Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Работа №153298

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы67
Год сдачи2015
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования
1.1. Характеристика памяти как психологического процесса 9
1.2. Особенности развития памяти в онтогенезе 18
1.3. Особенности памяти младших школьников с нарушением
интеллекта 23
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ.
2.1. Организация, методы и методики исследования 34
2.2. Анализ результатов исследования 42
2.3. Методические рекомендации по коррекции зрительной памяти у детей
младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 49
Заключение 55
Список литературы 58
Приложения 66

Актуальность
Память — это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это «волшебная шкатулка», которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Человек без памяти не был бы человеком. Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Если бы не было памяти, мы не могли бы понять ни одного предложения, так как, не успев дочитать до конца, забыли бы его начало. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями. [61].
Изучением памяти занимались многие зарубежные и отечественные ученые, такие как Г. Эббингауз, З. Фрейд, А. Бине, К. Бюлер, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, Б. В. Зейгарник, Л. С. Выготский и другие. Исследованиями памяти и в настоящее время заняты представители различных наук: медицины, генетики, психологии, кибернетики и других. Остаются спорными многие вопросы относительно проблемы памяти. При поступлении ребёнка в школу, резко увеличивается объем сведений, которые необходимо усваивать ежедневно. Запоминание информации прежним, распространенным в школьном возрасте, механическим способом (многократным проговариванием усваиваемого материала) с каждым годом обучения становится все менее эффективным. Учебная деятельность неукоснительно требует от ребенка запоминания. Учитель дает ребенку указания, каким образом можно запомнить и воспроизвести то, что следует выучить. Вместе с детьми он обсуждает содержание и объем материала, распределяет его на части (по смыслу, по трудности запоминания и др.), учит контролировать процесс запоминания. Поэтому с каждым годом все острее встает проблема школьной адаптации детей, отмечается значительный рост числа учащихся, отстающих в учебе из-за недостаточной психологической готовности к обучению.
В настоящее время резко увеличивается число детей с отклонениями в психическом развитии.
Растет число Центров коррекции и реабилитации для оказания психологической помощи детям, специалисты утверждают, что традиционные психолого-педагогические средства перестают давать эффективные результаты.
Массовый характер указанной тенденции является одной из причин остроты постановки проблемы так называемых «трудных детей», испытывающих затруднения, как в обучении, так и в социализации. Эти дети чаще всего попадают в коррекционные классы или школы или вообще оставляют ее.
Внимание и запоминание являются одним из основных условий, обеспечивающих усвоение детьми доступного для них объема знаний и умений. Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний о самом себе, обладание нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек - все это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение. Систематическое, целенаправленное обладание знаниями и навыками, предусмотренными школьной программой, преобладает определенный уровень развития памяти детей, в том числе и произвольной, логической памяти ребенка, т.е. памяти, основанной на понимании, на специальной мыслительной обработке материала в целях его запоминания и восприятия.
Изучение внимания и памяти младших школьников с нарушением интеллекта осуществляется с конца 50-х годов XX века. Такие ученые как Л.С. Выготский, З.М.Истомина, С.Л. Рубинштейн, Б.Г.Аноньев, А.И.Леонтьев, А.В.Запорожец, В.В. Давыдов, П.Я.Гальперин, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.А. Венгер, В.С.Мухина, их ученики и сотрудники проводили исследование по этой теме. А также психологи и психологи зарубежных стран, например В. Штерн, К. Бюллер, Ж.Пиаже, К. Коффки,
Э.Клаперед, З.Фрейд, А. Воллон, Р.Заззо, Э. Эриксон, Дж. Брунер и другие.
Несмотря на то, что исследования психологов рассматриваются в разных аспектах развития памяти, все они придерживаются одной цели - формирование у ребенка умений управлять процессами творчества, фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций, что очень тесно связано с умением запоминать, воспроизводить, повторять.
Отсюда, формирование выявление приемов, методов коррекции когнитивной сферы и памяти в частности представляется нам наиболее актуальной.
