Особенности политики французского абсолютизма по отношению к гугенотам
|
Введение 2
2. Глава I. Социально-экономическое, политическое и идеологическое
развитие Франции в XVI-XVII веках 7
3. Появление протестантизма во Франции 18
4. Глава II. Политика Французского абсолютизма по отношению к
гугенотам в XVI веке 21
5. Причины и последствия религиозных войн. Нантский
эдикт 21
6. Глава III. Политика Французского абсолютизма по отношению к
гугенотам в XVII веке 38
7. Религиозная политика при Людовике XIII 38
8. Кардинал Ришелье 44
9. Религиозная политика при Людовике XIV 53
10. Отношение общества к отмене Нантского эдикта 60
11. Заключение 62
12. Библиографический список 67
13. Приложение. Элективный курс «Французский абсолютизм в XVI-XVII
веках» для 10-11 класса
2. Глава I. Социально-экономическое, политическое и идеологическое
развитие Франции в XVI-XVII веках 7
3. Появление протестантизма во Франции 18
4. Глава II. Политика Французского абсолютизма по отношению к
гугенотам в XVI веке 21
5. Причины и последствия религиозных войн. Нантский
эдикт 21
6. Глава III. Политика Французского абсолютизма по отношению к
гугенотам в XVII веке 38
7. Религиозная политика при Людовике XIII 38
8. Кардинал Ришелье 44
9. Религиозная политика при Людовике XIV 53
10. Отношение общества к отмене Нантского эдикта 60
11. Заключение 62
12. Библиографический список 67
13. Приложение. Элективный курс «Французский абсолютизм в XVI-XVII
веках» для 10-11 класса
Проблема взаимоотношений между католиками и протестантами во Франции в XVI - XVII веках носила не столько идеологический, сколько политический характер.
Тема представляет теоретический и практический интересы, так как изучение этапов становления французского абсолютизма, напрямую связано с религиозной ситуацией в стране. Применение на практике, в качестве элективного курса в общеобразовательных учреждениях для старших классов, способствует развитию в учащихся предметных и метапредметных связей; вырабатывает критическое мышление при сопоставлении источников разных типов, таких как мемуары и эдикты. Практическое применение соответствует требованиям ФГОС и Историко-культурного стандарта в формировании у учащихся знаниевой компоненты, умению систематизировать полученный материал, умению работать с историческими источниками и формированию самостоятельного выдвижения гипотез.
В приложении данной выпускной квалификационной работы находится разработка элективного курса «Французский абсолютизм в XVI-XVII веках» для 10-11 класса. Курс разработан на основе исследовательской работы и направлен на реализацию требований ФГОС и ИКС. Данную работу можно будет использовать за основу при преподавании элективного курса, чем и объясняется ее развернутый характер, в плане описания событий.
Вопрос считается дискуссионным не только в России, но и за рубежом, так как существуют различные точки зрения на причины проводимой политики французских монархов по отношению к гугенотам, например, политика абсолютизма носила объединительный характер; или же - политика абсолютизма носила жестокое и антигуманное направление, по отношению к протестантам.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена противоречием точек зрения историков на мотивы и итоги, проводимой монархами религиозной политики.
В данной работе будет рассмотрена и проанализирована политика французского абсолютизма по отношению к людям некатолического вероисповедания - гугенотам.
Объектом исследования является внутренняя политика (или - религиозная политика) французского абсолютизма последних монархов династии Валуа и эпохи первых Бурбонов, в исторический период - с XVI по XVII век.
Предметом работы является изучение особенностей политики французского абсолютизма по отношению к гугенотам.
Целью исследования является анализ эволюции политики Франции по отношению к протестантам в периоды правления двух монарших династий - Валуа и Бурбонов.
Для выполнения цели исследовательской работы нужно выполнить следующие задачи:
1. Описать внутреннее и внешнеполитическое положение Франции начала XVI - XVII века.
2. Охарактеризовать причины и последствия гражданских войн во Франции.
3. Охарактеризовать религиозную политику династии Валуа.
4. Изучить политику Людовика XIII и Людовика XIV, как завершение эволюции политики французского абсолютизма по отношению к гугенотам.
