Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №153245

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы45
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат 2
Введение 5
1 Теоретические аспекты формирования основ финансовой грамотности
у дошкольников в игровой деятельности 8
1.1 Основные подходы к формированию основ финансовой
грамотности у детей старшего дошкольного возраста 8
1.2 Особенностиформирования основ финансовой грамотности детей
старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 13
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию основ
финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в игровой деятельности 18
2.1 Диагностика сформированное™ основ финансовой грамотности у
детей старшего дошкольного возраста 18
2.2 Методические рекомендации по формирования основ финансовой
грамотности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 21
Заключение 29
Список использованных источников 31
Приложение А Диагностический материал на определение сформированное™ основ финансовой грамотности старших дошкольников, авторы - Г. П. Поварнициной, Ю. А. Киселевой 37
Приложение Б Уровни сформированное™ основ финансовой грамотности старших дошкольников на формирующем и контрольном этапе эксперимента 39
Приложение В «Дом эконом» игровое пособие 40

Сегодня число экономических понятий (ликвидность, реклама, доход, прибыль, процент по вкладу, акция и др.), с которыми мы сталкиваемся повседневно, неуклонно растет. Поэтому важно говорить о системе экономического образования в России, искать эффективные пути формирования основ финансовой грамотности подрастающего поколения. Поэтому на государственном уровне для решения этой проблемы сделаны определенные шаги: разработана Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.; выделяются грантовые средства на реализацию мероприятий по повышению финансовой грамотности; создаются электронные образовательные ресурсы финансовой тематики (фильмы, видео-лекции, рекламные ролики и др.); предлагаются различные программы разного уровня (федеральные, региональные, муниципальные, школьные, для ДОУ) [38]. Большое количество исследований отражает проблему финансовой грамотности на современном этапе (Н. В. Гаркуша [10], А. О. Жданова [17], А. Н. Лизогуб [24], Н. С. Маринина [25], Д. А. Русаленко [33], А. Е. Судакова [39], А. Д. Шатова [46], М. Ю. Шевяков [48] и др.)
Для эффективного решения этого вопроса, основы финансовый грамотности должны закладываться с дошкольного возраста, о чем свидетельствуют государственные документы (ФГОС ДО, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»). Авторы исследований, посвященных различным аспектам формирования основ финансовой грамотностии экономического воспитания дошкольников (Е. А. Азовская [1], Н. Л. Беляева [3], И. Б. Бичева [5], В. Н. Гнездилова [9], Т. И. Горная [10], О. А. Грачева [11], Е. В. Губарькова [13], К. Т. Жеенкулова [15], Т. А. Зиновьева [17], Е. В. Михайлова [22], Е. А. Сидякина [26], Т. Г. Ханова [32] и др.) утверждают, что именно в дошкольном возрасте закладываются не только азы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни.
Для организации более эффективной работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников необходимо использовать различные формы, методы и средства организации этой работы, где игра занимает особое место. Все это подчеркивает актуальность выбранной темы исследования «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности»
Цель работы - охарактеризовать формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования: финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Задачи исследования:
• охарактеризовать основные подходы к формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
• выявить особенности формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
• провести диагностику сформированное™ основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
• разработать методические рекомендации по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Методы исследования: анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, сбор эмпирического материала, количественный и качественный анализ результатов практического исследования, систематизация, обобщение.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ научной литературы показывает, что финансовая грамотность - одно из ключевых понятий современности, которая предполагает наличие знаний в сфере денежных отношений (о продуктах и услугах). На сегодняшний день существует достаточно много трактовой ключевого понятия выпускной квалификационной работы. В своем исследовании мы будем опирать на определение финансовой грамотности Л. Ю. Карнауховой, которая под финансовой грамотностью понимает организованную педагогическую деятельность, специально продуманную систему работы, направленная на формирование экономических представлений старших дошкольников.
Поэтому важно использовать широкий спектр средств формирования основ финансовой грамотности детей начиная с дошкольного возраста. Если речь идет о старших дошкольниках, то несомненно одним из самых эффективных средств будет игровая деятельность. Организация работы с дошкольниками по формированию основ финансовой грамотности имеет свои особенности: у детей возрастает потребность в общении со сверстниками, в игре детям необходимо взаимодействовать друг с другом и выстраивать систему взаимоотношений; дети учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов.
С целью изучения сформированное™ основ финансовой грамотности старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни было проведено опытно-экспериментальное исследование на базе МДОУ № 31 «Аленушка» г. Лесосибирска Красноярского края. Данные первичной диагностики показали, что у детей наблюдается средний уровень финансовой грамотности: дети имеют фрагментарные представления об экономических понятиях; интерес к труду родителей является неустойчивым; знания о работе родителей поверхностные, добросовестно относятся к материальным ценностям, но не всегда проявляют упорство и настойчивость в достижении цели. Это обосновало необходимость системной работы со старшими дошкольниками по формированию основ финансовой грамотности. За основу мы взяли игры по формированию основ финансовой грамотности, разработанные Л. Ю. Карнауховой, О. Б. Сердюк, Е. Ю. Петрушенко для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет)
При повторной диагностике мы получили положительную динамику: на высоком уровне оказалось 4 ребенка 27 %; на среднем уровне количество детей уменьшилось на 1 ребенка, так как 2 ребенка перешло на высокий уровень; с низкого на средний добавился 1 ребенок, что составило 46 %. На низком уровне детей старшего дошкольного возраста стало на одного ребенка меньше, что составило 27%. Эти результаты подтвердили правильность выбора игровой деятельности в качестве средства формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.


