Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: ГБПОУ «МССУОР №1» Москомспорта г. Москвы.
Выборка: 40 учеников 3 «Г» и 3 «В» классах, обучающихся по программе «Школа России».
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Сущность орфографии и ее принципы 7
1.2. Орфограмма, орфографическая зоркость и ее структура 11
1.3. Методы и приемы для эффективного формирования орфографической зоркости у детей младшего школьного возраста 21
1.4. Анализ учебно-методических комплектов по русскому языку по проблеме формирования орфографической зоркости 26
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 39
2.1. Диагностика уровня сформированности орфографической зоркости у детей младшего школьного возраста 39
2.2. Комплекс упражнений, направленных на развитие орфографической зоркости у младших школьников 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Русский язык как государственный язык Российской Федерации является стержнем, вокруг которого формируется российская идентичность, гражданское, культурное, образовательное пространство страны, а также фактором личной свободы гражданина, обеспечивающим возможность его самореализации в условиях многонационального и поликультурного государства.
В Российской Федерации как многонациональном государстве русский язык является языком межнационального общения, языком культуры, образования и науки. Владение русским языком, в том числе языковыми средствами, обеспечивающими коммуникацию в образовательной деятельности, является конкурентным преимуществом гражданина при получении высшего образования и построении профессиональной траектории [56].
«Грамотное письмо – это не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребенок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче дается ему правописание» - писал Н.С. Рождественский. Поэтому перед учителем на уроках русского языка стоит главная задача – создать условия для формирования орфографической зоркости учащихся. Ведь важно не только объяснить и разъяснить теоретический материал, но и научить применять полученные знания на практике.
Методика обучения формировалась первоначально на традициях письма, постепенно накапливалась теория, создавались научно-лингвистические основы. У начала теоретического направления лежит учение М. В. Ломоносова «Российская грамматика» (1757), которая по определению академика И. И. Давыдова является «родоначальницей» всех последующих грамматик русского языка. В своей работе Ломоносов М. В. систематизировал правила, приспособил их к возможностям учащихся, установил нормы литературного языка.
Появление научных трудов по русской орфографии Я. К. Грота «Русское правописание» (1885) и Ф. И. Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1844) создало почву для обобщения и осмысления накопленного опыта преподавания и для установления связей между содержанием научной теории правописания и содержанием деятельности ученика, который обучается орфографии.
Педагогами, методистами прошлого были намечены основные направления в развитии орфографического навыка:
1. Использование возможностей звукового метода обучения и проведение звукобуквенного разбора.
К. Д. Ушинский неоднократно подчеркивал, что орфографический навык должен основываться на знании грамматики и орфографических правил и опираться на работу мысли, на усвоение необходимых закономерностей.
2. Включение объяснения правописания слов в процессе письма и выделение орфограммы путем подчеркивания.
3. Организация само - и взаимопроверки письма, использование какографии.
К середине XIX века сложилось два направления: грамматическое -письмо опиралось на правила графики, на грамматику, на традицию, установилась и методика обучения правописанию через сознательные операции, проверку написаний и антиграмматическое, данное направление отрицало необходимость языковой теории для обучения школьников грамотному письму.
В. П. Шереметевский (1834-1895) в свое время главную задачу школы видел в развитии речи, защищал идею зрительного фактора. Считал, что «слух и зрение – два непримиримых врага в деле письма» и преимущество должно быть за зрением, поскольку орфография – искусство графическое, слуху же доверять нельзя», а раз зрительные впечатления главные, то рекомендовал в основном списывание (разные его виды), соединенное с «корнесловным изучением слов».
В XX веке в практику были введены разнообразные словари: орфографические, толковые, этимологический и фразеологический словарь, словарь синонимов, близкородственных слов, разработана методика их применения.
Актуальность темы в том, что перед педагогами в начальной школе стоит главная задача: формирование орфографических навыков и умений, потому что именно здесь закладываются основы грамотности. Но по результатам обучения видим, что орфографическая грамотность школьников не достигает высокого уровня.
