Введение 3
Глава 1 Содержательные аспекты процесса изучения эволюции социального строя Российской империи в пореформенный период в школьном курсе истории 9
1.1 Влияние отмены крепостного права на формирование
крестьянского общественного сознания 9
1.2 Влияние изменения социальной структуры общества на
положение дворянства, духовенства и городского сословия 13
1.3 Влияние изменения социальной структуры общества на
образование и гражданско-правовую активность населения 22
Выводы по главе 1 38
Глава 2 Методические особенности процесса изучения эволюции социального строя Российской империи в пореформенный период в школьном курсе истории 40
2.1 Место и роль изучения эволюции социального строя Российской
империи в пореформенный период в школьном курсе истории 40
2.2 Психолого-педагогические особенности учеников 8 классов как
субъектов процесса изучения эволюции социального строя Российской империи в пореформенный период в школьном курсе истории 2
2.3 Педагогические решения по реализации процесса изучения
эволюции социального строя Российской империи в пореформенный период в школьном курсе истории 8
Выводы по главе 2 18
Заключение 19
Актуальность исследования. Изучение процессов социальных изменений в обществе происходит различными научными дисциплинами: философией, историей, социологией, психологией. В контексте исторической науки различные периоды имеют разную значимость с точки зрения влияния на исторические процессы в стране, так и на их изучение в школьном курсе истории. Российской истории особенно свойственно быть противоречивой в оценках и подходах, не исключением является и период правления Александра II. С одной стороны, это время, предшествующее модернизационным изменениям в экономике, обществе и сознании людей. С другой - период, когда такое позорное явление, как рабство, продолжало существовать. Власть смогла не только осознать все противоречие этого явления, но и разрешить это. Не случайно в обществе до сих пор период реформ Александра II носит название «Великих реформ». Великими можно их считать, не только по значению задач поставленных и их выполнение, но и влиянию на российское общество в целом. Буквально каждый житель почувствовал на себе данные преобразования.
В контексте изучения школьного курса истории о Российской империи, периода1861-1905 годов, о развитии социальной структуры сказано много, это объясняется важностью эволюции данного феномена, поскольку только с отменой крепостного права появилась значительное «разделение» общества. Россия, отойдя от крепостного права, сегодня также рассматривается с точки зрения деления общества на социальные группы. Вот почему рассмотрение предлагаемой темы в школьном курсе истории позволит расширить представления о социальной структуре Российской империи в пореформенный период, где можно продемонстрировать ученикам различные его стороны и особенности.
Степень изученности проблемы. Существенный вклад в изучении условий школьного обучения внесли следующие ученые: С.Л. Рубинштейн, В.С. Библер, В.В. Давыдов, А.М. Матюшкин, В.А Моляко, Д.В. Ушаков, Я.А. Пономарев. В отношении общих и специальных учебных возможностей учащихся: В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, Б.М. Теплов. Различные вопросы активизации познавательной деятельности в рамках конкретных образовательных программ изучали: Р.К Баучиева, О.В Богданова В.А Далингер, Н.А Журавлева, С.Н Казначеева, Л.Д Кудрявцев, О.В Краюхина, О.Л Никольская Е.Ю. Прошина.
Всесторонний анализ исторических источников в совокупности с научной психолого-педагогической и методической литературой в области школьного обучения позволяют выделить следующие противоречия:
- объективной потребностью государства и общества на формирование исторической культуры общественности, и недостаточно выраженным интересом современной школы в изучении процессов трансформации социальной структуры России в историческом контексте;
- потребностью педагогического сообщества в организационно-методическом сопровождении процесса изучения пореформенного периода Российской империи и недостаточным использованием педагогического потенциала изучения эволюции социальной структуры в этот период;
- потребностью учительского сообщества в наличии педагогических решений по изучению эволюции социальной структуры Российской империи в пореформенный период в школьном курсе истории и их недостаточным описанием в научно-методической литературе.
Выделенные противоречия позволяют обозначить проблему исследования: какие педагогические решения будут способствовать изучению процесса эволюции социальной структуры Российской империи в пореформенный период в школьном курсе истории.
Актуальность поставленной проблемы в совокупности с результатами поиска оптимального пути её решения определили тему исследования: «Эволюция социальной структуры Российской империи в пореформенный период в школьном курсе истории».
Разрешение указанной ранее проблемы составляет цель данной работы.
Объект: процесс изучения эволюции социальной структуры Российской империи в пореформенный период в школьном курсе истории.
Предмет: педагогические решения по организации процесса изучения эволюции социальной структуры Российской империи в пореформенный период в школьном курсе истории.
