 22
1.4. Психолого-педагогические условия включения аудиовизуальных средств
обучения в учебный процесс 26
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ
ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ 33
2.1. Разработка элементов урока применением аудиовизуальных средств
обучения на уроках всеобщей истории в 6 классе 33
2.2. Методические рекомендации по включению аудиовизуальных средств
обучения в образовательный процесс 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Актуальность. Современный мир - это визуально ориентированный мир, мир виртуальных возможностей и развитых информационных технологий. Поэтому аудио и видео стали использовать не только с целью развлечения, но и с познавательной, во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании.
Сегодня трудно переоценить роль аудиовизуальных материалов в духовной жизни общества, их идейно-нравственное и эстетическое воздействие на массовую аудиторию. В современном информационном обществе, где появляется большое количество аудиовизуальных материалов, они несут ответственность за распространение информации пропагандистского, просветительского, социального и эстетического характера.
Одна из ключевых целей, заложенная в стандарте основного общего образования по истории - овладеть умениями работать с различными источниками исторической информации. Также в разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования» ФГОС говорится о развитии и формировании у школьников умений работать с учебным текстом с применением терминологии и символики, овладении символьным языком, построении и анализе построенных моделей, развитии изобразительных умений и навыков. Кроме того, важной задачей педагога является создание условий для развития у учащихся умения получать информацию, представленную в схемах, таблицах, диаграммах и графиках1.
Современные тенденции развития информационных технологий предполагают, что возможности, стратегии и методы обучения должны быть расширены за счет использования электронных информационнокоммуникативных подходов. Их использование в образовательном процессе способствует значительному повышению эффективности наглядности в обучении, более полному и точному информированию обучающихся об изучаемом объекте или явлении, а также расширению арсенала методических приемов учителя в процессе выражения знаний.
И одним из способов достижения вышеназванных результатов является применение в организации образовательного процесса принципа аудиовизуальной наглядности. Этот принцип уже давно получил всеобщее признание в педагогике, однако возможности современных интерактивных технологий еще недостаточно используются на уроках истории.
Вместе с тем именно в процессе преподавания истории использование аудиовизуальных средств обучения имеет высокую ценность в связи с тем, что с помощью данных средств учитель получает возможность воссоздать, смоделировать на уроке события и явления давнего прошлого человечества, недоступные непосредственному наблюдению. Это, в свою очередь, позволит учителю сформировать у обучающихся понимание того, что история - это не четко оформленное повествование, а развивающаяся и интересная научная дисциплина с большим потенциалом, которая ставит перед собой ряд фундаментальных вопросов.
Использование на уроках истории приемов аудиовизуальной наглядности не только позволяет более эффективно усваивать информацию, но и активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает у них способность связывать теоретические знания с реалиями современной жизни, формируя навыки технической культуры, повышая интерес к образовательному процессу и делая его более доступным.
Проблема организации учебного процесса с использованием аудиовизуальных средств обучения получает свое развитие в исследованиях, посвященных этой теме. Однако в них вопросу использования аудиовизуальных средств в процессе преподавания истории средних веков не уделяется должного внимания. Как правило, это связано с меньшей доступностью аудиовизуальных образовательных средств, подходящих для изучения истории этого периода по критериям, предъявляемым к историческим источникам.
В связи с этим, проблема изучения использования аудиовизуальных средств обучения на уроках истории средних веков и особенностей их применения является актуальной и требует последующего решения.
Объектом данной работы является использование аудиовизуальных средств обучения в процессе преподавания истории в школе.
Предметом выпускной квалификационной работы выступают особенности использования аудиовизуальных средств обучения на уроках истории средних веков в школе.
Цель: выявление особенностей использования аудиовизуальных
средств обучения на уроках истории средних веков.
Задачи:
1. Дать определение и характеристику аудиовизуальных средств обучения.
2. Рассмотреть существующие классификации аудиовизуальных средств обучения.
3. Охарактеризовать возможные формы применения аудиовизуальных средств обучения на уроках истории средних веков.
4. Выявить психологические и возрастные особенности учащихся шестого класса.
5. Разработать элементы уроков с использованием аудиовизуальных средств обучения в рамках преподавания всеобщей истории в шестом классе и апробировать их во время учебной педагогической практики.
6. На основе анализа результатов проведенного педагогического эксперимента выделить методические рекомендации по включению аудиовизуальных средств обучения в образовательный процесс.
В процессе работы, в качестве дополнительной информации и для написания более основательного и содержательного исследования, нами были использованы следующие виды источников:
1. Нормативные: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897, проект «Концепция нового учебно-методического комплекса по всемирной истории».
2. Методические: учебно-методический комплекс по Всеобщей истории (истории средних веков) для 6 класса авторов Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского.
