Только Word
Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования 8
1.1 Развитие диалогической речи в онтогенезе 8
1.2 Особенности диалогической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня 19
1.3 Особенности психосоциального развития детей старшего дошкольного
возраста с ОНР III уровня 26
1.4 Педагогические подходы к формированию диалогической речи у старших
дошкольников с ОНР III уровня 33
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 42
2.1 Организация и методика проведения констатирующего эксперимента 42
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 52
2.3 Дифференцированные методические рекомендации формирования
диалогической речи старших дошкольников с ОНР III уровня 58
Заключение 65
Список литературы 69
Приложение А 76
Приложение Б 77
Приложение В 79
Приложение Г 80
Приложение Д 81
Приложение Е 93
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время система дошкольного образования претерпевает ряд изменения, связанных с введением Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Одной из целей и задач ФГОС является обеспечение государством равенства возможностей и получения качественного дошкольного образования и полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства, в том числе это касается и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из важнейших условий формирования личности и успешной социализации ребенка является его нормальное речевое развитие и полноценное речевое взаимодействие с окружающими. На этапе завершения дошкольного образования коммуникативные умения дошкольника должны быть сформированы. Это позволит ребенку не только перейти на следующую ступень образования, но и стать полноценным активным участником социума.
Изучением диалога, с позиций лингвистики, занимались Э. А. Трофимова, Н. Ю. Шведова, А. К. Соловьева и др. Значимым для исследования является выявление структурной единицы диалога. В психолого-педагогической литературе существует несколько различных точек зрения на данную проблему. Одно из направлений исследования представлены М. Г. Кучинским [28, с. 54].
Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения.
Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, и возникает и развивается в процессе общения. Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.С. Мухина, С.Я. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.) общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важного формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя [12, с. 43]. Ограниченность речевого общения отрицательно влияет на формирование личности ребенка, вызывает психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, приводит к развитию нежелательных качеств характера: застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма. Все это в дальнейшем сказывается на школьной адаптации.
В результате анализа литературных данных по проблеме исследования выявлены несоответствия и противоречия между:
• уровнем развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста и значимостью психосоциального развития детей, их успешного взаимодействия;
• указаниями на недостаточную сформированность диалогической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня и недостаточную изученностью особенностей психосоциального развития.
На основе данных несоответствий и противоречий определена проблема исследования, которая заключается в изучении особенностей диалогической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня с различным психосоциальным развитием, а также составлением дифференцированных методических рекомендаций на основе выявленных особенностей.
Цель исследования: изучить особенности диалогической речи у старших дошкольников с ОНР с различным уровнем психосоциального развития и составить дифференцированные методические рекомендации, с учетом выявленных особенностей.
Объект исследования: диалогическая речь и психосоциальное развитие у старших дошкольников.
Предмет исследования: сформированность диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с различным психосоциальным развитием.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что:
• диалогическая речь - первичная форма речи, имеющая выраженную социальную направленность, служит потребностям непосредственного живого общения.
• диалогическая речь будет характеризоваться такими особенностями как: смешиванием форм в общении, слабой речевой активностью, на которые будет влиять уровень психосоциального развития.
• составить дифференцированные методические рекомендации для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с учетом их психосоциального развития.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Составить диагностический комплекс, направленный на изучение
диалогической речи и психосоциального развития;
3. Выявить особенности проявления психосоциального развития на
диалогическую речь у детей с ОНР III уровня;
4. На основе выявленных особенностей составить дифференцированные методические рекомендации, направленные на создание педагогических условий и организацию образовательной среды для максимально эффективного развития диалогической речи старших дошкольников с ОНР III уровня с различным психосоциальным развитием.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей и специальной психологии и педагогики:
• теоретические положения общей, возрастной, специальной психологии и педагогики о связи деятельности и общения, их ведущей роли речевого общения в познавательном развитии и формировании личности ребенка (И.А.Зимняя, М.И. Лисина, О.С.Ушакова и др.);
• положения о комплексном характере формирования общения детей со взрослыми и сверстниками (Л.С.Выготский, Л.П.Галигузова, М.И. Лисина, Е.О.Смирнова, О.С.Ушакова и др.);
• теоретические и методические основы речевого и коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста (А.Г.Арушанова, О.П. Гаврилушкина, Е.О. Смирнова, Т.В. Туманова, О.С. Ушакова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
Методы исследования. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К числу первых относятся анализ психолого-психологической, логопедической, педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым - сбор анамнеза, включенное и не включенное наблюдение, количественный и качественный анализ полученных данных.
