ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ 7
1.1. Модернизация образования Российской Федерации и развитие
биологического образования по основным направлениям 7
1.2. Развитие проблемы исследовательского метода в школьном образовании
по биологии 11
1.3. Современное состояние проблемы формирования и развития
исследовательских умений школьников процессе обучения биологии 17
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОТРЯДА СТРЕКОЗЫ» 30
2.1. Элективные курсы в обучении биологии в 9 классе 30
2.2. Экспериментальная методика формирования и развития
исследовательских умений в условиях элективного курса «Биологические особенности отряда стрекозы » 47
2.3.Эффективность экспериментальной методики по формированию и развитию исследовательских умений школьников в 9 классе 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ
Новая социально-экономическая система, утверждающаяся в стране, требует соответствующей ей системы школьного образования, где будут созданы условия для получения учащимися образования с учётом их индивидуальных склонностей и потребностей, профессионального самоопределения школьников, установления преемственности между общим и профессиональным образованием. Согласно Концепции модернизации российского образования ведущая роль в решении этой задачи отводится школе с профильным обучением учащихся в классах старшей ступени [9].
Сегодня новый стандарт среднего (полного) общего образования по биологии с учётом профильного уровня предъявляет особые требования к тем навыкам, которыми должны овладеть учащиеся. Так особо подчёркивается, что выпускники профильных классов должны уметь самостоятельно проводить биологические исследования и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения проблем современной биологической науки; проводить экспериментальные исследования, решать биологические задачи, моделировать биологические объекты и процессы [43].
Таким образом, достижение поставленных целей невозможно без внедрения в современную систему образования элементов исследовательской деятельности и развитие её основного компонента - исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них творческие способности, логическое мышление, создают внутреннюю мотивацию учебной деятельности в целом.
В психолого-педагогической литературе необходимость формирования и развития исследовательских умений, интеллектуальных способностей и творчества учащихся рассматриваются в работах Л.С. Выготского, Д.Г. Левитеса, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, Н.Н. Обозова, Ж. Пиаже, П.И. Пидкасистого, В.А. Сластенина, А.П. Тряпицыной, И.Д. Чечель, В.Д. Шадрикова, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной, и других учёных.
Анализ психолого-педагогической литературы, опыта работы учителей биологии показал, что в теории и практике обучения биологии в средней школе существует ряд противоречий: между необходимостью общества в наши дни, в высокой самореализации нового поколения, способного к творчески мыслить, и в недостатке уровня развития исследовательских умений у выпускников школы; между обширными возможностями содержания школьного образования по биологии для реализации исследовательских умений и недостаточной разработанностью методики их роста в образовательном процессе. Данные противоречия указали нам на актуальность нашего исследования.
Нормативные документы в области биологического образования (ФГОС (2010), Закон «Об образовании» (2013), учебные программы) нацеливают учителей общеобразовательных школ на формирование и развитие у учащихся исследовательских умений, однако, рамки урока не позволяют в достаточной степени реализовать принцип исследовательского обучения. Один из путей решения данной проблемы нам видится в использовании для этой цели элективных курсов.
Вышесказанное обусловило выбор темы исследования: «Элективный курс «Биологические особенности отряда стрекозы» как средство формирования и развития исследовательских умений школьников».
Актуальность темы исследования определила объект и предмет исследования:
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс формирования и развития исследовательских умений обучающихся в школе.
Предмет исследования: методика формирования и развития исследовательских умений школьников в рамках элективного курса «Биологические особенности отряда стрекозы».
Цель работы: научно обосновать и разработать методику формирования и развития исследовательских умений учащихся в рамках элективного курса «Биологические особенности отряда стрекозы» в 9 классе.
Гипотеза исследования - процесс формирования и развития исследовательских умений школьников по биологии в рамках элективного курса «Биологические особенности отряда стрекозы» будет более эффективным, если:
• формирование и развитие исследовательских умений школьников выделено на уровень специальной задачи каждого занятия;
• определено учебное биологическое содержание, изучение которого позволяет организовать исследовательскую деятельность школьников;
• в методику на занятиях курса включены методы и методические приёмы, дидактические средства, содержащий результативное формирование и развитие исследовательских умений школьников;
Для реализации намеченной цели и проверки выдвинутой нами гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого - педагогической литературы изучить
современное состояние проблемы формирования и развития исследовательских умений школьников в процессе обучения биологии.
2. Разработать содержание элективного курса «Биологические
особенности отряда стрекозы» и методику формирования и развития исследовательских умений учащихся на средней ступени профильной школы;
3. Провести проверку выдвинутых положений в условиях педагогического эксперимента.
Определившись с задачами, применяем следующие методы исследования:
• теоретические - изучение и анализ психологической, педагогической,
методической, специальной биологической литературы, школьной программы, сравнение достижений отечественной и зарубежной педагогики, обобщение передового опыта учителей;
• эмпирические - педагогические наблюдения, анкетирование, фоновые,
промежуточные и контрольные срезы знаний, беседы, педагогический эксперимент;
• статистические - графическое представление математической
обработки данных эксперимента .
