Только Word
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Понятие памяти, зрительной памяти в психологии 7
1.2 Развитие зрительной памяти старших дошкольников 13
1.3 Особенности девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста в
воспитательно-образовательном процессе 18
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1 Организация и методы исследования 28
2.2 Особенности зрительной памяти девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста 30
2.3 Комплекс упражнений по развитию зрительной памяти девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста 36
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 47
Актуальность исследования. Повсеместное внедрение информационно коммуникативных технологий, увеличение потока информации, рост темпа жизни приводят к повышению объёма знаний, необходимых для жизни современному человеку. Изменения общественного мировоззрения оказывают влияние на развитие подрастающего поколения, включающегося в водоворот жизни. Результатом чрезмерной для раннего возраста умственной активности становится снижение производительности, что в дальнейшем сказывается на обучении ребёнка в школе. До недавнего времени, школьный возраст, по мнению многих учёных, был наиболее важен в становлении и развитии ребёнка, так как именно в школьные годы он приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности. С введением Федеральных государственных образовательных стандартов Дошкольного образования (далее ФГОС ДО) первым самостоятельным уровнем образования признано - дошкольное. ФГОС ДО разработан на основе Конституции РФ и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка. Один из принципов ФГОС ДО - обогащение детского развития. Одна из задач - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, а также развитие способностей и творческого потенциала [2, п.1.6].
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» предписывает то, что дошкольное образование должно быть направлено на совершенствование интеллектуальных и личностных качеств, а также формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста [1, ст. 64 п.1]. Нормативные документы позволяют нам сделать вывод, о том, что в дошкольном образовании уделять особое внимание необходимо интеллектуальному развитию детей, и, следовательно, создавать оптимальные условия для развития памяти. Овладение зрительной памятью - 2
это одно из главных условий успешной подготовки ребенка к школе, к учебной деятельности, и к постоянным умственным нагрузкам [25, с. 20].
Усваивать информацию в виде зрительных образов, сюжетных картин, которые отличаются своей эмоциональностью, яркостью и жизненностью помогает ребёнку зрительный тип памяти. Развитие зрительной памяти заключается в эффективных изменениях процессов памяти и преобразовании содержания наглядного материала для запоминания. Поэтому для более продуктивного выстраивания работы с детьми важно знать особенности развития памяти в дошкольном возрасте.
Как зарубежные, так и отечественные научные труды, посвященные проблеме изучения памяти у детей дошкольного возраста, представлены в большом количестве работ. Среди зарубежных исследователей, изучением данного вопроса занимались такие ученые как Д.Б. Бродбент, Г. Мюллер, А. Пильцекер, К. Готшальд, А. Бине, В. Келер, К. Бюлер, П. Линдслей и др., которые изучали процессы памяти, её виды, индивидуальные особенности. Центральное место при этом выделено описанию приёмов запоминания, содействующих повышению продуктивности процесса и становления мнемической деятельности.
Среди отечественных ученых, данной проблемой занимались П.И. Зинченко, А.А. Смирнов, А.Н. Леонтьев, З.М. Истомина, А.Р. Лурия и другие учёные.
Значимый вклад в изучение памяти дошкольников внесли такие учёные как С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Г. Эббингауз и прочие.
Современные знания по психологии, включающие сведения о психических процессах и состояниях дошкольников играют важную роль для организации и усовершенствования воспитания и образования. Знания о различиях развития психических процессов у детей разного пола помогут эффективнее выстроить систему воспитано-образовательного процесса у дошкольников. Так память у мальчиков и девочек появляется и развивается 3
по специфическим особенностям пола. Когда речь идет о памяти 5-7-летних детей и её формировании, то нельзя упускать из виду её особенности, связанные с полом ребенка (Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько). Анализ исследовательской деятельности последних лет свидетельствуют о том, что у мальчиков и девочек скорость созревания различных образований мозга не совпадает, различен и темп развития левого и правого полушарий, которые существенно отличаются по своим функциям.
В современной практике дошкольного образования отдается предпочтение личностно-ориентированному подходу, позволяющему ребенку оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Но, результаты научных исследований, характеризующих особенности возрастного, по полу и индивидуального развития структур головного мозга и их роли в психической организации ребёнка даже при таком подходе, практически не используются. Это противоречие определило выбор темы для нашего исследования.
Исходя из сказанного выше, целью исследования является: изучение особенностей зрительной памяти девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели исследования определены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические источники по проблеме исследования «Особенности развития зрительной памяти девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста».
2. Подобрать диагностические методы изучения зрительной памяти старших дошкольников.
3. Изучить особенности развития зрительной памяти девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать комплекс упражнений по развитию зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - зрительная память.
4
Предмет исследования - особенности зрительной памяти девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что существуют отличия в особенностях развития зрительной памяти девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста, а именно: девочки сохраняют в памяти образы и подмечают детали, мальчики сохраняют в памяти общую картину и при воспроизведении описывают действия.
Методы и методики исследования:
• теоретические: анализ психолого-методической литературы по проблеме исследования;
• эмпирические: тестирование
Методики: «Запомни и найди»; «Запомни и нарисуй»; «Восстанови порядок» (Н.Я. Кушнир).
