Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка (Московский Городской Открытый Колледж)

Работа №153205

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы93
Год сдачи2024
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
50
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: ГБПОУ «МССУОР №1» Москомспорта г. Москвы.
Выборка: 40 учеников 3 «Г» и 3 «В» классах, обучающихся по программе «Школа России».
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Сущность орфографии и ее принципы 7
1.2. Орфограмма, орфографическая зоркость и ее структура 11
1.3. Методы и приемы для эффективного формирования орфографической зоркости у детей младшего школьного возраста 21
1.4. Анализ учебно-методических комплектов по русскому языку по проблеме формирования орфографической зоркости 26
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 39
2.1. Диагностика уровня сформированности орфографической зоркости у детей младшего школьного возраста 39
2.2. Комплекс упражнений, направленных на развитие орфографической зоркости у младших школьников 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 69

Русский язык как государственный язык Российской Федерации является стержнем, вокруг которого формируется российская идентичность, гражданское, культурное, образовательное пространство страны, а также фактором личной свободы гражданина, обеспечивающим возможность его самореализации в условиях многонационального и поликультурного государства.
В Российской Федерации как многонациональном государстве русский язык является языком межнационального общения, языком культуры, образования и науки. Владение русским языком, в том числе языковыми средствами, обеспечивающими коммуникацию в образовательной деятельности, является конкурентным преимуществом гражданина при получении высшего образования и построении профессиональной траектории [56].
«Грамотное письмо – это не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребенок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче дается ему правописание» - писал Н.С. Рождественский. Поэтому перед учителем на уроках русского языка стоит главная задача – создать условия для формирования орфографической зоркости учащихся. Ведь важно не только объяснить и разъяснить теоретический материал, но и научить применять полученные знания на практике.
Методика обучения формировалась первоначально на традициях письма, постепенно накапливалась теория, создавались научно-лингвистические основы. У начала теоретического направления лежит учение М. В. Ломоносова «Российская грамматика» (1757), которая по определению академика И. И. Давыдова является «родоначальницей» всех последующих грамматик русского языка. В своей работе Ломоносов М. В. систематизировал правила, приспособил их к возможностям учащихся, установил нормы литературного языка.
Появление научных трудов по русской орфографии Я. К. Грота «Русское правописание» (1885) и Ф. И. Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1844) создало почву для обобщения и осмысления накопленного опыта преподавания и для установления связей между содержанием научной теории правописания и содержанием деятельности ученика, который обучается орфографии.
Педагогами, методистами прошлого были намечены основные направления в развитии орфографического навыка:
1. Использование возможностей звукового метода обучения и проведение звукобуквенного разбора.
К. Д. Ушинский неоднократно подчеркивал, что орфографический навык должен основываться на знании грамматики и орфографических правил и опираться на работу мысли, на усвоение необходимых закономерностей.
2. Включение объяснения правописания слов в процессе письма и выделение орфограммы путем подчеркивания.
3. Организация само - и взаимопроверки письма, использование какографии.
К середине XIX века сложилось два направления: грамматическое -письмо опиралось на правила графики, на грамматику, на традицию, установилась и методика обучения правописанию через сознательные операции, проверку написаний и антиграмматическое, данное направление отрицало необходимость языковой теории для обучения школьников грамотному письму.
В. П. Шереметевский (1834-1895) в свое время главную задачу школы видел в развитии речи, защищал идею зрительного фактора. Считал, что «слух и зрение – два непримиримых врага в деле письма» и преимущество должно быть за зрением, поскольку орфография – искусство графическое, слуху же доверять нельзя», а раз зрительные впечатления главные, то рекомендовал в основном списывание (разные его виды), соединенное с «корнесловным изучением слов».
В XX веке в практику были введены разнообразные словари: орфографические, толковые, этимологический и фразеологический словарь, словарь синонимов, близкородственных слов, разработана методика их применения.
Актуальность темы в том, что перед педагогами в начальной школе стоит главная задача: формирование орфографических навыков и умений, потому что именно здесь закладываются основы грамотности. Но по результатам обучения видим, что орфографическая грамотность школьников не достигает высокого уровня.
