ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ 7
1.1. Развитие проблемы исследовательского метода в школьном образовании по биологии
1.2. Современное состояние проблемы формирования и развития исследовательских умений школьников в процессе обучения биологии 13
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«МИКРОМИЦЕТЫ ВЫЗЫВАЮЩИЕ МИКОЗЫ» 19
2.1. Экспериментальная методика формирования исследовательских умений в условиях элективного курса «Микромицеты вызывающие микозы» 19
2.2. Эффективность экспериментальной методики по формированию и исследовательских умений школьников в 9 классе 40
ВЫВОДЫ 46
ЛИТЕРАТУРА 47
Сегодня новый стандарт среднего (полного) общего образования по биологии с учётом профильного уровня предъявляет особые требования к тем навыкам, которыми должны овладеть учащиеся. Так особо подчёркивается, что выпускники профильных классов должны уметь самостоятельно проводить биологические исследования и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения проблем современной биологической науки; проводить экспериментальные исследования, решать биологические задачи, моделировать биологические объекты и процессы.
Таким образом, достижение поставленных целей невозможно без внедрения в современную систему образования элементов исследовательской деятельности и развитие её основного компонента - исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них творческие способности, логическое мышление, создают внутреннюю мотивацию учебной деятельности в целом.
Широкими возможностями для развития исследовательских умений учеников обладает школьный курс биологии, т.к. спецификой курса является исследовательский характер содержания.
Анализ психолого-педагогической литературы, опыта работы учителей биологии показал, что в теории и практике обучения биологии в средней школе существует ряд противоречий: между необходимостью общества в наши дни, в высокой самореализации нового поколения, способного к творчески мыслить, и в недостатке уровня развития исследовательских умений у выпускников школы; между обширными возможностями содержания школьного образования по биологии для реализации исследовательских умений и недостаточной разработанностью методики их роста в образовательном процессе. Данные противоречия указали нам на актуальность нашего исследования.
Вышесказанное обусловило выбор темы исследования: Элективный курс по биологии «Микромицеты вызывающие микозы» как средство формирования исследовательских умений школьников
Актуальность темы исследования определила объект и предмет исследования:
ОБЪЕКТ: учебно-воспитательный процесс по биологии в школе, включающий формирование исследовательских умений у учащихся. ПРЕДМЕТ: методика формирования исследовательских умений школьников в рамках элективного курса «Микромицеты вызывающие микозы». ЦЕЛЬ: Разработать элективный курс «Микромицеты вызывающие микозы» по биологии для формирования исследовательских умений школьников. ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ - процесс формирования исследовательских умений школьников по биологии в рамках элективного курса «Микромицеты вызывающие микозы» будет более эффективным, если: - при прохождении элективного курса «Микромицеты вызывающие микозы» у обучающихся сформируются исследовательских умений.
Для реализации намеченной цели и проверки выдвинутой нами гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1) На основе анализа психологической, педагогической, литературы изучить
современное состояние проблемы формирования исследовательских умений школьников на элективных курсах по биологии.
2) Разработать элективный курс «Микромицеты вызывающие микозы».
3) Использовать сформорованность исследовательских умений в ходе
изучения элективного курса.
Определившись с задачами, применяем следующие методы исследования:
• теоретические - изучение и анализ психологической, педагогической,
методической, специальной биологической литературы, школьной программы, сравнение достижений отечественной и зарубежной педагогики, обобщение передового опыта учителей;
• эмпирические - педагогические наблюдения, анкетирование, фоновые,
промежуточные и контрольные срезы знаний, беседы, педагогический эксперимент;
• статистические - графическое представление математической обработки данных эксперимента.
Педагогический эксперимент осуществлялся на базе МБОУ Гимназии № 15 г. Красноярска. В эксперименте участвовали учащиеся 9-х классов.
В ходе исследования логически выделились три этапа:
На первом этапе решались задачи теоретического осмысления исследуемой проблемы; постановка цели, предмета, объекта, задач исследования; было изучено состояние проблемы развития исследовательских умений в педагогической, психологической, методической литературе; разработана методика исследования.
Второй этап включал в себя проверку результативности разработанной методики формирования и развития исследовательских умений в ходе элективного курса «Микромицеты вызывающие микозы» в условиях педагогического эксперимента;
На третьем этапе проводились: обработка, систематизация экспериментальных материалов, обобщение и оформление результатов теоретического и экспериментального исследования; сформулированы выводы; написан текст выпускной квалификационной работы .
1. Проведенный анализ современного состояния проблемы показал, что вопросы формирования исследовательских умений учащихся отражены в работах известных психологов, педагогов и методистов. Нами были уточнены основные понятия: деятельность, учебная деятельность, исследование, исследовательские умения, исследовательская деятельность..