Так что же является основной причиной орфографических ошибок – отсутствие орфографической зоркости или низкий уровень ее сформированности?
К данной теме обращались многие ученые и учителя, но, не смотря на это, методика обучения и учебные пособия несовершенны. В обучении русскому языку пропускается начальный этап, на котором учащиеся самостоятельно искали и выделяли орфограммы в момент письма.
Изучение работ П. С. Жедек, М. Р. Львова, В. В. Репкина, М.М. Разумовского, касающихся этого вопроса, убеждает в правильности высказанной мысли. Как пишет М. Р. Львов, «целенаправленное обучение обнаруживанию орфограмм должно начинаться с первого года обучения, главным образом в процессе звуко – буквенного анализа слов».
Ведущие психологи и методисты (Д. Н. Богоявленский, С. Ф. Жутков, Л. И. Айдарова, Н. С. Рождественский, М. М. Разумовский, М. Г. Баранов, Н. Н. Алгазина, М. Р. Львов) считают главным в обучении правописанию орфографическое правило, его правильное применение, то есть решение орфографической задачи.
Однако решение орфографической задачи возможно только тогда, когда обучающийся видит объект правила – орфограмму, только сумев найти ее можно решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаружить орфограмму, именуемое орфографической зоркостью, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, снижающих развитие орфографического навыка. Дети пишут с ошибками в полной уверенности, что пишут правильно, забывая вспоминать изученные правила.
Повышение эффективности обучения младших школьников правописанию мы связываем с развитием орфографической зоркости.
Цель исследования: теоретически обосновать и описать комплекс упражнений, направленный на формирование орфографической зоркости детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс формирования орфографической зоркости у младших школьников.
Предмет исследования: комплекс упражнений, направленный на формирование орфографической зоркости у детей младшего возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по проблеме, связанной с формированием орфографической зоркости у младших школьников.
2. Изучить методы и приемы для эффективного формирования орфографической зоркости детей младшего школьного возраста.
3. Проанализировать программы и учебники по русскому языку для начальных классов в аспекте работы по формированию орфографической зоркости у младших школьников.
4. Подобрать диагностический материал и определить уровень сформированности орфографической зоркости у младших школьников.
5. Подобрать комплекс упражнений для повышения уровня сформированности орфографической зоркости у младших школьников.
База исследования: ГБПОУ «МССУОР №1» Москомспорта г. Москвы 3 «Г» и 3 «В» классы.
В данной работе мы рассматривали одну из актуальных тем для начальной школы – формирование у школьников прочных орфографических навыков, ведь грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.
Формирование орфографической грамотности младших школьников зависит от уровня развития их орфографической зоркости, от умения обнаруживать орфограммы, определять их тип и осуществлять самопроверку написанного.
Орфографическая зоркость – это способность учащихся в опознавательном процессе обнаруживать и квалифицировать орфограммы в результате оценки их признаков на начальном этапе обучения, а на последующем – на основе нахождения образа – ориентира.
В структуре орфографической зоркости выделены мотивационный, организационный и контролирующий компоненты, которые связаны с коммуникативной направленностью письменной речи. Описаны этапы осознанного орфографического действия: постановка орфографической задачи - опознание орфограммы на основе знания ее признаков и их определения в процессе зрительного или слухового восприятия и решение данной задачи.
На формирование орфографической зоркости положительное влияние оказывает современный метод обучения грамоте, предусматривающий изучение языковой стороны языка, развитие фонематического слуха.
Орфографическая зоркость в разной степени развита, как у взрослых, так и у детей. Главная задача педагога ее развитие в результате целенаправленных и систематических упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, движение руки и комбинированное восприятие, и запоминание орфограмм.
Знание типов орфограмм, их принципов, возрастных и психологических особенностей обучающихся, поможет учителю в выборе методов и приемов обучения к каждому конкретному орфографическому действию.
В работе представлены упражнения направленные на формирование, развитие орфографической зоркости у младших школьников. Учебный материал по орфографии дети усваивают лучше тогда, когда он подается с использованием занимательности, наглядности, проблемных ситуаций, обыгрывание ситуаций, ИКТ технологий. Все это помогает в достижении своей цели – сознательного усвоения даже самых трудных правил и понятий.