Так что же является основной причиной орфографических ошибок – отсутствие орфографической зоркости или низкий уровень ее сформированности?
К данной теме обращались многие ученые и учителя, но, не смотря на это, методика обучения и учебные пособия несовершенны. В обучении русскому языку пропускается начальный этап, на котором учащиеся самостоятельно искали и выделяли орфограммы в момент письма.
Изучение работ П. С. Жедек, М. Р. Львова, В. В. Репкина, М.М. Разумовского, касающихся этого вопроса, убеждает в правильности высказанной мысли. Как пишет М. Р. Львов, «целенаправленное обучение обнаруживанию орфограмм должно начинаться с первого года обучения, главным образом в процессе звуко – буквенного анализа слов».
Ведущие психологи и методисты (Д. Н. Богоявленский, С. Ф. Жутков, Л. И. Айдарова, Н. С. Рождественский, М. М. Разумовский, М. Г. Баранов, Н. Н. Алгазина, М. Р. Львов) считают главным в обучении правописанию орфографическое правило, его правильное применение, то есть решение орфографической задачи.
Однако решение орфографической задачи возможно только тогда, когда обучающийся видит объект правила – орфограмму, только сумев найти ее можно решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаружить орфограмму, именуемое орфографической зоркостью, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, снижающих развитие орфографического навыка. Дети пишут с ошибками в полной уверенности, что пишут правильно, забывая вспоминать изученные правила.
Повышение эффективности обучения младших школьников правописанию мы связываем с развитием орфографической зоркости.
Цель исследования: теоретически обосновать и описать комплекс упражнений, направленный на формирование орфографической зоркости детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс формирования орфографической зоркости у младших школьников.
Предмет исследования: комплекс упражнений, направленный на формирование орфографической зоркости у детей младшего возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по проблеме, связанной с формированием орфографической зоркости у младших школьников.
2. Изучить методы и приемы для эффективного формирования орфографической зоркости детей младшего школьного возраста.
3. Проанализировать программы и учебники по русскому языку для начальных классов в аспекте работы по формированию орфографической зоркости у младших школьников.
4. Подобрать диагностический материал и определить уровень сформированности орфографической зоркости у младших школьников.
5. Подобрать комплекс упражнений для повышения уровня сформированности орфографической зоркости у младших школьников.
База исследования: ГБПОУ «МССУОР №1» Москомспорта г. Москвы 3 «Г» и 3 «В» классы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе мы рассматривали одну из актуальных тем для начальной школы – формирование у школьников прочных орфографических навыков, ведь грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.
Формирование орфографической грамотности младших школьников зависит от уровня развития их орфографической зоркости, от умения обнаруживать орфограммы, определять их тип и осуществлять самопроверку написанного.
Орфографическая зоркость – это способность учащихся в опознавательном процессе обнаруживать и квалифицировать орфограммы в результате оценки их признаков на начальном этапе обучения, а на последующем – на основе нахождения образа – ориентира.
В структуре орфографической зоркости выделены мотивационный, организационный и контролирующий компоненты, которые связаны с коммуникативной направленностью письменной речи. Описаны этапы осознанного орфографического действия: постановка орфографической задачи - опознание орфограммы на основе знания ее признаков и их определения в процессе зрительного или слухового восприятия и решение данной задачи.
На формирование орфографической зоркости положительное влияние оказывает современный метод обучения грамоте, предусматривающий изучение языковой стороны языка, развитие фонематического слуха.
Орфографическая зоркость в разной степени развита, как у взрослых, так и у детей. Главная задача педагога ее развитие в результате целенаправленных и систематических упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, движение руки и комбинированное восприятие, и запоминание орфограмм.
Знание типов орфограмм, их принципов, возрастных и психологических особенностей обучающихся, поможет учителю в выборе методов и приемов обучения к каждому конкретному орфографическому действию.
