Только Word
Введение 3
Глава I. Анализ литературных источников по проблеме исследования 8
1.1. Формирование звукопроизношения в онтогенезе человека 8
1.2. Особенности сформированности звукопроизношения у детей старшего
дошкольного возраста с дизартрией 13
1.3. Методики коррекционной работы по устранению недостатков
сформированности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией 21
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 36
2.1. Организация и методика обследования звукопроизношения у детей
старшего дошкольного возраста 36
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 39
2.3. Методические рекомендации, направленные на развитее
звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с
дизартрией 48
Заключение 64
Список литературы 67
Приложение 1 73
Приложение 2 74
Приложение 3 75
Приложение 4 76
Приложение 5 77
Актуальность: в настоящее время наметилась тенденция увеличения количества детей с дизартрией, нарушением звукопроизношения. Как указывает Л.С. Волкова: «...в 50-е гг. отмечается 17% нарушений звукопроизношения, а в конце ХХв. и начале XXI - 52,5%, из них 35,8% составили в основном стертые или выраженные дизартрии.».
При таких процентных показателях нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией, эта проблема становится актуальной. Своевременно не скорегированное звукопроизношение у детей дошкольного возраста с дизартрией, в школьном возрасте может привести к затруднению овладением грамотой и освоением школьной программы, и в конечном итоге повлиять на позитивную социализацию детей.
В соответствии с ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва) утверждены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, выражает свои мысли и желания, использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, выстраивает речевое высказывание в ситуации общения, выделяет звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. А имея, нарушения звукопроизношения под угрозой стоит освоение стандарта.
Исследованием вопроса, выявления особенностей звукопроизношения и разработкой методических рекомендаций для детей дошкольного возраста с дизартрией занимались авторы: Л.А. Брюховских, О.А. Козырева, Л.С. Волкова, Т.Б. Филичева, О.В. Правдина, Г.В. Чиркина, М.А. Поваляева, Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Ф.Ф. Рау и многие др.)
Между тем надо отметить, что нарушения звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией по своим проявлениям могут отличаться, поэтому и подходы в коррекции звукопроизношения тоже будут отличаться. Отсюда следует, что работа специалиста (логопеда) должна быть индивидуальна с каждым ребенком старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Проблема исследования: заключается в выборе подходящих средств по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Исходя из актуальности проблемы, нами выбрана тема «Особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией».
Объект исследования: звукопроизношение у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и подходы к их устранению.
Цель исследования: выявить особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и на основе выявленных особенностей составить методические рекомендации по коррекции звукопроизношения.
В соответствии с целью исследования сформулированы следующие задачи:
1. провести анализ литературы по проблеме исследования;
2. провести констатирующий эксперимент и дать его анализ;
3. составить методические рекомендации для коррекции
звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Методологическая и теоретическая основа исследования: в данной работе были учтены следующие теоретические и научные положения, выдвинутые: теория В.И. Бельтюков, Н.И. Жинкина, Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев «О механизмах речи» (положение о психофизиологических механизмах овладения звукопроизношением), теория Е.Н. Винарская, Л.А. Данилова, М.М. Кольцова, Л.В. Лопатина «О взаимосвязи между состоянием речи и состоянием моторной сферы ребенка» (положение о взаимосвязи артикуляционной и мелкой моторики с функцией речи), теория Л.С. Выготского «О зоне ближайшего развития и зоне актуального развития» (положение о единстве развития в онтогенезе нормального и аномального ребенка, положение о том, что правильно организованное обучение ведет за собой развитие).
При выполнении исследования нами были использованы как теоретические методы: изучение литературы по проблеме исследования, биографические методы: изучение материала об испытуемых, анализ результатов констатирующего эксперимента, так и эмпирические методы: беседа, констатирующий эксперимент.
Результаты констатирующего эксперимента были подвергнуты количественному и качественному анализу.
