Особенности методики обучения математике обучающихся 5-6 классов в малокомплектной школе в формате требований ФГОС
|
Только PDF
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В
МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ 7
1.1 Особенности обучения математике в условиях требований ФГОС 7
1.2 Малокомплектная школа – современная российская реальность 18
1.3 Особенности организации образовательного процесса в
малокомплектной школе в условиях требований ФГОС 28
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В
МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ.................................................................... 36
2.1. Проектирование и организация урока «открытия нового знания»........ 36
2.2. Проектирование и организация урока рефлексивного контроля .......... 45
2.3. Описание организации и результатов в эксперименте работы.............. 53
Заключение......................................................................................................... 62
Список использованной литературы:................................................................ 65
Приложения...................................................................................................... 711
Приложение А Описание заданий для диагностики умения организовывать
общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать
конфликтные ситуации………………………………………………………….71
Приложение Б Описание заданий для диагностики умения с достаточной
полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации ………………………………………………………72
Приложение В Прием для диагностики регулятивного УУД. «Лесенка
успеваемости»……………………………………………………………………73
Приложение Г Описание заданий для диагностики умения организовывать
общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать
конфликтные ситуации …………………………………………………………74
Приложение Д Задание для диагностики коммуникативных умений
обучающихся, после проведения серии совместных уроков…………………76
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В
МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ 7
1.1 Особенности обучения математике в условиях требований ФГОС 7
1.2 Малокомплектная школа – современная российская реальность 18
1.3 Особенности организации образовательного процесса в
малокомплектной школе в условиях требований ФГОС 28
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В
МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ.................................................................... 36
2.1. Проектирование и организация урока «открытия нового знания»........ 36
2.2. Проектирование и организация урока рефлексивного контроля .......... 45
2.3. Описание организации и результатов в эксперименте работы.............. 53
Заключение......................................................................................................... 62
Список использованной литературы:................................................................ 65
Приложения...................................................................................................... 711
Приложение А Описание заданий для диагностики умения организовывать
общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать
конфликтные ситуации………………………………………………………….71
Приложение Б Описание заданий для диагностики умения с достаточной
полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации ………………………………………………………72
Приложение В Прием для диагностики регулятивного УУД. «Лесенка
успеваемости»……………………………………………………………………73
Приложение Г Описание заданий для диагностики умения организовывать
общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать
конфликтные ситуации …………………………………………………………74
Приложение Д Задание для диагностики коммуникативных умений
обучающихся, после проведения серии совместных уроков…………………76
Актуальность исследования. В нашей стране имеются отдаленные,
небольшие населенные пункты, в которых функционируют школы, при
количестве обучающихся в одном классе значительно меньше норм,
установленных для одного класса. В таких школах учитель вынужден работать
одновременно с двумя и тремя классами. Школы данного типа называют
малокомплектными.
В настоящее время проживать в отдаленных от города населенных
пунктах становится не престижно, из-за этого большая часть молодых людей
старается сменить место жительства на более престижное и перспективное. В
связи с этим в небольших, отдаленных от города населенных пунктах
уменьшается количество жителей, уменьшается количество детей в школах,
что приводит к увеличению числа малокомплектных школ. Например, в
Емельяновском районе общее количество общеобразовательных учреждений
21, из которых 12 являются малокомплектными.
Учителям в малокомплектных школах приходится работать в особенных
условиях: они вынуждены проводить занятия в разновозрастных классах, у
обучающихся с разным уровнем математической подготовки, по разным
учебным программам. В таких условиях в процессе обучения более 50%
учебного времени учитель отводит на самостоятельную работу. При этом при
выполнении такой работы, обучающиеся не имеют возможность получить
своевременную помощь учителя, в связи с этим остаются пробелы в
освоенных знаниях. Однообразие обстановки, контактов, форм
взаимодействия развивает у обучающихся психологическую усталость или
отторжение. Недостаточное число учеников в классе порождает явление
«психологической монотонности», что может приводить к усталости и потере
интереса к обучению [38].
