Введение 3
Глава 1. Экзистенциальный подход в отношении Рок-поэзии 6
1.1. Рок-поэзия: проблемы изучения 6
1.2. Экзистенциальное начало в рок-поэзии 10
Глава 2. Экзистенциальное начало в лирических текстах Эдмунда Шклярского 15
2.1. Экзистенциальные переживания героев по поводу собственного
существования 14
2.2. Экзистенциальные состояния лирических героев 18
2.3. Конфликт героя с окружающим миром 23
2.4. Реконструкция экзистенциальной картины мира Эдмунда Шклярского 30
Глава 3. Методическая часть 33
Заключение 35
Список литературы 37
Феномену рок-поэзии в последние годы посвящено много работ. Часть из них содержит исследование темы рок-поэзии Эдмунда Шклярского. Результаты таких исследований были представлены в некоторых статьях сборников Тверского университета «Рок-поэзия: текст и контекст». Среди этих работ в первую очередь стоит выделить статью Е.Э. Никитиной «“Квазимодо - урод”: безобразные и странные персонажи Эдмунда Шклярского» [Никитина2012: 129-139], и статью В.А. Курской «Пророк и шаман: к проблеме героя в художественном мире Эдмунда Шклярского» [Курская2010: 203-209]. В некоторых случаях мы будем опираться на выводы, полученные в этих работах. Также творчество рок-группы «Пикник» в разных аспектах изучалось такими исследователями, как Д. Ганцаж [Ганцаж2010: 206-212], А.А. Власова[Власова2008: 197-202], Е.С. Воробьёва и А.П. Сидорова[Воробьёва,Сидорова2012: 139-147]. Среди имеющихся исследований нет обобщающей работы. Кроме того, отсутствуют работы, связанные с таким явлением, присущим рок-поэзии как экзистенциальное начало в творчестве Шклярского. Данная работа поможет глубже понять творчество группы «Пикник», которая за последние двадцать лет стала немаловажным явлением в рок-культуре.
Начало деятельности современной группы «Пикник» положено в 1978 г., когда Ленинградские музыканты Алексей Добычин и Евгений Волощук (до этого игравшие вместе пять лет в студенческой группе «Орион» политехнического института) создают коллектив из шести человек. Группа решает назвать себя «Пикник». Это название имеет отсылку на произведение Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине». Однако в таком составе рок-группа просуществовала недолго, и в 1981 году в ней остаются лишь А. Добычин и Е. Волощук. Именно в этот момент в группу приходит Эдмунд Шклярский, до этого игравший в группе «Лабиринт», которая к тому времени уже распалась.
Группа активно концертирует и даёт гастроли при частой смене барабанщиков. Далее в 1982 году записывается дебютный магнитофонный альбом «Дым», «открывший Шклярского как сильного мелодиста и одаренного поэта» [Алексеев1991: 185]. Творческое своеобразие Шклярского приводит к перестановке сил в группе, в последствии основатели группы Добычин и Волощук покидают её. В результате, от первоначальной группы остаётся только название. Лидером группы становится Э. Шклярский.
К 1986 году формируется относительно устойчивый состав группы. Примерно в это же время группа попадает в список запрещённых к тиражированию в студиях звукозаписи. С некоторой долей иронии можно расценивать это событие, как признание коллектива «несоветским» и «роковым» на уровне власти. [Алексеев1991: 198-199], [Троицкий1990: 270-271].
Группа имела спады и подъемы, находилась несколько раз на грани распада. Несмотря на это, на данный момент группа выпустила 21 альбом и продолжает вести активную гастрольную деятельность. Тексты подавляющего большинства песен (за исключением альбома «Три судьбы» (2011) и ещё нескольких текстов, сочинённых Алиной Шклярской) написаны вокалистом и лидером группы Эдмундом Шклярским.
Таким образом, актуальность исследования обоснована следующими факторами:
1. Вниманием современного литературоведения к феномену рок-поэзии;
2. Особым местом, которое занимает творчество Э. Шклярского в рок- музыке 90-х — 2000-х годов;
3. Вниманием Э. Шклярского к экзистенциальной проблематике и поэтике.
Цель дипломной работы: рассмотреть творчество Эдмунда Шклярского в экзистенциальном аспекте.
