Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности методики обучения математике обучающихся 5-6 классов в малокомплектной школе в формате требований ФГОС

Работа №153258

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2020
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только PDF
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В
МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ 7
1.1 Особенности обучения математике в условиях требований ФГОС 7
1.2 Малокомплектная школа – современная российская реальность 18
1.3 Особенности организации образовательного процесса в
малокомплектной школе в условиях требований ФГОС 28
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В
МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ.................................................................... 36
2.1. Проектирование и организация урока «открытия нового знания»........ 36
2.2. Проектирование и организация урока рефлексивного контроля .......... 45
2.3. Описание организации и результатов в эксперименте работы.............. 53
Заключение......................................................................................................... 62
Список использованной литературы:................................................................ 65
Приложения...................................................................................................... 711
Приложение А Описание заданий для диагностики умения организовывать
общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать
конфликтные ситуации………………………………………………………….71
Приложение Б Описание заданий для диагностики умения с достаточной
полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации ………………………………………………………72
Приложение В Прием для диагностики регулятивного УУД. «Лесенка
успеваемости»……………………………………………………………………73
Приложение Г Описание заданий для диагностики умения организовывать
общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать
конфликтные ситуации …………………………………………………………74
Приложение Д Задание для диагностики коммуникативных умений
обучающихся, после проведения серии совместных уроков…………………76

Актуальность исследования. В нашей стране имеются отдаленные,
небольшие населенные пункты, в которых функционируют школы, при
количестве обучающихся в одном классе значительно меньше норм,
установленных для одного класса. В таких школах учитель вынужден работать
одновременно с двумя и тремя классами. Школы данного типа называют
малокомплектными.
В настоящее время проживать в отдаленных от города населенных
пунктах становится не престижно, из-за этого большая часть молодых людей
старается сменить место жительства на более престижное и перспективное. В
связи с этим в небольших, отдаленных от города населенных пунктах
уменьшается количество жителей, уменьшается количество детей в школах,
что приводит к увеличению числа малокомплектных школ. Например, в
Емельяновском районе общее количество общеобразовательных учреждений
21, из которых 12 являются малокомплектными.
Учителям в малокомплектных школах приходится работать в особенных
условиях: они вынуждены проводить занятия в разновозрастных классах, у
обучающихся с разным уровнем математической подготовки, по разным
учебным программам. В таких условиях в процессе обучения более 50%
учебного времени учитель отводит на самостоятельную работу. При этом при
выполнении такой работы, обучающиеся не имеют возможность получить
своевременную помощь учителя, в связи с этим остаются пробелы в
освоенных знаниях. Однообразие обстановки, контактов, форм
взаимодействия развивает у обучающихся психологическую усталость или
отторжение. Недостаточное число учеников в классе порождает явление
«психологической монотонности», что может приводить к усталости и потере
интереса к обучению [38].
Таким образом, наиболее сложной по характеру и специфической
особенностью уроков в малокомплектной школе является то, что
4
методические приемы, используемые учителем в городской школе,
нуждаются в видоизменении и модификации.
Изучением отдельных аспектов организации процесса обучения в
малокомплектной школе занимались такие исследователи, как Дощанова Б.М,
Ефимова А.С., Ефлова З.Б., Лебединцев В.Б, Щербакова Е.В. и др.
Отмечая практическую и теоретическую значимость данных
исследований для разрешения проблемы модификации методических приемов
в процессе обучения, следует отметить, что на сегодняшний день отсутствуют
комплексные образовательные программы для малокомплектных школ,
направленные на формирование у обучающихся новых образовательных
результатов средствами предметной области «Математика».
Проведенный анализ результатов научных исследований, направленных
на формирование новых образовательных результатов в малокомплектных
школах позволил определить ряд противоречий:
 между требованиями ФГОС к результатам освоения основной
образовательной программы и недостаточной разработанностью на
сегодняшний день технологических и методических аспектов обучения,
направленных на формирование этих результатов у обучающихся в
малокомплектных сельских школах.
 между возможностями, представляемыми предметной областью
«Математика» для формирования у обучающихся новых образовательных
результатов и недостаточным использование этих возможностей в
организации процесса обучения в малокомплектных школах.
Потребность в разрешении вышеназванных противоречий определяет
проблему исследования, которая заключается в поиске ответа на вопрос: как
осуществлять процесс обучения в малокомплектной школе в условиях
реализации требований ФГОС?
Цель исследования: разработка методических рекомендаций по
проектированию содержательного и технологического аспектов урока
математики в малокомплектной школе....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате теоретического анализа психолого-педагогической и
методической литературы были охарактеризованы особенности обучения
математике в условиях реализации ФГОС. В качестве основных
образовательных результатов, обучающихся в современных условиях,
выступают: предметные, метапредметные и личностные. С точки зрения
нового стандарта изменилась роль учителя математики, учебная задача,
содержание образования, передача знаний, отношение родителей к школе,
результаты обучения математики, документальное сопровождение урока,
дифференциация целей обучения математики, материально-техническое
оснащение.
В ходе анализа научно-педагогической и методической литературы,
реальной образовательной практики охарактеризованы специфические черты
малокомплектной школы. Малокомплектную школу характеризуют одна или
несколько особенностей:
 отсутствие параллельных классов;
 возможно отсутствие одного или нескольких классов;
 отсутствие альтернативы образовательного пространства;
 недостаточное техническое оснащение школ;
 малочисленность учительского состава;
 многофункциональность деятельности сельского учителя.
Многопредметность и многопрофильность преподавания.
На основе психолого-педагогической и методической литературы были
выделены условия, которые необходимо учитывать при совместном обучении
нескольких классов: смежные вопросы предметной области: например, в 5-6
классах есть много пересекающихся вопросов, что позволяет организовать
совместное обучение; уровень математической подготовки обучающихся,
т.е. следует учитывать, что у обучающихся старшего класса уровень
математической подготовки выше, чем у младших; возраст обучающихся и
63
количество обучающихся в классе, не менее важное условие, в зависимости
от возраста и количества обучающихся зависит какие формы работы
целесообразнее применять в ходе проведения урока.
На основе выявленных требований и условий были разработаны
методические рекомендации обучения, эффективность которых была
проверена в ходе экспериментальной работы. Оптыно-экспериментальная
часть исследования проводилось на базе муниципального бюджетного
образовательного учреждения «Беретская основная общеобразовательная
школа» Берёзовского района Красноярского края среди обучающихся 5 и 6
класса. По статистическим данным на момент экспериментальной работы в 5
классе обучалось 7 человек, в 6 классе обучалось 5 человек. Средняя оценка
успеваемости в пятом классе – 4,0, в шестом классе – 4,1.
На первом, констатирующем, этапе был выявлен уровень
математической подготовки обучающихся, на основе их успеваемости за
прошлый учебный год. Так же на первом этапе была проведена
диагностическая работа, проверяющая сформированность у обучающихся
метапредметных результатов обучения.
На втором этапе экспериментальной работы была проведена серия
уроков в 5 и 6 классе совместно, с использованием соответствующих методов,
приемов, форм работы, направленных на достижение новых образовательных
результатов в соответствие с ФГОС и развития уровня математической
подготовки.
На третьем, контролирующем, этапе эксперимента снова была
проведена диагностическая работа, определяющая уровень
сформированности метапредметных результатов обучения. А также, в
соответствие с итоговыми оценками за текущий учебный год, определен
уровень математической подготовки обучающихся. В связи с полученными
результатами эксперимента считаем, что все цели исследования достигнуты.
Таким образом, все поставленные задачи были решены, гипотеза нашла
свое теоретическое и практическое подтверждение, цель исследования
достигнута. Практическая значимость данной работы заключается в
разработанных методических рекомендациях, которые могут быть
использованы при проектировании уроков математики в малокомплектных
школах в условиях требований ФГОС.