Новизна исследования заключается в:
- составлении дифференцированных методических рекомендаций по созданию коррекционно-педагогических условий и организацию образовательной среды для максимально эффективного развития диалогической речи старших дошкольников с ОНР III уровня с различным психосоциальным развитием.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом уточнении и дополнены имеющиеся научные представления об особенностях диалогической речи старших дошкольников с ОНР III уровня с различным психосоциальным развитием.
Практическая значимость исследования заключалась в том, что нами предложены дифференцированные методические рекомендации, направленные на создание педагогических условий и организацию образовательной среды для максимально эффективного развития диалогической речи старших дошкольников с ОНР III уровня с различным психосоциальным развитием, которые могут быть использованы в работе практическими психологами, воспитателями, педагогами, работающими с детьми рассматриваемой категории.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Агинский детский сад №1 «Солнышко». В исследовании принимали участие 10 детей с ОНР III уровня, посещающих подготовительную группу.
Исследование проводилось в течение 2016-2018 годов в три этапа:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы, формулирование цели, задач и гипотезы исследования, составление плана исследования, разработка методики констатирующего эксперимента (сентябрь 2016 г. - март 2018 г.).
2. Проведение констатирующего эксперимента (март 2018 г. - июнь 2018 г.).
3. Составление дифференцированных методических рекомендаций, направленных на создание оптимальных педагогических условий и организацию среды для максимально эффективного развития диалогической речи старших дошкольников с ОНР III уровня с различным психосоциальным развитием (июнь 2018 - ноябрь 2018).
Апробация результатов исследования осуществлялась через:
- Публикацию статьи в рамках LXXI международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, ноябрь 2018 г)
Структура и объем. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложение и проиллюстрировано 4 таблицами, 5 рисунками.
Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. К 7-ми годам диалогическая речь дошкольников полностью формируется, совершенствуется способность ориентироваться на партнера в разговоре.
Психосоциальное развитие ребёнка является важнейшим условием его полноценного и всестороннего развития. С первых дней своей жизни ребёнок включён в социальное взаимодействие с другими людьми. Общение начинается с формирования потребности во взаимодействии и сотрудничестве ребёнка со взрослыми в более раннем возрасте и со сверстниками, как равноправными и предпочитаемыми партнёрами общения, в старшем дошкольном возрасте. Основным средством общения служит речь. Речь выступает как средство коммуникации, обобщения и регулирования. С помощью речи ребёнок получает информацию, усваивает её и подчиняет свои действия инструкциям взрослого и своим внутренним инструкциям. В процессе общения у детей появляется произвольное поведение, усваиваются этические нормы, следование идеальным образцам; формируется Я - образ.
В ходе решения первой задачи мы проанализировали психологопедагогическую, логопедическую, лингвистическую литературу и определили степень изученности развития диалогической речи в онтогенезе, особенности развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, особенности психосоциального развития детей старшего дошкольного возраста, а также проанализировали методики обследования и логопедической работы по развитию диалогической речи у детей и психологической работы. В результате анализа литературы по проблеме исследования мы выяснили, что формирование диалогической речи происходит постепенно и поэтапно в своем развитии. Использование различных методик по развитию диалогической речи позволит добиться положительных результатов при соблюдении ряда условий, таких как поэтапность в подаче материала, учета индивидуальных возможностей детей, осуществление дифференцированного подхода, учета ведущей формы деятельности.
Решая вторую задачу с целью выявления особенности диалогический речи старших дошкольников с ОНР III уровня с различным уровнем психосоциального развития, нами был проведен констатирующий эксперимент. При выборе приемов обследования диалогической речи и психосоциального развития у детей старшего дошкольного возраста нами были определены четыре блока заданий, в которых использовались следующие методики: Исследование диалогической речи с опорой на серию сюжетных картинок, исследование диалогической речи с опорой на сюжетную картинку, исследование диалогической речи без опоры на картинку и оценка психосоциального развития ребенка.
В рамках третьей задачи нами был проведен констатирующий эксперимент на базе МКДОУ Агинский детский сад №1 «Солнышко», целью которого было выявить и изучить особенности диалогической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня с различным уровнем психосоциального развития. Для констатирующего эксперимента была сформирована экспериментальная группа из 10 детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Содержание методики констатирующего эксперимента составили четыре блока диагностических заданий: 1блок - Исследование диалогической речи с опорой на серию сюжетных картинок, 2 блок - Исследование диалогической речи с опорой на сюжетную картинку, 3 блок - Исследование диалогической речи без опоры на картинку, 4 блок - Оценка психосоциального развития ребенка.