5. Разработать программу элективного курса «Французский абсолютизм в XVI-XVII веках», которая будет направленна на углубленное изучение политического, религиозного и социально-экономического положения Франции в XVI-XVII веках.
Хронологические рамки работы: исторический период с XVI по XVII век, обоснованы тем, что именно в первой половине XVI века идеи Реформации появляются во Франции, и именно с этого времени начинается изучаемый нами период. Окончание XVII - это правление Людовика XIV и принятие эдикт Фонтенбло в 1685 году, согласно которому гугенотов фактически не осталось во Франции.
Религиозная политика такого государства, как Франция, по отношению к протестантам, всегда привлекала не только историков, но и обычных читателей.
Историографическая база данного исследования представлена работами как зарубежных, так и отечественных авторов.
В зарубежной историографии можно выделить две точки зрения на гугенотский вопрос и его роль периода расцвета французского абсолютизма. Представители первого, наиболее яркими авторами которого являются Кнехт Роберт Дж., Петер К. Хартманн, Иен Литтлвуд, считают эту политику эффективной и вызванной не религиозными, а политическими причинами и задачами единства Франции. Представители второго направления, наиболее яркими авторами которого являются П. Губер, считают именно религиозные вопросы главным мотивом проводимой политики французских монархов. Также считаю важным отметить авторов, таких как Р. Мунье, И. -М. Берсе, которые особо подчеркивают роль Ришелье, сумевшего своими политическими концепциями добиться укрепления монархии в стране, в том числе и в решении гугенотского вопроса.
В отечественной историографии также существуют несколько оценок проводимой политики монархов по отношению к гугенотам. Представители первой, такие авторы, как Кареев Н., Чудинов А.В., считают, что религиозная политика Людовик XIV, пагубно повлияла на экономическое положение Франции, так как большинство гугенотов, сбежавших из страны, были буржуа среднего и высокого достатка, умелыми ремесленниками.
Представители другой точки зрения, а именно Плешкова С.Л., Гуревич Я.Г., характеризуют политику монархов по отношению к гугенотам, как вынужденную меру по объединению страны, что конфессиональная позиция французских королей напрямую зависела от степени огосударствления галликанской церкви и активности Реформационного движения. По сути, не исключала взаимосвязь абсолютизма и давления на протестантов.
Особенно следует выделить точку зрения отечественных ученых на кардинала Ришелье: историки марксистского толка (Б.Ф. Поршнев Люблинская) считают, что действия кардинала Ришелье направлены именно на борьбу с феодализмом, подчас неосознанную, в целях утверждения монархии.
Как мы видим, деятельность монархов данного исторического периода изучена разносторонне, как зарубежными, так и отечественными учеными; довольно большое количество разных точек зрения на проводимую политику. И в то же время, тема гонений гугенотов представляет собой большое поле для исследовательской деятельности.
Источниковая база данного исследования представлена нормативными и субъективными источниками. К субъективным источникам относятся: мемуары кардинала Армана дю Плесси Ришелье, мемуары Франсуа де Ларошфуко, мемуары Людовика XIV; свидетельство Варфоломеевской ночи гугенота Агриппы д’Обинье; рассказ очевидца, историка XVI века Де Ту о Дне Баррикад 12-13 мая 1558 года; записи из дневника герцога Сюлли, характеризующие королевский двор Генриха IV; мемуары Сен- Симона, мемуары Жан Батиста Висконти, работа Босюэ «Божественная королевская власть».
К нормативным документам, из которых мы можем сделать вывод, отталкиваясь от сухих фактов: Конкордат Франциска I с Папой Львом Х, Булла Папы об Аннатах, Сен - Жерменский эдикт, Эдикт Болье, Нантский эдикт, Обращение Генриха IV к Тулузскому парламенту, Алесский эдикт, эдикт Фонтенбло.
Данная источниковая база сформирована исходя из важнейших событий, повлиявших на положение гугенотов в стране, а также на мемуарах современников, для более полного представления последствий проводившейся политики во Франции.
Тема представляет теоретический и практический интересы, так как изучение этапов становления французского абсолютизма, напрямую связано с религиозной ситуацией в стране. Применение на практике, в качестве элективного курса в общеобразовательных учреждениях для старших классов, способствует развитию в учащихся предметных и метапредметных связей; вырабатывает критическое мышление при сопоставлении источников разных типов, таких как мемуары и эдикты. Практическое применение соответствует требованиям ФГОС и Историко-культурного стандарта в формировании у учащихся знаниевой компоненты, умению систематизировать полученный материал, умению работать с историческими источниками и формированию самостоятельного выдвижения гипотез.