1) Авдеев, С.А. Сельская школа на современном этапе развития
образования / С.А.Авдеев // Гаудеамус. – 2010. – № 5. – С. 35–38.
2) Анохина, Н.В. Введение федерального государственного
образовательного стандарта в малокомплектных школах / Н.В.Анохина //
Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2011. – № 1(1). – С.
51–55.
3) Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в
основной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А. Г. Асмалов,
Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. - М.: Просвещение, 2011 - 159 с.
4) Байбородова Л.В. Особенности введения федеральных
государственных образовательных стандартов общего образования в сельской
школе / Л.В. Байбородова, Т.А. Степанова // Ярославский педагогический
вестник. – 2011. – № 4. – С. 66–73.
5) Байгулова, Н.В. К вопросу о разработке и реализации модели
разновозрастной сельской малокомплектной школы / Н.В.Байгулова //
Вестник Томского государственного педагогического университета . – 2010. –
№ 11. – С. 32–38.
6) Байгулова, Н.В. Педагогические условия эффективного
функционирования сельских малокомплектных школ / Н.В.Байгулова //
Вестник Томского государственного педагогического университета . – 2016. –
№ 1(166). – С. 138–143.
7) Виды универсальных учебных действий (по материалам ФГОС
НОО). Методическая копилка. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
https://www.metod-kopilka.ru/page-udd-1.html - (Дата обращения: 10.05.2019)
8) Войтеховская М. П., Сазонова Н. И. Историко-педагогический
анализ развития сельских малокомплектных школ России XIX-начала XXI
века // Вестник Томского государственного педагогического университета.
2009. № 12.
66
9) Габышев А. Н., Зедгенизова Г. Н. Cельская малокомплектная
школа: особенности, проблемы, перспективы развития (примеры разных
стран) // Вестник науки и образования. 2016. № 2(14). С. 89-94.
10) Гельфман, Э.Г. Историко-педагогические аспекты
разновозрастного обучения / Э.Г.Гельфман, Н.В.Байгулова // Вестник
Томского государственного педагогического университета. – 2010. - №
11(101). – С. 76-79.
11) Гареева, Н.Н. Особенности метапредметных результатов в
процессе обучения математике и средств их диагностики [Текст] / Н.Н.
Гареева // Вестник Костромского государственного университета. – 2018. - №
2. – С. 160-164.
12) Герман, М. Я. Актуальные проблемы сельской школы и пути их
решения в современных условиях / М. Я. Герман, Н. В. Колениченко, И. Б.
Каптевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — №
40 (226). — С. 182-184. — URL: https://moluch.ru/archive/226/52874/ (дата
обращения: 09.03.2020).
13) Дощанова Б.М. Разновозрастное обучение в малокомплектной
школе // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2012. № 1. С.
91-94.
14) Ефимова, А. С. Особенности организации уроков технологии в
малокомплектных школах / А.С. Ефимова // ВКР. Петрозаводск:
Петрозаводский Государственный Университет, 2016. — с.16.
15) Ефлова, З. Б. Об актуальности определения понятия
«малокомплектная школа» / З. Б. Ефлова // Научный электронный
ежеквартальный журнал Непрерывное образование: XXI век.— 2017.— №
1.— С. 1–8.....


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