Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения ценностно-мотивационной сферы подростков поколения Z 6
1.1 Основные подходы в изучении ценностно-мотивационной сферы 6
1.2 Характеристика психологических особенностей детей
поколения Z 14
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей ценностно-мотивационной сферы подростков поколения Z 24
2.1 Описание процедуры и методов исследования 24
2.2 Анализ и интерпретация эмпирических данных 27
Выводы по главе 2 43
Заключение 45
Список используемой литературы 47
Приложение 1 51
Приложение 2 59
На протяжении всей истории человечества проблема поколений является одной из самых актуальных. Нередко термин «поколение» используется для того, чтобы, подчеркнуть отличия современной молодежи от взрослых людей, выросших в другое время.
Как известно, воспитание и социально-экономическое положение в большой мере влияют на формирование наших ценностей и мотивов. Изучение ценностно-мотивационной сферы личности подростков является одной из самых востребованных областей, так как нынешнее поколение Z находится в том возрасте, когда происходит переосмысление собственного места в обществе, переоценка значимости многих ценностей, а также принятие на себя ответственности за результаты жизнедеятельности, которые скрыты в мотивах личности. Новые тенденции развития общества, качественные преобразования всех сторон жизни: глубокие изменения в содержании и характере материальных и духовных условий жизни людей, формирование совершенно иной экономической и социально-политической среды — все это не может не оказывать влияния на формирование личности.
Молодежь представляет собой особый объект исследования динамики развития современного общества, ведь она составляет значительную его часть, и соответственно выражает важнейшие тенденции и пути его развития и, в то же время, является носителем и порой источником наиболее острых социальных проблем и противоречий.
Представители поколения Z проходят свою социализацию в условиях глобализации, развития цифровых технологий, а также в настоящее время при нестабильной политической ситуации и экономического кризиса.
Актуальность данного исследования также определяется тем, что ценности этого поколения находятся пока что в процессе формирования, и сегодня трудно точно сказать, какими характеристиками они обладают, это явление мало изучено и требует глубокого исследования ценностно-мотивационной сферы.
Исследование вопросов ценностно-мотивационной сферы личности представлено в работах М. Рокича, Ш. Шварца, М.С. Яницкого, Д.А. Леонтьева, У. Билски.
Изучением особенностей поколения Z занимались Н. Хоу, У. Штраус, Н.В. Богачева, Е.В. Сивак, Е. Шамис и др.
Цель исследования: выявление особенностей ценностно-мотивационной сферы подростков поколения Z для использования результатов исследования педагогом-психологом, педагогами образовательной организации...
Поколение Z или «Цифровое» поколение является первым, чья ценностно-мотивационная сфера формировалась не только под влиянием ближайшего окружения и целенаправленного воспитания, но также и благодаря медиа и ценностям, транслируемых в сети Интернет. Многочисленные исследования особенностей поколения Z показывают, что нет единого мнения о наличии определенных особенностей в ценностно-мотивационной сфере у «цифрового» поколения.
Одни авторы отмечают «постматериальную» направленность ценностей и мотивов поколения Z, приоритет ценностей «духовного удовлетворения», важность «собственного престижа», «творчества» и «активных социальных контактов», стремление к полному комфорту и безопасности. Другие авторы обращают внимание на инфантильность, эгоцентризм и нравственную деградацию поколения Z, а также отмечают полное отсутствие важности социальных контактов у молодого поколения.
Трудность изучения поколения Z также может заключаться в его неоднородности в ценностном отношении. Это связано с перегруженностью информацией, приводящей к «размыванию» системы ценностных ориентаций и даже ценностному «расколу» среди современной молодежи.
При проведении эмпирического исследования, направленного на изучение особенностей ценностно-мотивационной сферы подростков поколения Z, мы получили диагностические данные, которые свидетельствуют о существовании значимых различий в показателях исследуемых параметров между поколением Z и поколением Х.
