Введение 6
1 Теоретическая часть. Теоретические основы организации микрофинансирования в РФ 9
1.1 Понятия, принципы и роль микрофинансирования 9
1.2 Структура микрофинансирования в России 15
1.3 Зарубежный опыт развития и регулирования микрофинансовой деятельности 25
2 Аналитическая часть. Развитие микрофинансирования в России на примере ООО «Ломбард Центральный» 32
2.1 Организация деятельности ломбардов в России 32
2.2 Общая характеристика ООО «Ломбард Центральный» 43
2.3 Анализ финансового состояния ООО «Ломбард Центральный» 46
3 Проектная часть. Перспективы развития деятельности микрофинансирования в РФ 55
3.1 Рекомендации по совершенствованию микрофинансирования в России. 55
3.2 Рекомендации по улучшению финансового состояния ООО «Ломбард Центральный» 61
Заключение 68
Список использованных источников 71
Приложение А Бухгалтерский баланс ООО «Ломбард Центральный» на 31.12.2018 г 76
Приложение Б Отчет о финансовых результатах ООО «Ломбард Центральный» за 2018 г 81
Приложение В Иллюстративный материал (слайды) 82
В настоящее время рынок микрофинансирования значительно опережает другие сектора финансового рынка по темпам его развития. Эта динамика и само появление современного микрофинансирования как экономического института обусловлены, с одной стороны, усилением конкуренции в секторе финансовых услуг для более состоятельных групп клиентов, а с другой - улучшением методологии розничного финансирования. Микрофинансовые организации предоставляют услуги предпринимателям, которые пополняют услуги коммерческих банков, тем самым укрепляя финансовую систему государства. Условия, установленные коммерческими банками, часто оказываются слишком сложными для предпринимателей (особенно когда дело доходит до обеспечения кредита). Микрофинансовые организации проводят небольшие финансовые операции с некоторой прибылью и высокими рисками, которые не привлекательны для коммерческих банков.
На сегодняшний день сегмент микрофинансирования считается одним из наиболее динамично развивающихся на российском банковском рынке. Микрофинансирование представляет собой гибкую форму классического банковского кредита, позволяющую легко начать бизнес без стартового капитала и кредитной истории, а также способствует решению как минимум трех проблем: увеличение числа предпринимателей; увеличения налоговых поступлений; создание кредитной истории для дальнейшего финансирования развития малого бизнеса через банковский сектор.
Несмотря на положительную динамику, темпы роста малого бизнеса в России остаются низкими, а по сравнению с 2018 г. вклад сектора малого и среднего бизнеса в Валовой Внутренний Продукт снизился с 22,3 % до 20,2 % в 2019 г. Все это вызывает необходимость более активного регуляторного подхода к этой проблеме и, прежде всего, обеспечения доступа малого бизнеса к финансовым ресурсам, в частности, за счет развития системы микрофинансирования.
Таким образом, в условиях нестабильного экономического развития и достаточно сложных условий кредитования малого бизнеса нельзя недооценивать роль микрофинансирования, являющегося одним из инновационных инструментов развития кредитной системы РФ. Микрофинансирование является неотъемлемой частью современной финансово-кредитной системы. Вопросы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, прежде всего за счет развития микрофинансовых организаций, называются приоритетной задачей социально-экономической политики России, поскольку это направление является альтернативой потребительскому кредитованию во всем мире. Важной задачей является устранение существующих недостатков и несовершенств нормативной базы, регулирующей деятельность МФО, что определяет актуальность выбранной темы исследования.
Целью исследования является изучение особенностей развития и функционирования микрофинансирования в России, а также разработка путей совершенствования данного сектора.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучить принципы и роль микрофинансирования;
2) Рассмотреть зарубежный опыт развития и регулирования микрофинансовой деятельности;
3) Определить правовые основы функционирования и регулирования микрофинансовых организаций;
4) Дать общую характеристику и проанализировать деятельность Общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Центральный».
5) Рассмотреть организацию процесса микрофинансирования в ООО «Ломбард Центральный»
6) Выявить проблемы и определить перспективы развития микрофинансирования в России.
Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью ООО «Ломбард Центральный».
Предметом исследования является организация микрофинансовой деятельности в РФ...
В ходе написания работы были решены задачи, а именно изучены принципы и роль микрофинансирования, рассмотрены перспективы развития рынка микрофинансирования, а также проанализирован предмет исследований и предложены пути развития микрофинансирования в России.
Из работы можно сделать вывод, что инфраструктура микрофинансового рынка в России находится в сложном периоде становления.