2. Развитие исследовательских умений школьников на занятиях элективного курса, позволил выделить материал учебного содержания и разработать методику занятий элективного курса «Микромицеты, вызывающие микозы» направленных на формирование исследовательских умений школьников.
3. Результаты экспериментального обучения подтвердили эффективность разработанной методики формирования и развития исследовательских умений на занятиях элективного курса «Микромицеты, вызывающие микозы».
Таким образом, можно утверждать, что выдвинутая гипотеза подтвердилась, задачи исследования решены, цель достигнута.
1. Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья, - Москва: Сталкер, 2004. - 502с.
2. Верзилин Н.В., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: Учебник для студентов пед. ин-тов по биол. - М,: Просвещение, 1983. - 383 с.
3. Дьяков Ю. Т. Генетика патогенности грибов паразитов растений // Изменчивость фитопатогенных микроорганизмов. - М.:Наука, 1983. - С. 12 - 21.
4. Дьяков Ю.Т. Жизненные стратегии фитопатогенных грибов и их эволюция // Микология и фитопатология. 1992. - Т.26, вып.4. - С. 309-318.
5. Зорин А.Н., Анисимова Е.А., Фомина Е.Г., Бекетова Е.Г., Блинкова Н.С., Попов В.Г. Микозы ЛОР - органов и полости рта в практике клинического миколога // Сибирский журнал дермалогии и винерологии 2016. - №17 с. 19
6. Зорин А.Н., Анисимова Е.А., Фомина Е.Г., Бекетова Е.Г., Блинкова Н.С., Попов В.Г. Грибковые инфекции кожи у жителей Красноярского края на современном этапе // Сибирский журнал дермалогии и винерологии 2016. - №17 с. 22 - 24 с.
7. Зубкова Н.И. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся при обучении биологии (6 класс): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02.
- Красноярск, 2003. - 153 с.
8. Иванов О.Л. Кожные и венерические болезни : Шико; Москва; 2006. - 190 с.
9. Климова В.И. Человек и его здоровье. Москва: Знание, 2004. - 192с.
10. Кожевин П.А. Микробные популяции в природе. М; Изд-во Моск. унта, 1989. - 175 с.
11. Коровин В.А. Элективные курсы: нормативные документы и учебные пособия // Естествознание в школе, 2004. - №6. - 39 - 43 с.
12. Лемякина Е.П. Реализация здоровьесберегающих программ во внеурочной работе // Биология в школе 2012 (3). С. 70-74.
13. Мюллер Э., Лёффлер В. Микология. -М.: Мир, 1995. С. 158-179
14. Остроумов С. А. Введение в биохимическую экологию. М.: Изд-во МГУ, 1986. - 176 с.
15. Пасечник, В.В. Биология. 5-9 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни». - М.: Просвещение, 2011. - 80 с.
16. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим- Бад. - 3¬е изд., стереотип. - М.: Большая российская энциклопедия, 2009. - 527 с.
17. Петунин О.В. Элективные курсы. Их место и роль в биологическом образовании // Биология в школе, 2004. - №7. - 17 с.
18. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений - М.: Издательство ВЛАДОС- ПРЕСС, 2004. - 368 с.
19. Пономарева И.Н. Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии: учебное пособие для студ. пед. вузов - 2-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 280 с.
20. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа сост. Е. С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с.
21. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология 5-11 кл. М.: Дрофа, 1999. - 224 с.
22. Савенков А.И. Исследовательское обучение в теории и образовательной практике XIX в. [Текст] // Исследовательская работа школьников. - 2006. - № 1. - 80 с.
23. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников - Самара: Федоров, 2010. - 224 с.
24. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учеб. пособие - М.: Ось-89, 2006. - 480 с.
25. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников - М.: Сентябрь, 2003. - 204 с.
26. Степанова, М.В. Организация учебно-исследовательской деятельности старшеклассников в профильной школе: Методические рекомендации к курсу по выбору / Под научн. ред. А. П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. - 132 с.
27. Суматохин С.В. Общие подходы к созданию и методике преподавания элективных курсов по биологии // Естествознание в школе, 2004. - №6. - С. 40-43.
28. Татарникова Л.Г. Здоровьесозидающий потенциал урока // Биология в школе 2011 (6). С. 40-43.
29. Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод.пособие - И.: Глобус, 2008. - 225 с.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru
31. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие - М.: Юрист, 1997. - 512 с.
32. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование, 2003. - №2. - С. 55-64.
33. Чумаков Б.Н. Толковый медицинский словарь, - Москва: Академия, 2005. - 256 с.
34. Элективные учебные курсы для профильного обучения // Народное образование, 2004. - №2. - 114- 118 с.
35. Якиманская И.С. Развивающее обучение - М.: Педагогика, 1979. - 144 с.