Введение 2
1 Теоретико-методологические основания анализа интеграции
мигрантов 7
1.1 Подходы к определению понятия «интеграция мигрантов», модели
интеграции 7
1.2 Факторы, влияющие на эффективность политики интеграции мигрантов.
Исторический аспект 12
2 Реализация политики интеграции мигрантов 21
2.1 Институты и правовое регулирование интеграции мигрантов в
Германии 21
2.2 Правовое регулирование и инструменты интеграции мигрантов в
России 27
2.3 Эффективность и проблемы интеграционной политики в России и
Западной Европе 32
Заключение 46
Список используемых источников и литературы 49
Приложение
В настоящее время миграция является одной из важнейших социально-экономических проблем как для России, так и для стран Западной Европы. Стремительное изменение международной обстановки, экономические и политические факторы, а также демографический кризис, усиливают поток миграции и требуют эффективных политик, направленных на интеграцию мигрантов в общество. В последние годы важность законной интеграции граждан третьих стран, проживающих в странах-членах Европейского союза, значительно возросла. В то же время, вопрос о том, каким образом и каких мигрантов следует интегрировать, становится все более актуальным для России, поскольку несмотря на изменения в миграционном потоке, он не уменьшается. Эти процессы и методы интеграции привлекают внимание правительства и научного сообщества, что делает этот вопрос еще более важным.
Актуальность данной работы представлена следующими обстоятельствами. Современная миграционная политика России сформировалась в 1996 году с принятием Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», в то время сохранялись традиционные отношения между народами бывшего СССР. Однако за тридцать лет после распада СССР в странах ближнего зарубежья, прежде всего в азиатских регионах, сформировались авторитарные режимы с сильным упором на исламский фундаментализм и русофобские настроения. При этом в школах Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана проводиться откровенно русофобская пропаганда1. Поэтому безвизовый миграционный режим практически без ограничений и без надлежащей интеграции иностранных граждан в российское общество представляет реальную угрозу национальной безопасности России. В этих условиях необходимо обратиться к опыту европейских стран, которые уже имеют наработанные механизмы миграционной и интеграционной политики. Такой страной для нас является Германия. Выбор нами Германии как образца для сравнения объясняется тем, что она является лидером среди европейских стран по приёму мигрантов и беженцев.
Объектом исследования в данной работе является политика интеграции мигрантов в Г ермании и России
Предметом исследования являются механизмы функционирования интеграционных процессов в Германии и Российской Федерации.
Цель работы - сравнить интеграционные механизмы России и Германии и определить слабые и сильные стороны политики интеграции в области миграции.
Задачи: 1) Рассмотрение терминологических основ политики интеграции мигрантов
2) Проведение исторической ретроспективы исследуемых стран по вопросу интеграции мигрантов
3) Определение современной институциональной базы и правового регулирования в области интеграционных процессов, выделение актуальных интеграционных проблем в изучаемых странах
4) Детализация и сравнение эффективности применимой политики интеграции мигрантов.
Методы исследования: анализ заключений профильных статистических и научных учреждений, анализ мнения экспертов, сравнение, измерение, анализ нормативно-правовых актов, метод классификации.
Степень разработанности темы. Общие теоретические и методологические положения исследуемой нами темы были разработаны в докторских и кандидатских диссертациях Е.А. Омельченко2, С.В. Рязанцева3, М.А. Питухиной4, К.С. Мокина5, В.И. Мукомеля6, И.В. Ивахнюк7, О.Д. Воробьёвой8, П.А. Судоплатова9.