Таким образом, наиболее сложной по характеру и специфической
особенностью уроков в малокомплектной школе является то, что
4
методические приемы, используемые учителем в городской школе,
нуждаются в видоизменении и модификации.
Изучением отдельных аспектов организации процесса обучения в
малокомплектной школе занимались такие исследователи, как Дощанова Б.М,
Ефимова А.С., Ефлова З.Б., Лебединцев В.Б, Щербакова Е.В. и др.
Отмечая практическую и теоретическую значимость данных
исследований для разрешения проблемы модификации методических приемов
в процессе обучения, следует отметить, что на сегодняшний день отсутствуют
комплексные образовательные программы для малокомплектных школ,
направленные на формирование у обучающихся новых образовательных
результатов средствами предметной области «Математика».
Проведенный анализ результатов научных исследований, направленных
на формирование новых образовательных результатов в малокомплектных
школах позволил определить ряд противоречий:
между требованиями ФГОС к результатам освоения основной
образовательной программы и недостаточной разработанностью на
сегодняшний день технологических и методических аспектов обучения,
направленных на формирование этих результатов у обучающихся в
малокомплектных сельских школах.
между возможностями, представляемыми предметной областью
«Математика» для формирования у обучающихся новых образовательных
результатов и недостаточным использование этих возможностей в
организации процесса обучения в малокомплектных школах.
Потребность в разрешении вышеназванных противоречий определяет
проблему исследования, которая заключается в поиске ответа на вопрос: как
осуществлять процесс обучения в малокомплектной школе в условиях
реализации требований ФГОС?
Цель исследования: разработка методических рекомендаций по
проектированию содержательного и технологического аспектов урока
математики в малокомплектной школе....
небольшие населенные пункты, в которых функционируют школы, при
количестве обучающихся в одном классе значительно меньше норм,
установленных для одного класса. В таких школах учитель вынужден работать
одновременно с двумя и тремя классами. Школы данного типа называют
малокомплектными.
В настоящее время проживать в отдаленных от города населенных
пунктах становится не престижно, из-за этого большая часть молодых людей
старается сменить место жительства на более престижное и перспективное. В
связи с этим в небольших, отдаленных от города населенных пунктах
уменьшается количество жителей, уменьшается количество детей в школах,
что приводит к увеличению числа малокомплектных школ. Например, в
Емельяновском районе общее количество общеобразовательных учреждений
21, из которых 12 являются малокомплектными.
Учителям в малокомплектных школах приходится работать в особенных
условиях: они вынуждены проводить занятия в разновозрастных классах, у
обучающихся с разным уровнем математической подготовки, по разным
учебным программам. В таких условиях в процессе обучения более 50%
учебного времени учитель отводит на самостоятельную работу. При этом при
выполнении такой работы, обучающиеся не имеют возможность получить
своевременную помощь учителя, в связи с этим остаются пробелы в
освоенных знаниях. Однообразие обстановки, контактов, форм
взаимодействия развивает у обучающихся психологическую усталость или
отторжение. Недостаточное число учеников в классе порождает явление
«психологической монотонности», что может приводить к усталости и потере
интереса к обучению [38].
Таким образом, наиболее сложной по характеру и специфической
особенностью уроков в малокомплектной школе является то, что
4
методические приемы, используемые учителем в городской школе,
нуждаются в видоизменении и модификации.
Изучением отдельных аспектов организации процесса обучения в
малокомплектной школе занимались такие исследователи, как Дощанова Б.М,
Ефимова А.С., Ефлова З.Б., Лебединцев В.Б, Щербакова Е.В. и др.
Отмечая практическую и теоретическую значимость данных
исследований для разрешения проблемы модификации методических приемов
в процессе обучения, следует отметить, что на сегодняшний день отсутствуют
комплексные образовательные программы для малокомплектных школ,
направленные на формирование у обучающихся новых образовательных
результатов средствами предметной области «Математика».
