ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОЛИТИКИ ИНТЕГРАЦИИ МИГРАНТОВ (НА МАТЕРИАЛАХ РОССИИ И ГЕРМАНИИ)
|
Введение 2
1 Теоретико-методологические основания анализа интеграции
мигрантов 7
1.1 Подходы к определению понятия «интеграция мигрантов», модели
интеграции 7
1.2 Факторы, влияющие на эффективность политики интеграции мигрантов.
Исторический аспект 12
2 Реализация политики интеграции мигрантов 21
2.1 Институты и правовое регулирование интеграции мигрантов в
Германии 21
2.2 Правовое регулирование и инструменты интеграции мигрантов в
России 27
2.3 Эффективность и проблемы интеграционной политики в России и
Западной Европе 32
Заключение 46
Список используемых источников и литературы 49
Приложение
1 Теоретико-методологические основания анализа интеграции
мигрантов 7
1.1 Подходы к определению понятия «интеграция мигрантов», модели
интеграции 7
1.2 Факторы, влияющие на эффективность политики интеграции мигрантов.
Исторический аспект 12
2 Реализация политики интеграции мигрантов 21
2.1 Институты и правовое регулирование интеграции мигрантов в
Германии 21
2.2 Правовое регулирование и инструменты интеграции мигрантов в
России 27
2.3 Эффективность и проблемы интеграционной политики в России и
Западной Европе 32
Заключение 46
Список используемых источников и литературы 49
Приложение
В настоящее время миграция является одной из важнейших социально-экономических проблем как для России, так и для стран Западной Европы. Стремительное изменение международной обстановки, экономические и политические факторы, а также демографический кризис, усиливают поток миграции и требуют эффективных политик, направленных на интеграцию мигрантов в общество. В последние годы важность законной интеграции граждан третьих стран, проживающих в странах-членах Европейского союза, значительно возросла. В то же время, вопрос о том, каким образом и каких мигрантов следует интегрировать, становится все более актуальным для России, поскольку несмотря на изменения в миграционном потоке, он не уменьшается. Эти процессы и методы интеграции привлекают внимание правительства и научного сообщества, что делает этот вопрос еще более важным.
Актуальность данной работы представлена следующими обстоятельствами. Современная миграционная политика России сформировалась в 1996 году с принятием Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», в то время сохранялись традиционные отношения между народами бывшего СССР. Однако за тридцать лет после распада СССР в странах ближнего зарубежья, прежде всего в азиатских регионах, сформировались авторитарные режимы с сильным упором на исламский фундаментализм и русофобские настроения. При этом в школах Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана проводиться откровенно русофобская пропаганда1. Поэтому безвизовый миграционный режим практически без ограничений и без надлежащей интеграции иностранных граждан в российское общество представляет реальную угрозу национальной безопасности России. В этих условиях необходимо обратиться к опыту европейских стран, которые уже имеют наработанные механизмы миграционной и интеграционной политики. Такой страной для нас является Германия. Выбор нами Германии как образца для сравнения объясняется тем, что она является лидером среди европейских стран по приёму мигрантов и беженцев.
Объектом исследования в данной работе является политика интеграции мигрантов в Г ермании и России
Предметом исследования являются механизмы функционирования интеграционных процессов в Германии и Российской Федерации.
Цель работы - сравнить интеграционные механизмы России и Германии и определить слабые и сильные стороны политики интеграции в области миграции.
Задачи: 1) Рассмотрение терминологических основ политики интеграции мигрантов
2) Проведение исторической ретроспективы исследуемых стран по вопросу интеграции мигрантов
3) Определение современной институциональной базы и правового регулирования в области интеграционных процессов, выделение актуальных интеграционных проблем в изучаемых странах
4) Детализация и сравнение эффективности применимой политики интеграции мигрантов.
Методы исследования: анализ заключений профильных статистических и научных учреждений, анализ мнения экспертов, сравнение, измерение, анализ нормативно-правовых актов, метод классификации.
