Формирование орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка (Московский Городской Открытый Колледж)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: ГБПОУ «МССУОР №1» Москомспорта г. Москвы.
Выборка: 40 учеников 3 «Г» и 3 «В» классах, обучающихся по программе «Школа России».
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Сущность орфографии и ее принципы 7
1.2. Орфограмма, орфографическая зоркость и ее структура 11
1.3. Методы и приемы для эффективного формирования орфографической зоркости у детей младшего школьного возраста 21
1.4. Анализ учебно-методических комплектов по русскому языку по проблеме формирования орфографической зоркости 26
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 39
2.1. Диагностика уровня сформированности орфографической зоркости у детей младшего школьного возраста 39
2.2. Комплекс упражнений, направленных на развитие орфографической зоркости у младших школьников 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
База исследования: ГБПОУ «МССУОР №1» Москомспорта г. Москвы.
Выборка: 40 учеников 3 «Г» и 3 «В» классах, обучающихся по программе «Школа России».
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Сущность орфографии и ее принципы 7
1.2. Орфограмма, орфографическая зоркость и ее структура 11
1.3. Методы и приемы для эффективного формирования орфографической зоркости у детей младшего школьного возраста 21
1.4. Анализ учебно-методических комплектов по русскому языку по проблеме формирования орфографической зоркости 26
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 39
2.1. Диагностика уровня сформированности орфографической зоркости у детей младшего школьного возраста 39
2.2. Комплекс упражнений, направленных на развитие орфографической зоркости у младших школьников 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Русский язык как государственный язык Российской Федерации является стержнем, вокруг которого формируется российская идентичность, гражданское, культурное, образовательное пространство страны, а также фактором личной свободы гражданина, обеспечивающим возможность его самореализации в условиях многонационального и поликультурного государства.
В Российской Федерации как многонациональном государстве русский язык является языком межнационального общения, языком культуры, образования и науки. Владение русским языком, в том числе языковыми средствами, обеспечивающими коммуникацию в образовательной деятельности, является конкурентным преимуществом гражданина при получении высшего образования и построении профессиональной траектории [56].
«Грамотное письмо – это не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребенок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче дается ему правописание» - писал Н.С. Рождественский. Поэтому перед учителем на уроках русского языка стоит главная задача – создать условия для формирования орфографической зоркости учащихся. Ведь важно не только объяснить и разъяснить теоретический материал, но и научить применять полученные знания на практике.
Методика обучения формировалась первоначально на традициях письма, постепенно накапливалась теория, создавались научно-лингвистические основы. У начала теоретического направления лежит учение М. В. Ломоносова «Российская грамматика» (1757), которая по определению академика И. И. Давыдова является «родоначальницей» всех последующих грамматик русского языка. В своей работе Ломоносов М. В. систематизировал правила, приспособил их к возможностям учащихся, установил нормы литературного языка.
Появление научных трудов по русской орфографии Я. К. Грота «Русское правописание» (1885) и Ф. И. Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1844) создало почву для обобщения и осмысления накопленного опыта преподавания и для установления связей между содержанием научной теории правописания и содержанием деятельности ученика, который обучается орфографии.
Педагогами, методистами прошлого были намечены основные направления в развитии орфографического навыка:
1. Использование возможностей звукового метода обучения и проведение звукобуквенного разбора.
К. Д. Ушинский неоднократно подчеркивал, что орфографический навык должен основываться на знании грамматики и орфографических правил и опираться на работу мысли, на усвоение необходимых закономерностей.
2. Включение объяснения правописания слов в процессе письма и выделение орфограммы путем подчеркивания.
3. Организация само - и взаимопроверки письма, использование какографии.
К середине XIX века сложилось два направления: грамматическое -письмо опиралось на правила графики, на грамматику, на традицию, установилась и методика обучения правописанию через сознательные операции, проверку написаний и антиграмматическое, данное направление отрицало необходимость языковой теории для обучения школьников грамотному письму.
В. П. Шереметевский (1834-1895) в свое время главную задачу школы видел в развитии речи, защищал идею зрительного фактора. Считал, что «слух и зрение – два непримиримых врага в деле письма» и преимущество должно быть за зрением, поскольку орфография – искусство графическое, слуху же доверять нельзя», а раз зрительные впечатления главные, то рекомендовал в основном списывание (разные его виды), соединенное с «корнесловным изучением слов».
В XX веке в практику были введены разнообразные словари: орфографические, толковые, этимологический и фразеологический словарь, словарь синонимов, близкородственных слов, разработана методика их применения.
Актуальность темы в том, что перед педагогами в начальной школе стоит главная задача: формирование орфографических навыков и умений, потому что именно здесь закладываются основы грамотности. Но по результатам обучения видим, что орфографическая грамотность школьников не достигает высокого уровня.
Так что же является основной причиной орфографических ошибок – отсутствие орфографической зоркости или низкий уровень ее сформированности?