Модели и понимание интеграции в миграционной области в Германии были разобраны на примерах работ: Дж. Филимор.10, Г. Мюлвей11, С. Саггар, В. Сомервилл, Р. Форд12, Д. Руттер13, М. Гордон14, Е. Владеску,15 Р. Сасмут16; Современная трактовка понятия интеграция в России представлена с помощью: Варшавер Е. А., Рочева А. Л.,17 Мукомель В.И.,18 Малахов В.С.19, Л. Л. Рыбаковский.20
Исторические контексты миграционной ситуации России и Германии были определены на основе работ: Вольтер О.В.21, Ионцев В., Ивахнюк И.,22 Мкртчян Н.23, Лебедева Н.М., Назаров М.В., Окороков А.В.,24 Д. Парк,25 К. Адида, Д. Лайтин, М. Валфорт 26
Представление о таком важном аспекте, как взаимодействие принимаемой и принимающей культуры в рассматриваемых регионах соответственно дали: Льянов М.М.,27 Строковский Л.Е.,28 Еремина Н. В.,29 Каранов Д.П.30, Мкртчян Н.В., Карачурина Л.,31 Д. Кошо,32 Р. Стифтунг,33 Т. Петигрю, Л. Тропп.34
Соотнести статистические данные и определить эффективность процесса интеграции на территории России и Европейского Союза помогли: Федеральная служба государственной статистики,35 Арутюнова Е. М.,36 Черняк А.В.,37 Иноземцев В.,38Migrant Integration Policy Index39, Pew Research Center.40
Новизна данной работы заключается в том, что мы выводим авторские критерии оценивания эффективности политики интеграции мигрантов в принимающее сообщество: уровень преступности среди мигрантов, степень занятости мигрантов в теневом (неофициальном) секторе экономики и степень анклавизации мигрантов.
Работа состоит из двух глав, а также введения, заключения и списка использованной литературы.
Первая глава представляет собой описание терминологической и исторической основы рассматриваемой темы на территории Германии и Российской Федерации.
Вторая глава посвящена правовой и институциональной составляющей рассматриваемой темы, раскрывает все инструменты политики интеграции мигрантов, положительные и отрицательные стороны, а также эффективность их использования как в России, так и в Германии.
В нашем исследовании мы провели анализ теоретических положений в области интеграции мигрантов. Мы выяснили, что ни в отечественной, ни в зарубежной научной среде не сложилось общего определения понятия «интеграция мигрантов». Тем не менее, нами было выведено обобщающее определение: «Интеграция мигрантов - процесс, посредством которого мигранты принимаются обществом». Были выделены основные модели интеграционной политики: модель ассимиляции, модель плавильного котла и модель мультикультурализма. Также были рассмотрены положения отечественных исследователей по вопросу оптимальной модели интеграции мигрантов для России.
Также нами была проведена историческая ретроспектива миграционной политики России и Г ермании с целью выявления основных факторов, повлиявших на дальнейшую эффективность реализации политики интеграции мигрантов. Обобщая приведенную в работе информацию, мы можем сделать вывод, что для Германии основным фактором, повлиявшим на эффективность политики интеграции мигрантов, стала неготовность немецкого государства к приёму беспрецедентного количества беженцев иной культуры и веры. Для России же этим фактором послужило отсутствие опыта в сфере внешнемиграционной и интеграционной политики.
Мы выделили основные миграционные и интеграционные нормативно-правовые акты Германии, инструменты интеграционной политики, а также ведомства и министерства, контролирующие её реализацию. Нами был сделан вывод, что немецкое миграционное и интеграционное законодательство имеют достаточную степень проработанности. Также нами были выделены основные нормативно-правовые акты миграционного законодательства Российской Федерации. Стоит отметить, что на государственном уровне в Российской Федерации до сих пор не сложился постоянно действующий инструментарий,
способствующий интегрированию мигрантов в принимающее сообщество. Нами был сделан вывод, что российское законодательство подробно регламентирует все ключевые аспекты, связанные с процедурой регистрации, учета и подготовки необходимых документов для проживания и труда на территории Российской Федерации. Но в то же время оно отстаёт в проработке в сфере интеграционной политики.
Также была проведена оценка эффективности политики интеграции мигрантов на основании общепринятых и авторских критериев. По критерию уровня преступности среди мигрантов как российской, так и немецкой интеграционной политике нами была выставлена оценка «-1». По критерию степени занятости мигрантов в теневом секторе экономики российской интеграционной политике была выставлена оценка «-1», немецкой «1». По критерию степени анклавизации мигрантов российская интеграционная политика получила оценку «0», немецкая «-1». Итоговая оценка российской интеграционной политики равняется «-2», немецкой «-1».
