Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №153278

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2016
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 3
Глава 1. Проблема межнационального общения в психолого-­педагогической литературе
1.1. Сущность культуры межнационального общения. Проблема
межнационального общения в современной России 6
1.2. Особенности проявления культуры межнационального общения в
младшем школьном возрасте 15
1.3 Проектная деятельность в контексте межнационального общения младших школьников 18
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Изучение особенностей культуры межнационального общения у младших школьников
2.1. Показатели и уровни проявления культуры межнационального
общения 27
2.2. Анализ уровня проявления культуры межнационального общения
у младших школьников (констатирующий срез) 34
2.3. Методические рекомендации по повышению уровня
межнационального общения младших школьников 46
Выводы по главе 2 53
Заключение 54
Библиографический список 56
Приложение А 61
Приложение Б 65
Приложение В 70


Острота межэтнических конфликтов в современной России детерми­нирована совокупностью факторов: разрушением социально - экономиче­ских, политических, идеологических взаимосвязей; ростом национального самосознания народов. В этих условиях резко повышается актуальность и значимость национальных культурных установок, ценностно - символиче­ских аспектов бытия национальных социумов, специфических особенностей конкретных этносов.
Актуализируется проблема углубления взаимодействия народов и их культур, толерантности, уважения друг к другу, к людям иной конфессио­нальной принадлежности. Поэтому в условиях мировой глобализации и ин­теграции необходимо воспитание и обучение в духе взаимоуважения куль­тур различных этносов, а это возможно лишь в рамках многокультурного образования. Воспитание культуры межнационального общения призвано создавать в учебных заведениях такую благоприятную социально­психологическую среду, в которой каждый обучающийся, независимо от своей идентичности, имел бы одинаковые со всеми возможности для реали­зации своего конституционного права на получение равноценного образова­ния, для реализации своих потенциальных возможностей и социального раз­вития в период учёбы.
Организация Объединённых Наций, ЮНЕСКО и др. международные организации в своих основополагающих документах рассматривают воспи­тание людей в духе мира и дружбы между народами как важнейшую цель системы воспитания и образования. В статье 26 Всеобщей декларации прав человека сказано: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами...»
Проблеме воспитания культуры межнационального общения посвя­щены работы философов, психологов, педагогов, в том числе З.Т. Гасанова, А.Н. Жолудова, Т.Ю. Бурмистровой, Л.Н. Гумилёва, Л.Н. Коган, Л.З. Неми­ровской, И.И. Серовой, К.И. Султанбаевой и др.
Проблемы культуры межнационального общения рассматривались Г.Н. Волковым, Р.Т. Гардановым, В.Г. Крысько, B.C. Мухиной, М.Г. Тайчи- новым в контексте этнокультурного образования, этнопедагогики, этнопси­хологии, интернационального и гражданско-патриотического воспитания молодежи.
Ведутся исследования в области мультикультурного образования Н.Б. Крыловой, Г.В. Палаткиной, А.В. Шафиковой и др.
В связи с этим актуальность выбранной темы исследования не вызы­вает сомнений.
Цель исследования - изучение особенностей культуры межнациональ­ного общения младших школьников.
Объект исследования - культура межнационального общения млад­ших школьников.
Предмет исследования: особенности культуры межнационального общения младших школьников.
Гипотеза данного исследования состоит в предположении о том, что культура межнационального общения в младшем школьном возрасте пред­ставляет собой совокупность специальных знаний, умений и адекватных им поступков и действий детей, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей, и зави­сят от:
• понимания и осознания своей принадлежности к определённой этнической общности;
• знаний детей об истории и культуре своего этноса и других национальностей, знаний детей о нормах и правилах взаимодействия с пред­ставителями других национальностей;
• от убеждений и оценочных суждений по отношению к другим национальностям;
• от желания освоения родной культуры и культуры других этно­сов.
Для достижения поставленной цели мы определили следующие зада­чи:
1. уточнить сущность культуры межнационального общения;
2. проанализировать проблему воспитания культуры межнацио­нального общения в психолого-педагогической литературе;
3. охарактеризовать формы и методы воспитания культуры межна­ционального общения;
4. выявить особенности культуры межнационального общения у младших школьников;
5. составить методические рекомендации по повышению культуры межнационального общения у младших школьников.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анкетирование.
Базой исследования стала МАОУ Гимназия № 5 г. Красноярск.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Формирование культуры межнационального общения у младших школьников является одной из актуальных проблем образования на современном этапе российского общества.
Анализ научной литературы позволил получить общее представление о рассматриваемом явлении. Изучив точки зрения учёных (З.Т. Гасанова, Л.Н. Коган, В.Г. Крысько, Т.Ю. Жолудова и др.) о сущности понятия «культура межнационального общения», мы склонны согласиться с В.Г. Крысько и рассматривать культуру межнационального общения в данном исследовании как совокупность специальных знаний, умений, качеств личности, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах.
В ходе эксперимента была проведена диагностика уровня сформированности культуры межнационального общения у младших школьников.
Обработка результатов диагностического исследования показала, что для обеспечения достижения положительных результатов при формировании культуры межнационального общения необходимо комплексное сопровождения определённых методов и форм организации учебного процесса.
Важно упорядочить способы деятельности педагога по формированию культуры межнационального общения у младших школьников. Этому могут способствовать такие формы работы как тематические вечера, фольклорные концерты, этнографические выставки, встречи и переписка с людьми разных национальностей, самостоятельную работу, дискуссии, беседы. Однако для младших школьников лучшим средством освоения межнационального пространства может стать проект, органично сочетающим выше перечисленные формы работы, может и должен стать проект. Проект, направленный на культуру межнационального общения, включит в себя расширение представлений детей о родной стране, о своей национальной принадлежности; сопоставление традиций разных национальных культур; обогащение литературного опыта путем знакомства с народными литературными произведениями (сказки, легенды, стихи); воспитание интереса к людям другой национальности.
В таком виде организованная проектная деятельность может способствовать формированию культуры межнационального общения младших школьников.