Для её изучения были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть экзистенциальную проблематику рок-поэзии.
2) Выявить экзистенциальное содержание рок-поэзии Э. Шклярского.
3) Рассмотреть способы создания экзистенциального плана в текстах Э. Шклярского.
Объект исследования: поэтические тексты Эдмунда Шклярского,
написанные в период с 1982 по 2014 год. Все тексты группы «Пикник», цитируемые в работе, приведены в том виде, в каком они представлены на официальном сайте творчества группы.
Предмет исследования: экзистенциальное начало в рок-поэзии Э. Шклярского.
Методы: в работе были использованы интертекстуальный, структурно- типологический методы анализа. Также методологической базой выпускной работы являются идеи, высказанные исследователем рок-поэзии Н. В. Ройтберг в работе «Экзистенциально-трагедийное начало в рок-поэзии» Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии. Список использованной литературы насчитывает 50 источников.
В данной дипломной работе целью было выявить экзистенциальное начало в лирике Эдмунда Шклярского. Результаты исследования:
1) Обоснован литературоведческий подход к текстам рок-музыкантов. Рассмотрены основные проблемы изучения рок-поэзии: а) неясность терминологии; б) комплекс проблем по вопросам анализа рок-текстов; в) соотнесение рок-поэзии с другими культурными явлениями. Относительно первого вопроса мы решили придерживаться мнения, что рок-текст - любой текст, исполняемый под рок-музыку. Относительно второго признали в целом целесообразность литературоведческого подхода (с некоторыми оговорками). Третья проблема не имеет никакого влияния на ход исследования, поэтому в данном случае оставим вопрос открытым.
2) Выявлена проблематика экзистенциального начала в рок-поэзии: а) конфликт героя с окружающей реальностью; б) Проблема смерти, войны, безумия как эксплицитно крайних, предельных состояний и ситуаций; в) экзистенциальные переживания героев по поводу собственного существования; г) проблема тяготения человека абсурдностью мироустройства.
3) Рассмотрено экзистенциальное содержание в рок-поэзии Шклярского.
Экзистенциальные переживания героя по поводу собственного существования приводит к тому, что он делает вывод, что единственная правильная модель поведения в таком мире - жить здесь и сейчас, без оглядки на прошлое и будущее.
4) Мы рассмотрели способы создания экзистенциального плана в лирических текстах Шклярского. Экзистенциальные состояния героев: безумцев, пророков, людей маргинального положения. Пребывание в таких пограничных состояниях позволяют герою видеть истину или нести идею.
5) Выявили варианты конфликта героя с окружающим миром: конфликт возлюбленных; пророка и общества.
6) Была предпринята попытка воссоздать экзистенциальную картину мира Шклярского, откуда был сделан вывод, что способом создания экзистенциального начала становится постановка автором в центральное положение в самом широком смысле маргинального героя в мире, носящего характер двойничества.
1. Алексеев, А. Кто есть кто в советском роке. Иллюстрированная энциклопедия отечественной рок-музыки/ А. Алексеев., Бурлака А., Сидоров А. - М.: Издательство МП «Останкино», 1991. - 320 с. + 64 с. ил.
2. Больнов, О.Ф. Философия экзистенциализма/ О. Ф. Больнов. - СПб.: Издательство «Лань», 1999. - 222 с.
3. Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике / М. М. Бахтин. М.: Художественная литература, 1975. - С. 309.
4. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Художественная литература, 1979. - С. 140.
5. Власова, А.А. Рок-альбом группы «Пикник» «Танец волка» (1984) и детский фольклор тоталитарного общества /А. А. Власова// Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. - Екатеринбург; Тверь, 2008. - Вып. 10. - C. 197-202.
6. Воробьёва, Е.С., Сидорова, А.П. «Кончается праздник»: к проблеме карнавального действа в творчестве группы «Пикник»/ Е. С. Воробьёва,
А. П. Сидорова // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. - Екатеринб.; Тверь, 2012. - Вып. 12. - С. 139-147.
7. Ганцаж Д. «Кто я?» - один из ключевых вопросов поэзии Эдмунда Шклярского / Д.Ганцаж // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. - Екатеринбург; Тверь, 2010. - Вып. 11. - С. 206-212.
