Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность экологического образования 6
§ 1.1. Понятие экологического образования и его роль в обучении физике учащихся старшей школы 6
§ 1.2. Основные направления использования экологического материал на уроках физики в старшей школе 9
Глава 2. Методика использования экологического материала на занятиях по
физике в старшей школе 13
§ 2.1. Методические рекомендации по использованию экологического материала в курсе физики старшей школы 13
§ 2.2. Методические разработки экологического характера, рекомендованные к использованию на уроках физики в старшей школе 21
§ 2.3. Результаты апробации методики использования экологического материала на занятиях по физике в старшей школе 45
Заключение 52
Список использованных источников 55
Приложение
Актуальность темы. На сегодняшний день серьезно обострилась проблема мирового экологического кризиса. Постоянно развивающееся научно¬техническое, химическое и атомное производства привели мировое сообщество к ряду серьезных экологических проблем. Последствия производственной деятельности человека приводят к нарушению равновесия между обществом и окружающей его природной действительностью. Поэтому сегодня перед школой, в рамках экологического образования, стоят серьезные задачи. Во-первых, преодолеть утилитарно-потребительское отношение к природе и сформировать ответственное отношение к ней. Во-вторых, показать глобальность существующих на данный момент экологических проблем, охватив всю совокупность опыта взаимодействия человека и природы, обеспечивающей его выживание и устойчивое развитие и выраженной в виде нравственных норм, ценностей, теоретических знаний, способов практических действий, поступков и культурных традиций.
Рассматривая на учебных занятиях вопросы загрязнения окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, влияния на окружающую среду выбросов от тепловых двигателей и различных вредоносных производств и другие немаловажные аспекты глобального экологического кризиса - у учащихся формируются базовые экологические знания. Они смогут предвидеть и в дальнейшем устранять последствия антропогенного воздействия на окружающую природную среду, рационально потреблять и использовать различные виды энергии и многое другое.
Таким образом, актуальность темы нашего исследования подтверждается высокой потребностью современной школы в экологическом образовании будущего поколения, в связи с обострением мировой экологической ситуации. Именно использование экологического материала на уроках физики позволит реализовать предъявляемые к обучению требования к осуществлению экологического образования обучающихся.
Цель исследования: Разработка методики использования экологического материала на занятиях по физике в старшей школе.
Объект исследования: экологическое образование учащихся.
Предмет исследования: процесс обучения физике в старшей школе с использованием на занятиях экологического материала.
Задачи исследования:
1. ознакомиться с научно-методической и учебно-методической литературой по теме исследования;
2. раскрыть понятие «экологического образования» и выявить его роль на уроках физики в старшей школе;
3. выделить основные направления использования экологического материала на занятиях по физике;
4. разработать методические материалы и рекомендации по использованию экологического материала на занятиях по физике в старшей школе;
5. апробировать разработанную методику во время педагогической практики интерна.
Практическая значимость работы заключается в разработке методики использования экологического материала на занятиях по физике в старшей школе, с целью дальнейшей ее реализации на практике.
Методы исследования:
теоретические: анализ, синтез и обобщение научно-методической и учебно-методической литературы по теме исследования эмпирические: описание и системное представление методик проведения учебных занятий по физике с использованием материала экологического характера, анализ и обработка полученных в ходе педагогического эксперимента данных.
Структура выпускной квалификационной работы:
1. Введение, содержащее цель, задачи, предмет и объект исследования, а также методы исследования и информацию об апробации разработанного экологического материала.
2. Глава 1 представляет собой теоретические основы и включает в себя два параграфа. В первом параграфе раскрывается понятие экологического образования и его роль в процессе обучения физике старших школьников. Во втором параграфе описываются основные направления использования экологического материала на занятиях по физике в старшей школе
3. Глава 2 является практической частью работы. Она включает в себя три параграфа, в которых содержатся методические рекомендации и разработки экологического характера, рекомендованные нами к использованию на занятиях по физики в старшей школе, а также краткие сведения о результатах апробации методики использования экологического материала на занятиях по физике в старшей школе во время педагогической практики интерна.
4. Общий объем работы - 57 страниц.
5. Количество источников - 32 источника.
Педагогический эксперимент: разработанный экологический материал был применен на уроках физики в 10 классе на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4 города Черногорска во время педагогической практики интерна.