1. Алексеева, О.Л. Подготовка студентов педагогического колледжа к формированию культуры межнационального общения у детей/ О.Л.Алексеева. - дисс. к.п.н. - Самара, 2009. - 226 с.
2. Арефьева, О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников/ О.М. Арефьева. - Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 2. - С. 74-78.
3. Арсенина, Е. Н. “Авторские сценарии внеклассных мероприя­тий в начальной школе” М.: “Глобус”, 2001
4. Бабинцев, В. П. Этнический экстремизм в молодежной среде: диагностика и перспективы преодоления/ В.П. Бабинцев. - Мир России. - 2011. - № 1. - С. 74-87.
5. Будак, Л.В. Толерантный подход к этнокультурной образовательной среде / Л.В. Будак. - Учитель. - 2010. - № 3. - С. 71-72.
6. Бурков, В.И. Воспитание культуры межнационального общения: Методические рекомендации / В.И. Бурков, Н.Е. Иванюшкин и др. - М., 2009. - 136 с.
7. Валкер, Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы), / Д.Валкер. - С-П.: Речь, 2001 - 127 с.
8. Васильева, Е.В. Проектная и исследовательская деятельность в образовательном процессе [Текст] : [монография / Е. В. Васильева и др.; ред. Н. В. Лалетин], 2012.)
9. Василькова, О.В. Межкультурная компетенция как
составляющая образовательной компетенции студентов неязыкового вуза // Формирование иноязычных компетенций у студентов неязыковых вузов: материалы межрегион. науч.-практ. конф. - Ижевск, 2012. - С.13-17.
10. Воскресенская, Н. М. Образование и многообразие культур /Н. М. Воскресенская. - Педагогика, 2007. № 2. — С. 105-107.
11. Г айворонская, Н.И. Формирование УУД младших школьников через исследовательскую деятельность/ Н.И.Гайворонская. - № 07, 2012
12. Гармаева, С.И. Формирование межкультурной компетенции
студентов неязыковых вузов средствами современных
инфокоммуникационных технологий: автореф. дис. ... к.п.н. - Чита, 2008. - 42с.
13. Гасанов, З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика: дисс. ...к.п.н. - Москва, 2005. - 276 с.
14. Гасанов, Н.Н. О взаимосвязи межнациональных и семейных отношений в России // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - № 4. - С. 119-124.
15. Джуринский, А. Н. Поликультурное воспитание в современном мире / А. Н. Джуринский. — М., 2007. — 158 с....50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