В работе представлены упражнения направленные на формирование, развитие орфографической зоркости у младших школьников. Учебный материал по орфографии дети усваивают лучше тогда, когда он подается с использованием занимательности, наглядности, проблемных ситуаций, обыгрывание ситуаций, ИКТ технологий. Все это помогает в достижении своей цели – сознательного усвоения даже самых трудных правил и понятий.
Главное – работа над формированием орфографической зоркости должна вестись систематически из урока в урок на протяжении всего периода обучения школьников русскому языку.
Цель достигнута мы теоретически обосновали и описали комплекс упражнений, направленный на формирование орфографической зоркости детей младшего школьного возраста
Также достигнуты все задачи:
1) Проанализирована психолого-педагогическая, лингвистическая и методическая литература по проблеме, связанной с формированием орфографической зоркости у младших школьников.
2) Изучены методы и приемы для эффективного формирования орфографической зоркости детей младшего школьного возраста.
3) Проанализированы программы и учебники по русскому языку для начальных классов в аспекте работы по формированию орфографической зоркости у младших школьников.
4) Подобраны диагностические материалы и определен уровень сформированности орфографической зоркости у младших школьников.
5) Подобран комплекс упражнений для повышения уровня сформированности орфографической зоркости у младших школьников.



1. Приказ Министерства просвещения РФ от 21 сентября 2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»
2. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации. Распоряжение Правительства РФ от 9 апреля 2016 г. № 637-р
3. Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков [Текст]: пособие для учителя / Н. Н. Алгазина. – М. : Просвещение, 1987. – 160
4. Баранов, М.Н. Применение графической наглядности в процессе обучения орфографии [Текст] : начинающему учителю / М. Баранов // Русский язык в школе. – 1991. – № 2. – С. 35-38.
5. Бельдина, Е. В. Развитие орфографической зоркости [Текст]/ Е. В. Бельдина // Начальная школа. – 2019. – № 3. – С. 35-39.
6. Богоявлинский, Д. Н. Психологические принципы усвоения орфограмм: обучение орфографии [Текст] / Д. Н. Богоявлинский // Начальная школа. – 2023. – № 4. – С. 39-40.
7. Богоявлинский, Д. Н. Психология усвоения орфографии [Текст] / Д. Н. Богоявленский. – М. : Просвещение, 2020. – 307 с.
8. Бунеев, Р. Н. Русский язык. 2 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. шк. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. – М. : Баласс, 2018. – 176 с.
9. Буркова, Т. В. К. Д. Ушинский об упражнениях при обучению грамматике и правописанию [Текст] / Т. В. Буркова // Начальная школа. – 1998. – № 1. – С. 23-28.
10. Быкова, О. П. Орфографическая грамотность у младших школьников [Текст] / О. П. Быкова, Н. С. Редькина, Т. Е. Филиппова // Логопед. – 2019. – № 10. – С. 53-61.
11. Водовозов, В. И. Предметы обучения в народной школе [Текст]: методика обучения грамоте, арифметике и др. предметам / В. И. Водовозов. – СПб. : тип. В. А. Полетики и Ф. С. Сущинского, 1875. – 277 с.
12. Возовикова, Т. М. Формирование орфографической зоркости учащихся начальных классов [Текст] / Т. М. Возовикова // Филологическое образование младших школьников : сб. ст. по итогам Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. преподавателей, молодых ученых, педагогов, 20-21 апр. 2010 г., Екатеринбург : в 2 ч. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2010. – Ч. 2. – С. 46-56.
13. Волина, В. В. Весёлая грамматика [Текст] / В. В. Волина. – М.: Знание, 1995. – 336 с.
14. Герасимова, Л. А. Орфографическое домино [Текст] / Л. А. Гераси-мова // Начальная школа. – 2008. – № 12. – С. 67-68.
15. Граник, Г. Г. Секреты орфографии [Текст] : кн. для учащихся / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – М. : Просвещение, 1994. –222 с.
16. Жедек, П. С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах [Текст] : учеб.-метод. пособие для учителей / П. С. Жедек. – Томск : Пеленг, 1992. – 60 с.