Нами был сделан вывод, что политику в этой сфере как в Германии, так и в России нельзя назвать полностью эффективной. Также стоит отметить, что она имеет ряд недостатков, хотя немецкая практика обладает гораздо большим набором инструментов для решения данной проблемы. Само их наличие говорит, что ни одна система не является идеальной и нуждается в постоянной доработке. В связи с этим, мы хотим предложить ряд рекомендаций, которые позволят усовершенствовать интеграционные процессы в России. Основной проблемой интеграционной политики Российской Федерации, на наш взгляд, является недостаточная разработанность инструментария, направленного на реализацию политики интеграции мигрантов. В связи с этим, целесообразно будет:
- создание государственных адаптационных центров, целью которых должно являться облегчение процесса адаптации и интеграции мигранта в Российское общество. В адаптационных центрах должны преподаваться курсы русского языка, российской истории и законодательства, так как именно эти дисциплины является основой для успешной интеграции иностранных граждан. Прохождение данных курсов должно быть бесплатным и обязательным для всех трудовых мигрантов и беженцев. По завершении обучения необходима выдача государственного сертификата об успешном прохождении всех адаптационных курсов.
- ужесточение российского законодательство в области трудоустройства иностранных граждан. Сертификат о прохождении адаптационных курсов должен быть обязательным критерием для принятия трудового мигранта на работу. По опыту немецкой юрисдикции возможно увеличение штрафа для работников и работодателей за несоблюдение трудового законодательства, а также введение уголовного наказания за повторные нарушения.
- необходима разработка государственной политики по предотвращению компактного расселения мигрантов внутри отдельных городских районов с целью недопущения дальнейшей анклавизации и атомизации иностранных граждан.
- так как успешность политики интеграции мигрантов напрямую зависит от количества мигрантов, необходимо ограничить массовые внешние миграционные потоки, например, предоставление ограничительных квот на приём определённого количества иностранных граждан в год. Возможно введение визового режима, в частности со странами Средней Азии и Закавказья.
1. Федеральный закон от 15.08.1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // СПС «Гарант». URL: https ://base. garant.ru/10135803.
2. Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом
положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СПС «Гарант». - URL:https://base.garant.ru/184755/.
3. Федеральный закон от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // СПС «Гарант». URL:https://base.garant.ru/12148419/.
4. Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 310-Ф3 "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СПС «Гарант». URL:https://base.garant.ru/404993555/.
5. Указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г.№ 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019- 2025 годы». URL:http://www.kremlin.ru/acts/news/58986.
6. Ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (Астана) // СПС «Гарант». URL:https://base.garant.ru/70670880/.
7. A common immigration policy for Europe. // European Council. URL:http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=URISERV :jl0001.
8. Action Plan on the integration of third country nationals. // European Council. URL:https://home-affairs.ec.europa.eu/policies/migration-and-asylum/legal-migration-and-inte gration/inte gration/action-plan-inte gration-and-inclusion en.
9. Common Basic Principles for Immigrant Integration Policy in the EU. //
European Council. URL: https://migrant-inte gration.ec. europa.eu/library-
document/common-basic-principles-immigrant-integration-policy-eu en.
10. Treaty on the Functioning of the European Union. // European Council. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:C:2010:083:FULL:EN:PDF.
11. Asylgesetz (AsylG). // Bundesministerium der Justiz und fur
Verbraucherschutz. URL: https://www. gesetze-im-
internet.de/asylvfg 1992/inhalts bersicht.html.
12. Gesetz uber den Aufenthalt, die Erwerbstatigkeit und die Integration von
Auslandern im Bundesgebiet. // Bundesministerium der Justiz und fur Verbraucherschutz. URL: https ://www. gesetze-im-
internet.de/aufenthg 2004/inhalts bersicht.html.
13. Integrationsgesetz. // Buzer.De. URL:
http://www.buzer.de/gesetz/12155/index.htm.
14. Schwarzarbeitsbekampfungsgesetz. Ein Service des Bundesministeriums der Justiz sowie des Bundesamts fur Justiz. // URL:https://www. gesetze-im- internet.de/schwarzarbg 2004/SchwarzArbG.pdf.
