Происходящие в мире процессы глобализации во всех сферах жизни общества не привели к потере интереса людей к региональной и локальной истории своей страны, своего региона, города, села. Напротив, сегодня в российском обществе проявляется большой интерес к изучению уникальной, отдельной истории своей малой Родины, чтобы через постижение малого составить наиболее полную картину исторической реальности мира в глобальном масштабе в тот или иной исторический период.
Фундаментальная историческая наука также стала больше внимания уделять региональной и локальной истории. Если раньше историки относились к местным событиям, как к примерам общероссийских процессов, то сегодня местная история предстает как самостоятельные, самобытные страницы истории России.
В рамках преподавания курса «Отечественная история» краеведческий (региональный) материал рассматривается как обязательная составляющая исторического образования современного школьника на уроках и во внеурочной деятельности. Изучение истории родного края в аспектах экономической, политической, социальной, культурной и духовной жизни способствует формированию целостной исторической и социальной картины мира ученика, пониманию значения и места его малой Родины в истории российского государства на всех этапах его развития. Еще В.О. Ключевский писал: «Изучая предков, мы узнаём самих себя. Без знаний истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего мы в нём живём, как и к чему мы должны стремиться».
Включение регионального компонента в учебный предмет «Отечественная история» даёт возможность ученику оценить себя как личность, раскрыть свой потенциал, понять свою социальную роль и собственное место в обществе и культурной среде. История и обществознание являются мировоззренческими предметами, изучая которые у юного человека формируется понимание российской идентичности со своими культурными и нравственными особенностями. «Именно человеческое измерение истории прививает интерес и уважение к своей истории, служит источником и инструментом формирования у молодого поколения личностного, эмоционально окрашенного восприятия прошлого» .
В изучении истории Отечества краеведческий материал становится обязательной частью урока и широко используется во внеурочной деятельности. Относительно подробное рассмотрение ключевых событий и процессов позволяет проследить, как в них переплетались политические и экономические интересы, морально -этические, религиозные и иные мотивы участников. Сами события, особенно относящиеся к новейшей эпохе, которые были по историческим меркам совсем недавно, предстают во множестве свидетельств, которые доступны и педагогам, и учащимся, что формирует у учеников более полные представления о изучаемой исторической эпохе в том крае и городе, где они живут. Знания о родном крае - существенная часть интеллектуального потенциала человека и гражданина.
Особая роль в воспитании у молодого поколения патриотизма отведена учителю истории. Задача преподавания регионального компонента в курсе «Отечественная история» заключается в формировании у молодых людей региональной культурной самоидентификация, как составляющей части российского патриотизма.
Современный учитель истории должен через использование регионального компонента реализовать в своей практической деятельности принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе «Об образовании»:
• воспитание гражданственности и любви к Родине;
• защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;
• формирование у учащихся картины мира, адекватной современному уровню знаний;
• формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической, экологической культуры;
• содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными этническими, религиозными и социальными группами .
Изучение региональной истории через познание истории родного края, своего города, села, своей семьи, наконец, востребовано современным обществом, что отражается в книгах по истории края, многочисленных публикациях в средствах массовой информации, в том числе и на Интернет - ресурсах. В краеведческих работах рассматриваются особенности культурно-исторического и экономического пространства, духовный мир местного общества и отдельных личностей. В исторических судьбах земляков выявляются и прослеживаются элементы идентичности, свойственные для сибиряков-красноярцев, и их историко-культурологическое своеобразие.
Важнейшим источником для познания истории родного края, его духовной и культурной идентичности, являются музейные экспозиции, достаточно широко представленные в нашем городе. Это, в первую очередь, Красноярский краевой краеведческий музей, музей-усадьба В. И. Сурикова, музей-усадьба Г.В. Юдина, художественный музей имени В.И. Сурикова, литературный музей имени В. П. Астафьева и другие.
Основными проблемами при изучении регионального компонента в курсе «Отечественная история» являются, во-первых, что источники и материалы по изучению различных направлений местной истории, краеведения, в целом, все-же немногочисленны;
во-вторых, в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) понятия «региональный компонент», «локальный компонент» до сих пор не прописаны, а только лишь сказано, что «при реализации основных образовательных программ содержится положение о необходимости учитывать историко-культурную и этническую специфику региона» (п.18.2.3) .