Педагогический эксперимент осуществлялся на базе МБОУ СОШ № 97 г. Красноярска. В эксперименте участвовали учащиеся 9-х классов.
В ходе исследования логически выделились три этапа:
На первом этапе решались задачи теоретического осмысления исследуемой проблемы; постановка цели, предмета, объекта, задач исследования; было изучено состояние проблемы развития исследовательских умений в педагогической, психологической, методической литературе; разработана методика исследования.
Второй этап включал в себя проверку результативности разработанной методики формирования и развития исследовательских умений в ходе элективного курса «Биологические особенности отряда стрекозы » в условиях педагогического эксперимента;
На третьем этапе проводились: обработка, систематизация экспериментальных материалов, обобщение и оформление результатов теоретического и экспериментального исследования; сформулированы выводы; написан текст выпускной квалификационной работы .
Социальный заказ определяет необходимость интеллектуального и личностного развития школьника, способного самостоятельно ставить и решать исследовательские задачи, поэтому важной задачей современной школы является эффективное формирование и развитие у учащихся исследовательских умений.
Проведенный анализ современного состояния проблемы показал, что вопросы исследовательской деятельности учащихся отражены в работах известных психологов и педагогов. Нами были уточнены основные понятия: деятельность, учебная деятельность, исследование, исследовательские умения, исследовательская компетентность, исследовательский метод, исследовательская деятельность.
Под исследовательской деятельностью мы понимаем деятельность учащихся, связанную с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы (или выделение основополагающего вопроса), изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы
Исследовательские умения - готовность к осуществлению исследовательской деятельности на основе использования знаний и жизненного опыта, с осознанием цели, условий и средств деятельности направленной на изучение процессов, фактов, явлений.
Нормативные документы в области биологического образования (ФГОС (2010), Закон «Об образовании» (2013), учебные программы) нацеливают учителей общеобразовательных школ на формирование и развитие у учащихся исследовательских умений, однако, рамки урока не 69
позволяют в достаточной степени реализовать принцип исследовательского обучения. Один из путей решения данной проблемы нам видится в использовании для этой цели элективных курсов.
Проведенный анализ литературы убедил нас в реальности и уместности развития исследовательских умений школьников на занятиях элективного курса, позволил выделить материал учебного содержания и разработать методику занятий элективного курса «Биологические особенности отряда Odonata » с направленным формированием и развитием исследовательских умений школьников, а также выделить педагогические условия развития исследовательских умений в рамках курса:
• учёт степени готовности и возможностей школьников к проведению исследовательской деятельности;
• создание психологического настроя учащихся на необходимость выполнения определённых действий в процессе выполнения учебного задания;
• обеспечение чёткости и доступности изложения цели и задач, которые учащиеся должны решить в ходе учебно-исследовательской деятельности;
• полнота и чёткий показ способов выполнения действий;
• организация деятельности учащихся по овладению отдельными действиями или их совокупностью с использованием системы заданий.
Элективный курс «Биологические особенности отряда Odonata» разработан с учетом предъявляемых требований. Построен таким образом, чтобы на конкретном содержании сформировать и развить исследовательские умения (определять цель; выдвигать гипотезу; подбирать литературу по теме исследования; методику исследования; проводить эксперимент; собирать экспериментальный материал; фиксировать и анализировать результаты эксперимента; формулировать выводы) через включение учащихся в активную исследовательскую деятельность.
Результаты экспериментального обучения подтвердили эффективность разработанной методики формирования и развития исследовательских умений на занятиях элективного курса «Биологические особенности отряда Odonata» и правильность выдвинутой нами гипотезы. Большинство учащихся достигают высокого и высшего уровня.
Таким образом, можно утверждать, что выдвинутая гипотеза подтвердилась, задачи исследования решены, цель достигнута.
1. Алексеева, Л.Н. Исследовательская деятельность учащихся: формирование норм и развитие способностей / Л.Н. Алексеева, Г.Г. Копылова, В.Г. Марача // Исследовательская работа школьников, 2003. - №4. - С. 25-28.
2. Арцев, М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся / М.Н. Арцев // Научно-практический журнал «Завуч», 2005. - № 6. - С. 4-30.
3. Бокарева, Г. Исследовательская готовность как цель процесса развития учащихся / Г. Бокарева, Е.Н. Киколь // Alma-mater, 2002. №6. - С. 52-54.
4. Бруднов, А.К. Учебно-исследовательская работа школьников / А.К. Бруднов // Воспитание школьников, 1996. - №2. - С. 6-8.
5. Верзилин, Н.В. Общая методика преподавания биологии: Учебник для студентов пед. ин-тов по биол. / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. - М,: Просвещение, 1983. - 383 с.
6. Волкова, Ю.Л. Исследовательская деятельность - средство формирование ценностного отношения к природе у школьников / Ю.Л. Волкова // Исследовательская работа школьников, 2005. - №4. - 184 с.
7. Галкина, Е.А. Педагогический эксперимент в обучении школьной биологии: контрольно-оценочный аспект: учебное пособие / Е.А. Галкина // Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2011. - 116 с.
8. Джуринский, А.Н. История педагогики: Учеб. Пособие для студ. педвузов / А.Н. Джуринский. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 432 с.
9. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М., 2013.
10. Зверев, И.Д. Общая методика преподавания биологии: Пособие для учителя / И.Д. Зверев, А.Н. Мягкова. - М.: Просвещение, 1985. - 121 с.
11. Изотова, Е.И. Исследовательский метод как дидактическая основа эвристической технологии в экологическом образовании / Е.И. Изотова // Учебно-исследовательская и практическая деятельность в современном экологическом образовании. - СПб, 2002. - С. 23-27.
12. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.
13. Исследователь / [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.researcher.ru
14. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего
образования (2002) / [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.eidos.ru
15. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н.Г. Алексеев // Исследовательская работа школьников, 2002. - №1. - С. 24-33.
16. Коростелева, Т.В. Развитие предметной деятельности учащихся в курсе биологии основной школы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / Т.В. Коростелева. - Санкт-Петербург, 2007. - 39 с.
17. Коровин В.А. Элективные курсы: нормативные документы и учебные пособия / В.А. Коровин // Естествознание в школе, 2004. - №6. - 39 с.
18. Кулев А.В. Развитие исследовательских умений у школьников при углубленном обучении биологии (раздел «Животные»): автореф. дис. д - ра пед. наук: /А.В. Кулев. - СПб, 1999. - 18 с.
19. Кыверялг A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике. — Таллинн: Валгус, 1980. — 334 с.
20. Леонтович, А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии / А.В. Леонтович // Школьные технологии, 1999. - №1/2. - 145 с.
21. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 123 с.
22. Мухина, И.Д. Деятельностный подход при обучении биологии / И.Д. Мухина // Биология в школе, 2007. - №6. - 31 с.
23. Мягкова, А.Н. Методика обучения общей биологии: Пособие для учителя / А.Н. Мягкова, Б.Д. Комиссаров. - М.: Просвещение, 1985. - 243 с.
24. Мухамбетова, А.Б. Методика развития исследовательских умений на уроках биологии раздела «Человек» / автореф. дис. ... к.п.н.: 13.00.02 / А.Б. Мухамбетова. - Астрахань, 2009. - 21 с.
25. Обухов, А.С. Оценка эффективности применения проектной и исследовательской деятельности в обучении / А.С. Обухов // Исследовательская работа школьников, 2006. - №1. - 100 с.
26.Особенности организации процесса формирования исследовательских умений учащихся / [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: www//nsportal. ru
27. Пасько, Л.И. Исследовательский подход как методологическая основа проектной деятельности / Л.И. Пасько // НиШ, 2007. - №1. - С. 27-29.
28. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад: ред. кол. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.
29. Петровский, А.В. Психология (7-е изд., стер.) / А.В. Петровский. - М.: Флинта, 2007. - 512 с.
30. Петунин, О.В. Элективные курсы. Их место и роль в биологическом образовании / О.В. Петунин // Биология в школе, 2004. - №7. - 17 с.
31. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: Учебное
пособие для студентов высших учебных заведений / И. П. Подласый. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 368 с.
32. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология 5-11 кл. М.: Дрофа, 1999. - 224 с.
33. ПОДДЪЯКОВ, А.Н. Инвариативный и системно-динамический подходы к обучению исследовательской деятельности / А.Н. Поддъяков // Исследовательская работа школьников, 2006. - №1. - 48 с.
34. Пономарева, И.Н. Общая методика обучения биологии: учебное пособие для студ. пед. вузов / И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова; под ред. И.Н. Пономаревой. - 2-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 280 с.
35. Платонов, К.К. Проблемы способностей / К.К. Платонов. - М.: Наука, 1972. - 64с.
36. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - Спб.: Питер, 2000. - 432 с.
37. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского обучения школьников / А.И. Савенков // Школьные технологии, 2008. - №1. - С. 43-45.
38. Савенков, А.И. Концепции исследовательского обучения / А.И. Савенков // Школьные технологии, 2008. - №4. - С. 91.
39. Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии / В.В. Сериков. - Волгоград: Изд. ВГПИ, 1994. - 330 с.
40. Смирнова, Н.З. Методологические проблемы современного школьного биологического образования: монография / Н.З. Смирнова, И.Б. Чмиль, Л.И. Ачекулова, Т.В. Голикова, Е.А. Галкина, Е.Н. Прохорчук; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2010. - 352 с.
41. Суматохин С.В. Общие подходы к созданию и методике преподавания элективных курсов по биологии / С.В. Суматохин // Естествознание в школе, 2004. - №6. - С. 40-43.
42. Степанова, М.В. Организация учебно-исследовательской деятельности старшеклассников в профильной школе: Методические рекомендации к курсу по выбору / Под научн. ред. А. П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. - 132 с.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru
44. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. Псобие / И.Ф. Харламов. - М.: Юрист, 1997. - 512 с.
45. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование, 2003. - №2. - С. 55-64.
46. Элективные учебные курсы для профильного обучения // Народное образование, 2004. - №2. - 114 с.
47. Якиманская, И.С. Развивающее обучение / И.С. Якиманская. - М.: Педагогика, 1979. - 144 с.