8. Гавриков, В.А. Литературоведение vs поэтико- синтетический текст: в поисках метода/ В. А. Гавриков// Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. - Екатеринбург; Тверь, 2011. - Вып. 12. - С. 19-28.
9. Гейко Ю. О вкусах спорят!/ Ю. Гейко // Комсомольская правда..- 1984. - №3.- С.4.
10. Давыдов, Д.М. Статус автора в русской рок-культуре/ Д. М. Давыдов// Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. - Екатеринбург; Тверь, 2000. - Вып. 3. - С. 45-51.
11. Доманский, Ю.В. Русская рок-поэзия: проблемы и пути изучения/ Ю.
B. Доманский // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. - Екатеринбург; Тверь, 1999. - Вып. 2. - С. 78-82.
12. Доманский, Ю.В. Рок-поэзия: перспективы /Ю. В. Доманский// Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. - Екатеринбург; Тверь, 2012. - Вып. 14. - С. 167-174.
13. Доманский, Ю.В. Циклизация в русском роке / Ю. В. Доманский // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Тверь, 2000. - Вып. 3. - С. 99¬123.
14. Доманский, Ю.В. Русская рок-поэзия: текст и контекст/ А. Н. Ярко. - М.: Intrada — Издательство Кулагиной, 2010. - С. 230.
15. История уродства / Под ред. У Эко.- М.: "Слово/Slovo", 2007. - С.203.
16. Иванов, С.А. Блаженные похабы: Культурная история юродства / Рос. академия наук. Ин-т славяноведения. - М.: Языки славянских культур, 2005. - С. 48.
17. Иванов, О. Какая музыка играет?/ О. Иванов // Комсомольская правда. - № 6. - С. 4.
18. Козицкая, Е.А. Академическое литературоведение и проблемы исследования русской рок-поэзии/ Е. А. Козицкая // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. - Екатеринбург; Тверь, 1999. - Вып. 2. -
C. 136-143.
19. Константинов, А.В., Константинова, С.Л. Дырка от бублика как предмет «русской рокологии» / А.В. Константинов, С.Л. Константинова // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. - Екатеринбург; Тверь, 1999. - Вып. 2. - С. 56-64.
20. Курская, В.А. «Пророк и шаман: к проблеме героя в художественном мире Эдмунда Шклярского /В. А. Курская // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. - Екатеринбург; Тверь, 2010. - Вып. 11. - С 203-209.
21. Курская, В.А. Особенности женских образов и любовный конфликт в рок-поэзии Эдмунда Шклярского /В. А. Курская // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. - Екатеринбург; Тверь, 2012. - Вып. 12. - С. 147-155.
22. Курская, В.А. Образ огня в поэзии Эдмунда Шклярского /В. А.
Курская // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. -
Екатеринбург; Тверь, 2008. - Вып. 10. - С. 19-197.
23. Кормильцев, И., Сурова, О. Рок-поэзия в русской культуре:
возникновение, бытование, эволюция /И. Кормильцев, О. Сурова// Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. - Екатеринбург; Тверь, 1998. - Вып. 1. - С. 11-39.
24. Круглов, Л. Мост Александра Македонского. История молодого
человека 60-х годов XX столетия/Л. Круглов. - М.: Медиа-Мир, 2007.С. 148
25. Курская, В. А. «Мир как будто надвое расколот»: предварительные замечания по поводу дуализма художественного мира Эдмунда Шклярского/В. А. Курская // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. - Екатеринбург; Тверь, 2012. - Вып. 15. - С. 186-191.
26. Никитина, Е.Э. «Квазимодо - урод»: безобразные и странные персонажи Эдмунда Шклярского/ Е. Э. Никитина // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. - Екатеринбург; Тверь, 2010. - Вып. 11. - С. 212-220.
27. Никитина, Е.Э. «Всё изменилось опять»: мимолётность бытия в песнях Эдмунда Шклярского/ Е. Э. Никитина // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. - Екатеринбург; Тверь, 2012. - Вып. 12. - С. 129-139.