II. Литература
15. Андреева А.С., Иванова Н.С., Варшавер Е.А. Являются ли Котельники этномиграционным анклавом? Кейс-стади города-спутника Москвы на предмет этномиграционных характеристик его жителей // Городские исследования и практики. - 2020. - Т. 5. - №. 4. - С. 54-72.
16. Бальжинов А.В., Жапов Д.Э. Теневая занятость и её влияние на рынок труда в России и за рубежом // Молодые финансисты XXI века. - 2019. - С. 204¬208.
17. Вольтер О.В. Интеграция мигрантов как предмет государственной политики в современной России // Современная Россия и мир: альтернативы развития. (Трансграничные мигранты и общество страны пребывания: взаимное восприятие и проблемы межкультурного взаимодействия). - 2014. - С. 101-107.
18. Воробьева О.Д. Методологические проблемы разработки и реализации государственной миграционной политики //Экономическая наука современной России. - 2005. - №. 4. - С. 85-102.
19. Гаджимурадов Ш.А. Современная оценка состояния миграционной преступности //Вестник Московского университета МВД России. - 2023. - №. 1. - С. 73-79.
20. Дробижева Л.М. Этничность в социально -политическом пространстве Российской Федерации. Опыт 20 лет / Л. М. Дробижева. - Москва : Новый хронограф, 2013. - 336 с.
21. Еремина Н.В. Иммигранты и борьба с ксенофобией в европейском обществе (на примере Соединенного Королевства) // Вестник Санкт- Петербургского университета. Международные отношения. - 2008. - №. 1. - С. 52-64.
22. Ерохина Е.В. Проблемы теневизации экономики и экономической свободы в новых экономических условиях // Теневая экономика. - 2022. - Т. 6. - №. 2. - С. 85-104.
23. Ивахнюк И.В. Формирование и функционирования Евразийской миграционной системы : дис. - М.: : Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук, 2008.
24. Интеграция мигрантов: возможна ли она в современном обществе? // Гл. ред. серии В.А. Ионцев. - М.: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2015. - 150 с.
25. Ионцев В. А., Ивахнюк И.В. Модели интеграции мигрантов в современной России. // CARIMEast RR 2013/12, Robert Schuman Centre for Advanced Studies, San Domenico di Fiesole (FI): European University Institute. - 2013. - С. 5.
26. Ионцев В.А., Лебедева Н.М., Назаров М.В., Окороков А.В. Эмиграция и репатриация в России. // М.: Попечительство о нуждах российских репатриантов. - 2001. - 490 с.
27. Казарян К.В. Государственно-правовое регулирование миграционной деятельности в Г ермании //Ученые записки Крымского федерального университета имени ВИ Вернадского. Юридические науки. - 2019. - Т. 5. - №. 1. - С. 249-256.
28. Коломойцева, А.С. Миграционная политика Германии в сфере социальной адаптации мигрантов третьей миграционной волны // Неделя науки ВШМО : Сборник материалов Всероссийской научной конференции, Санкт- Петербург, 15 апреля 2023 года. - Санкт-Петербург: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого", 2022. - С. 73-81.
29. Коробов А.А. Современные подходы к оценке эффективности государственной миграционной политики // Среднерусский вестник общественных наук. - 2023. - Том 18. - № 6. - С. 176-189.
30. Льянов М.М. Интеграция мусульман в европейское общество: проблемы и решения // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2012. - №.
4. - С. 113-119.
31. Малахов В.С. Интеграция мигрантов: концепции и практики // М., Фонд "Либеральная Миссия". - 2015. - С. 32-33.
32. Мкртчян Н.В., Карачурина Л.Б. Миграция в России: потоки и центры притяжения // Демоскоп weekly. - 2014. - №. 595-596. - С. 1-17.
33. Мкртчян Н.В. Западный дрейф» внутрироссийской миграции // Отечественные записки. - 2004. - Т. 4. - №. 19. - С. 94.
34. Мокин К.С. Стратегии адаптации этнических миграционных сообществ в поликультурной среде.: дис. СГТУ - 2007.
35. Мукомель В.И. и др. Интеграция мигрантов: вызовы, политика, социальные практики // Мир России. Социология. Этнология. - 2011. - Т. 20. - №. 1. - С. 34-50.