В настоящее время ломбардная деятельность не лицензирована. Несмотря на это, Центральный Банк России реализует полный спектр мер, которые обычно используются в процессе лицензирования.
Рост услуг, связанных с ломбардами, позволит, конечно, выдержать конкуренцию небольшим региональным ломбардам, которые не в состоянии снизить ставки по кредитам.
Виды безопасности расширяются: ломбарды принимают не только ювелирные изделия в качестве залога, но и часы, автомобили, одежду, бытовую технику, антиквариат и жилье. Согласно Федеральному закону «О ломбардах» участники рынка могут предоставлять кредиты только физическим лицам, но малые и средние предприятия часто используют услуги ломбардов для развития своего бизнеса, получая кредиты в ломбардах как физические лица.
В России неконтролируемый рост рынка ломбарда тормозится растущими требованиями регулятора.
Получение Центральным банком статуса мегарегулятора привело к раз-работке нормативной базы, определяющей принципы функционирования лом-бардов, направленной на повышение прозрачности рынка. В результате при-мерно половина ломбардов нарушает действующие правовые рамки, прячется от регулятора, закрывает свою деятельность и переквалифицируются на вещей от граждан, и перепродают их оптовым покупателям. Это несмотря на то, что Банк России не применяет к ломбардам строгие меры. Эта тенденция может привести к сокращению числа участников микрофинансового рынка, сохранению в основном ломбардных сетей, снижению уровня конкуренции и росту стоимости услуг. Однако с 2017 года, другие участники кредитного рынка, ломбарды могут устанавливать максимальные процентные ставки по своим кредитам в зависимости от типа залога, срока и размера кредита.
Особенность ломбардов, определяющая интерес к ним со стороны государства и общества, заключается в том, что они служат своеобразными социально-экономическими «стабилизаторами» во всех экономических формациях. Выдавая краткосрочные кредиты гражданам, ломбарды удовлетворяют потребности населения в деньгах, тем самым снижая социальную напряженность и способствуя чисто экономическому способу повышения эффективного спроса на товары и услуги. Эта задача имеет особое значение в контексте экономического кризиса. На фоне финансового кризиса ломбардный бизнес в России получил дополнительный импульс для дальнейшего развития. Несмотря на снижение числа участников рынка в 2017-2019 годах, спрос на услуги ломбардов значительно вырос. Размер кредитных средств, эмитированных ломбардами, сопоставим с размером банковских кредитов в периоды кризиса.
1.Гражданский кодекс Российской Федерации. В 4 ч. Ч. 1 [Электронный ресурс] : федер. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ ред. от 16.12.2019 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www.consultant.ru.
2 06 обществах с ограниченной ответственностью [Электронный ресурс] : федер. закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ ред. от 04.11.2019 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www.consultant.ru.
3.0 противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [Электронный ресурс] : федер. закон от 07.0.2001 № 115-ФЗ ред. от 07.04.2020 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru.
4.0 Центральном банке Российской Федерации (Банке России) [Электронный ресурс] : федер. закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ ред. от 03.04.2020 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www.consultant.ru.
5.0 кредитных историях [Электронный ресурс] : федер. закон от 30.12.2004 № 218-ФЗ ред. от 08.06.2020 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru.
6.0 защите конкуренции [Электронный ресурс] : федер. закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ ред. от 24.04.2020 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru.
7.06 информации, информационных технологиях и о защите информации [Электронный ресурс] : федер. закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ ред. от 03.04.2020 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим дос-тупа:http://www.consultant.ru.
8.0 персональных данных [Электронный ресурс] : федер. закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ ред. от 31.12.2017 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru.
9.0 ломбардах [Электронный ресурс] : федер. закон от 19.07.2007 №196-ФЗ ред. от 02.12.2019 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru.
10. О кредитной кооперации [Электронный ресурс] : федер. закон №190-ФЗ от 18.07.2009 ред. 02.12.2019 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru.
11. О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях [Электронный ресурс] : федер. закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ ред. от 02.12.2019 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим дос-тупа:http://www.consultant.ru.
12 О потребительском кредите (займе) [Электронный ресурс] : федер. закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ ред. от 03.04.2020 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru.
13. О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности [Электронный ресурс] : федер. закон от 03.07.2016 № 230-ФЗ ред. от 02.12.2019 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www.consultant.ru.
14. О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях [Электронный ресурс] : Законопроект № 686367-7: Федеральный закон «О признании утратившим силу Федерального закона // Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности - URL: http://asozd.duma.gov.ru/mam.nsf/(Spravka)?Open Agent& RN=686367-7.
15. О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 26 октября 2012 № 1101 ред. от 16.05.2020 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru...(36)