В приложении данной выпускной квалификационной работы находится разработка элективного курса «Французский абсолютизм в XVI-XVII веках» для 10-11 класса. Курс разработан на основе исследовательской работы и направлен на реализацию требований ФГОС и ИКС. Данную работу можно будет использовать за основу при преподавании элективного курса, чем и объясняется ее развернутый характер, в плане описания событий.
Вопрос считается дискуссионным не только в России, но и за рубежом, так как существуют различные точки зрения на причины проводимой политики французских монархов по отношению к гугенотам, например, политика абсолютизма носила объединительный характер; или же - политика абсолютизма носила жестокое и антигуманное направление, по отношению к протестантам.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена противоречием точек зрения историков на мотивы и итоги, проводимой монархами религиозной политики.
В данной работе будет рассмотрена и проанализирована политика французского абсолютизма по отношению к людям некатолического вероисповедания - гугенотам.
Объектом исследования является внутренняя политика (или - религиозная политика) французского абсолютизма последних монархов династии Валуа и эпохи первых Бурбонов, в исторический период - с XVI по XVII век.
Предметом работы является изучение особенностей политики французского абсолютизма по отношению к гугенотам.
Целью исследования является анализ эволюции политики Франции по отношению к протестантам в периоды правления двух монарших династий - Валуа и Бурбонов.
Для выполнения цели исследовательской работы нужно выполнить следующие задачи:
1. Описать внутреннее и внешнеполитическое положение Франции начала XVI - XVII века.
2. Охарактеризовать причины и последствия гражданских войн во Франции.
3. Охарактеризовать религиозную политику династии Валуа.
4. Изучить политику Людовика XIII и Людовика XIV, как завершение эволюции политики французского абсолютизма по отношению к гугенотам.
5. Разработать программу элективного курса «Французский абсолютизм в XVI-XVII веках», которая будет направленна на углубленное изучение политического, религиозного и социально-экономического положения Франции в XVI-XVII веках.
Хронологические рамки работы: исторический период с XVI по XVII век, обоснованы тем, что именно в первой половине XVI века идеи Реформации появляются во Франции, и именно с этого времени начинается изучаемый нами период. Окончание XVII - это правление Людовика XIV и принятие эдикт Фонтенбло в 1685 году, согласно которому гугенотов фактически не осталось во Франции.
Религиозная политика такого государства, как Франция, по отношению к протестантам, всегда привлекала не только историков, но и обычных читателей.
Историографическая база данного исследования представлена работами как зарубежных, так и отечественных авторов.
В зарубежной историографии можно выделить две точки зрения на гугенотский вопрос и его роль периода расцвета французского абсолютизма. Представители первого, наиболее яркими авторами которого являются Кнехт Роберт Дж., Петер К. Хартманн, Иен Литтлвуд, считают эту политику эффективной и вызванной не религиозными, а политическими причинами и задачами единства Франции. Представители второго направления, наиболее яркими авторами которого являются П. Губер, считают именно религиозные вопросы главным мотивом проводимой политики французских монархов. Также считаю важным отметить авторов, таких как Р. Мунье, И. -М. Берсе, которые особо подчеркивают роль Ришелье, сумевшего своими политическими концепциями добиться укрепления монархии в стране, в том числе и в решении гугенотского вопроса.
В отечественной историографии также существуют несколько оценок проводимой политики монархов по отношению к гугенотам. Представители первой, такие авторы, как Кареев Н., Чудинов А.В., считают, что религиозная политика Людовик XIV, пагубно повлияла на экономическое положение Франции, так как большинство гугенотов, сбежавших из страны, были буржуа среднего и высокого достатка, умелыми ремесленниками.
Представители другой точки зрения, а именно Плешкова С.Л., Гуревич Я.Г., характеризуют политику монархов по отношению к гугенотам, как вынужденную меру по объединению страны, что конфессиональная позиция французских королей напрямую зависела от степени огосударствления галликанской церкви и активности Реформационного движения. По сути, не исключала взаимосвязь абсолютизма и давления на протестантов.
