ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УЧЕНИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие межличностных отношений и их развитие в психолого-педагогической
литературе 7
1.2. Возрастные особенности младших школьников, влияющие на формирование
межличностных отношений 16
1.3. Особенности межличностных отношений в инклюзивном классе 22
Выводы по первой главе 31
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ В ИНКЛЮЗИВНОМ КЛАССЕ
2.1. Организация исследования межличностных отношений младших школьников 34
2.2. Программа внеурочной деятельности учащихся по курсу « Азбука
общения» 46
Выводы по 2 главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы данной работы в том, что проблема общения среди ровесников всегда изучалась отечественными учёными, а её значение в последнее время возросло в связи с личностно - ориентированным подходом в обучении в современной начальной школе, который предполагает внимательное отношение к психологическому благополучию каждого ребёнка, каждой группы обучающихся. В связи с введением в начальной школе большого количества часов на занятия внеурочной деятельностью (ФГОС НОО), дети много времени проводят в стенах школы на протяжении основного периода становления себя как личности.
В настоящее время необходим высокий уровень развития
межличностных отношений в различных группах учащихся школы, так как многое в современном мире приводит к сбоям в эмоциональном состоянии детей и в постоянстве межличностных отношений ребят в общении друг с другом. Факторами, влияющими на это, являются экологические проблемы окружающей среды; современные социальные условия жизни; информационный поток, усилившийся в связи с компьютеризацией, возможностью выхода в социальные сети, телевидением; недостатком общения и частого отсутствия положительных эмоций. А эмоциональные контакты очень важны в жизни детей начальной школы, так как именно они создают эмоциональное благополучие отдельного ребёнка, это приводит к созданию хорошего психологического климата всего ученического коллектива, в том числе и инклюзивной группы обучающихся.
На современном этапе изучения межличностных отношений детское общение стало восприниматься как особый предмет исследований. Наблюдается значительный рост работ, посвящённых этой проблеме и рассмотрению вопроса развития младшего школьника в семье. Важность этих работ возросла в связи с тем, что с 1 сентября 2016 года начал действовать утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 19.12.2014 г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так
называемого инклюзивного образования. В соответствии со Стандартом адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (АООП НОО) реализуется не только в отдельных классах, группах или в отдельных школах, но и совместно с другими обучающимися общеобразовательного класса.
Тема межличностных отношений рассматривается в работах целого ряда отечественных учёных.
В работах Л. С. Выготского и его последователей взаимоотношения людей выступают как всеобщий объяснительный принцип, как средство освоения мира, но не как смысловая ткань жизни. При этом они, естественно, теряют своё субъективно - эмоциональное и энергетическое наполнение.
В то же время межличностные отношения активно изучались в русле психологии отношений, основанном Л.А. Лазурским и В.Н. Мясищевым. Ядром этого направления является представление о личности, центром которой служит индивидуально - целостная система субъективно - оценочных отношений к действительности. Характерным является то, что деятельностный подход развивался в основном в русле теоретической и экспериментальной психологии, а психология отношений складывалась преимущественно в области психологической практики. Отношение в отличие от действия не имеет цели и не может быть произвольным; не является процессом и, следовательно, не имеет пространственно - временной развёртки; оно, скорее всего, состояние, чем процесс; не имеет культурно - нормированных внешних средств осуществления и не может быть представлено и усвоено в обобщённой форме. Оно всегда предельно индивидуально и конкретно.
Вместе с тем отношение неразрывно связано с действием. Оно порождает действие, меняет его и само возникает, формируется в действии. Личностный смысл является и образующей сознания, которое предшествует действию, и главной характеристикой действия, и его результатом. Получаемое отношение может являться и источником действия, и его продуктом, но может и не быть, так как далеко не всегда отношение выражает себя во внешней активности.
Возникает необходимость в определении роли, которую играют отношения между сверстниками в формировании личности учащегося на различных этапах его жизни, в том числе в младшем школьном возрасте, который является наиболее ответственным периодом перехода ребёнка в новую социально - значимую систему отношений.
Цель работы - выявление особенностей межличностных отношений в группе младших школьников в инклюзивном классе.
Объект исследования - межличностные отношения в группе младших школьников.
Предмет исследования - особенности развития межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста в инклюзивном классе.
Задачи работы.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Определить особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте.
3. Провести диагностику младших школьников.
4. Разработать программу внеурочной деятельности « Азбука общения »».
Гипотеза: межличностные отношения в инклюзивном классе имеют свою специфику: дети с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) имеют психические особенности, приводящие к отклонениям в общем развитии; своеобразие их психического развития, речи, интеллектуальная недостаточность создают трудности в общении с ровесниками, оказывая негативное влияние на положение ребёнка с ОВЗ в среде одноклассников; но постепенно формируется с последующим развитием позитивное отношение детей - норма к обучающимся с особенностями психофизического развития, а отношения между сверстниками оказывают большое влияние на протекание познавательных, волевых, эмоциональных процессов детей с ОВЗ. Мы предполагаем, что разработанная программа внеурочной деятельности «Азбука общения» будет способствовать развитию межличностных отношений в классе с инклюзией.