36. Мукомель В.И. и др. Социокультурные факторы миграционной политики постсоветской России : дис. - Институт социологии Российской академии наук, 2006.
37. Омельченко Е.А. Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов в российское общество (историко-этнографическое исследование на материалах системы образования) : дис. - 5.6. 4. М., 2022, 2019.
38. Павловская А.А. Политика по интеграции мигрантов ФРГ и Королевства Норвегии: сравнительный анализ // Арктика и Север в контексте развития международных процессов. - 2021. - С. 96.
39. Питухина М.А. Миграционная политика Российской Федерации (теория и особенности реализации) : дис. - С.-Петерб. гос. ун-т, 2016.
40. Рашитов Л.Р. Понятие, состояние и структура преступности мигрантов в современной России // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2021. - Т. 12. - №. 2 (44). - С. 214-219.
41. Рыбаков С.В. Миграционный кризис в Германии: причины, проявления, последствия // Миссия конфессий. - 2016. - №. 12 (16). - С. 37.
42. Рыбаковский Л.Л. и др. Демографический понятийный словарь // М.: Центр социального прогнозирования. - 2003.
43. Рязанцев С.В. Интеграция мигрантов в контексте внешней миграционной политики России // Социологические исследования. - 2018. - №. 1. - С. 105-111.
44. Рязанцев С.В. Миграционные процессы в Европе и их социально-экономические последствия (Вопросы теории и методики исследования) : дис. - Институт социально-политических исследований РАН, 2002.
45. Стровский Л.Е. Миграция и интеграция: старые проблемы новой Европы // Вестник УГТУ-УПИ. Серия экономика и управление. — 2007.— № 6. - 2007. - С. 40-47.
46. Судоплатов П.А. Миграционные процессы и миграционная политика в странах Европейского Союза //дис. на соискание уч. ст. канд. эк. наук. - 2006.
47. Флоринская Ю.Ф. Трудовая миграция в Россию (на примере московского региона): уехать нельзя остаться //Демографическое обозрение. - 2023. - Т. 10. - №. 4. - С. 69-85.
48. Choquet S. Models of integration in Europe // Fondation Robert Schuman. European Issues. - 2017.
49. Favell A. Integration nations: The nation-state and research on immigrants in Western Europe // Multicultural challenge. - Emerald Group Publishing Limited, 2003.
- С. 13-42.
50. Kosho J. Media influence on public opinion attitudes toward the migration crisis // International Journal of Scientific & Technology Research. - 2016. - Т. 5. - №.
5. - С. 86-91.
51. Gordon M.M. Assimilation in America: Theory and reality // Daedalus. - 1961.
- Т. 90. - №. 2. - С. 263-285.
52. Mulvey G., Council S. R. In search of normality: Refugee integration in Scotland // Structure. - 2013. - Т. 5. - №. 6.
53. Phillimore J. Refugees, acculturation strategies, stress and integration // Journal of Social Policy. - 2011. - Т. 40. - №. 3. - С. 575-593.
54. Rutter J. Back to Basics: Towards a Successful and Cost Effective Integration Policy. // Institute for Public Policy Research, - 2013.
55. Saggar S. et al. The impacts of migration on social cohesion and integration // Final report to the migration advisory committee. - 2012.
56. Pettigrew T. F., Tropp L. R. When groups meet: The dynamics of intergroup contact. // Psychology press, - 2013.
57. Vladescu E. The Assimilation of Immigrant Groups in France-Myth or Reality? // Jean Monnet/Robert Schuman Paper Series. - 2006. - Т. 5. - №. 39. - С. 1-24.
58. Ackermann V. Integration: Begriff, Leitbilder, Probleme // Neue Heimat im Westen. Vertriebene, Fluchtlinge, Aussiedler. Munster. - 1990. - С. 14-26.
59. Migration und Integration. Aufenthaltsrecht, Migrations- und Integrationspolitik in Deutschland // Bundesminesterium des Innern. Frankfurt am Main, Drucks- und Verlaghaus Zarbock. - 2014. - 215 c.