Особенно следует выделить точку зрения отечественных ученых на кардинала Ришелье: историки марксистского толка (Б.Ф. Поршнев Люблинская) считают, что действия кардинала Ришелье направлены именно на борьбу с феодализмом, подчас неосознанную, в целях утверждения монархии.
Как мы видим, деятельность монархов данного исторического периода изучена разносторонне, как зарубежными, так и отечественными учеными; довольно большое количество разных точек зрения на проводимую политику. И в то же время, тема гонений гугенотов представляет собой большое поле для исследовательской деятельности.
Источниковая база данного исследования представлена нормативными и субъективными источниками. К субъективным источникам относятся: мемуары кардинала Армана дю Плесси Ришелье, мемуары Франсуа де Ларошфуко, мемуары Людовика XIV; свидетельство Варфоломеевской ночи гугенота Агриппы д’Обинье; рассказ очевидца, историка XVI века Де Ту о Дне Баррикад 12-13 мая 1558 года; записи из дневника герцога Сюлли, характеризующие королевский двор Генриха IV; мемуары Сен- Симона, мемуары Жан Батиста Висконти, работа Босюэ «Божественная королевская власть».
К нормативным документам, из которых мы можем сделать вывод, отталкиваясь от сухих фактов: Конкордат Франциска I с Папой Львом Х, Булла Папы об Аннатах, Сен - Жерменский эдикт, Эдикт Болье, Нантский эдикт, Обращение Генриха IV к Тулузскому парламенту, Алесский эдикт, эдикт Фонтенбло.
Данная источниковая база сформирована исходя из важнейших событий, повлиявших на положение гугенотов в стране, а также на мемуарах современников, для более полного представления последствий проводившейся политики во Франции.
При проведении исследовательской работы по политике французского абсолютизма по отношению к гугенотам в XVI-XVII была проанализирована и рассмотрена религиозная политика монархов двух разных правящих династий Валуа и Бурбонов. Проводимая политика монархов: Франциска I, Генриха II, Франциска II, Карла IX, Генриха IV, Людовика XIII и Людовика XIV, а также деятельность в этой сфере католического кардинала Ришелье. При исследовании протестантизма во Франции в этот период, была выявлена взаимосвязь становления абсолютной монархии с усилением давления на гугенотов и последующей ликвидацией свободного вероисповедания в стране других религий, кроме католической.
В период правления династии Валуа, начиная с правления Франциска I и заканчивая Генрихом III, ясно прослеживаются следующие особенности: каждый монарх, первое непродолжительное время после восшествия на престол, был веротерпим по отношению к протестантам и не предпринимал никаких жестоких мер по пресечению распространения идей Реформации. В дальнейшем же, когда гугеноты стали настойчивей проявлять сепаратистские настроения, религиозная политика изменялась на диаметрально противоположную. После «дела о листовках» Франциск I учреждает «Огненные палаты», направленные на искоренение ереси. Генрих II, который также первое время своего правления терпимо относился к гугенотам, в последствии, обеспокоенный развитием Реформации, принимает репрессивные законы. К этому времени кальвинисты представляли собой серьезную силу, во главе которой стояли оппозиционно настроенные представители высшей знати. Генрих II возобновляет «Огненные палаты». Со смертью Генриха, престол переходит по очереди к его сыновьям, по сути, страной управляет Екатерина Медичи, королева-мать. И здесь мы также видим смягчение религиозной политики в первое время правления каждого из сыновей Генриха, направленное на объединение страны и окончание гражданских войн. Но эти меры не помогли, и политика также кардинально меняется.
Стоит отметить, что религиозная политика последних королей Валуа постоянно меняется: веротерпимость - репрессии. Это связано с тем, что авторитет королевской власти ослаблен, родовая знать не спешит выполнять никакие эдикты: ни католики, ни гугеноты. И, зачастую, все эдикты, например, такие как Сен-Жерменский мирный договор, эдикт Болье, были изданы от необходимости сохранить престол в руках Валуа. Екатерина Медичи выбрала политику компромисса как с католиками, так и с гугенотами. Не забывая, постоянно сталкивать их друг с другом, оставляя королевскую династию в стороне от конфликта.