Методы исследования: анализ литературы, теоретических и
экспериментальных исследований по проблеме; методика « Маски » - Н. Д. Денисова; методика « Социометрия » - Дж. Морено; методика « Оценка привлекательности классного коллектива » - Р. Жиля.
База исследования: МБОУ « Новопокровская СОШ № 7» Иланского района Красноярского края, 3 класс - 8 человек, из них 2 человека с
интеллектуальными нарушениями.
В первой главе выпускной квалификационной работы проанализированы теоретические вопросы по исследуемой проблеме, описанные в литературе по психологии и педагогике. Раскрываются следующие понятия - межличностные отношения, школьная дружба, межличностная привлекательность, аттракция. Изучен характер и динамика развития межличностных отношений детей в процессе обучения в школе. Рассмотрены возрастные особенности младших школьников, влияющие на формирование межличностных отношений, а также особенности межличностных отношений в инклюзивном классе.
Вторая глава выпускной квалификационной работы посвящена описанию эксперимента по изучению особенностей межличностных отношений в инклюзивном классе и программы внеурочной деятельности « Азбука общения »».
Анализ прочитанной литературы по изучаемой проблеме
способствует заключить следующее.
1. Проблема межличностных отношений с каждым годом привлекает всё большее внимание исследователей у нас и за рубежом и является, по существу, ключевой проблемой социальной психологии.
2. Межличностные отношения - это взаимосвязи между людьми, которые переживаются и осознаются каждым из взаимодействующих людей в разной степени. Их основой являются различные эмоциональные состояния людей и их психологические особенности. Межличностные связи иногда называют экспрессивными, подчеркивающими их эмоциональную содержательность.
3. Дети в младшем школьном возрасте стремятся на все иметь своё
мнение. К тому же, у них уже проявляются суждения о собственной социальной значимости - самооценка. Складывается новое
представление о самом себе, когда самооценка не зависит от ситуаций успеха - неуспеха, а приобретает стабильный характер. Социальный мир для ребенка значительно расширяется, отношения становятся глубже, а их содержание разнообразнее. Младший школьный возраст благоприятен для формирования и развития нравственных качеств и положительных черт личности. Дети в этом возрасте податливы, внушаемы, склонны к подражанию. Для них авторитетны учителя и другие взрослые, всё это создаёт благоприятную почву для формирования личности.
4. Наиболее благоприятным возрастом для начала интеграции детей с ОВЗ, если рассматривать период обучения в школе, является начальная школа.
В ходе проведённой диагностики младших школьников нами были определены важные диагностические показатели инклюзивной группы школьников (социометрический статус каждого ребенка в группе, благоприятность отношений в ней, коэффициент удовлетворённости собственным положением в классе). В результате исследования подтвердилось, что особенности психического развития детей с интеллектуальными нарушениями оказывают влияние на состояние межличностных отношений в инклюзивной группе обучающихся. Дети с нарушением интеллекта вошли в число « пренебрегаемых» и « изолированных» ребят, иначе говоря, имеют низкий социометрический статус. Они находятся на низком уровне включения во взаимоотношения. Так же проведённый эксперимент показал , что высокий уровень развития межличностных отношений возможен, если в коллективе обучающихся хороший психологический климат, и, в противоположность этому утверждению, высокий уровень развития межличностных отношений в свою очередь способствует хорошему психологическому климату в группе. Уровень межличностных отношений можно повышать через детское общение в школе, в том числе во внеурочной деятельности. С этой целью мы разработали программу внеурочной деятельности «Азбука общения».
Вместе взрослея в стенах школы, дети учатся принимать собственные особенности и учитывать особенности других людей. Положительные психологические отношения ученического коллектива не могут сформироваться сами. Нужно правильное педагогическое влияние, руководство со стороны учителя, взрослых для направления отношений между детьми в нужном русле.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. Москва. 1998г.
2. Актуальные проблемы интегрированного обучения: Материалы
Международной конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, с особыми образовательными потребностями. М. 2001 г.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс. 2015 г.
4. Багдасарьян И.С. Межличностные отношения в семье, имеющей умственно отсталого ребёнка. Автореф. дисс. на соис.учён.степ.кон. психол. наук. Нижний Новгород. 2000 г.
5. Беленкова Л. Ю. Инновационные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья: от интеграции к инклюзиции / Л. Ю. Беленкова. - (Инновации в образовании) // Интеграция образования. № 1. 2011 г.
6. Блонский П. П. Психология младшего школьника. Москва. 1997 г.
7. Бодалев А .А. Психология общения. М.: МПСИ. 2010 г.
8. Бойков Д.И. Речевая коммуникация учащихся вспомогательных школ - интернатов. Автореф. дисс. на соис.учён.степ.кон. психол. наук. СПб. 1994 г.
9. Волков И. М. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. М.: Просвещение, 2005 г.
10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Просвещение, 2004 г.
11. Гаурилюс А. И. Динамика становления межличностных отношений и представлений о себе и своём социальном окружении учащихся начальных классов вспомогательной школы. Дефектология. Москва. № 2. 1995 г.
12. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Москва. АСТ. 2001 г.
13. Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. М., 1979 г.
14. Драгунова Т В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М.: Просвещение, 2007 г.
15. Дубровина И. В., Лисина М. И. Возрастные особенности психического развития детей. М.: ЮНИТИ, 2006 г....65