Гипотеза исследования: звукопроизношение у детей без речевых нарушений проходит стадии онтогенеза и к 5 годам считается сформированным. У детей старшего дошкольного возраста с дизартрией могут отмечаться особенности звукопроизношения, характеризующиеся смазанностью, нечёткостью, ухудшением звукопроизношения в спонтанном речевом потоке. Данные особенности могут проявляться в фонологических и антропофонических нарушениях звукопроизношения - это замены, смешения, пропуски и искажения. Распространенность нарушений звуков у детей старшего дошкольного возраста может выражаться в нарушениях сонорного звука [р], шипящих, звука [л], свистящих звуков и далее остальных групп звуков.
Методы исследования:
1. теоретический метод - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. биографические методы - сбор и анализ анамнестических данных, изучение документации (логопедические и медицинские карты);
3. эмпирические методы - беседа с родителями, учащимися и учителями, эксперимент;
4. количественный и качественный анализ при обработке экспериментальных данных^
5. интерпретационный метод - качественный анализ экспериментальных данных.
Теоретическая значимость исследования: в данном исследовании обобщены теоретические сведения по выявлению особенностей звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы, логопедами, воспитателями и родителями при коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в детских садах.
База исследования: исследование проводилось на базе
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 112 комбинированного вида» г. Красноярска. На базе
которого были скомплектованы 2 группы экспериментальная и контрольная. При комплектовании групп учитывался возраст детей - это дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Контрольная группа - это дети с нормой речевого развития, экспериментальная группа - это дети имеющие в своём логопедическом заключении дизартрию. Исследование проводилось в 3 этапа:
1. сентябрь-ноябрь 2015г. изучение литературных источников.
Определение методики констатирующего эксперимента;
2. ноябрь-февраль 2015-2016г. проведение констатирующего
эксперимента;
3. февраль-май 2016г. анализ результатов констатирующего эксперимента, составление методических рекомендаций.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список используемой литературы 57 источников, 5 приложений.
В настоящее время проблема коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией не потеряла своей актуальности в силу увеличения популяции детей с дизартрией, у которых ведущими нарушениями в структуре речевого дефекта являются недостатки фонетической стороны речи, нарушение звукопроизношения.
Анализ литературных источников по проблеме особенностей звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией ( Л.А. Брюховских, Л.С. Волкова, Т.Б. Филичева, О.В. Правдина, Г.В. Чиркина, М.А. Поваляева, Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Ф.Ф. Рау и многие др.) показал, формирование звукопроизношения в онтогенезе человека осуществляется последовательно, со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. В онтогенезе звукопроизношения встречаются замены, смешения, исключением являются искажения, пропуски.
Чтобы овладеть правильным произношением, ребенок должен, прежде всего, четко и правильно воспринимать звуки речи на слух, иметь достаточно подготовленный для их произнесения артикуляторный аппарат. Артикуляционная база, звуковая структура речи в онтогенезе постепенно формируется, нормализуется к пяти годам при нормальном психоречевом развитии ребенка.
Нарушения произносительной стороны речи у детей с дизартрией чрезвычайно разнообразны и выражаются в пропусках, искажениях звуков (антропофонические дефекты); смешениях, заменах звуков (фонологические дефекты). Наиболее распространено нарушение произношения трех групп звуков: свистящих, шипящих и соноров [р], [л]. Характер нарушения звуков при дизартрии может изменяться под влиянием лингвистических факторов. Речь детей с дизартрией характеризуется смазанностью, нечёткостью.
Методики коррекционной работы по устранению недостатков сформированное™ звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией традиционно включают три этапа работы: подготовительный, формирование первичных произносительных умений и навыков, формирование коммуникативных умений и навыков. Основным средством коррекции нарушений звукопроизношения является системное воздействие на все стороны речевого развития. У детей с дизартрией значительно более длительные сроки работы над каждым звуком.
Констатирующее исследование звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией показало, что доминируют средний и низкий уровни развития звукопроизношения.