Проведенный анализ результатов научных исследований, направленных
на формирование новых образовательных результатов в малокомплектных
школах позволил определить ряд противоречий:
между требованиями ФГОС к результатам освоения основной
образовательной программы и недостаточной разработанностью на
сегодняшний день технологических и методических аспектов обучения,
направленных на формирование этих результатов у обучающихся в
малокомплектных сельских школах.
между возможностями, представляемыми предметной областью
«Математика» для формирования у обучающихся новых образовательных
результатов и недостаточным использование этих возможностей в
организации процесса обучения в малокомплектных школах.
Потребность в разрешении вышеназванных противоречий определяет
проблему исследования, которая заключается в поиске ответа на вопрос: как
осуществлять процесс обучения в малокомплектной школе в условиях
реализации требований ФГОС?
Цель исследования: разработка методических рекомендаций по
проектированию содержательного и технологического аспектов урока
математики в малокомплектной школе....
В результате теоретического анализа психолого-педагогической и
методической литературы были охарактеризованы особенности обучения
математике в условиях реализации ФГОС. В качестве основных
образовательных результатов, обучающихся в современных условиях,
выступают: предметные, метапредметные и личностные. С точки зрения
нового стандарта изменилась роль учителя математики, учебная задача,
содержание образования, передача знаний, отношение родителей к школе,
результаты обучения математики, документальное сопровождение урока,
дифференциация целей обучения математики, материально-техническое
оснащение.
В ходе анализа научно-педагогической и методической литературы,
реальной образовательной практики охарактеризованы специфические черты
малокомплектной школы. Малокомплектную школу характеризуют одна или
несколько особенностей:
отсутствие параллельных классов;
возможно отсутствие одного или нескольких классов;
отсутствие альтернативы образовательного пространства;
недостаточное техническое оснащение школ;
малочисленность учительского состава;
многофункциональность деятельности сельского учителя.
Многопредметность и многопрофильность преподавания.
На основе психолого-педагогической и методической литературы были
выделены условия, которые необходимо учитывать при совместном обучении
нескольких классов: смежные вопросы предметной области: например, в 5-6
классах есть много пересекающихся вопросов, что позволяет организовать
совместное обучение; уровень математической подготовки обучающихся,
т.е. следует учитывать, что у обучающихся старшего класса уровень
математической подготовки выше, чем у младших; возраст обучающихся и
63
количество обучающихся в классе, не менее важное условие, в зависимости
от возраста и количества обучающихся зависит какие формы работы
целесообразнее применять в ходе проведения урока.
На основе выявленных требований и условий были разработаны
методические рекомендации обучения, эффективность которых была
проверена в ходе экспериментальной работы. Оптыно-экспериментальная
часть исследования проводилось на базе муниципального бюджетного
образовательного учреждения «Беретская основная общеобразовательная
школа» Берёзовского района Красноярского края среди обучающихся 5 и 6
класса. По статистическим данным на момент экспериментальной работы в 5
классе обучалось 7 человек, в 6 классе обучалось 5 человек. Средняя оценка
успеваемости в пятом классе – 4,0, в шестом классе – 4,1.
На первом, констатирующем, этапе был выявлен уровень
математической подготовки обучающихся, на основе их успеваемости за
прошлый учебный год. Так же на первом этапе была проведена
диагностическая работа, проверяющая сформированность у обучающихся
метапредметных результатов обучения.
На втором этапе экспериментальной работы была проведена серия
уроков в 5 и 6 классе совместно, с использованием соответствующих методов,
приемов, форм работы, направленных на достижение новых образовательных
результатов в соответствие с ФГОС и развития уровня математической
подготовки.