Генрих III же, взойдя на престол, опять же сначала выбрал религиозную веротерпимость. Впоследствии, уже была постоянно изменяющаяся религиозная политика, в зависимости от того, какая фракция была в этот период более сильной, католическая или протестантская.
В целом, религиозная политика Валуа была направлена на удержание королевского престола в руках правящей династии. Если при Франциске I и Генрихе II религиозная политика и была связана с постепенным усилением абсолютизма, то при последних Валуа, Франциск II, Карл IX и Г енрих III, об этом не могло быть и речи, так как нужно было хотя бы сохранить власть.
С изменением правящей династии прослеживается и изменение религиозной политики королей. При правлении Бурбонов, мы ясно видим, как тесно связаны усиление абсолютизма и отказ от веротерпимости о Франции.
Завершение Религиозных войн во Франции, закончившееся подписанием Нантского эдикта, смогло объединить страну во главе с королем-католиком. Генрих IV гарантировал гугенотам крепкую позицию в стране. Компромисс 1598 г. стал символом превосходства политики над религией. Главным уроком периода Религиозных войн во Франции стал политический: сильное правительство было единственным способом прекращения хаоса бунтов и восстаний. На этой основе в XVII веке и будет воздвигнута сильная абсолютная монархия Людовика XIV.
В начале самостоятельного правления Людовика XIII страна расколота на две части: протестантский юго-запад и католический северо-восток. Таким образом, королевское государство оказывается в состоянии войны с государством протестантским, отдельные права и свободы которого (как, например, права на политическое собрание, на укрепление своих городов, на существование своих гарнизонов) были признаны в секретных статьях и приложениях к Нантскому эдикту, подписанному весной 1598 года.
Итогом военных действий стало перемирие 18 октября 1622 года в Монпелье. Людовик XIII подтвердил Нантский эдикт. Кроме того, мятежники получили амнистию и право посылать своих депутатов в парламенты. Но гугеноты лишались всех своих крепостей, за исключением Ла- Рошели и Монтобана. Протестантская оппозиция еще могла помешать власти короля в стране, так как военные действия на протяжении нескольких лет не принесли должных плодов монарху.
С назначением Ришелье первым министром, он активно берется за укрепление королевской власти в стране. Религиозный раскол выливается вновь в гражданскую войну. С взятием Ла - Рошели война сходит на нет. Людовик XIII ликвидирует все органы городского самоуправления. Укрепления Ла - Рошели разрушены, кардиналу Ришелье поручается реконструкция порта. 27 сентября 1629 года в Алесе был подписан мирный договор между королем Людовиком XIV и лидерами протестантов. Договор подтвердил основные принципы Нантского эдикта, но отличался тем, что в нём содержались дополнительные положения о том, что гугеноты больше не имели политических прав, и им надлежало немедленно отказаться от всех городов и крепостей. Договор закончил гугенотские восстания, даровал амнистию гугенотам и гарантировал терпимость к этой религиозной группе.
Источник бунта и ереси, мешающий становлению абсолютной монархии, был устранен. Все действия «красного» кардинала были направлены на укрепление абсолютной власти монарха, его имени и престиже в мире. Этот мотив прослеживается во всех политических сферах: усмирение дворянства, работа с третьим сословием, принципы управления. В политике, которую проводил Ришелье не было каких-либо религиозных мотивов, мотив был один: укрепление королевской власти. А то, что оппозиция монарху была гугенотской, не имело значения. Действия кардинала по отношению к гугенотам, его «мягкая» политика примирения, были встречены негативно, как католической церковью, так и французским дворянством.
Людовик XIV добился расцвета французского абсолютизма изменением в административном аппарате управления страной, сосредоточил власть в своих руках. Большую поддержку и влияние оказывала католическая церковь, которая неустанно напоминала монарху о проблеме ереси во Франции. Его Высочество, как истинный католик, верящий в божественное начало своей власти, предпринял меры по искоренению протестантизма в своей стране. Конечной мерой стал эдикт Фонтенбло, запрещавший какое- либо другое вероисповедание во Франции, кроме религии короля - католицизма. Гонения, которым подверглись гугеноты не описать словами. Католическая общественность прекрасно приняла эдикт Фонтенбло, настолько популярны были во Франции антипротестантские взгляды. Это был заключающий ход в религиозной политике XVII века.