3. Аудиовизуальные источники: основной иллюстративный материал к учебнику «Всеобщая история Средних веков» Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского, аудиозапись «Баллады поэтического состязания в Блуа» (авторство Ф. Вийона, перевод И. Эренбурга, прочтение Н. Караченцева), видеофильм «История средневековых замков в Европе. Как их строили и как жили их обитатели» (Viasat History), видеоролик «Кирилл и Мефодий», историческая карта «Болгария в VII - начале XI в.».
Для всестороннего раскрытия обозначенного предмета выпускной квалификационной работы были применены следующие общетеоретические методы: сравнительно-исторический анализ, теоретический и эмпирический анализ литературы, нормативных, инструктивно-методических документов по теме исследования, обобщение, аналогия и сравнение, моделирование при разработке элементов уроков истории средних веков, педагогический эксперимент и педагогическое наблюдение в процессе апробации результатов работы, анализ результатов опытно-экспериментальной деятельности.
Степень изученности. Вопросы аудиовизуальных и информационных технологий в образовании получили отражение в работах А.А. Андреева, Г.М. Коджаспировой, Т.И. Коваль, Е.С. Полат и др. Именно использование современных аудиовизуальных и информационных технологий в образовании является одной из наиболее важных тенденций в развитии образовательного пространства в настоящий момент.
Существует ряд работ, посвященных использованию аудиовизуальных средств обучения в процессе преподавания истории в школе. Изучением средств аудиовизуальной наглядности занимались такие исследователи как Архангельский С.И., Полторак Д.И. и другие2. В своих исследованиях они изложили теоретические основы эффективного использования в образовательных целяхразнообразных средств аудиовизуальной
наглядности. Ученые установили, что использование данных средств обучения способствует углублению и расширению знаний учащихся, развитию их познавательного интереса и активизации мыслительной деятельности учащихся3.
Изучением аспектов данного вопроса и разработкой методических материалов по истории занимались Гора П.В., Донской Г.М., Коровкин Ф.П., Никифоров Д.Н. и другие....
Проведённое исследование позволяет прийти к следующим выводам.
Аудиовизуальные средства обучения - это инструменты педагога, которые используются для передачи знаний и информации обучающимся через зрительный и слуховой каналы. Аудиовизуальные средства обучения являются эффективным инструментом в процессе преподавания истории. Они позволяют учащимся визуализировать исторические события и процессы, что способствует лучшему пониманию и запоминанию материала. АВСО обладают рядом важных для организации образовательного процесса характеристик, таких как: визуализация, интерактивность, мультимедийность, доступность, эффективность, гибкость, вариативность, технологичность , персонализация.
Существует несколько классификаций аудиовизуальных средств обучения. Как правило, их подразделяют на традиционные (нетехнические) и технические средства, которые, в свою очередь, также делятся на: визуальные, аудиативные и аудиовизуальные.
Аудиовизуальные средства обучения включают в себя все, что предназначено для использования в классе: презентации, слайд-шоу, аудио- и видеозаписи, мультимедийные программы, документальные фильмы, а также интерактивные доски.
Анализ психологических и педагогических аспектов использования аудиовизуальных средств обучения показал, что их применение позволяет обеспечить наличие таких условий, как повышение мотивации обучающихся к решению учебных задач, а также смена видов деятельности учащихся на уроке, что, в свою очередь, послужит средством повышения эффективности образовательного процесса.
Нами были разработаны и применены на практике элементы уроков с использованием аудиовизуальных средств обучения. Анализ использования подготовленных методических разработок, в ходе которого проводились такие формы контроля качества знаний, как: устный опрос и проверочная работа по 50 пройденным темам, а также проектная работа и составление ментальной карты, выявил высокую эффективность использования АВСО на уроках истории средних веков. Также было выявлено, что аудиовизуальные средства обучения имеют обширный потенциал использования во внеурочной деятельности.
В ходе апробации представленных разработок нами были составлены методические рекомендации по включению аудиовизуальных средств обучения в образовательный процесс. Основные аспекты использования АВСО на уроках заключаются в качестве, достоверности выбранных материалов, их соответствии возрастным, психологическим особенностям учащихся, а также уровню знаний и подготовки обучающихся.
Необходимо учитывать, что использование аудиовизуальных средств не может полностью заменить традиционное преподавание. С целью повышения качества и эффективности образования оптимальным вариантом для педагога будет сочетание различных средств обучения, применяемых на уроке. Аудиовизуальные средства обучения могут дополнить и разнообразить устные лекции, что в свою очередь способствует удержанию внимания обучающихся, а также позволит непосредственно наблюдать визуальные и аудиальные образы исторических событий.