И лишь в Историко-культурном стандарте выделен этнокультурный компонент содержания отечественной истории. Ключевая мысль, содержащаяся в нем: история страны должна изучаться через историю регионов. «В школьном курсе истории необходимо усилить акцент на многонациональном и поликонфессиональном составе населения страны как важнейшей особенности отечественной истории. Преподавание региональной истории в контексте истории России является необходимой составляющей развития демократического государства, формирования современной толерантной личности, готовой к восприятию этнического и конфессионального многообразия мира. Для каждого из регионов России должен быть сформирован перечень «сквозных» исторических сюжетов, основанных на балансе между историей государства, общества и отдельных людей, между политической, социальной и культурной историей, между историей национальной, мировой и локальной» .
Профессиональный стандарт «Педагог» (2013 г.) ориентирует учителей на учет региональной специфики при организации учебно-воспитательного процесса, а именно «места жительства и историко -культурного своеобразия региона» (п.3.1.1.0) . Таким образом, документы федерального уровня страдают отсутствием четкого определения места и роли региональной истории в учебно-воспитательном процессе.
В конце каждого года обучения прописано преподавание региональной истории в примерных основных образовательных программах основного и среднего общего образования, включенных в реестр примерных основных общеобразовательных программ Министерства образования и науки Российской Федерации. В регионах РФ региональная история изучается в соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки РФ, а также региональной концепцией изучения истории своего края и рекомендациями региональных министерств и департаментов образования.
В изучении регионального компонента в средней школе можно выделить три уровня краеведческой познавательной деятельности учащихся:
- получение готовых знаний со слов учителя;
- самостоятельное приобретение знаний по учебным пособиям, научно - популярной литературе, публикациям в СМИ и Интернет-ресурсах, по материалам музейных экспозиций;
- изучение в ходе углубленного поиска и исследовательской работы в музеях, архивах, через опросы местного населения, работа над различными исследовательскими проектами (для старшей школы).
Использование местного материала способствует развитию навыков исследовательской работы. Получая творческие задания, школьники получают нравственные переживания, становятся активными соавторами урока. Процесс изучения истории родного края становится интересным, увлекательным, развивает навыки самообразования.
Учащиеся старших классов имеют определенные навыки самостоятельной и исследовательской работы, поэтому их нужно привлекать к подготовке рефератов, докладов и т.д.
В процессе преподавания регионального компонента учитель может при изучении отдельных тем курса спланировать отдельные уроки или фрагменты, посвященные истории родного края. Также уроки по изучению регионального компонента, особенностей своего края, могут быть выделены в отдельный блок уроков. Учебный материал должен усложняться в зависимости от возраста школьников.
Тема моей выпускной квалификационной работы: «Этапы формирования архитектурного ансамбля города Красноярска в рамках преподавания регионального компонента в курсе «Отечественная история».
Цели работы: показать важность и актуальность преподавания регионального компонента в курсе «Отечественная история» на примере изучения архитектурного наследия города Красноярска; разработка плана экскурсии для школьников 9-х классов, как педагогического метода изучения, повторения и закрепление материала.
Задачи работы: на основании имеющихся источников, дать исчерпывающий материал по формированию архитектурного облика города Красноярска в период с 1773 года по 1917 год, а также в советский период, охарактеризовать стилевые направления в постройке зданий, определить временные границы архитектурных стилей, определить причинно¬следственные связи изменений в градостроительстве, проследить общие тенденции развития для русской архитектуры столицы и крупных городов Центральной России, сибирских губернских городов, а также выделить местную специфику.
Объект изучения: архитектурно - градостроительное наследие Красноярска, как часть культурно-исторического прошлого города в период с 1773 года по 1917 год, а также в советский период.
Предмет изучения: этапы формирования архитектурного ансамбля города Красноярска, основные стилевые направления архитектуры города в период с 1773 года по 1917 год, а также в советский период с 1917 по 1980-е годы.