Степень разработанности темы. Общие теоретические и методологические положения исследуемой нами темы были разработаны в докторских и кандидатских диссертациях Е.А. Омельченко2, С.В. Рязанцева3, М.А. Питухиной4, К.С. Мокина5, В.И. Мукомеля6, И.В. Ивахнюк7, О.Д. Воробьёвой8, П.А. Судоплатова9.
Модели и понимание интеграции в миграционной области в Германии были разобраны на примерах работ: Дж. Филимор.10, Г. Мюлвей11, С. Саггар, В. Сомервилл, Р. Форд12, Д. Руттер13, М. Гордон14, Е. Владеску,15 Р. Сасмут16; Современная трактовка понятия интеграция в России представлена с помощью: Варшавер Е. А., Рочева А. Л.,17 Мукомель В.И.,18 Малахов В.С.19, Л. Л. Рыбаковский.20
Исторические контексты миграционной ситуации России и Германии были определены на основе работ: Вольтер О.В.21, Ионцев В., Ивахнюк И.,22 Мкртчян Н.23, Лебедева Н.М., Назаров М.В., Окороков А.В.,24 Д. Парк,25 К. Адида, Д. Лайтин, М. Валфорт 26
Представление о таком важном аспекте, как взаимодействие принимаемой и принимающей культуры в рассматриваемых регионах соответственно дали: Льянов М.М.,27 Строковский Л.Е.,28 Еремина Н. В.,29 Каранов Д.П.30, Мкртчян Н.В., Карачурина Л.,31 Д. Кошо,32 Р. Стифтунг,33 Т. Петигрю, Л. Тропп.34
Соотнести статистические данные и определить эффективность процесса интеграции на территории России и Европейского Союза помогли: Федеральная служба государственной статистики,35 Арутюнова Е. М.,36 Черняк А.В.,37 Иноземцев В.,38Migrant Integration Policy Index39, Pew Research Center.40
Новизна данной работы заключается в том, что мы выводим авторские критерии оценивания эффективности политики интеграции мигрантов в принимающее сообщество: уровень преступности среди мигрантов, степень занятости мигрантов в теневом (неофициальном) секторе экономики и степень анклавизации мигрантов.
Работа состоит из двух глав, а также введения, заключения и списка использованной литературы.
Первая глава представляет собой описание терминологической и исторической основы рассматриваемой темы на территории Германии и Российской Федерации.
Вторая глава посвящена правовой и институциональной составляющей рассматриваемой темы, раскрывает все инструменты политики интеграции мигрантов, положительные и отрицательные стороны, а также эффективность их использования как в России, так и в Германии.
Актуальность данной работы представлена следующими обстоятельствами. Современная миграционная политика России сформировалась в 1996 году с принятием Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», в то время сохранялись традиционные отношения между народами бывшего СССР. Однако за тридцать лет после распада СССР в странах ближнего зарубежья, прежде всего в азиатских регионах, сформировались авторитарные режимы с сильным упором на исламский фундаментализм и русофобские настроения. При этом в школах Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана проводиться откровенно русофобская пропаганда1. Поэтому безвизовый миграционный режим практически без ограничений и без надлежащей интеграции иностранных граждан в российское общество представляет реальную угрозу национальной безопасности России. В этих условиях необходимо обратиться к опыту европейских стран, которые уже имеют наработанные механизмы миграционной и интеграционной политики. Такой страной для нас является Германия. Выбор нами Германии как образца для сравнения объясняется тем, что она является лидером среди европейских стран по приёму мигрантов и беженцев.
Объектом исследования в данной работе является политика интеграции мигрантов в Г ермании и России
Предметом исследования являются механизмы функционирования интеграционных процессов в Германии и Российской Федерации.
Цель работы - сравнить интеграционные механизмы России и Германии и определить слабые и сильные стороны политики интеграции в области миграции.
Задачи: 1) Рассмотрение терминологических основ политики интеграции мигрантов
2) Проведение исторической ретроспективы исследуемых стран по вопросу интеграции мигрантов
3) Определение современной институциональной базы и правового регулирования в области интеграционных процессов, выделение актуальных интеграционных проблем в изучаемых странах
4) Детализация и сравнение эффективности применимой политики интеграции мигрантов.