28. Никитина, Е.Э. «Приходит твоё королевство», или апология города в концертной программе «Королевство Кривых» группы «Пикник» / Е. Э. Никитина // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. - Екатеринбург; Тверь, 2008. - Вып. 10. - С. 202- 209.
29. Нежданова, Н. К. Русская рок-поэзия в процессе самоопределения поколения 70-80-х годов / Н. К. Нежданова // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Сб. науч. тр. - Вып. 1. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 1998. - 132 с. - С. 33-49.
30. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра/Ф. Ницше.- СПб.: Лениздат, 2012. - С. 350
31. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ C. И. Ожегов. - М.: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп., 2006 г. - С. 944.
32. Пилюте, Ю.Э. К вопросу о «плохой» и «хорошей» рок-поэзии / Ю. Э. Пилюте// Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. - Екатеринбург; Тверь, 2012. - Вып. 14. - С. 245-267.
33. Пилюте, Э.Ю Перерождение лирического героя в альбоме «Певец декаданса» группы «Пикник» / Ю. Э. Пилюте // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. - Екатеринбург; Тверь, 2012. - Вып. 15. - С. 234-245.
34. Ройтберг, Н.В. Что есть «Рок», или Экзистенциально-трагедийное начало как смысловая доминанта рок- // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. - Екатеринбург; Тверь, 201. - Вып. 12. - С. 67¬78.
35. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм/ Ж.- П. Сартр
//Сумерки богов. - 1989. - С. 319-344.
36. Соколова, И.А. авторская песня: Определения и термины/ И. А. Соколова// Мир Высоцкого: Исследования и материалы. - 2000. - Вып.4. - С.234-256.
37. Современный экзистенциализм/ Т И. Озейорман. -М.:Мысль, 1966. - С. 565
38. Скорлупкина, Д.Г «Театр Абсурда» группы «Пикник»: Специфика рецепций сильных позиций/ Д. Г. Скорлупкина // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. - Екатеринбург; Тверь, 2012. - Вып. 14. - С. 208-219.
39. Свиридов, С.В. Рок-искусство и проблема синтетического текста/ C. В. Свиридов // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. - Екатеринбург; Тверь, 2002. - Вып. 6. - С. 40-68.
40. Свиридов, С.В., Башлачёв, А. «Рыбный день» (1984): Опыт анализа/ С.
B. Свиридов, А. Башлачёв // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. - Екатеринбург; Тверь, 2001. - Вып. 5. - С. 93-105.
41. С какой песней дружишь? // Комсомольская правда. -1984 г. -С. 4.
42. Синкевич, В. А. Феномен зеркала в истории культуры/А. В. Синкевич. - СПб., 2006. - С. 66.
43. Тимофеев, Л.И., Краткий словарь литературоведческих терминов: Кн. для учащихся / Ред.-сост. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. - 2-е изд, дораб.
-М.: Просвещение, 1985. - С. 208., ил.
44. Троицкий, А.К. Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии /Сост. А.К. Троицкий. - Ярославль: Книга, 1990. - С. 384., ил.
45. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. / В. Н. Топоров.- М.: Издательство «Прогресс», 1995. - С. 624.
46. Фоли, Дж. Энциклопедия знаков и символов/ Д. Фоли. - М.: Вече, 1997.-С. 512.
47. Французская литература. 1945-1990/ Н. И. Балашев. - М.: Наследие, 1995. - С. 928.
48. Щербенок, А.В. Слово в русском роке / А. В, Щербенюк// Русская рок- поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. - Екатеринбург; Тверь, 1999. - Вып. 2. - С. 5-32.
49. Энциклопедия символов, знаков, эмблем/ В. Куклев. - М.:Локид, 1999.C.490.
50. Ясперс, К. Духовная ситуация времени/К. Ясперс // Ясперс К. Смысл и назначение истории . - М.: Политиздат. -1991. С. 288-418
Интернет-источники:
1)Официальный сайт группы «Пикник» - Тексты песен группы «Пикник» [Электронный ресурс]/ Режим доступа:http: //www.piknik.info/lyrics2)«Урим Туммим»: комментарии [Электронный ресурс] // «Время Z» - журнал для интеллектуальной элиты общества: сайт. - Режим доступа: http: //www. ytime.com.ua/ru/50/2791