Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-психологические характеристики лиц юношеского возраста с разным уровнем толерантности

Работа №153219

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы74
Год сдачи2017
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ теоретических данных по проблеме исследования 6
1.1. Психологические особенности юношеского возраста 6
1.2. Толерантность как социально-психологическое явление 14
1.3. Психологические предпосылки формирования толерантности в
юношеском возрасте 22
1.4. Описание исследуемых психологических характеристик 29
Выводы по главе 1 34
Глава 2 Эмпирическое исследование связи некоторых социально - психологических характеристик лиц юношеского возраста с разным уровнем толерантности 37
2.1. Процедура и методы исследования 37
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных 41
2.3. Результаты математико-статистической обработки данных 46
Выводы по главе 2 53
Заключение 56
Список используемых источников 58
Приложение 64


В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Обращенность к ее исследованию объясняется рядом причин, среди которых - резкое расслоение мировой цивилизации по экономическим, социальным и другим признакам и связанный с этим рост нетерпимости, терроризма; развитие религиозного экстремизма; обострение межнациональных отношений, вызванных локальными войнами, проблемами беженцев и т.д. Для устранения этих причин необходимо уяснение и понимание сущности и особенностей толерантности, изучение которой находится на стыке ряда гуманитарных дисциплин - социологии, политологии, педагогики и психологии.
Юность рассматривается как психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирование мировоззрения, морального сознания и самосознания [48]. Юность, как считает А.В. Толстых, «становится вторым переходным периодом в развитии личности» [20]. Юношеский возраст является очень важным периодом для формирования и развития толерантности.
Достаточно остро вопрос развития толерантности поднимается в средних и высших учебных заведениях. Современному государству очень важно получить не только квалифицированного специалиста, но и культурного человека, способного быстро адаптироваться в новых постоянно меняющихся условиях жизни.
Таким образом, актуальность темы исследования основывается на том факте, что современный колледж является благоприятной средой для формирования и развития толерантности в юношеском возрасте. Толерантное сознание и поведение обеспечивают психологическую устойчивость личности, помогают сохранять моральную, нравственную устойчивость, повышают «личную сопротивляемость» в среде с различными, в том числе и негативными факторами.
В современной отечественной и зарубежной психологии отмечается особый интерес к изучению толерантности личности, в частности, к методологическим проблемам (Бондырева С.К.), к проблемам этнической толерантности (Андрущак И.Б., Ениколопов С.Н., Лебедева Н.М., Левкович В.П., Стефаненко Т.Г., Солдатова Г.У., Шихирев, Шлягина Е.И.). Толерантность рассматривается в рамках гуманистической и экзистенциальной психологии (Роджерс К., Олпорт Г., Франкл В.), в онтологии общественного сознания и самосознания (Золотухин В.М., Кондаков A.M., Красиков В.И.), в процессе обретения целостности (Асмолов А.Г., Казаков Е.Ф., Тишков В.А.), а также рассматриваются нравственные границы толерантности (Зимбули A.B.).
Эти исследования имеют несомненную значимость, как для развития психологической теории, так и для практики, и сводятся к одному выводу: для того, чтобы стать равноправным членом нашего развивающегося общества, необходимо наличие гуманности, ответственности, бесконфликтности, гибкости, уверенности в себе, эмпатии, а это и является, на наш взгляд, образом толерантной личности.
Цель исследования: изучение социально-психологических характеристик лиц юношеского возраста с разным уровнем толерантности для использования диагностических данных в консультативной и коррекционной практике работы педагога-психолога с лицами группы риска...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В представленной выпускной квалификационной работе были проанализированы теоретические данные по проблеме изучения социально- психологических характеристик лиц юношеского возраста с разным уровнем толерантности, проведено диагностическое исследование по выявлению связи некоторых социально-психологических характеристик лиц юношеского возраста с разным уровнем толерантности, а также проанализированы результаты диагностики и проинтерпретированы выявленные связи некоторых социально-психологических характеристик лиц юношеского возраста с разным уровнем толерантности.
В теоретической части работы были рассмотрены психологические особенности юношеского возраста, проанализированы предпосылки формирования толерантности в юношеском возрасте, а так же описаны исследуемые психологические характеристики.
В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Обращенность к ее исследованию объясняется рядом причин, среди которых - резкое расслоение мировой цивилизации по экономическим, социальным и другим признакам и связанный с этим рост нетерпимости, терроризма; развитие религиозного экстремизма; обострение межнациональных отношений, вызванных локальными войнами, проблемами беженцев и т.д. Для устранения этих причин необходимо уяснение и понимание сущности и особенностей толерантности, изучение которой находится на стыке ряда гуманитарных дисциплин - социологии, политологии, педагогики и психологии. В связи с этим, нами было проведено исследование, целью которого являлось изучение социальнопсихологических характеристик лиц юношеского возраста с разным уровнем толерантности для использования диагностических данных в консультативной и коррекционной практике работы педагога-психолога с лицами группы риска.
В результате проведенного исследования, гипотеза о том, что существует связь некоторых социально-психологических характеристик лиц юношеского возраста с разным уровнем толерантности подтвердилась.



1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов, вузов/ Г.С. Абрамова. — М: Академич. проект: Екатеринбург: Деловая книга, 2000.—624 с.
2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни/К.А. Абульханова- Славская . - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
3. Акмеологический словарь [электронный ресурс] URL: ййр://'№№№.вокабула.рф/словари/акмеологический-словарь/рефлексия
4. Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности. М., 2001. №1. С. 8-19.
5. Бардиер Г. Л. Социальная психология толерантности. СПб., 2005
6. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства
и самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. — СПб.: Речь, 2005. С.44-49.
7. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 349 с.
8. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других, М.,1996 Гальперин П.Я. Введение в психологию.- М.: МГУ, 1996.
9. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в
проблему). - М.: Издательство Московского психолого-социального
института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2003. - 240 с.
10. Бороздина Л. В., Видинска Л. Притязания и самооценка // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14. Психология.2008. № 3. -С. 21-30.
11. Возрастная психология и психология развития: тексты
лекций /Автор-составитель: И.О. Карелина. - 2009. [Электронный ресурс] URL: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met 104/node21 .html
12. Возрастная психология: учебно-методический комплекс для вузов/ МИУ; Сост. Усова Е.Б. (автор-составитель).-2-е изд., исправленное.- Минск: МИУ, 2009.- 56 с.
13. Гребенюк, А.А. Актуальные проблемы возрастной психологии. С
использованием примеров из дипломных и курсовых работ/А.А.Гребенюк. Симферополь, 2001. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/166-vozrastnaya- psixologiya/1513-2012-01 -26-09- 17-41?start=6
14. Декларация принципов толерантности (утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года) // Век толерантности: научно-публицистический вестник. - 2001. - Вып. 1-2. - С. 5-8.
15. Дзялошинский И. О некоторых причинах интолерантного поведения // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - Вып. 3-4. - http://www.tolerance.ru/p-mag-last.shtml...56


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