Работа была представлена в виде публикации в электронном сборнике материалов III Всероссийской научно-практической конференции «Современная физика в системе школьного и вузовского образования».
Любая естественнонаучная дисциплина неразрывно связана с экологией. Поэтому большое внимание стоит уделить роли экологического образования в курсе физики старшей школы.
В выпускной квалификационной работе были рассмотрены следующие понятия: экологическое образование, окружающая природная среда, природный объект, природно-антропогенный объект, антропогенный объект, естественная экологическая система, экологическая компетентность.
Для успешной реализации экологического образования, педагогу следует использовать на уроках не только основной материал по изучаемой теме, но и материал экологического характера. При этом наиболее разумным будет сочетание экологического материала с различными игровыми и творческими формами проведения учебного занятия.
Поскольку бюджет времени на усвоение всей необходимой информации ограничен, педагогу максимально важно уметь лаконично совмещать в учебном процессе основные знания по предмету и экологический материал. Для этого стоит соблюдать ряд простых рекомендаций и условий:
• вопросы экологии должны иметь взаимосвязь с содержанием изучаемого материала;
• они должны излагаться в информативном плане, отнимая от урока не более 10 минут (за исключением практически полностью посвященных экологии учебным темам);
• лучше всего использовать вопросы экологии для повышения интереса;
• немало важно осуществлять межпредметные связи.
При подаче экологического материала на уроках физики в старшей школе, педагогу стоит учесть, что наиболее целесообразным будет выделение направлений его использования. Это позволит учителю излагать материал информацию экологического содержания в менее объемных и удобных к восприятию учащихся пропорциях.
Целью выпускной квалификационной работы являлась разработка методики использования экологического материала на занятиях по физике в старшей школе. Нами был разработан экологический материал, рекомендованный к использованию на уроках физики в 10-11 классах. Помимо этого, были выявлены показатели и уровни сформированности экологических компетенций: высокий, средний, низкий.
Представленная методика была апробирована во время педагогической практики интерна. С целью формирования у учащихся 10 класса экологических компетенций был проведен педагогический эксперимент на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4 города Черногорска.
В ходе данного эксперимента были выявлены уровни сформированности экологических компетенций до и после начала эксперимента. Для определения уровня сформированности у обучающихся экологических компетенций использовался метод наблюдения.
До того, как на занятиях по физике началось использование экологического материала, уровень экологических компетенций большинства учащихся был достаточно низкий - 67% (8 человек), лишь у 25% (3 человека) учащихся - средний и только у 8% (1 человек) учащихся - высокий. Обучающиеся имели достаточно скудные знания о современных проблемах экологии и с некоторым безразличием относились к важности бережного отношения к окружающей среде.
При проведении учебных занятий с использованием экологического материала происходило непосредственное наблюдение за обучающимися. Причем было замечено положительное влияние, рассматриваемых на занятиях по физике вопросов экологии, при формировании экологических компетенций учащихся. Они постепенно начали осознавать ценность природы и важность бережного отношения к ней. Обсуждение актуальных экологических проблем позволило ребятам научиться прогнозировать последствия антропогенного воздействия на природную среду. На учебном занятии, посвященном видам энергии, ребята активно высказывали свою точку зрения по вопросам минимизации негативного воздействия основных источников энергии на окружающую среду, также они предлагали возможные более безопасные альтернативы.
После проведения эксперимента результаты наблюдения показали, что низкий уровень экологических компетенций составил уже 17% (2 человека), а количество учащихся в среднем и высоком уровне повысились и стали 50% (6 человек) и 33% (4 человека).
Таким образом, представленная работа позволяет сделать вывод о том, что использование экологического материала на занятиях по физике в старшей школе позволяет реализовать основные задачи экологического образования и воспитать у учащихся ответственное отношение к природе. А также помогает сформировать у них ряд экологических знаний о глобальных проблемах человечества и путей их решения: рациональное использование природных ресурсов, минимизация загрязнений окружающей среды и т.д.
Практическая значимость данной работы заключается в разработке экологического материала по физике для учащихся старшей школе с целью реализации экологического образования и формированию у обучающихся экологических компетенций.
1. Абдулхакова Э. А. Процесс становления экологического образования // «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии»: материалы. 2010. С. 6-10.
2. Власова О. С. Экология. Волгоград: ВолгГАСУ, 2014. 104 с.
3. Генденштейн Л. Э. Физика 11 класс Ч.2. М.: БИНОМ, 2019. 208 с.