Главное – работа над формированием орфографической зоркости должна вестись систематически из урока в урок на протяжении всего периода обучения школьников русскому языку.
Цель достигнута мы теоретически обосновали и описали комплекс упражнений, направленный на формирование орфографической зоркости детей младшего школьного возраста
Также достигнуты все задачи:
1) Проанализирована психолого-педагогическая, лингвистическая и методическая литература по проблеме, связанной с формированием орфографической зоркости у младших школьников.
2) Изучены методы и приемы для эффективного формирования орфографической зоркости детей младшего школьного возраста.
3) Проанализированы программы и учебники по русскому языку для начальных классов в аспекте работы по формированию орфографической зоркости у младших школьников.
4) Подобраны диагностические материалы и определен уровень сформированности орфографической зоркости у младших школьников.
5) Подобран комплекс упражнений для повышения уровня сформированности орфографической зоркости у младших школьников.
1. Приказ Министерства просвещения РФ от 21 сентября 2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»
2. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации. Распоряжение Правительства РФ от 9 апреля 2016 г. № 637-р
3. Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков [Текст]: пособие для учителя / Н. Н. Алгазина. – М. : Просвещение, 1987. – 160
4. Баранов, М.Н. Применение графической наглядности в процессе обучения орфографии [Текст] : начинающему учителю / М. Баранов // Русский язык в школе. – 1991. – № 2. – С. 35-38.
5. Бельдина, Е. В. Развитие орфографической зоркости [Текст]/ Е. В. Бельдина // Начальная школа. – 2019. – № 3. – С. 35-39.
6. Богоявлинский, Д. Н. Психологические принципы усвоения орфограмм: обучение орфографии [Текст] / Д. Н. Богоявлинский // Начальная школа. – 2023. – № 4. – С. 39-40.
7. Богоявлинский, Д. Н. Психология усвоения орфографии [Текст] / Д. Н. Богоявленский. – М. : Просвещение, 2020. – 307 с.
8. Бунеев, Р. Н. Русский язык. 2 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. шк. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. – М. : Баласс, 2018. – 176 с.
9. Буркова, Т. В. К. Д. Ушинский об упражнениях при обучению грамматике и правописанию [Текст] / Т. В. Буркова // Начальная школа. – 1998. – № 1. – С. 23-28.
10. Быкова, О. П. Орфографическая грамотность у младших школьников [Текст] / О. П. Быкова, Н. С. Редькина, Т. Е. Филиппова // Логопед. – 2019. – № 10. – С. 53-61.
11. Водовозов, В. И. Предметы обучения в народной школе [Текст]: методика обучения грамоте, арифметике и др. предметам / В. И. Водовозов. – СПб. : тип. В. А. Полетики и Ф. С. Сущинского, 1875. – 277 с.
12. Возовикова, Т. М. Формирование орфографической зоркости учащихся начальных классов [Текст] / Т. М. Возовикова // Филологическое образование младших школьников : сб. ст. по итогам Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. преподавателей, молодых ученых, педагогов, 20-21 апр. 2010 г., Екатеринбург : в 2 ч. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2010. – Ч. 2. – С. 46-56.
13. Волина, В. В. Весёлая грамматика [Текст] / В. В. Волина. – М.: Знание, 1995. – 336 с.
14. Герасимова, Л. А. Орфографическое домино [Текст] / Л. А. Гераси-мова // Начальная школа. – 2008. – № 12. – С. 67-68.
15. Граник, Г. Г. Секреты орфографии [Текст] : кн. для учащихся / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – М. : Просвещение, 1994. –222 с.
16. Жедек, П. С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах [Текст] : учеб.-метод. пособие для учителей / П. С. Жедек. – Томск : Пеленг, 1992. – 60 с.
17. Жедек, П. С. Методика обучения орфографии [Текст] / П. С. Жедек // Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / под ред. М. С. Соловей-чика. – М., 1993. – С. 34-39.