17. Жедек, П. С. Методика обучения орфографии [Текст] / П. С. Жедек // Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / под ред. М. С. Соловей-чика. – М., 1993. – С. 34-39.
18. Жиленко, А. Г. Использование алгоритмов при изучении орфографии [Текст] / А. Г. Жиленко // Русский язык в школе. – 1986. – № 5. – С. 55-57.
19. Зайкова, И. В. Сказки и стихи по русскому языку [Текст] / И. В. Зайкова // Начальная школа плюс До и После. – 2020. – № 8. – С. 51-52.
20. Зацепина, Е. В. Развитие орфографической зоркости у младших школьников [Текст] / Е. В. Зацепина // Образование в современной школе. – 2014. – № 11. – С. 17-19.
21. Зеленина, Л. М. Русский язык. 2 класс [Текст] : учеб. для .нач. шк.: в 2 ч. / Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. – М. : Просвещение, 2003. – Ч. 1. – 139 с.
22. Иванова, В. Ф. Современный русский язык. Графика и орфография [Электронный ресурс] / В. Ф. Иванова. – URL : http://www.rulit.me/-books/sovremennyj-russkij-yazyk-grafika-i-orfografiya-read-321942-59.html (дата обращения: 30.10.2016).
23. Канакина, В. П. Русский язык. 2 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2018. – Ч. 1. – 144 с.
24. Козина, А. Н. Развитие орфографической зоркости у младших школьников [Электронный ресурс] / А. Н. Козина // Молодой ученый. – 2014. – № 18. – С. 584-586. – URL : https://elibrary.ru/-item.asp?id=22484289 (дата обращения: 30.10.2016).
25. Комиссарова, Л. Ю. Роль графического моделирования в процессе обучения орфографии [Текст] / Л. Ю. Комиссарова // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 12. – С. 60-65.
26. Комиссарова, Л. Ю. Содержание и организация словарно-орфографической работы в непрерывном курсе русского языка [Текст] / Л. Ю. Комиссарова // Начальная школа плюс До и После. – 2019. – № 6. – С. 84-88.
27. Копытова, Л. Н. Развитие умения видеть орфограммы [Текст] / Л. Н. Копытова //.Начальная школа плюс До и После. – 2021. – № 3. – С. 46-51.
28. Корешкова, Т. В. Прием какографии: возможности и условия применения [Текст] / Т. В. Корешкова // Начальная школа. – 2000. – № 6. – С. 38-44.
29. Котикова, Н. М. О способе орфографического действия [Текст]: система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова / Н. М. Котикова // Начальная школа. – 2019. – № 11. – С. 39-40.
30. Кузнецова, М. И. Я учусь писать и читать [Текст] : рабочая тетрадь для 1 кл. четырехлет. нач. шк. / М. И. Кузнецова ; под ред. Л. Е. Журовой. – М. : Вента-Графф, 2015. – 64 с.
31. Лобенцева, Т. Орфографические сказки [Электронный ресурс] / Т. Лобенцева. – URL : http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200202811 (дата обращения: 15.03.2016).
32. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М. : Академия, 2007. – 464 с.
33. Львов, М. Р. Правописание в начальных классах [Текст] / М. Р. Львов. – М. : Просвещение, 1990. – 160 с.
34. Львов, М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов и колледжей / М. Р. Львов. – М. ; Академия, 1999. – 272 с.
35. Макеева, В. Н. История создания «Российской грамматики М. В. Ломоносова» [Текст] / В. Н. Макеева. – М. : Изд-во Акад. наук СССР, 1961. – 173 с.
36. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : учеб. для вузов / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2018. – 582 с.
37. Маслова, Л. М. Выработка орфографической зоркости и навыков грамотного письма [Текст] / Л. М. Маслова // Русский язык : прил. к газ. «Первое сент.». – 2022. – № 10. – С. 24-25.
38. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи [Текст] : учеб.-метод. пособие для преподавателей и студентов пед. учеб. заведений / сост. Т. П. Сальникова. – М. : Сфера, 2000. – 240 с.