60. Stiftung R.B. Asyl und Asylbewerber: Wahrnehmungen und Haltungen der Bevolkerung 2014 //Stuttgart: Robert Bosch Stiftung. - 2014.
III. Интернет-ресурсы
61. Акьюлов Р.И., Акьюлова Е.И. Влияние нелегальной миграции на региональные рынки труда в России // ДЕМИС. Демографические исследования / DEMIS. Demographic Research. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-nelegalnoy-migratsii-na-regionalnye-rynki-truda-v-rossii.
62. Арутюнова Е. М. Отношение к мигрантам в России и Европе: сравнительный анализ // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2008. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otnoshenie-k-migrantam-v-rossii-i-evrope-sravnitelnyy-analiz.
63. Белобородова К.И. Мировая практика организации временного размещения мигрантов в условиях мегаполисов // Экология урбанизированных территорий. 2021. №1. URL:https://cyberleninka.ru/article/n7mirovaya-praktika-organizatsii-vremennogo-razmescheniya-migrantov-v-usloviyah-megapolisov.
64. Варшавер Е.А., Рочева А.Л., Интеграция мигрантов: что это и какую роль в ее осуществлении может играть государство // ЖИСП. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-migrantov-chto-eto-i-kakuyu-rol-v-ee-osuschestvlenii-mozhet-igrat-gosudarstvo.
65. Гребенюк А.А., Максимова А.С., Агеенко А.Ю. Русский язык в контексте социально-экономической адаптации трудовых мигрантов из Центральной Азии в России // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2023. №4. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/russkiy-yazyk-v-kontekste-sotsialno-ekonomicheskoy-adaptatsii-trudovyh-migrantov-iz-tsentralnoy-azii-v-rossii.
66. Илимбетова А.А. Адаптация и интеграция мигрантов: условия, цели, подходы // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2021. №2. URL:https ://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-i-inte gratsiya-mi grantov-usloviya-tseli-podhody.
67. Курманалиев Н.Ж. Анализ формирования замкнутых этнических и религиозных анклавов, создающих предпосылки для совершения преступлений экстремистской направленности // Академическая мысль. 2022. №4 (21). URL: httpsV/cyberleninka.ru/article/n/analiz-formirovaniya-zamknutyh-etnicheskih-i-religioznyh-anklavov-sozdayuschih-predposylki-dlya-soversheniya-prestupleniy.
68. Кудин О.В. Проблемы миграции и совершенствование миграционного законодательства в Российской Федерации // Вестник экономической безопасности. 2021. №5. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-migratsii-i-sovershenstvovanie-migratsionnogo-zakonodatelstva-v-rossiyskoy-federatsii-1.
69. Савоскул М.С. Иммиграция в ФРГ во второй половине ХХ века // Вестник Московского университета. Серия 5. География. 2020. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/immigratsiya-v-frg-vo-vtoroy-polovine-hh-veka.
70. Сунгуров А.Ю. Миграционная политика: сравнительный анализ зарубежного опыта и некоторые рекомендации для России // URL: http://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/71542548.
71. Тураев В.А. Кризис советской идентичности и распад СССР // Россия и АТР. 2015. №4 (90). URL:https://cyberleninka.ru/article/n7krizis-sovetskoy-identichnosti-i-raspad-sssr.
72. Черняк А.В., Миграционная политика России и ЕС: общее и особенное в отношении внешних мигрантов // Вестник ПАГС. 2013. №3 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/migratsionnaya-politika-rossii-i-es-obschee-i-osobennoe-v-otnoshenii-vneshnih-migrantov.
73. Claire L. Adida, David D. Laitin, Marie-Anne Valfort. Don’t Fear Muslim Immigration. They Aren’t the Real Problem. Foreign affairs, 26.04.2016. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/united-states/2016-04-26/dont-fear-muslim-immigrants.
74. Jeanne Park. Europe's Migration Crisis. Council on Foreign relations. 23.09.2015. URL:http://www.cfr.org/migration/europes-migration-crisis/p3287.
75. Sussmuth R. The Future of Migration and Integration Policy in Germany URL:www.migrationpolicy.org/pubs/TCM-GermanPolicy.pdf.
76. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). // URL: https ://rosstat. gov.ru.