Методы исследования: анализ заключений профильных статистических и научных учреждений, анализ мнения экспертов, сравнение, измерение, анализ нормативно-правовых актов, метод классификации.
Степень разработанности темы. Общие теоретические и методологические положения исследуемой нами темы были разработаны в докторских и кандидатских диссертациях Е.А. Омельченко2, С.В. Рязанцева3, М.А. Питухиной4, К.С. Мокина5, В.И. Мукомеля6, И.В. Ивахнюк7, О.Д. Воробьёвой8, П.А. Судоплатова9.
Модели и понимание интеграции в миграционной области в Германии были разобраны на примерах работ: Дж. Филимор.10, Г. Мюлвей11, С. Саггар, В. Сомервилл, Р. Форд12, Д. Руттер13, М. Гордон14, Е. Владеску,15 Р. Сасмут16; Современная трактовка понятия интеграция в России представлена с помощью: Варшавер Е. А., Рочева А. Л.,17 Мукомель В.И.,18 Малахов В.С.19, Л. Л. Рыбаковский.20
Исторические контексты миграционной ситуации России и Германии были определены на основе работ: Вольтер О.В.21, Ионцев В., Ивахнюк И.,22 Мкртчян Н.23, Лебедева Н.М., Назаров М.В., Окороков А.В.,24 Д. Парк,25 К. Адида, Д. Лайтин, М. Валфорт 26
Представление о таком важном аспекте, как взаимодействие принимаемой и принимающей культуры в рассматриваемых регионах соответственно дали: Льянов М.М.,27 Строковский Л.Е.,28 Еремина Н. В.,29 Каранов Д.П.30, Мкртчян Н.В., Карачурина Л.,31 Д. Кошо,32 Р. Стифтунг,33 Т. Петигрю, Л. Тропп.34
Соотнести статистические данные и определить эффективность процесса интеграции на территории России и Европейского Союза помогли: Федеральная служба государственной статистики,35 Арутюнова Е. М.,36 Черняк А.В.,37 Иноземцев В.,38Migrant Integration Policy Index39, Pew Research Center.40
Новизна данной работы заключается в том, что мы выводим авторские критерии оценивания эффективности политики интеграции мигрантов в принимающее сообщество: уровень преступности среди мигрантов, степень занятости мигрантов в теневом (неофициальном) секторе экономики и степень анклавизации мигрантов.
Работа состоит из двух глав, а также введения, заключения и списка использованной литературы.
Первая глава представляет собой описание терминологической и исторической основы рассматриваемой темы на территории Германии и Российской Федерации.
Вторая глава посвящена правовой и институциональной составляющей рассматриваемой темы, раскрывает все инструменты политики интеграции мигрантов, положительные и отрицательные стороны, а также эффективность их использования как в России, так и в Германии.
В нашем исследовании мы провели анализ теоретических положений в области интеграции мигрантов. Мы выяснили, что ни в отечественной, ни в зарубежной научной среде не сложилось общего определения понятия «интеграция мигрантов». Тем не менее, нами было выведено обобщающее определение: «Интеграция мигрантов - процесс, посредством которого мигранты принимаются обществом». Были выделены основные модели интеграционной политики: модель ассимиляции, модель плавильного котла и модель мультикультурализма. Также были рассмотрены положения отечественных исследователей по вопросу оптимальной модели интеграции мигрантов для России.
Также нами была проведена историческая ретроспектива миграционной политики России и Г ермании с целью выявления основных факторов, повлиявших на дальнейшую эффективность реализации политики интеграции мигрантов. Обобщая приведенную в работе информацию, мы можем сделать вывод, что для Германии основным фактором, повлиявшим на эффективность политики интеграции мигрантов, стала неготовность немецкого государства к приёму беспрецедентного количества беженцев иной культуры и веры. Для России же этим фактором послужило отсутствие опыта в сфере внешнемиграционной и интеграционной политики.