Проблема исследования. Особенности зрительной памяти младших школьников с нарушением интеллекта остаются малоизученными, для успешной учебной деятельности важно дальнейшее изучение данной проблемы.
Объект исследования. Зрительная память младших школьников с нарушением интеллекта
Предмет исследования. Особенности зрительной памяти младших школьников с нарушением интеллекта.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что у младших школьников с нарушением интеллекта низкий уровень объема зрительной памяти, а так же воспроизведения и точность запоминания, что позволит нам в дальнейшем составить методические рекомендации по коррекции зрительной памяти.
Цель исследования. Изучить особенности зрительной памяти младших школьников с нарушением интеллекта и составить методические рекомендации по коррекции зрительной памяти у детей младшего школьного возраста
В соответствии с целью и гипотезой нами были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого­педагогической литературы определить современное состояние проблемы исследования.
2. Выявить особенности зрительной памяти младших школьников с нарушением интеллекта.
3. Подобрать рекомендации по коррекции зрительной памяти младших школьников с нарушением интеллекта.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении и конкретизации современных представлений об общих и специфических закономерностях отклоняющегося развития, о специфике зрительной памяти младших школьников с нарушением интеллекта.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные в ходе исследования данные и предложенные методические рекомендации могут быть использованы психологами, педагогами, родителями для развития зрительной памяти у младших школьников с нарушением интеллекта.
Методологическую основу нашего исследования составили современные теоретические достижения психологии об объективных законах развития психики, об общих и специфических закономерностях психического развития умственно отсталого ребенка (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский).
Для реализации поставленных задач и проверки гипотезы будут использованы методы исследования, адекватные объекту и предмету изучения:
1. методы теоретического исследования: изучение и анализ психологической и педагогической литературы;
2. организационные методы: наблюдение, беседа, изучение медико­педагогической документации, сбор и анализ анамнестических данных, анализ продуктов деятельности детей;
3. психодиагностические методики:
• методика «Запомни 10 слов» (по А.Р. Лурия)
• методика «Пиктограмма» (по А.Р.Лурия)
-методика «зрительная память» (по Семаго Н.Я, Семаго М. М.)
4. методы количественного и качественного анализа.
База исследования: В исследовании принимали участие 20 детей с нарушением интеллекта Краевого государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Партизанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида". С. Партизанское....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной выпускной квалификационной работе мы рассмотрели проблему развития зрительной памяти у учащихся младших классов с нарушением интеллекта.
Г оворя об общем состоянии разработанности проблемы памяти сегодня, следует отметить, что в настоящее время многие вопросы в изучении этого психического процесса остаются неразрешенными, в науке нет единой, законченной теории памяти, существует множество различных подходов к ее исследованию.
Были решены поставленные перед нами задачи исследования.
В ходе анализа литературы, мы выяснили, что память представляет собой один из ведущих психических процессов, имеющих особо важное значение в младших классах, когда сохранение полученной информации является основополагающим для успешной учебной деятельности.
Согласно общепринятым представлениям и мнениям педагогов, младшие школьники с нарушением интеллекта значительно хуже запоминают и воспроизводят учебный материал, чем их нормально развивающиеся сверстники. Анализ результатов всех экспериментальных исследований и наблюдений за детьми с нарушением интеллекта, проведенных отечественными и зарубежными психологами и педагогами, позволил выделить ряд качественных особенностей памяти, отличающих их от нормально развивающихся младших школьников: снижение
продуктивности запоминания и его неустойчивость; слабая избирательность; недостаточный объем и точность запоминания; быстрое забывание и низкая скорость запоминания материала; низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения; неумение преднамеренно применять рациональные способы запоминания; сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной; заметное преобладание наглядной памяти над словесной; недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и воспроизведении.
Данная выпускная квалификационная работа была проведена с целью подтверждения гипотезы, что у младших школьников с нарушением интеллекта будут наблюдаться различия в особенностях зрительной памяти.