18. Жиленко, А. Г. Использование алгоритмов при изучении орфографии [Текст] / А. Г. Жиленко // Русский язык в школе. – 1986. – № 5. – С. 55-57.
19. Зайкова, И. В. Сказки и стихи по русскому языку [Текст] / И. В. Зайкова // Начальная школа плюс До и После. – 2020. – № 8. – С. 51-52.
20. Зацепина, Е. В. Развитие орфографической зоркости у младших школьников [Текст] / Е. В. Зацепина // Образование в современной школе. – 2014. – № 11. – С. 17-19.
21. Зеленина, Л. М. Русский язык. 2 класс [Текст] : учеб. для .нач. шк.: в 2 ч. / Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. – М. : Просвещение, 2003. – Ч. 1. – 139 с.
22. Иванова, В. Ф. Современный русский язык. Графика и орфография [Электронный ресурс] / В. Ф. Иванова. – URL : http://www.rulit.me/-books/sovremennyj-russkij-yazyk-grafika-i-orfografiya-read-321942-59.html (дата обращения: 30.10.2016).
23. Канакина, В. П. Русский язык. 2 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2018. – Ч. 1. – 144 с.
24. Козина, А. Н. Развитие орфографической зоркости у младших школьников [Электронный ресурс] / А. Н. Козина // Молодой ученый. – 2014. – № 18. – С. 584-586. – URL : https://elibrary.ru/-item.asp?id=22484289 (дата обращения: 30.10.2016).
25. Комиссарова, Л. Ю. Роль графического моделирования в процессе обучения орфографии [Текст] / Л. Ю. Комиссарова // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 12. – С. 60-65.
26. Комиссарова, Л. Ю. Содержание и организация словарно-орфографической работы в непрерывном курсе русского языка [Текст] / Л. Ю. Комиссарова // Начальная школа плюс До и После. – 2019. – № 6. – С. 84-88.
27. Копытова, Л. Н. Развитие умения видеть орфограммы [Текст] / Л. Н. Копытова //.Начальная школа плюс До и После. – 2021. – № 3. – С. 46-51.
28. Корешкова, Т. В. Прием какографии: возможности и условия применения [Текст] / Т. В. Корешкова // Начальная школа. – 2000. – № 6. – С. 38-44.
29. Котикова, Н. М. О способе орфографического действия [Текст]: система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова / Н. М. Котикова // Начальная школа. – 2019. – № 11. – С. 39-40.
30. Кузнецова, М. И. Я учусь писать и читать [Текст] : рабочая тетрадь для 1 кл. четырехлет. нач. шк. / М. И. Кузнецова ; под ред. Л. Е. Журовой. – М. : Вента-Графф, 2015. – 64 с.
31. Лобенцева, Т. Орфографические сказки [Электронный ресурс] / Т. Лобенцева. – URL : http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200202811 (дата обращения: 15.03.2016).
32. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М. : Академия, 2007. – 464 с.
33. Львов, М. Р. Правописание в начальных классах [Текст] / М. Р. Львов. – М. : Просвещение, 1990. – 160 с.
34. Львов, М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов и колледжей / М. Р. Львов. – М. ; Академия, 1999. – 272 с.
35. Макеева, В. Н. История создания «Российской грамматики М. В. Ломоносова» [Текст] / В. Н. Макеева. – М. : Изд-во Акад. наук СССР, 1961. – 173 с.
36. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : учеб. для вузов / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2018. – 582 с.
37. Маслова, Л. М. Выработка орфографической зоркости и навыков грамотного письма [Текст] / Л. М. Маслова // Русский язык : прил. к газ. «Первое сент.». – 2022. – № 10. – С. 24-25.
38. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи [Текст] : учеб.-метод. пособие для преподавателей и студентов пед. учеб. заведений / сост. Т. П. Сальникова. – М. : Сфера, 2000. – 240 с.