4. Глазунов А. Т., Пинский А. А. Физика. 11 класс. М.:
Просвещение, 2011. 416 с.
5. Дзятковская Е.Н. Методические рекомендации по реализации экологического образования в Федеральных Государственных Стандартах второго поколения. М.: Образование и экология, 2011. 32 с.
6. Журавлева Н. С., Мельников М. В. Экологическое образование учащихся в процессе решения задач о живой природе на уроках физики // «Проблемы и перспективы физико-математического и технического образования»: материалы. 2014. С. 203-207.
7. Захлебный А. Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания). М.: Знание, 1986. 112 с.
8. Зверева Н. М. Формирование естественнонаучного мышления
школьников при обучении физике // Физика в школе. 1984. № 2. С. 31-36.
9. Зверева И. Д., Суравегина И Т. Экологическое образование
школьников. М.: Педагогика, 1983. 160 с.
10. Зиятдинов Ш. Г., Миркин Б. М. Роль курса физики в экологическом
образовании учащихся // Вестник БашГУ. 2006. №2. С. 127-130.
11. Иващенко А. В. Особенности ценностного подхода в экологическом образовании // 3-я Российская конференция по экологической психологии: материалы. М.: Изд-во РУДН. 2005 С. 80-84.
12. Игнатова В. А., Романенко Е. А. Методическая система экологического образования учащихся на уроках физики // «Проблемы и перспективы физико-математического и технического образования»: материалы. 2016. С. 313-316.
13. Исакова А. А. Непрерывное экологическое образование как основа формирования экологической культуры // Педагогический журнал. 2017. №1. С. 430-439.
14. Кабардин О. Ф., Пинский А. А. Физика. 10 класс. М.:
Просвещение, 2011. 431 с.
15. Лобанова З. М. Экология и защита биосферы. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2000. 238 с.
16. Макарова Л. М. Экологическая психология и педагогика. Самара: Изд-во СамГУ, 2014. 123 с.
17. Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б., Сотский Н. Н. Физика 10 класс.
М.: Просвещение, 2010. 366 с.
18. Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б., Чаругин В. М. Физика 11 класс.
М.: Просвещение, 2010. 399 с.
19. О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды»: Федер. закон [принят Гос. Думой 29.07.2018] // Собрание законодательств РФ. 2018. №252. Ст.1. С. 1-2.
20. Паутов Ю. С., Сорокина Л. А. О необходимости экологическо образования на уроках физики в школе // Ползуновский вестник. 2006. №4. С. 307-314.
21. Перевалов А. В. Методика формирования экологической культуры учащихся при изучении основ атомной и ядерной физики в средней школе // Известия ВГПУ. 2014. № 6. С. 173-179.
22. Полякова Н. И. Экологическое образование и воспитание в
современной школе // «Экологические и природоохранительные проблемы современного общества и пути их решения»: материалы. 2017. С. 444¬450.
23. Рыженков А.П. Физика окружающей среды. М.:
Прометей, 2018. 91 с.
24. Савватеева О.А., Спиридонова А.Б., Лебедева Е.Г. Современное экологическое образование: Российский и международный опыт [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования: электрон. журн. 2019. № 5. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29188/
25. Самойленко П. И. Теория и методика обучения физике. М.:
Дрофа, 2010. 332 с.
26. Сорокина Л. А. К вопросу формирования экологических знаний у
школьников в процессе обучения физике // Вестник БурГУ. 2008. №15. С.
121-129.
27. Тарасов Л. В. Физика в природе. М: Просвещение, 1988. 351 с.
28. Топор, А. В. О возможности экологизации уроков физики [Электронный ресурс] // Молодой ученый: электрон. журн. 2012. № 6 (41). С. 436-437. URL: https://moluch.ru/archive/41/4799/
29. Турдикулов Э.А. Экологическое образование и воспитание учащихся в процессе обучения физике. М: Просвещение, 1988. 124 с.
30. Удина Е. Н., Тагиева Л. Б. Изучение уровней экологической компетенции детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. 2016. №7. С. 714-718.
31. Хазова Ю. Н. Экологические аспекты в профессиональном образовании // Научный потенциал регионов на службу модернизации. 2011. № 3. С. 127-129.
32. Цейзер Н. М. Преемственность экологического образования // Вестник ЧелГУ, 2008. №4. С. 121-123.