В заключение скажу, что на примере краеведческого материала по теме «Этапы формирования архитектурного ансамбля города Красноярска в рамках преподавания регионального компонента в курсе «Отечественная история»» я постарался дать исчерпывающий материал для раскрытия темы по архитектурным стилям, применявшимся в период с конца XVIII по конец XX веков в градостроительстве Красноярска в историческом контексте, провести параллели исторических фактов и событий в истории города в рамках общей истории Российского государства, найти общие черты и региональные отличия.
Также задачей моей работы было спроектировать внеурочное мероприятие по вышеназванной теме для 9-тиклассников в форме экскурсии по историческому центру города с совмещением традиционных методов и применением AR и VR IT-технологий. Я представил, как это может выглядеть при наличии программного обеспечения и технических возможностей.
Технологии AR и VR - это уже не будущее, это уже наступившее «будущее», которое вышло за рамки игрового поля компьютеров и индустрии развлечений и начало применяться в маркетинге, в проектировании объектов в строительстве, в музейном деле и др. В настоящее время массовое развитие технологий AR/VR сдерживается отсутствием развитой инфраструктуры связи (речь идет о связи нового поколения 5G), высокой стоимостью оборудования, сложностью и достаточно большой стоимостью разработок программного контента. Но все эти проблемы должны со временем решиться .
Технологии AR и VR в ближайшие годы активно станут применяться в современном образовательном процессе, что станет дополнительным стимулом для развития познания для школьников века цифровизации по многим учебным дисциплинам, в том числе и по истории. Преимущество виртуальной и дополненной реальностей в том, что они позволяют создать среду, которая воспринимается человеком через органы ощущения. VR/AR позволяют сделать процесс получения новых знаний интересным, захватывающим, лишенным обычной скучной рутины, метапредметным, подходящим для обучения детей и молодежи всех возрастов.
1. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории См.: Российское историческое общество [сайт] https://historyrussia.org/proekty/kontseptsiya-novogo-uchebno-metodicheskogo- kompleksa-pootechestvennoj-istorii/istoriya-rossii-v-sisteme-kursov-istorii- obrazovatelnyj -i-vospitatelnyj -potentsial.html#che.
2. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории См.: Российское историческое общество [сайт] https://historyrussia.org/proekty/kontseptsiya-novogo-uchebno-metodicheskogo- kompleksa-pootechestvennoj-istorii/istoriya-rossii-v-sisteme-kursov-istorii- obrazovatelnyj -i-vospitatelnyj -potentsial.html#che
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. 3¬е изд. М.: Просвещение, 2014. - 48 с.
4. Историко-культурный стандарт www.gimnasiya-
evrika.ru/file/56.doc
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".
6. Быконя Г. Ф. История Красноярска. Документы и материалы
XVII - первая половина XIX века. Красноярск, 2000.
7. Быконя Г. Ф. История Красноярска. Документы и материалы
XVII - первая половина XIX века. Красноярск, 2000.
8. Шейнфельд М. Б., Быконя Г. Ф.., История Красноярского края. Красноярское книжное издательство, 1981г.
9. «Золотая летопись Сибири. Алтайский край». Серия «Моя Россия», 2008г., стр.58-59
10. Меркулова М. Е. Архитектура Красноярска XIX - начала XX века. Стилевые характеристики, диссертация Красноярск, 2005.
11. В.И. Царев. История по плану | Газета СФУ «Сибирский форум. Интеллектуальный диалог» (sfu-kras.ru)
12. Меркулова М. Е. Архитектура Красноярска XIX - начала XX века. Стилевые характеристики, диссертация Красноярск, 2005.
13. Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995, стр.94.
14. Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994
15. Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994
16. Меркулова М. Е. Архитектура Красноярска XIX - начала XX века. Стилевые характеристики, диссертация, Красноярск, 2005.
17. О. Успенская. «Провинция. Архитектура Красноярска конца XIX
- начала XX столетия», ООО Издательский центр «Инспаер»,2018.
18. Меркулова М. Е. Архитектура Красноярска XIX - начала XX века. Стилевые характеристики, диссертация, Красноярск, 2005.
19. О. Успенская. «Провинция. Архитектура Красноярска конца XIX
- начала XX столетия», ООО Издательский центр «Инспаер»,2018.
20. О. Успенская. «Провинция. Архитектура Красноярска конца XIX
- начала XX столетия», ООО Издательский центр «Инспаер»,2018.