По 1 блоку констатирующего эксперимента Определения особенностей диалогической речи с опорой на серию сюжетных картинок. Высокий уровень показали 10% испытуемых. Уровень выше среднего показали 20%. Средний уровень сформированности диалогической речи был выявлен у четырех детей (40%). Уровень ниже среднего показали 20%. Наконец, 1 ребенок (10%) показал низкий уровень: в его речи наблюдалась необходимость помощи со стороны экспериментатора, бедность, неточность лексики, ребенок не проявляет активности и инициативности при общении. Отсутствие интереса к заданию, невнимателен, речь интонационно невыразительна.
По 2 блоку констатирующего эксперимента исследование диалогической речи с опорой на сюжетную картинку. Показали, что 1 ребенок (10%) показал низкий уровень, владеет ограниченным набором фраз, смешивает формы обращения к ребенку и взрослому. Ниже среднего показали 2 ребенка (20%). Средний уровень показали 5 детей (50%). Уровень выше среднего показал 1 ребенок. Высокий уровень показал 1 ребенок (10%) ответы на вопросы даны предложением, поддерживают разговор по инициативе взрослого.
По 3 блоку констатирующего эксперимента при выполнении заданий у 60% уровень ниже среднего, владеют ограниченным набором фраз, путают формы общения к ребенку и взрослому. А 40% показали низкий уровень отмечалась слабая речевая активность, ребенок молчал, либо отказывался от выполнения задания.
По 4 блоку констатирующего эксперимента было выявлено, что у детей с ОНР III уровня, самые низкие показатели психосоциального развития наблюдаются в общении со сверстниками и Я - образа.
Таким образом, в ходе констатирующего эксперимента нами было выявлено, что психосоциальное развитие детей с ОНР III уровня препятствует осуществлению полноценного общения, в следствии несформированности диалогической речи и является причиной неблагоприятных отношений со сверстниками, а также отрицательно влияет на развитие Я-образа из-за нестабильности эмоционально - волевой сферы у детей с ОНР III уровня.
В рамках четвертой задачи считаем необходимым составить дифференцированные методические рекомендации по созданию коррекционнопедагогических условий, направленный на формирование высокого и среднего уровня общения детей со сверстниками, сформированность Я-образа, что в конечном итоге будет способствовать лёгкой адаптации ребенка в социальной среде, и, как следствие, дальнейшему успешному обучению его в школе.
Таким образом, цели и задачи исследования достигнуты, гипотеза нашла свое подтверждение.
Полученные в ходе констатирующего эксперимента результаты не исчерпывают всех вопросов, связанных с предупреждением возникновения оптической дисграфии у слабовидящих дошкольников. Требуется апробация предложенных нами методических рекомендаций.
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева. М.: Просвещение, 2005. 400 с.
2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение. Развитие диалогического общения: методическое пособие для воспитателей / А.Г. Арушанова. -2-е изд.-М.: Мозайка-Синтез, 2005.-120с.
4. Барменкова Т.Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: автореф. дис... на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.03 / Барменкова Татьяна Даниловна.- М., 1996. - 17 с.
5. Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова; худож. Н.Н. Бутусова [и др.]. — М.: Каисса, 2008. — 95 с.
6. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981 - 256 с.
7. Вакуленко Ю.А. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду / Ю.А. Вакуленко. Волгоград, 2007. 93 с.
8. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М.: Наука, 1993 - 172с.
9. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи/ В.К. Воробьева. - М.: Астрель, 2006. - 158 с.
10. Воспитание детей старшей группе детского сада / сост. Г.М. Лямина. М.: Просвещение, 2006. 185 с.
11. Выготский Л.С. Детская речь: введение в методологические основы психологии/ Л.С. Выготский. -3-е изд., стер. - М.: Педагогика, 2006. - 420 с.
12. Выготский, Л. С. Мышление и речь Собр. сочинений: в 6 тт. - т.2. / Л. С. Выготский - М.: Просвещение, 1982. - С. 6-361.
13. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 1995. 77 с.
14. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи: монография/ А.Н. Гвоздев. - Спб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2007, - 459с.
15. Глухов В.П. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи / В.П. Глухов. М.: Союз, 2007. 156 с....73