При исследовании политики французских монархов по отношении к гугенотам, мы ясно видим, как она видоизменялась с усилением абсолютизма. Если при правлении Людовика XIII были положены первые шаги по объединению страны под эгидой монарха, то при Людовике XIV абсолютная монархия укрепилась окончательно. И одним из важнейших рычагов в становлении абсолютизма была именно религиозная политика. Нантский Эдикт дал не только свободу вероисповедания гугенотам, но и почву для сепаратистских движений, которые вылились впоследствии в «государство в государстве», что не давало никакой возможности к достижению основных целей монархов: сильная централизованная власть - сильная авторитетная держава на мировой арене.
Объединение страны одной религией - мощное средство по укреплению абсолютной монархии. Эволюция религиозной политики вполне обоснована: начиная с более мягких реформистских мер в эпоху правления Людовика XIII и заканчивая жесткими условиями, которые поставил гугенотам Людовик XIV - прослеживается полная зависимость усиления абсолютизма и репрессивной религиозной политики, и уничтожению протестантизма во Франции, как неугодного вероисповедания, которое мешало становлению абсолютизма и объединению страны.
В период правления династии Валуа, начиная с правления Франциска I и заканчивая Генрихом III, ясно прослеживаются следующие особенности: каждый монарх, первое непродолжительное время после восшествия на престол, был веротерпим по отношению к протестантам и не предпринимал никаких жестоких мер по пресечению распространения идей Реформации. В дальнейшем же, когда гугеноты стали настойчивей проявлять сепаратистские настроения, религиозная политика изменялась на диаметрально противоположную. После «дела о листовках» Франциск I учреждает «Огненные палаты», направленные на искоренение ереси. Генрих II, который также первое время своего правления терпимо относился к гугенотам, в последствии, обеспокоенный развитием Реформации, принимает репрессивные законы. К этому времени кальвинисты представляли собой серьезную силу, во главе которой стояли оппозиционно настроенные представители высшей знати. Генрих II возобновляет «Огненные палаты». Со смертью Генриха, престол переходит по очереди к его сыновьям, по сути, страной управляет Екатерина Медичи, королева-мать. И здесь мы также видим смягчение религиозной политики в первое время правления каждого из сыновей Генриха, направленное на объединение страны и окончание гражданских войн. Но эти меры не помогли, и политика также кардинально меняется.
Стоит отметить, что религиозная политика последних королей Валуа постоянно меняется: веротерпимость - репрессии. Это связано с тем, что авторитет королевской власти ослаблен, родовая знать не спешит выполнять никакие эдикты: ни католики, ни гугеноты. И, зачастую, все эдикты, например, такие как Сен-Жерменский мирный договор, эдикт Болье, были изданы от необходимости сохранить престол в руках Валуа. Екатерина Медичи выбрала политику компромисса как с католиками, так и с гугенотами. Не забывая, постоянно сталкивать их друг с другом, оставляя королевскую династию в стороне от конфликта.
Генрих III же, взойдя на престол, опять же сначала выбрал религиозную веротерпимость. Впоследствии, уже была постоянно изменяющаяся религиозная политика, в зависимости от того, какая фракция была в этот период более сильной, католическая или протестантская.
В целом, религиозная политика Валуа была направлена на удержание королевского престола в руках правящей династии. Если при Франциске I и Генрихе II религиозная политика и была связана с постепенным усилением абсолютизма, то при последних Валуа, Франциск II, Карл IX и Г енрих III, об этом не могло быть и речи, так как нужно было хотя бы сохранить власть.
С изменением правящей династии прослеживается и изменение религиозной политики королей. При правлении Бурбонов, мы ясно видим, как тесно связаны усиление абсолютизма и отказ от веротерпимости о Франции.
Завершение Религиозных войн во Франции, закончившееся подписанием Нантского эдикта, смогло объединить страну во главе с королем-католиком. Генрих IV гарантировал гугенотам крепкую позицию в стране. Компромисс 1598 г. стал символом превосходства политики над религией. Главным уроком периода Религиозных войн во Франции стал политический: сильное правительство было единственным способом прекращения хаоса бунтов и восстаний. На этой основе в XVII веке и будет воздвигнута сильная абсолютная монархия Людовика XIV.