Таким образом, констатирующий эксперимент исследования позволил сделать следующие выводы:
- в экспериментальной группе после проведенного эксперимента выявили, что уровень памяти через отсроченное время снижается у некоторых детей, несмотря на зрительные опоры.
Выявлено, что недостатки обнаруживаются в разных видах памяти и при разных способах запоминания. Обнаружено также, что продуктивность запоминания наглядного материала несколько выше, чем словесного.
Изучая память детей с нарушением интеллекта, мы направляли свои усилия на изучение вопросов следующего характера: как понимают, запоминают и передают дети с нарушением интеллекта полученную информацию; как долго может поступавшая информация удерживаться в памяти детей; какие задачи, необходимо ставить перед ними и какими свойствами должен обладать подаваемый материал.
Проведенная работа свидетельствует о некоторой чувствительности школьников с нарушением интеллекта к форме, в которой им предъявляется материал для запоминания и воспроизведения. Так, например, при неоднократном повторении группы слов дети быстрее адаптировались к заданию и легче с ним справились. Так как в учебной деятельности они каждый день почти на каждом уроке выполняют подобные задания.
Специальная психология располагает значительным количеством разноаспектных материалов, освещающих специфические особенности и динамику памяти учащихся с недоразвитием интеллекта. Однако целый ряд весьма интересных и весьма актуальных для теории и практики вопросов остался неизученным. К их числу, несомненно, относятся те, которые связаны с запоминанием и воспроизведением материала, а также с влиянием эмоций на мнестическую деятельность школьников.
Таким образом, при работе с детьми с недостаточно развитым интеллектом надо учитывать их психологические особенности, их быструю утомляемость. Нужно опираться на значительно большее число повторений. Без многократных повторений учебного материала дети с нарушением интеллекта очень быстро его забывают, так как обретенные ими условные связи угасают значительно быстрее, чем у нормальных детей. Важнейшим средством укрепления памяти и преодоления забывчивости является такая организация режима их жизни, при которой могло бы быть достигнуто максимальное восстановление силы и уравновешенности нервных процессов.


1. Айсмонтас Б. Б. Общая психология: Схемы. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 288 с.
2. Андреев П. А. Техника развития памяти / Олег Андреев. — М. : АСТ : Астрель ; Владимир : ВКТ, 2010. — 313 с.
3. Асеев В.Г. Возрастная психология: учебное пособие. Иркутск, 1989.
4. Белякова С.В. Дети с отклонениями в развитии. Кто они? / С.В. Белякова.- М., 2010.-104 с.
5. В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
6. Виноградова А.Д. и др. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2111 "Дефектология"/ А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова; Сост. А.Д. Виноградова.- М.: Просвещение, 1985. - 144 с.
7. Выготский, Л. С. Основы дефектологии. / Л. С. Выготский. - СПб. : Лань, 2003. - 656 с.
8. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский ; под ред. В.В. Давыдова. — М. : АСТ : Астрель, 2010. — 671 с.
9. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Культурное развитие специальных функций: память // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.406-419.
10. Джеймс, У. Память./ У. Джеймс// Психология памяти; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтера и В.Я. Романова.- М.: ЧеРо, 1998.- 816 с.
11. Дмитриева Л.И. Особенности запоминания у учащихся младших классов вспомогательных школ // Проблемы диагностики коррекции, валеологии в специальном (коррекционном) образовании. - Красноярск, 1996. - С. 23-29.
12. Дубровина М.В. Психология : учебник / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан ; под ред. И.В. Дубровиной. - М. : Академия, 2011. - 464 с.
13. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога - дефектолога /
Т.Б.Епифанцева [и др.]- 2-е изд. - Ростов -на- Дону: Феникс, 2006. - 576с. -(Сердце отдаю детям).
14.Замский Х. С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века / Х. С. Замский. - Москва: Академия, 2008. - 368
15.Занков Л.В. Психология умственно отсталого ребенка. - М.: Учпедгиз, 1939. - С.64....80


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