К данной теме обращались многие ученые и учителя, но, не смотря на это, методика обучения и учебные пособия несовершенны. В обучении русскому языку пропускается начальный этап, на котором учащиеся самостоятельно искали и выделяли орфограммы в момент письма.
Изучение работ П. С. Жедек, М. Р. Львова, В. В. Репкина, М.М. Разумовского, касающихся этого вопроса, убеждает в правильности высказанной мысли. Как пишет М. Р. Львов, «целенаправленное обучение обнаруживанию орфограмм должно начинаться с первого года обучения, главным образом в процессе звуко – буквенного анализа слов».
Ведущие психологи и методисты (Д. Н. Богоявленский, С. Ф. Жутков, Л. И. Айдарова, Н. С. Рождественский, М. М. Разумовский, М. Г. Баранов, Н. Н. Алгазина, М. Р. Львов) считают главным в обучении правописанию орфографическое правило, его правильное применение, то есть решение орфографической задачи.
Однако решение орфографической задачи возможно только тогда, когда обучающийся видит объект правила – орфограмму, только сумев найти ее можно решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаружить орфограмму, именуемое орфографической зоркостью, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, снижающих развитие орфографического навыка. Дети пишут с ошибками в полной уверенности, что пишут правильно, забывая вспоминать изученные правила.
Повышение эффективности обучения младших школьников правописанию мы связываем с развитием орфографической зоркости.
Цель исследования: теоретически обосновать и описать комплекс упражнений, направленный на формирование орфографической зоркости детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс формирования орфографической зоркости у младших школьников.
Предмет исследования: комплекс упражнений, направленный на формирование орфографической зоркости у детей младшего возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по проблеме, связанной с формированием орфографической зоркости у младших школьников.
2. Изучить методы и приемы для эффективного формирования орфографической зоркости детей младшего школьного возраста.
3. Проанализировать программы и учебники по русскому языку для начальных классов в аспекте работы по формированию орфографической зоркости у младших школьников.
4. Подобрать диагностический материал и определить уровень сформированности орфографической зоркости у младших школьников.
5. Подобрать комплекс упражнений для повышения уровня сформированности орфографической зоркости у младших школьников.
База исследования: ГБПОУ «МССУОР №1» Москомспорта г. Москвы 3 «Г» и 3 «В» классы.
В Российской Федерации как многонациональном государстве русский язык является языком межнационального общения, языком культуры, образования и науки. Владение русским языком, в том числе языковыми средствами, обеспечивающими коммуникацию в образовательной деятельности, является конкурентным преимуществом гражданина при получении высшего образования и построении профессиональной траектории [56].
«Грамотное письмо – это не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребенок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче дается ему правописание» - писал Н.С. Рождественский. Поэтому перед учителем на уроках русского языка стоит главная задача – создать условия для формирования орфографической зоркости учащихся. Ведь важно не только объяснить и разъяснить теоретический материал, но и научить применять полученные знания на практике.
Методика обучения формировалась первоначально на традициях письма, постепенно накапливалась теория, создавались научно-лингвистические основы. У начала теоретического направления лежит учение М. В. Ломоносова «Российская грамматика» (1757), которая по определению академика И. И. Давыдова является «родоначальницей» всех последующих грамматик русского языка. В своей работе Ломоносов М. В. систематизировал правила, приспособил их к возможностям учащихся, установил нормы литературного языка.
Появление научных трудов по русской орфографии Я. К. Грота «Русское правописание» (1885) и Ф. И. Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1844) создало почву для обобщения и осмысления накопленного опыта преподавания и для установления связей между содержанием научной теории правописания и содержанием деятельности ученика, который обучается орфографии.
Педагогами, методистами прошлого были намечены основные направления в развитии орфографического навыка:
1. Использование возможностей звукового метода обучения и проведение звукобуквенного разбора.
К. Д. Ушинский неоднократно подчеркивал, что орфографический навык должен основываться на знании грамматики и орфографических правил и опираться на работу мысли, на усвоение необходимых закономерностей.
2. Включение объяснения правописания слов в процессе письма и выделение орфограммы путем подчеркивания.
3. Организация само - и взаимопроверки письма, использование какографии.
К середине XIX века сложилось два направления: грамматическое -письмо опиралось на правила графики, на грамматику, на традицию, установилась и методика обучения правописанию через сознательные операции, проверку написаний и антиграмматическое, данное направление отрицало необходимость языковой теории для обучения школьников грамотному письму.
В. П. Шереметевский (1834-1895) в свое время главную задачу школы видел в развитии речи, защищал идею зрительного фактора. Считал, что «слух и зрение – два непримиримых врага в деле письма» и преимущество должно быть за зрением, поскольку орфография – искусство графическое, слуху же доверять нельзя», а раз зрительные впечатления главные, то рекомендовал в основном списывание (разные его виды), соединенное с «корнесловным изучением слов».