Гипотеза исследования: процесс изучения эволюции социальной структуры Российской империи в пореформенный период в школьном курсе истории будет эффективным если:
- выявлено и проанализировано теоретическое содержание изучения эволюции социальной структуры Российской империи в пореформенный период в школьном курсе истории;
- определены психолого-педагогические и возрастные особенности школьников 8 классов как субьектов процесса изучения эволюции социальной структуры Российской империи в пореформенный период в школьном курсе истории;
- охарактеризовано организационно-педагогическое обеспечение процесса изучения эволюции социальной структуры Российской империи в пореформенный период в школьном курсе истории;
- обоснованы педагогические решения по изучения эволюции социальной структуры Российской империи в пореформенный период в школьном курсе истории;
В соответствии с целью, объектом, и гипотезой определены основные задачи исследования:
1. выявить и проанализировать теоретическое содержание изучения эволюции социальной структуры Российской империи в пореформенный период в школьном курсе истории;
2. определить психолого-педагогические и возрастные особенности школьников 8 классов как субъектов процесса изучения эволюции социальной структуры Российской империи в пореформенный период в школьном курсе истории;
3. охарактеризовать организационно-педагогическое обеспечение процесса изучения эволюции социальной структуры Российской империи в пореформенный период в школьном курсе истории;
4. обосновать педагогические решения по изучению эволюции социальной структуры Российской империи в пореформенный период в школьном курсе истории.
Методологическую основу составили фундаментальные положения современной философии, общей педагогики и истории образования о всеобщей связи и целостности явлений педагогической действительности; системном подходе к изучению явлений; закономерностях самоорганизации педагогических систем; программно-целевом подходе к их организации; социально-исторической обусловленности педагогических феноменов (А.В. Аверьянов, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.Г. Буданов, С.П. Курдюмов, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин).
Теоретическими основаниями исследования выступили идеи о системной природе и сущности образования и воспитания (Л.В. Байбородова, B. А. Караковский, И.А. Колесникова, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова), о современной государственной политики в области образования (А.К. Быков, C. В. Дармодехин, Е.В. Бондаревская, Л.Е. Никитина, Г.Н. Филонов); теории целостного развития педагогического процесса (Ю.В. Васильев, В.С. Ильин, И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин, Т.И. Шамова), труды ученых-просветителей и педагогов-новаторов в области воспитания (Ф.С. Салтыкова, И.И. Бецкого, К.Д. Ушинского, В.Н. Сорока-Россинского, А.С. Макаренко).
Методы исследования: анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме организации исторического обучения; конкретизация содержания процесса изучения эволюции социальной структуры Российской империи в пореформенный период, системный анализ места и роли процесса изучения эволюции социальной структуры Российской империи в пореформенный период в школьном курсе истории.
Новизна исследования состоит в том, что выявлены плодотворные идей организации процесса изучения исторических личностей, обобщен существующий опыт и описаны методические особенности организации процесса изучения эволюции социальной структуры Российской империи в пореформенный период, отвечающие требованиям исторического образования в средней школе.
Теоретическая значимость исследования заключается:
- изучена, систематизирована и обобщена психолого-педагогическая литература по проблеме особенностей организации изучения эволюции социальной структуры Российской империи в пореформенный период;
- выявлен и проанализирован положительный организационно-методический опыт изучения эволюции социальной структуры Российской империи в пореформенный период;
- выявлены и описаны особенности организации изучения эволюции социальной структуры Российской империи в пореформенный период.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана модель эффективной организации изучения эволюции социальной структуры Российской империи в пореформенный период, технология ее внедрения, методические условия ее эффективности. Представлено методическое обоснование социально-педагогического взаимодействия с учащимися на уроке в рамках изучения соответствующего материала. Полученные результаты и рекомендации могут быть использованы при разработке поурочной программы предмета, экспериментальных уроков; при прохождении учебной практики студентами-преподавателями истории.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка используемой литературы.
В ходе проведения данного исследования, были получены следующие результаты:
1. выявлено и проанализировано теоретическое содержание изучения эволюции социальной структуры Российской империи в пореформенный период в школьном курсе истории;
2. определены психолого-педагогические и возрастные особенности школьников 8 классов как субъектов процесса изучения эволюции социальной структуры Российской империи в пореформенный период в школьном курсе истории;
3. охарактеризовано организационно-педагогическое обеспечение процесса изучения эволюции социальной структуры Российской империи в пореформенный период в школьном курсе истории;
4. обоснованы педагогические решения по изучению эволюции социальной структуры Российской империи в пореформенный период в школьном курсе истории.
Таким образом, все поставленные задачи были выполнены, а цель исследования достигнута. Теоретико-логические основы работы позволяют говорить о том, что гипотеза исследования подтверждена, и эффективность процесса изучения эволюции социальной структуры Российской империи в пореформенный период в школьном курсе истории может быть повышена.
Более подробные практические выводы можно получить посредством дальнейшего проведения контролируемого педагогического эксперимента в рамках реализации описанных педагогических решений при продолжении данного исследования.