39. Никулина, А. В. Основные проблемы формирования орфографической зоркости младших школьников в условиях системно-деятельностного подхода [Электронный ресурс] / А. В. Никулина // Молодой ученый. – 2015. – № 12. – С. 788-790. – URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=23646680 (дата обращения: 15.09.2017).
40. Петлякова, Э. Н. Орфографические шпаргалки. Как научить младшего школьника грамотно писать и говорить [Текст] / Э. Н. Петлякова, С. Н. Подгорная. – М. : МарТ ; Ростов н/Д : МарТ, 2018. – 96 с.
41. Плотникова, С. В. Методические основы начального языкового образования [Текст] : учеб. пособие для студентов Ин-та педагогики и психологии детства / С. В. Плотникова, В. А. Шуритенкова ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург : [б. и.], 2012. – 251 с. :
42. Польяновская, Е. А. Пишем без ошибок [Текст] : раскраска-тренажер для учащихся 3 кл. / Е. А. Польяновская. – М. : Эксмо, 2018. – 32 с.
43. Разумовская, М. М. Методика обучения орфографии в школе [Текст]: кн. для учителя / М. М. Разумовская. – М. : Дрофа, 2022. – 187 с.
44. Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) [Электронный ресурс] / Федер. служба по надзору в сфере образования и науки. – М. : [б. и.], 2014. – URL :. http://-obrnadzor.gov.ru/common/upload/doc_list/Rekommendatsii_po_organizatsi i_i_provedeniu_itogovogo_sochineniya_izlozheniya.pdf (дата обращения: 21.11.2917).
45. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования С изменениями и дополнениями от: 18 июля 2022г. ГАРАНТ: О применении ФГОС НОО см. письма Министерства просвещения РФ от 15 февраля 2022 г. N АЗ-113/03 и от 8 августа 2022 г. N ТВ-1517/03.
46. Русский язык [Текст] : рабочие программы : предмет. линия учеб. системы «Школа России». 1-4 кл. : пособие для учителей общеобразоват. организаций / В. П. Канакина [и др.]. – М. : Просвещение, 2021. – 340 с.
47. Русский язык. 2 класс [Текст] : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / С. В. Иванов [и др;] ; под ред. С. В. Иванова. – М. : Вента-Граф, 2012. – Ч. 1. –176 с.
48. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / под ред. М. С. Соловейчика. – М. : Линка-Пресс, 1993. – 383 с.
49. Сайфулина, С. А. Развитие у детей умения ставить орфографические задачи [Текст] / С. А. Сейфулина // Начальная школа плюс До и После. – 2004. – № 3. – С. 40-43.
50. Соловейчик, М. С. Русский язык [Текст] : метод. рекомендации к учеб. для 2 кл. общеобразоват. организаций : пособие для учителя / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. – Смоленск : Ассоциация ХХI век, 2015. – 144 с.
51. Соловейчик, М. С. Русский язык: К тайнам нашего языка [Текст]: учеб. для 2 кл. общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. – Смоленск : Ассоциация XXI век, 2019. – Ч. 1. – 160 с.
52. Тоцкий, П. С. Орфография без правил [Текст] / П. С. Тоцкий. – М.: Просвещение, 1991. – 144 с.
53. Трубайчук, Л. В. Применение информационных технологий на уроках русского языка в начальной школе как одно из средств формирования орфографической зоркости у младших школьников [Текст]/ Л. В. Трубайчук, И. А. Кулиш // Начальная школа плюс ДО и После. – 2014. – № 6. –С. 80-84.
54. Фролова, Е. Развитие орфографической зоркости [Текст] / Е. Фролова // Учитель. – 2013. – № 1. – С. 63-68.
55. Фролова, Л. А. Обучение русскому языку в современной начальной школе [Текст] : метод. пособие / Л. А. Фролова. – М. : АРКТИ, 2002. – 192 с.
56. Шереметевский, В. П. Об орфографии вообще и о письме под диктовку как упражнении элементарном в особенности [Текст] / В. П. Шереметевский // Шереметевский В. П. Сочинения / В. П. Шереметевский. – М., 2022. – С. 35-90.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