Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМОВ ПРИКИДКИ И ОЦЕНКИ В ПРОЦЕССЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО НАВЫКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №153274

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО НАВЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность понятия «вычислительный навык» 8
1.2. Психолого-педагогические основы процесса формирования
вычислительного навыка учащихся начальных классов 15
1.3. Методика формирования вычислительного навыка в различных системах
обучения 29
Выводы по I главе 37
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ
ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО НАВЫКА
2.1. Методика проведения констатирующего исследования для определения
уровня сформированности вычислительного навыка младших
школьников 39
2.2. Результаты исследования уровня вычислительного навыка младших
школьников 42
2.3.Опытно-экспериментальная работа по совершенствования
вычислительного навыка младших школьников с использованием приемов
прикидки и оценки 48
Выводы по II главе 57
Заключение 59
Список литературы 62
Приложения 67

«Если бы человек не имел способности к навыку, то не мог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии, задерживаемый беспрестанно бесчисленными трудностями, которые можно преодолеть только навыком, освободив ум и волю для новых работ и для новых побед. Вот почему - то воспитание, которое упустило из виду сообщение воспитанникам полезных навыков и заботилось об их умственном развитии, лишило бы это самое развитие его сильнейшей опоры». Так говорил великий русский педагог К.Д. Ушинский о роли и значении навыков в процессе обучения [39].
Одной из главных задач начального обучения всегда была задача формирования у школьников прочного вычислительного навыка. В ФГОС НОО сказано, что, изучая математику учащиеся овладевают «основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов». Навык вычисления, наряду с навыком письма, чтения, являются межпредметными, используемыми не только при овладении математическим материалом, но и при изучении других школьных предметов. Также, вычислительный навык необходим в практической деятельности человека [40].
Проблема формирования у учащихся вычислительного навыка всегда привлекала особое внимание психологов, дидактов, методистов, учителей. Ещё 25 веков назад Аристотель писал: «...Развитие навыков должно предшествовать развитию ума». В методике математики известны исследования М.А. Бантовой, Д.К. Баматовой, А.А. Клецкиной, М.И. Моро, Н.Б. Истоминой, С.А. Зайцевой, С.Е. Царевой и др.
Формирование вычислительного навыка традиционно считается одной из самых «трудоемких» тем. Широкое распространение калькуляторов ставит необходимость «жестокой» отработки этих умений под сомнение, поэтому многие не связывают хорошее овладение арифметическими вычислениями с математическими способностями и математической одаренностью. Однако внимание к устным арифметическим вычислениям является традиционным для образовательной школы. В связи с этим значительная часть заданий всех существующих сегодня учебников математики направлена на формирование вычислительного навыка.
В настоящее время, использование компьютерных технологий, снизило уровень вычислительного навыка. А.А. Клецкиной отмечается ухудшение качества вычислений учащихся, особенно пострадала культура устного счета. «Стремление учителей изменить ситуацию приводит к тому, что одни учителя используют в работе два учебника: один выполняет развивающие функции, другой (традиционный) - нацелен на формирование вычислительного умения и навыка. Другие учителя увеличивают объем домашних заданий. Это приводит к перегрузкам школьников, провоцирует стрессовые ситуации, снижает интерес к математике» [18].
Среди проблем, которые связаны с формированием вычислительного навыка у детей начальной школы, по мнению методистов можно выделить следующие:
• неразвитая память и внимание у учащихся;
• учащиеся начальных классов не могут абстрактно мыслить, быстро анализировать учебный материал;
• отсутствие подготовки ученика к школе со стороны семьи или дошкольного учреждения;
• отсутствие контроля при выполнении домашней работы со стороны родителей.
Несомненно, использование калькулятора, компьютера облегчает процесс вычислений. Дети в наше время овладевают компьютером и ориентируются в клавиатуре раньше и лучше, чем учатся считать, писать или читать. Но ЭВМ не всегда могут оказаться под рукой, оно не мотивирует школьников на овладение ими вычислительными навыками. Так же пользоваться техникой без осознания вычислительного навыка невозможно, это требует определённого уровня и качеств вычислительного навыка. Поэтому вооружение учащихся прочными вычислительными навыками продолжает оставаться серьезной педагогической проблемой.
В некоторых ситуациях машина может дать «сбой», либо задающий ей числа и операции допускает ошибку. Поэтому младших школьников нужно учить в первую очередь давать предварительную оценку результата на основании округления исходных данных и промежуточных результатов действий, т.е. выполнять прикидку числа цифр результата, его последней цифры с помощью предварительного округления; на основании зависимости между результатами и компонентами арифметических действий; по алгоритму выполнения действий [4].