В начале самостоятельного правления Людовика XIII страна расколота на две части: протестантский юго-запад и католический северо-восток. Таким образом, королевское государство оказывается в состоянии войны с государством протестантским, отдельные права и свободы которого (как, например, права на политическое собрание, на укрепление своих городов, на существование своих гарнизонов) были признаны в секретных статьях и приложениях к Нантскому эдикту, подписанному весной 1598 года.
Итогом военных действий стало перемирие 18 октября 1622 года в Монпелье. Людовик XIII подтвердил Нантский эдикт. Кроме того, мятежники получили амнистию и право посылать своих депутатов в парламенты. Но гугеноты лишались всех своих крепостей, за исключением Ла- Рошели и Монтобана. Протестантская оппозиция еще могла помешать власти короля в стране, так как военные действия на протяжении нескольких лет не принесли должных плодов монарху.
С назначением Ришелье первым министром, он активно берется за укрепление королевской власти в стране. Религиозный раскол выливается вновь в гражданскую войну. С взятием Ла - Рошели война сходит на нет. Людовик XIII ликвидирует все органы городского самоуправления. Укрепления Ла - Рошели разрушены, кардиналу Ришелье поручается реконструкция порта. 27 сентября 1629 года в Алесе был подписан мирный договор между королем Людовиком XIV и лидерами протестантов. Договор подтвердил основные принципы Нантского эдикта, но отличался тем, что в нём содержались дополнительные положения о том, что гугеноты больше не имели политических прав, и им надлежало немедленно отказаться от всех городов и крепостей. Договор закончил гугенотские восстания, даровал амнистию гугенотам и гарантировал терпимость к этой религиозной группе.
Источник бунта и ереси, мешающий становлению абсолютной монархии, был устранен. Все действия «красного» кардинала были направлены на укрепление абсолютной власти монарха, его имени и престиже в мире. Этот мотив прослеживается во всех политических сферах: усмирение дворянства, работа с третьим сословием, принципы управления. В политике, которую проводил Ришелье не было каких-либо религиозных мотивов, мотив был один: укрепление королевской власти. А то, что оппозиция монарху была гугенотской, не имело значения. Действия кардинала по отношению к гугенотам, его «мягкая» политика примирения, были встречены негативно, как католической церковью, так и французским дворянством.
Людовик XIV добился расцвета французского абсолютизма изменением в административном аппарате управления страной, сосредоточил власть в своих руках. Большую поддержку и влияние оказывала католическая церковь, которая неустанно напоминала монарху о проблеме ереси во Франции. Его Высочество, как истинный католик, верящий в божественное начало своей власти, предпринял меры по искоренению протестантизма в своей стране. Конечной мерой стал эдикт Фонтенбло, запрещавший какое- либо другое вероисповедание во Франции, кроме религии короля - католицизма. Гонения, которым подверглись гугеноты не описать словами. Католическая общественность прекрасно приняла эдикт Фонтенбло, настолько популярны были во Франции антипротестантские взгляды. Это был заключающий ход в религиозной политике XVII века.
При исследовании политики французских монархов по отношении к гугенотам, мы ясно видим, как она видоизменялась с усилением абсолютизма. Если при правлении Людовика XIII были положены первые шаги по объединению страны под эгидой монарха, то при Людовике XIV абсолютная монархия укрепилась окончательно. И одним из важнейших рычагов в становлении абсолютизма была именно религиозная политика. Нантский Эдикт дал не только свободу вероисповедания гугенотам, но и почву для сепаратистских движений, которые вылились впоследствии в «государство в государстве», что не давало никакой возможности к достижению основных целей монархов: сильная централизованная власть - сильная авторитетная держава на мировой арене.
Объединение страны одной религией - мощное средство по укреплению абсолютной монархии. Эволюция религиозной политики вполне обоснована: начиная с более мягких реформистских мер в эпоху правления Людовика XIII и заканчивая жесткими условиями, которые поставил гугенотам Людовик XIV - прослеживается полная зависимость усиления абсолютизма и репрессивной религиозной политики, и уничтожению протестантизма во Франции, как неугодного вероисповедания, которое мешало становлению абсолютизма и объединению страны.