Мы выделили основные миграционные и интеграционные нормативно-правовые акты Германии, инструменты интеграционной политики, а также ведомства и министерства, контролирующие её реализацию. Нами был сделан вывод, что немецкое миграционное и интеграционное законодательство имеют достаточную степень проработанности. Также нами были выделены основные нормативно-правовые акты миграционного законодательства Российской Федерации. Стоит отметить, что на государственном уровне в Российской Федерации до сих пор не сложился постоянно действующий инструментарий,
способствующий интегрированию мигрантов в принимающее сообщество. Нами был сделан вывод, что российское законодательство подробно регламентирует все ключевые аспекты, связанные с процедурой регистрации, учета и подготовки необходимых документов для проживания и труда на территории Российской Федерации. Но в то же время оно отстаёт в проработке в сфере интеграционной политики.
Также была проведена оценка эффективности политики интеграции мигрантов на основании общепринятых и авторских критериев. По критерию уровня преступности среди мигрантов как российской, так и немецкой интеграционной политике нами была выставлена оценка «-1». По критерию степени занятости мигрантов в теневом секторе экономики российской интеграционной политике была выставлена оценка «-1», немецкой «1». По критерию степени анклавизации мигрантов российская интеграционная политика получила оценку «0», немецкая «-1». Итоговая оценка российской интеграционной политики равняется «-2», немецкой «-1».
Нами был сделан вывод, что политику в этой сфере как в Германии, так и в России нельзя назвать полностью эффективной. Также стоит отметить, что она имеет ряд недостатков, хотя немецкая практика обладает гораздо большим набором инструментов для решения данной проблемы. Само их наличие говорит, что ни одна система не является идеальной и нуждается в постоянной доработке. В связи с этим, мы хотим предложить ряд рекомендаций, которые позволят усовершенствовать интеграционные процессы в России. Основной проблемой интеграционной политики Российской Федерации, на наш взгляд, является недостаточная разработанность инструментария, направленного на реализацию политики интеграции мигрантов. В связи с этим, целесообразно будет:
- создание государственных адаптационных центров, целью которых должно являться облегчение процесса адаптации и интеграции мигранта в Российское общество. В адаптационных центрах должны преподаваться курсы русского языка, российской истории и законодательства, так как именно эти дисциплины является основой для успешной интеграции иностранных граждан. Прохождение данных курсов должно быть бесплатным и обязательным для всех трудовых мигрантов и беженцев. По завершении обучения необходима выдача государственного сертификата об успешном прохождении всех адаптационных курсов.
- ужесточение российского законодательство в области трудоустройства иностранных граждан. Сертификат о прохождении адаптационных курсов должен быть обязательным критерием для принятия трудового мигранта на работу. По опыту немецкой юрисдикции возможно увеличение штрафа для работников и работодателей за несоблюдение трудового законодательства, а также введение уголовного наказания за повторные нарушения.
- необходима разработка государственной политики по предотвращению компактного расселения мигрантов внутри отдельных городских районов с целью недопущения дальнейшей анклавизации и атомизации иностранных граждан.
- так как успешность политики интеграции мигрантов напрямую зависит от количества мигрантов, необходимо ограничить массовые внешние миграционные потоки, например, предоставление ограничительных квот на приём определённого количества иностранных граждан в год. Возможно введение визового режима, в частности со странами Средней Азии и Закавказья.
Также нами была проведена историческая ретроспектива миграционной политики России и Г ермании с целью выявления основных факторов, повлиявших на дальнейшую эффективность реализации политики интеграции мигрантов. Обобщая приведенную в работе информацию, мы можем сделать вывод, что для Германии основным фактором, повлиявшим на эффективность политики интеграции мигрантов, стала неготовность немецкого государства к приёму беспрецедентного количества беженцев иной культуры и веры. Для России же этим фактором послужило отсутствие опыта в сфере внешнемиграционной и интеграционной политики.