Гипотеза о том, что подросткам поколения Z, по сравнению с представителями поколения X, более свойственны такие ценности как «гедонизм», «свобода», «широта взглядов», мотивы «общение» и «творческая активность» полностью подтвердилась.
Во-первых, как и предполагалось, в отличие от поколения X, поколению Z важны такие ценности как «гедонизм», «свобода» и «широта взглядов», а также мотивы - «общение» и «творческая активность».
Благодаря глобализации и цифровизации подростки поколения Z чувствуют меньше границ, они открыты миру, жаждут свободы и хотят получать удовольствия от того, чем занимаются. Данные ценности показывают, насколько молодому поколению важна свобода в проявлении своей индивидуальности, при этом они готовы принимать и других людей. При этом одним важнейших мотивов является общение, в котором они как раз реализуют свои потребности, выражают свою индивидуальность, находят сообщников, а направленность на творческую активность дает им стремление к преобразованию реального мира.
Во-вторых, нами была выявлена еще одна значимая ценность: «творчество». Созидание и преобразование, новый взгляд на привычные вещи - это то, что характеризует сегодняшнюю молодежь. Можно сказать, что они бросают вызов традициям, что доказывают их ценностные ориентации.
В мотивационной сфере также были выявлены дополнительные мотивы: «социальный статус» и «поддержание жизнеобеспечения». Подросткам поколения Z важно найти свое место в этом мире, выразить свою индивидуальность, но при этом быть признанными обществом. Также они находятся в том возрасте, когда от них требуют профессионального определения и они выходят во взрослую самостоятельную жизнь, поэтому поддержание жизнеобеспечения может играть для них сейчас очень важную роль.
В целом можно заключить, что ценностно-мотивационная сфера поколения Z в отличие от поколения X в большей мере направлена на личность самого человека, его индивидуальность и проявление в обществе.
Таким образом, гипотеза исследования нашла свое подтверждение, все исследовательские задачи решены, цель достигнута.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - Екатеринбург: Деловая книга, 2009-299 с.
2. Алексеев В. Г. Ценностные ориентации и проблемы их формирования. - М., 2009-379 с.
3. Асташова Ю. В. Теория поколений в маркетинге // Вестник ЮУрГу. Сер.: Экономика и менеджмент. 2014. Т. 8. № 1. С. 108-114.
4. Бегинина И. А. Теоретические и прикладные аспекты исследования жизнедеятельности поколений: монография / И. А. Бегинина, М. Э. Елютина, Д. Л. Иванов; под редакцией С. Г. Ивченкова. — Саратов: СГУ, 2021. - 192 с.
5. Богачева Н. В., Сивак Е.В. Мифы о «поколении Z». Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - М.: НИУ ВШЭ, 2019-64 с.
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). М., 2017. 464 с.
7. Бубнова С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психол. журн. 2009 № 5 С. 38-44.
8. Бубновская О.В. Мотивационно-личностная сфера юношества: возрастной и гендерный аспекты // Фундаментальные исследования. - 2014- № 1-1. - С. 147 - 153.
9. Вербицкий А. А., Ферапонтова М. В., Личностные качества подростков и юношей в контексте нравственного выбора // Педагогика и психология образования. - 2018-№2 - С. 89-102
10. Воскресенский А.А. Постматериальные ценности поколения Z на пути к обществу знаний - к постановке проблемы // Общество. Среда. Развитие. - 2018. - №1. - С. 84-87.
11. Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 2002. С. 161-165.
12. Гаврилова А. В. Социально-психологические особенности ментальности нового поколения // Вестник Удмуртского университета - 2016- №2 - С. 58 - 63.
13. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. 2-е изд., перераб. и доп.
- Минск: Харвест, 2007 - 976 с.
14. Голубинская А.В. К вопросу о поколенной модели Хоува-Штрауса // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. № 1, т.2. С. 98-101.
15. Дутко Ю.А. Поколение z: основные понятия, характеристики и современные исследования // Проблемы современного образования. - 2020 - №4 - С. 28 - 37...40