21. Архитектура Красноярска XIX - начала XX века. Стилевые характеристики Меркулова Мария Евгеньевна, Красноярск,2005
22. Рапацкая Л. А. Искусство серебряного века. — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс,2003. — 912 с.
23. Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна, Стройиздат СПБ, С-Петербург,1994, стр.268.
24. О. Успенская. «Провинция. Архитектура Красноярска конца XIX
- начала XX столетия», ООО Издательский центр «Инспаер»,2018.
25. О. Успенская. «Провинция. Архитектура Красноярска конца XIX
- начала XX столетия», ООО Издательский центр «Инспаер»,2018.
26. О. Успенская. «Провинция. Архитектура Красноярска конца XIX - начала XX столетия», ООО Издательский центр «Инспаер»,2018.
27. Аржаных, О. П. Кафедральный собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы: История собора (Красноярск)// Православное слово Сибири. - 2004. - Март, N3
28. Деревянное зодчество Сибири XVII - начала XX в //
«Историческая энциклопедия Сибири» (2009) | ИРКИПЕДИЯ - портал
Иркутской области: знания и новости (irkipedia.ru)
29. Жилой дом Потехина по улице Вейнбаума, 21 в Красноярске(naov.ru)
30. Дом, в котором в 1848 г. родился и жил до 1868 г. Суриков Василий Иванович. (naov.ru)
31. Дом жилой с воротами и амбаром по ул. Г орького, 9 в Красноярске(naov.ru)
32. Дом купца Цукерман по ул. Ленина, 66 в Красноярске (naov.ru)
33. Конструктивизм, список зданий Красноярский край (prawdom.ru)
34. Кристина Краснянская: каким был ар-деко в СССР •
Интерьер+Дизайн (interior.ru)
35. Конструктивизм, список зданий Красноярский край (prawdom.ru)
36. Архитектурно-градостроительные преобразования Красноярска в1920-1930-х годах, научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка (cyberleninka.ru)
37. Ансамбль площади Революции г. Красноярска: последний аккорд сталинской эпохи, электронная библиотека Кибер Ленинка (cyberleninka.ru)
38. «Сталинский ампир» — происхождение и значение понятия(culture.ru)
39. Ансамбль площади Революции г. Красноярска: последний аккорд сталинской эпохи - тема научной статьи по искусствоведению электронной библиотеке КиберЛенинка (cyberleninka.ru)
40. История по плану | Газета СФУ «Сибирский форум. Интеллектуальный диалог» (sfu-kras.ru)
41. Т иповые серии
42. Хрущёвки (kraskompas.ru)
43. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. Экскурсия как педагогический процесс (tourlib.net)
44. Педагогические условия организации экскурсий - Теоретические основы организации экскурсий (studwood.ru)
45. Музеи цифрового века: как AR и VR освободили искусство(yandex.ru)
46. Технологии AR и VR в образовании / Блог компании Mail.ru Group/ Хабр (habr.com)
47. Здание Г остиного двора в Красноярске по ул.К. Маркса, 6 (naov.ru)
48. Дом усадьбы в стиле русского классицизма в Красноярске по ул.Каратанова, 11 (naov.ru)
49. Дом Терскова в Красноярске (naov.ru)
50. Здание Благородного собрания (krasplace.ru)
51. Здание Благородного собрания по пр.Мира,67 в Красноярске(naov.ru)
52. Главный дом усадьбы торгового дома И. Г. Гадалова поул.Мира,90 (naov.ru)
53. Торговый дом Гадалова Н.Г. по ул.Мира,79 в Красноярске(naov.ru)
54. Дом Просвещения по ул. Кирова, 24 в Красноярске (naov.ru)
55. Здание женской гимназии в Красноярске (naov.ru)
56. Дом Либмана в Красноярске (naov.ru)
57. Доходный дом Духовного братства по ул.Мира,98 в Красноярске(naov.ru)
58. Особняк усадьбы В. Н. Гадаловой по ул. Парижской Коммуны,20в Красноярске - памятник архитектуры (naov.ru)
59. Почему VR и AR еще не изменили нашу жизнь? Семь преград для развития технологий | Rusbase (rb.ru)