77. BKA - Police Crime Statistics. // URL: https://www.bka.de/EN/CurrentInformation/Statistics/PoliceCrimeStatistics/policecrimestatistics node.html.
78. International Organization for Migration
URL:https://www.iom.int/files/live/sites/iom/files/What-We-Do/docs/IOM-DMM-F actsheet-LHD-Migrant-Inte gration.pdf.
79. Migrant Integration Policy Index. // URL:http://www.mipex.eu/next-mipex-country-russia.
80. Migration Policy Institute. // URL: http://www.migrationpolicy.org/topics/immigrant-integration.
81. Pew Research Center. 09/16/2016. // URL:https://www.pewresearch.org/fact-tank/2016/09/16/european-opinions-of-the-refugee-crisis-in-5-charts/.
82. Statistisches Bundesamt. // URL:www.destatis.de.
83. Ближе к народу. Почему районы Москвы рискуют превратиться в гетто для бедняков // Lenta.ru. // 7 ноября 2019 // URL: https://lenta.ru/articles/2019/07/11/upadok/.
84. В урезанном виде: как власти ФРГ занижают уровень преступности. // Известия. // 19 апреля 2019 // URL:https://iz.ru/868189/vladimir-dobrynin/v-urezannom-vide-kak-vlasti-frg-zanizhaiut-uroven-prestupnosti.
85. ВАШИХ МУЖЧИН УБЬЮТ, А МЫ ЗАБЕРЁМ ИХ ЖЁН": РУССКИЙ БУНТ В КОТЕЛЬНИКАХ - ТОЛЬКО НАЧАЛО. // Царьград // 27 мая 2023 // URL: https://kemerovo.tsargrad.tv/articles/vashih-muzhchin-ubjut-a-my-zaberjom-ih-zhjon-russkij-bunt-v-kotelnikah-tolko-
nachalo 777182 ?utm referrer=https%3 a%2f%2fweb .telegram.org%2f.
86. Котельники по числу этнических преступлений опережают Люберцы, Лыткарино и Дзержинский. // Риамо // 28 июля 2017 // URL: https://riamo.ru/article/227130/kotelniki-po-chislu-etnicheskih-prestuplenij-operezhayut-lyubertsy-lytkarino-i-dzerzhinskij -xl.
87. Какие районы Москвы могут превратиться в гетто // Комсомольская правда. // 28 ноября 2017 // URL:https://www.msk.kp.ru/daily/26763/3794170/.
88. Лучше пусть прячутся по подвалам // Lenta.ru// 20 мая 2015 // URL: https://lenta.ru/articles/2015/05/20/migrant/.
89. Председатель СК России провел совещание по вопросам расследования преступлений в сфере миграции // Следственный комитет Российской Федерации. // 24 октября 2023 // URL:https://sledcom.ru/news/item/1833756.
90. Приезд открыт: как работала теневая регистрация мигрантов в Петербурге. // Известия // 21 декабря 2023 // URL:https://iz.ru/1623546/elena-balaian/priezd-otkryt-kak-rabotala-tenevaia-registratciia-migrantov-v-peterburge.
91. Стало известно, как мигранты обходили требование о знании русского языка для пребывания в стране. // NEWS.ru// 27 марта 2024 // URL: https://dzen.ru/a/ZgRHXUfr5CoIAurY.
92. Социальные пособия иностранцам // Klerk.ru// URL: https ://www.klerk.ru/blo gs/rosco/518148/.
93. УЧЕБНИКИ НЕНАВИСТИ К РОССИИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ СРЕДНЕЙ АЗИИ // Царьград // 19 июня 2021 // URL: https://tsargrad.tv/articles/uchebniki-nenavisti-k-rossii-dlja-srednej-i-vysshej-shkoly-srednej -azii 3 69675.
94. Уравнение шариатской безопасности. // Коммерсантъ. // 3 октября 2023 // URL:https://www.kommersant.ru/doc/6251363.
95. Юнеман Р. ЗАСИЛЬЕ МИГРАНТОВ. Россия теряет целые регионы - 2024. // URL:https://www.youtube.com/watch?v=MIb1N-utXm4&t=538s.