Нами выделены также следующие качественные особенности звукопроизношения:
1. по частотности проявления звукопроизношения доминируют фонологические нарушения звукопроизношения - это замены и смешения, а уже на втором месте антропофонические нарушения - это искажения, пропуски.
2. распространенность нарушения звуков: 1 место - [р], [р'], 2 место - шипящие, 3 место - [л], 4 место - свистящие звуки.
То есть, речь детей у детей с дизартрией старшего дошкольного возраста характеризуется смазанностью, нечёткостью, ухудшением звукопроизношения в спонтанном речевом потоке и нуждается в специально организованном формировании правильного звукопроизношения.
Мы составили методические рекомендации по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, основополагающими позициями которых являются следующие положения:
1. осуществлять коррекцию звукопроизношения необходимо в соответствии с возрастными особенностями, ведущим видом деятельности - в игровой форме;
2. необходимо использовать индивидуальный и дифференцированный подход, выбирать конкретные артикуляционные упражнения в соответствии с артикуляционно-акустическими характеристиками нарушенных звуков, особенностями речевой моторики конкретного ребенка.
Нами были созданы комплексы артикуляционых упражнений (гимнастика) для каждой группы нарушенных звуков: свистящих, шипящих, сонорных звуков (специально как для [р], [р'], так и для [л], [л']), упражнения для развития мелкой моторики, логоритмические упражнения на автоматизацию звуков [р], [л], [с], [ш].
Мы рассчитываем на эффективность предложенных методических рекомендаций по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, на повышение количественных и качественных изменений показателей звукопроизношения.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи выполнены, гипотеза доказана.
1. Агаева, И.Б. Курсовая и выпускная квалификационная работы как формы организации самостоятельной деятельности студента: учебное пособие / И.Б. Агаева, Г.А. Проглядова. - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015. - 188 с.
2. Аксенова, Л.И. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3 лет / Л.И. Аксенова, А.А. Лисеев, Н.Ш. Тюрина, Е.В. Шкадаревич // Дефектология. - 2002. - № 5. - С. 3-27.
3. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие / Е. Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 319 с.
4. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 331 с.
5. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ, 2010. - 254 с.
6. Белякова, Л.И. Заикание: учебное пособие для студентов
педагогических институтов по специальности «Логопедия»//Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова - М.: В. Секачев, 1998. - 304 с.: ил.
7. Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия /Л.И. Белякова. - М.: ГИЦ Владос,
2013. - 287 с.
8. Бенилова, С.Ю. Логопедия. Системные нарушения речи у детей (этиопатогенез, классификации, коррекция, профилактика). Монография. Гриф МО РФ /С.Ю. Бенилова. - Изд-во: Московский психолого-социальный университет (МПСУ). - Москва, 2014. - 536.
9. Борозинец, Н.М. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие / Н.М. Борозинец, Т.С. Шеховцова. - Ставрополь: ООО «Борцов», 2008. - 224 с.
10. Брюховских, Л.А. Дизартрия: учебно-методическое пособие по логопедии /Л.А. Брюховских. - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2012. -180с.
11. Брюховских, Л.А. Дизартрия: учебно-методическое пособие по логопедии. Изд-е 2, перераб. и доп. / Л.А. Брюховских. - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015. - 180с.
12. Брюховских, Л.А. Нарушение грамматических структур у детей с дизартрией. Диагностика и коррекция: монография / Л.А. Брюховских. - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2014. - 150 с.
13. Вакуленко, Л.С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей / Л.С. Вакуленко. - СПб.: Детство-Пресс, 2012. - 128 с.
14. Вакуленко, Л.С. Воспитание и обучение детей с нарушениями речи. Психология детей с нарушениями речи: учебно-методическое пособие / Л.С. Вакуленко. - М.: Форум, 2013. - 272 с.
15. Винарская, Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. - М.: АСТ, 2009. - 144 с....57