База исследования: МБДОУ № ХХ г. Канска.
Эмпирическая выборка исследования: 30 детей старшего
дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования: результаты исследования, представленные в данной работе, актуальны для педагогов и родителей детей старшего дошкольного возраста. Изложенный материал поможет выявить проблемы развития зрительной памяти у старших дошкольников и организовать реализацию сопровождения с учетом особенностей в развитии психических процессов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
В процессе анализа теоретических источников мы пришли к следующим выводам.
Память - важная составляющая в жизни человека, это одна из главных познавательных функций. Она является основным условием развития и сохранения способностей человека, условием для научения и приобретения умений, навыков и знаний. В целом память можно охарактеризовать как способность к получению, сохранению и воспроизведению материала, полезного для жизненного опыта человека.
В жизни детей старшего дошкольного возраста одну из ведущих ролей играет образная память. Мы основной акцент сделали на одном из видов образной памяти - зрительной памяти, задачей которой, является сохранение и воспроизведение зрительных образов. У детей старшего дошкольного возраста зрительное восприятие является ведущим при ознакомлении с окружающим миром, а так же при обучении.
Характеристика зрительной памяти у детей дошкольников значительно зависит от индивидуальных особенностей, которые выражаются в прочности, точности, скорости запоминания и готовности к воспроизведению.
Зрительная память во многом оказывает влияние на успешность дальнейшего обучения дошкольников в школе. В процессе обучения ребенку необходимо запоминать много определений, правил, выполнять различные задания, для чего хорошо развитая зрительная память просто необходима. Важно уделять особое внимание развитию зрительной памяти ребенка, так как именно она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков.
Процесс обучения и воспитания детей будет эффективным в том случае, если педагоги будут иметь хорошие знания об особенностях развития пола детей, и будут учитывать данные знания в своей работе.
На втором этапе нашей работы проводилось экспериментальное исследование. Цель исследования - выявить особенности зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста в зависимости от пола. Для ее достижения подобраны диагностические методики, направленные на определение уровня зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста; проведено диагностическое исследование.
В эксперименте приняло участие 30 дошкольников в возрасте 5-7 лет.
В исследовании результатами подтверждена актуальность проблемы, психологических особенностей развития памяти старших дошкольников.
Выявлены особенности развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста в зависимости от пола. Меж половые отличия у детей обуславливаются различными темпами физического и психологического развития, особенности эмоциональности, восприятия и т.д. У большинства девочек доминирует правое полушарие головного мозга, а у мальчиков доминирует левое полушарие, вследствие чего, имеют место половые отличия в отношении к выполнению разного рода деятельности, девочкам свойственны некоторые особенности психики, например большая эмоциональность.
Полученные в нашем исследовании результаты (некоторое преимущество девочек по показателям зрительной памяти) можно объяснить, как общим превосходством девочек старшего дошкольного возраста по уровню физического и психического развития, так и особенностями мышления, которое у девочек носит преимущественно наглядно-образный характер и, вероятно, облегчает запоминание.
Таким образом, наша гипотеза о том, что у детей старшего дошкольного возраста зрительная память имеет ряд характерных особенностей в зависимости от пола ребенка, подтвердилась.
Теоретические и экспериментальные данные могут быть использованы в лекциях, консультациях для родителей дошкольников, при проведении семинаров по данной проблеме, как с педагогами, так и с родителями.
1. Об Образовании в Российской Федерации: ФЗ №273 принят 29.12.12 г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. № 53 (часть I) ст. 7598
2. Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г. // Российская газета № 6241 от 25 ноября 2013 г.
Используемая литература
3. Басманова Е.С. Гендерные особенности детей в организации
образовательного процесса // Молодой ученый. 2014. №17. С.565-567.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 5. М.:
Педагогика, 1983. 368 с.
5. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.
6. Выготский Л.С. Эйдетика. Психология памяти / Ю.Б.
Гиппенрейтер, В.Я. Романова: Хрестоматия по психологии. М. : ЧеРо, 2002. 816 с.
7. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Изд. 2-е,
стереотипное. Т. 1: Пер. с франц. М.: «Мир», 1999.496 с.
8. Горькина Е.В. Развитие образной памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха // Молодой ученый. 2011. №5. Т.2. С.135-137.
9. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. М.: Линка- Пресс, 2009.224 с.
10. Житникова Л.М. Улучшаем память в любом возрасте. М.: Просвещение, 1972.94 с.
11. Зинченко, В. П. Функциональная структура зрительной памяти /
B. П. Зинченко, Б.М. Величковский, Г.Г. Вучетич. М.: Издательство МГУ , 1980. 272 с.
12. Еремеева В.Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки - два разных мира. Нейропсихологи - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. 184 с.
13. Кудрявцев И.В. Рисование с натуры, от набросков до краткосрочной зарисовки головы человека // Молодой ученый. 2015. №6.
C. 636-639.
14. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. 190 с.
15. Кушнир Н.Я. Диагностика интеллектуальных способностей детей 6-го и 7-го лет жизни. Мозырь, 2002. 77 с....32