Научиться быстро и правильно выполнять письменные вычисления важно для младших школьников, так как основа закладывается впервые 5-6 лет обучения. В этот период школьники обучаются умению осознанно использовать законы математических действий (сложение, вычитание, умножение, деление). Курс математики I - IV классов составляют фундамент, на котором строится курс математики V - XI классов. Прочность этого фундамента во многом определяется успехами в обучении математике в последующих классах [28].
Формирование вычислительного навыка развивает логическое мышление детей, формирует гибкость ума, что позволит им найти много вариантов решения проблемы, системность и последовательность, благодаря которым решения до конца продуманные, будут реализовываться. Всё это формирует диалектически мыслящих людей, которые не боятся рисковать, и ответственны за свои решения.
Таким образом, формирование вычислительного навыка - это сложный и очень длительный процесс. Результативность этого процесса зависит от личных особенностей ребенка, уровня его подготовки, и от способов организации вычислительной деятельности педагогом.
Именно эти факты свидетельствуют об актуальности выбранной темы исследования.
Цель исследования: выявить особенности совершенствования вычислительного навыка у младших школьников и разработать комплекс упражнений, способствующий осознанному совершенствованию вычислительного навыка с помощью приемов прикидки и оценки.
Объект исследования: процесс совершенствования вычислительного навыка.
Предмет исследования: актуальное состояние сформированности вычислительного навыка и способы его изменения.
Гипотеза исследования: у обучающихся 4 класса потенциально сформирован вычислительный навык, преимущественно на среднем уровне, характеризующийся такими критериями как:
• правильность нахождения результата арифметического действия над числами;
• осознанность выбора операций и установления порядка их выполнения;
• автоматизм выполнения операций быстро и в свернутом виде всегда объяснять выбор этих операций по отношению к табличным случаям.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
• проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
• определить актуальный уровень сформированности вычислительного навыка у обучающихся 4 «В» класса;
• провести статистическую обработку результатов исследования и представить в виде таблиц и диаграмм;
• представить содержательный анализ результатов и убедиться, что гипотеза верна или нет;
• разработать комплекс заданий с использованием приемов прикидки и оценки в процессе совершенствования вычислительного навыка младших школьников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе анализа научно-методической литературы было охарактеризовано понятие «вычислительный навык — умение найти и применять подходящий вычислительный алгоритм для каждого вычислительного случая, выполнение которых приводит к нахождению результата требуемого арифметического действия» и выделены этапы его формирования (подготовка к введению нового приема, ознакомление с вычислительным приемом, закрепление знаний приема и выработка вычислительного навыка).
Проблема формирования вычислительного навыка у младших школьников, основу которых составляет осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений, всегда будет актуальна, так как вычислительная культура является тем запасом знаний и умений, который находит повсеместное применение, является фундаментом изучения не только математики, но и других учебных дисциплин образовательном учреждении.
Быстрый расчет позволяет оценить без продолжительного изучения, примерное значение или вероятность. Далее мы уже можем, повышая точность и собирая факты, производить все более и более точные расчеты до тех пор, пока приближение не окажется настолько малым, что нас удовлетворит. Например, надо определить время необходимое для того чтобы доехать на работу без опоздания к 8-ми часам утра. Это время зависит от многих факторов: на каком транспорте ехать или идти пешком и с какой скоростью и от многих других.
Многие измерения, например площади поверхности и объема Земли, как бы тщательно они не проводились, выражаются приближенными числами. Во многих случаях и счет предметов приводит к приближенным числам, например, сосчитать людей в городе при переписи населения. Такие приближенные подсчеты в масштабах страны и мира имеют особо важное значение для сельского хозяйства, промышленности, науки, техники.
В реальной жизни нам тоже не всегда важна стопроцентная точность результата. Часто можно услышать высказывания типа: «Сейчас около двух часов», «Пожалуйста, взвесьте конфет на двести рублей». А что же это за слова: «около», «приблизительно»? Эти понятия необходимы для того, чтобы каждый мог легко «прикинуть», сколько же конфет он может купить на двести рублей?
Так же анализ научно-методической литературы показал, что существуют различные подходы к формированию у младших школьников вычислительного навыка: первый подход ориентирован на рассмотрение конкретных вычислительных приемов, второй - на формирование общего способа действий. На сегодняшний день, в какой бы системе ни работал учитель, требуется так организовать работу по формированию вычислительного навыка у учащихся, чтобы удовлетворить всем требованиям современной школы.