39. Никулина, А. В. Основные проблемы формирования орфографической зоркости младших школьников в условиях системно-деятельностного подхода [Электронный ресурс] / А. В. Никулина // Молодой ученый. – 2015. – № 12. – С. 788-790. – URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=23646680 (дата обращения: 15.09.2017).
40. Петлякова, Э. Н. Орфографические шпаргалки. Как научить младшего школьника грамотно писать и говорить [Текст] / Э. Н. Петлякова, С. Н. Подгорная. – М. : МарТ ; Ростов н/Д : МарТ, 2018. – 96 с.
41. Плотникова, С. В. Методические основы начального языкового образования [Текст] : учеб. пособие для студентов Ин-та педагогики и психологии детства / С. В. Плотникова, В. А. Шуритенкова ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург : [б. и.], 2012. – 251 с. :
42. Польяновская, Е. А. Пишем без ошибок [Текст] : раскраска-тренажер для учащихся 3 кл. / Е. А. Польяновская. – М. : Эксмо, 2018. – 32 с.
43. Разумовская, М. М. Методика обучения орфографии в школе [Текст]: кн. для учителя / М. М. Разумовская. – М. : Дрофа, 2022. – 187 с.
44. Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) [Электронный ресурс] / Федер. служба по надзору в сфере образования и науки. – М. : [б. и.], 2014. – URL :. http://-obrnadzor.gov.ru/common/upload/doc_list/Rekommendatsii_po_organizatsi i_i_provedeniu_itogovogo_sochineniya_izlozheniya.pdf (дата обращения: 21.11.2917).
45. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования С изменениями и дополнениями от: 18 июля 2022г. ГАРАНТ: О применении ФГОС НОО см. письма Министерства просвещения РФ от 15 февраля 2022 г. N АЗ-113/03 и от 8 августа 2022 г. N ТВ-1517/03.
46. Русский язык [Текст] : рабочие программы : предмет. линия учеб. системы «Школа России». 1-4 кл. : пособие для учителей общеобразоват. организаций / В. П. Канакина [и др.]. – М. : Просвещение, 2021. – 340 с.
47. Русский язык. 2 класс [Текст] : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / С. В. Иванов [и др;] ; под ред. С. В. Иванова. – М. : Вента-Граф, 2012. – Ч. 1. –176 с.
48. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / под ред. М. С. Соловейчика. – М. : Линка-Пресс, 1993. – 383 с.
49. Сайфулина, С. А. Развитие у детей умения ставить орфографические задачи [Текст] / С. А. Сейфулина // Начальная школа плюс До и После. – 2004. – № 3. – С. 40-43.
50. Соловейчик, М. С. Русский язык [Текст] : метод. рекомендации к учеб. для 2 кл. общеобразоват. организаций : пособие для учителя / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. – Смоленск : Ассоциация ХХI век, 2015. – 144 с.
51. Соловейчик, М. С. Русский язык: К тайнам нашего языка [Текст]: учеб. для 2 кл. общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. – Смоленск : Ассоциация XXI век, 2019. – Ч. 1. – 160 с.
52. Тоцкий, П. С. Орфография без правил [Текст] / П. С. Тоцкий. – М.: Просвещение, 1991. – 144 с.
53. Трубайчук, Л. В. Применение информационных технологий на уроках русского языка в начальной школе как одно из средств формирования орфографической зоркости у младших школьников [Текст]/ Л. В. Трубайчук, И. А. Кулиш // Начальная школа плюс ДО и После. – 2014. – № 6. –С. 80-84.
54. Фролова, Е. Развитие орфографической зоркости [Текст] / Е. Фролова // Учитель. – 2013. – № 1. – С. 63-68.
55. Фролова, Л. А. Обучение русскому языку в современной начальной школе [Текст] : метод. пособие / Л. А. Фролова. – М. : АРКТИ, 2002. – 192 с.
56. Шереметевский, В. П. Об орфографии вообще и о письме под диктовку как упражнении элементарном в особенности [Текст] / В. П. Шереметевский // Шереметевский В. П. Сочинения / В. П. Шереметевский. – М., 2022. – С. 35-90.