Мы выделили основные миграционные и интеграционные нормативно-правовые акты Германии, инструменты интеграционной политики, а также ведомства и министерства, контролирующие её реализацию. Нами был сделан вывод, что немецкое миграционное и интеграционное законодательство имеют достаточную степень проработанности. Также нами были выделены основные нормативно-правовые акты миграционного законодательства Российской Федерации. Стоит отметить, что на государственном уровне в Российской Федерации до сих пор не сложился постоянно действующий инструментарий,
способствующий интегрированию мигрантов в принимающее сообщество. Нами был сделан вывод, что российское законодательство подробно регламентирует все ключевые аспекты, связанные с процедурой регистрации, учета и подготовки необходимых документов для проживания и труда на территории Российской Федерации. Но в то же время оно отстаёт в проработке в сфере интеграционной политики.
Также была проведена оценка эффективности политики интеграции мигрантов на основании общепринятых и авторских критериев. По критерию уровня преступности среди мигрантов как российской, так и немецкой интеграционной политике нами была выставлена оценка «-1». По критерию степени занятости мигрантов в теневом секторе экономики российской интеграционной политике была выставлена оценка «-1», немецкой «1». По критерию степени анклавизации мигрантов российская интеграционная политика получила оценку «0», немецкая «-1». Итоговая оценка российской интеграционной политики равняется «-2», немецкой «-1».
Нами был сделан вывод, что политику в этой сфере как в Германии, так и в России нельзя назвать полностью эффективной. Также стоит отметить, что она имеет ряд недостатков, хотя немецкая практика обладает гораздо большим набором инструментов для решения данной проблемы. Само их наличие говорит, что ни одна система не является идеальной и нуждается в постоянной доработке. В связи с этим, мы хотим предложить ряд рекомендаций, которые позволят усовершенствовать интеграционные процессы в России. Основной проблемой интеграционной политики Российской Федерации, на наш взгляд, является недостаточная разработанность инструментария, направленного на реализацию политики интеграции мигрантов. В связи с этим, целесообразно будет:
- создание государственных адаптационных центров, целью которых должно являться облегчение процесса адаптации и интеграции мигранта в Российское общество. В адаптационных центрах должны преподаваться курсы русского языка, российской истории и законодательства, так как именно эти дисциплины является основой для успешной интеграции иностранных граждан. Прохождение данных курсов должно быть бесплатным и обязательным для всех трудовых мигрантов и беженцев. По завершении обучения необходима выдача государственного сертификата об успешном прохождении всех адаптационных курсов.
- ужесточение российского законодательство в области трудоустройства иностранных граждан. Сертификат о прохождении адаптационных курсов должен быть обязательным критерием для принятия трудового мигранта на работу. По опыту немецкой юрисдикции возможно увеличение штрафа для работников и работодателей за несоблюдение трудового законодательства, а также введение уголовного наказания за повторные нарушения.
- необходима разработка государственной политики по предотвращению компактного расселения мигрантов внутри отдельных городских районов с целью недопущения дальнейшей анклавизации и атомизации иностранных граждан.
- так как успешность политики интеграции мигрантов напрямую зависит от количества мигрантов, необходимо ограничить массовые внешние миграционные потоки, например, предоставление ограничительных квот на приём определённого количества иностранных граждан в год. Возможно введение визового режима, в частности со странами Средней Азии и Закавказья.
Подобные работы
- Политика интеграции иммигрантов в России и Европейского Союза: сравнительный анализ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - АНТРОПОЛОГИЯ ЖИЗНИ ИММИГРАНТОВ-МУСУЛЬМАН ВО ФРАНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ФРАНЦУЗСКИМ ОБЩЕСТВОМ (НА ПРИМЕРЕ ИСЛАМСКИХ КВАРТАЛОВ ПАРИЖА)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2019 - ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2019 - Миграционная политика Германии и России: сравнительный анализ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2020 - АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИММИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ПОЛИТИКИ ГЕРМАНИИ, ФРАНЦИИ И ШВЕЦИИ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Влияние миграционной проблемы на внутриполитическое развитие Федеративной Республики Германии в 2013-2019 годах
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2019 - Доступ мигрантов из Средней Азии к услугам здравоохранения в России как элемент социальной инклюзии и интеграции
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2019 - МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРАКТИКАХ
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022