На третьем, контролирующем, этапе эксперимента снова была
проведена диагностическая работа, определяющая уровень
сформированности метапредметных результатов обучения. А также, в
соответствие с итоговыми оценками за текущий учебный год, определен
уровень математической подготовки обучающихся. В связи с полученными
результатами эксперимента считаем, что все цели исследования достигнуты.
Таким образом, все поставленные задачи были решены, гипотеза нашла
свое теоретическое и практическое подтверждение, цель исследования
достигнута. Практическая значимость данной работы заключается в
разработанных методических рекомендациях, которые могут быть
использованы при проектировании уроков математики в малокомплектных
школах в условиях требований ФГОС.
методической литературы были охарактеризованы особенности обучения
математике в условиях реализации ФГОС. В качестве основных
образовательных результатов, обучающихся в современных условиях,
выступают: предметные, метапредметные и личностные. С точки зрения
нового стандарта изменилась роль учителя математики, учебная задача,
содержание образования, передача знаний, отношение родителей к школе,
результаты обучения математики, документальное сопровождение урока,
дифференциация целей обучения математики, материально-техническое
оснащение.
В ходе анализа научно-педагогической и методической литературы,
реальной образовательной практики охарактеризованы специфические черты
малокомплектной школы. Малокомплектную школу характеризуют одна или
несколько особенностей:
отсутствие параллельных классов;
возможно отсутствие одного или нескольких классов;
отсутствие альтернативы образовательного пространства;
недостаточное техническое оснащение школ;
малочисленность учительского состава;
многофункциональность деятельности сельского учителя.
Многопредметность и многопрофильность преподавания.
На основе психолого-педагогической и методической литературы были
выделены условия, которые необходимо учитывать при совместном обучении
нескольких классов: смежные вопросы предметной области: например, в 5-6
классах есть много пересекающихся вопросов, что позволяет организовать
совместное обучение; уровень математической подготовки обучающихся,
т.е. следует учитывать, что у обучающихся старшего класса уровень
математической подготовки выше, чем у младших; возраст обучающихся и
63
количество обучающихся в классе, не менее важное условие, в зависимости
от возраста и количества обучающихся зависит какие формы работы
целесообразнее применять в ходе проведения урока.
На основе выявленных требований и условий были разработаны
методические рекомендации обучения, эффективность которых была
проверена в ходе экспериментальной работы. Оптыно-экспериментальная
часть исследования проводилось на базе муниципального бюджетного
образовательного учреждения «Беретская основная общеобразовательная
школа» Берёзовского района Красноярского края среди обучающихся 5 и 6
класса. По статистическим данным на момент экспериментальной работы в 5
классе обучалось 7 человек, в 6 классе обучалось 5 человек. Средняя оценка
успеваемости в пятом классе – 4,0, в шестом классе – 4,1.
На первом, констатирующем, этапе был выявлен уровень
математической подготовки обучающихся, на основе их успеваемости за
прошлый учебный год. Так же на первом этапе была проведена
диагностическая работа, проверяющая сформированность у обучающихся
метапредметных результатов обучения.
На втором этапе экспериментальной работы была проведена серия
уроков в 5 и 6 классе совместно, с использованием соответствующих методов,
приемов, форм работы, направленных на достижение новых образовательных
результатов в соответствие с ФГОС и развития уровня математической
подготовки.
На третьем, контролирующем, этапе эксперимента снова была
проведена диагностическая работа, определяющая уровень
сформированности метапредметных результатов обучения. А также, в
соответствие с итоговыми оценками за текущий учебный год, определен
уровень математической подготовки обучающихся. В связи с полученными
результатами эксперимента считаем, что все цели исследования достигнуты.
Таким образом, все поставленные задачи были решены, гипотеза нашла
свое теоретическое и практическое подтверждение, цель исследования
достигнута. Практическая значимость данной работы заключается в
разработанных методических рекомендациях, которые могут быть
использованы при проектировании уроков математики в малокомплектных
школах в условиях требований ФГОС.
Подобные работы
- ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2022