Для определения уровня сформированности вычислительного навыка мы взяли такие критерии как правильность, осознанность, автоматизм.
Мы провели статистическую обработку результатов исследования актуального уровня сформированности вычислительного навыка у учащихся 4 «В» класса и установили, что у семи учащихся класса (33%) высокий уровень сформированности навыка, у девяти учащихся (43%) - средний уровень, а у пяти (24%) вычислительный навык сформирован на низком уровне. У большинства школьников уровень сформированности вычислительного навыка средний, это подтвердило нашу гипотезу.
Так же была выявлена зависимость критериев правильность и осознанность, осознанность и автоматизм. Приемы счёта в основном освоены детьми на репродуктивном уровне, они не могут объяснить почему нужно вычислять так, а не иначе, делают это механически.
Изучив основные формы и способы совершенствования вычислительных навыков у младших школьников, мы избрали одно из средств - это приемы прикидки и оценки, которые будут способствовать совершенствованию вычислительного навыка, т. к. важным элементом вычислительной культуры является умение выполнять прикидку и оценку результата арифметических действий.
Умение, не производя громоздких вычислений, оценивать результат вычислений, является одним из главных критериев математической культуры учащегося, так как основывается не только на знании конкретного теоретического материала, но в первую очередь и на умении применять теоретический материал в самых разнообразных, нестандартных ситуациях.
Определили и описали организацию деятельности учащихся при использовании приемов прикидки и оценки в процессе совершенствования вычислительного навыка. Проанализировав специальную литературу методистов Бантовой, Брадиса, Клецкиной и других на предмет отбора способов работы с приемами прикидки и оценки, способствующими совершенствованию вычислительного навыка, выбрали типы заданий с использованием данных приемов.
В связи с этим мы разработали комплекс заданий, направленных на совершенствование и развитие вычислительного навыка с помощью приемов прикидки и оценки. Это позволит в дальнейшем не только самостоятельно решать, но и применять навыки в жизненных ситуациях.
Таким образом, цель исследования - выявить особенности развития процесса формирования вычислительного навыка и разработать комплекс упражнений, способствующий эффективному и осознанному формированию вычислительных навыков с помощью приемов прикидки и оценки — достигнута.


1. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах / Под ред. М.И.Моро, А.М. Пышкало. - М.: Педагогика, 1977. - 248 с.
2. Александрова, Э.И. Учебники математики для 1-4 классов в 2-х ч. - М: Бином. Лаборатория знаний, 2019. (Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова).
3. Аргинская И.И. Учебники математики для 1-4 классов в 2-х ч. / Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. - М: Дом Федорова, 2014. (Развивающая система Л.В. Занкова).
4. Баматова Д.К. Проблема формирования вычислительных навыков младших школьников в современных условиях // Современные наукоемкие технологии. - 2011. - № 1. - С. 66-68
5. Бантова М.А. Система формирования вычислительных навыков // Начальная школа. - 1993. - №11. - С.38-43
6. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Методика преподавания математики в начальных классах: Учеб. пособие для учащихся школ. отд-ний пед. уч-щ (спец. № 2001) / Под ред. М.А. Бантовой 3-е изд., испр.- М.: Просвещение, 1984.-335 с.
7. Брадис В.М. Вычислительная работа в курсе математики средней школы [Текст] : Автореферат дис. на соискание учен. степени доктора пед. наук (по методике математики) / Акад. пед. наук РСФСР. Науч.-исслед. ин-т методов обучения. - Москва: [б. и.], 1957. - 23 с
8. Белошистая А.В., Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учеб. пособие для студентов, обучающихся по спец. «Педагогика и методика начального образования», 2007. - 455 с.
9. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.: Университет, 2000. - 336 с.
10. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Доклады АПН РСФСР. - 1958. - №3.
11. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М., 1985. - С.45
12. Давыдов, В.В. Программа развивающего обучения по математике (система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова). I-III классы / В.В.Давыдов, С.Ф.Горбов, Г.Г.Микулина, О.В.Савельева. - М.: МИРОС, 2000. - 32 с.
13. Дорофеев Г.В. Учебники по математике для 1-4 классов в 2-х частях / Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б. - М.: Просвещение, 2018. (Перспектива).
14. Занков, Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В Занков. - М.: Педагогика, 2000. - 424 с.
15. Ильина О.Н. Проблема формирования вычислительных навыков младших школьников в современных условиях // Интернет журнал СахГУ «Наука, образование, общество».- 2006....43


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