1. Азовская, Е. В. Дидактическая игра как средство формирования финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста / Е. В. Азовская, О. Ю. Зайцева // Сборник научных статей : Дошкольное и школьное образование в России и за рубежом. - 2021. - С. 103 - 116.
2. Белокашина, С. В. Экономика для дошкольников / С. В. Белокашина // Дошкольная педагогика. - 2014. - № 8. - С. 63 - 65.
3. Беляева, Н. Л. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : автореферат дне.... канд. пед. наук: 13.00.07 / Н. Л. Беляева. - Челябинск, 2009. - 23 с.
4. Белешева, А. Д. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования гуманистической направленности у детей дошкольного возраста / А. Д. Белешева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2022. - № 1. - С. 48 - 51.
5. Бичева, И. Б. Особенности формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста / И. Б. Бичева // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 3. - С. 15 - 19.
6. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Вопросы психологии. - 1998. - № 4. - С. 47.
7. Боронилова, И. Г. Об организации методической деятельности по формированию грамотности у дошкольников средствами сюжетно-ролевых игр / И. Г. Боронилова, Е. В. Римович. // Сборник научных статей : Современные тенденции развития дошкольного и начального образования. - 2021. - С. 214 - 216.
8. Волкова, Т. А. Диагностика развития финансовой грамотности у детей шестого года жизни / Т. А. Волкова. // Ребенок-дошкольник в современном образовательном пространстве. - Липецк, 2021. - С. 11 - 14.
9. Галкина, Л. Н. Развитие экономических способностей у детей старшего дошкольного возраста / Л. Н. Галкина // Одаренный ребенок. - 2010. - № 4. - С. 42 - 44.
10. Гаркуша, Н. В. Роль финансовой грамотности в развитии системы формирования социально-экономического потенциала человеческого капитала / Н. В. Гаркуша, А. И. Медведев // Власть и управление на Востоке России. - 2016. - № 4. - С. 76 - 81.
11. Гнездилова, В. Н. Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей дошкольного возраста / В. Н. Гнездилова // Сборник научных статей «Методика обучения и воспитания и практика 2017/2018 учебного года». - 2018. - С. 108 - 115.
12. Голуб, Л. А. Экономическое воспитание дошкольников / Л. А.
Голуб // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 6. - С. 34 - 36.
13. Горная, Т. И. Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста / Т. И. Горная // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 10. - С. 128 - 131.
14. Грачева, О. А. Развитие экономического мышления у детей дошкольного возраста / О. А. Грачева, Ю. М. Тяжева, И. В. Хамидуллина. // Педагогический опыт : от теории к практике. - Чебоксары, 2022. - С. 145 - 148.
15. Гридин, А. В. Обращайся с деньгами «по-взрослому». Финансовая грамотность для детей от мобайликов / А. В. Гридин. - Ростов на Дону : Феникс, 2020. - 94 с.
... всего 49 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