Тем не менее, не стоит упускать из вида традиционные методы обучения, такие как чтение и анализ текстовых материалов. Они могут быть более глубоким и информативным источником знаний, а также дают возможность учащимся развивать свои навыки чтения и анализа. Кроме того, некоторые исторические события могут быть документированы только в текстовой форме, а качество и доступность аудиовизуального материала может быть ограничена, что в свою очередь затруднит использование аудиовизуальных средств в обучении.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что использование аудиовизуальных средств обучения в сочетании с традиционными методами является наиболее эффективным способом обучения истории. Это позволяет 51
повысить мотивацию и целеустремленность обучающихся, способствует повышению качества усвоения ими учебного материала, стимулирует их интерес к учению, а также содействует улучшению результатов образовательного процесса в целом. Аудиовизуальные средства, вследствие оказания на учащихся эмоционального воздействия, играют значимую роль в преподавании истории, повышении эффективности образования. Кроме того, использование АВСО соответствует требованиям ФГОС, которые определяют необходимость интеграции интерактивных технологий в учебный процесс.
Таким образом, в ходе подготовки работы были решены поставленные в начале исследования задачи.
1. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. - М.: 2015. 522 с.
2. Проект «Концепция нового учебно-методического комплекса по
всемирной истории» [Электронный ресурс] URL: https://ipkro.riobr.ru/wp- content/uploads/sites/70/2020/11/Kontseptsiya-po-vsemirnoj-istorii.pdf (Дата
обращения: 06.11.2022)
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - N 38. - ст. 5096.
Аудиовизуальные источники.
1. «Баллада поэтического состязания в Блуа» (автор - Ф. Вийон, 1458; перевод - И. Эренбург; прочтение - Н. Караченцев).
2. «Болгария в VII - начале XI в.» [Электронный ресурс] URL: https://www.ruistor.ru/snarod bolgary003.html (Дата обращения: 23.09.2023)
3. «История средневековых замков в Европе. Как их строили и как жили их обитатели» (Viasat History, 2020).
4. «Кирилл и Мефодий» (автор неизвестен, 2014).
5. Основной иллюстративный материал к учебнику «Всеобщая история Средних веков» Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского.
Научная литература.
1. Lomri, Asma The Impact of Using the Audiovisual Aids to Improve Students’ Speaking Skill: The Case of Third Year Students of English at Mohamed Kheider University of Biskra: Dissertation submitted in fulfillment of the requirements for the Master Degree in Sciences of Language / Lomri Asma ; University of Mohammed kheider Biskra. - Biskra, 2016. - 155 c.
2. Александрова Н.А., Мулдашев Р.М. Технические и аудиовизуальные средства в обучении (лекционный материал) для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.33.01 «Педагогическое образование» профиль «Информатика», очной формы обучения: учебно-методическое пособие / Александрова Н.А., Мулдашев Р.М., Старостин Н.И. - Саратов: СГУ. 2015. - 50 с.
3. Андреев А.А. Средства новых информационных технологий в образовании: систематизация и тенденции развития. В сб. Основы применения информационных технологий в учебном процессе Вузов. - М.: ВУ, 1995. - С. 43-48.
4. Биджиев Д.У., Петрова Н.П. Аудиовизуальные средства как эффективный источник повышения качества обучения // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. - 2015. - № 4 (42). - С. 129-137.
5. Ваисова Л. М. Информационные технологии в проектной деятельности по истории и обществознанию / Л. М. Ваисова // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 5. - С. 22-25.
6. Волкова А.Ю. Разработка системы критериев отбора аудиовизуальных материалов для высшей школы в рамках компетентностного подхода // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 3А. С. 45-51.
7. Воронин Ю.А. Технические и аудиовизуальные средства обучения: Учебное пособие / Ю.А.Воронин. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2001.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский; Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.
9. Гора, П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения в средней школе. / П.В. Гора // М.: Просвещение, 1971. - 214 с.
10. Громова О.А. Аудиовизуальный метод и практика применения. М.: Высшая школа, 1977. С. 100.
11. Деменин К.Г. Специфика использования аудиовизуальных средств в процессе обучения истории // Международный научно-исследовательский журнал. - 2019. - № 4-2 (82). - С. 70-78.
12. Донгак, Е. В. Аудиовизуальные средства обучения. Характеристика видео как средства формирования коммуникативной компетенции / Е. В. Донгак // Молодой ученый. - 2019. - № 46 (284). С. 264-266.
13. Зельманова, Л.М. Наглядность в преподавании русского языка: пособие для учителя / Л.М. Зельманова. - М.: Просвещение, 2014. - 159 с.
14. Камаев В.В., Камаева Е.В. Мультимедиа технологии - средство повышения эффективности в преподавании истории. - //Педагогический процесс как культурная деятельность - Самара, 2005, кн.2. - 85 с.
15. Коваль, Т. В. Методика организации работы с визуальными источниками / Т. В. Коваль. - Текст: непосредственный // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2006. - № 10. - С. 22-27....35