В XX веке в практику были введены разнообразные словари: орфографические, толковые, этимологический и фразеологический словарь, словарь синонимов, близкородственных слов, разработана методика их применения.
Актуальность темы в том, что перед педагогами в начальной школе стоит главная задача: формирование орфографических навыков и умений, потому что именно здесь закладываются основы грамотности. Но по результатам обучения видим, что орфографическая грамотность школьников не достигает высокого уровня.
Так что же является основной причиной орфографических ошибок – отсутствие орфографической зоркости или низкий уровень ее сформированности?
К данной теме обращались многие ученые и учителя, но, не смотря на это, методика обучения и учебные пособия несовершенны. В обучении русскому языку пропускается начальный этап, на котором учащиеся самостоятельно искали и выделяли орфограммы в момент письма.
Изучение работ П. С. Жедек, М. Р. Львова, В. В. Репкина, М.М. Разумовского, касающихся этого вопроса, убеждает в правильности высказанной мысли. Как пишет М. Р. Львов, «целенаправленное обучение обнаруживанию орфограмм должно начинаться с первого года обучения, главным образом в процессе звуко – буквенного анализа слов».
Ведущие психологи и методисты (Д. Н. Богоявленский, С. Ф. Жутков, Л. И. Айдарова, Н. С. Рождественский, М. М. Разумовский, М. Г. Баранов, Н. Н. Алгазина, М. Р. Львов) считают главным в обучении правописанию орфографическое правило, его правильное применение, то есть решение орфографической задачи.
Однако решение орфографической задачи возможно только тогда, когда обучающийся видит объект правила – орфограмму, только сумев найти ее можно решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаружить орфограмму, именуемое орфографической зоркостью, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, снижающих развитие орфографического навыка. Дети пишут с ошибками в полной уверенности, что пишут правильно, забывая вспоминать изученные правила.
Повышение эффективности обучения младших школьников правописанию мы связываем с развитием орфографической зоркости.
Цель исследования: теоретически обосновать и описать комплекс упражнений, направленный на формирование орфографической зоркости детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс формирования орфографической зоркости у младших школьников.
Предмет исследования: комплекс упражнений, направленный на формирование орфографической зоркости у детей младшего возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по проблеме, связанной с формированием орфографической зоркости у младших школьников.
2. Изучить методы и приемы для эффективного формирования орфографической зоркости детей младшего школьного возраста.
3. Проанализировать программы и учебники по русскому языку для начальных классов в аспекте работы по формированию орфографической зоркости у младших школьников.
4. Подобрать диагностический материал и определить уровень сформированности орфографической зоркости у младших школьников.
5. Подобрать комплекс упражнений для повышения уровня сформированности орфографической зоркости у младших школьников.
База исследования: ГБПОУ «МССУОР №1» Москомспорта г. Москвы 3 «Г» и 3 «В» классы.
В данной работе мы рассматривали одну из актуальных тем для начальной школы – формирование у школьников прочных орфографических навыков, ведь грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.
Формирование орфографической грамотности младших школьников зависит от уровня развития их орфографической зоркости, от умения обнаруживать орфограммы, определять их тип и осуществлять самопроверку написанного.
Орфографическая зоркость – это способность учащихся в опознавательном процессе обнаруживать и квалифицировать орфограммы в результате оценки их признаков на начальном этапе обучения, а на последующем – на основе нахождения образа – ориентира.
В структуре орфографической зоркости выделены мотивационный, организационный и контролирующий компоненты, которые связаны с коммуникативной направленностью письменной речи. Описаны этапы осознанного орфографического действия: постановка орфографической задачи - опознание орфограммы на основе знания ее признаков и их определения в процессе зрительного или слухового восприятия и решение данной задачи.
На формирование орфографической зоркости положительное влияние оказывает современный метод обучения грамоте, предусматривающий изучение языковой стороны языка, развитие фонематического слуха.
Орфографическая зоркость в разной степени развита, как у взрослых, так и у детей. Главная задача педагога ее развитие в результате целенаправленных и систематических упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, движение руки и комбинированное восприятие, и запоминание орфограмм.
Знание типов орфограмм, их принципов, возрастных и психологических особенностей обучающихся, поможет учителю в выборе методов и приемов обучения к каждому конкретному орфографическому действию.
В работе представлены упражнения направленные на формирование, развитие орфографической зоркости у младших школьников. Учебный материал по орфографии дети усваивают лучше тогда, когда он подается с использованием занимательности, наглядности, проблемных ситуаций, обыгрывание ситуаций, ИКТ технологий. Все это помогает в достижении своей цели – сознательного усвоения даже самых трудных правил и понятий.
Главное – работа над формированием орфографической зоркости должна вестись систематически из урока в урок на протяжении всего периода обучения школьников русскому языку.
Цель достигнута мы теоретически обосновали и описали комплекс упражнений, направленный на формирование орфографической зоркости детей младшего школьного возраста
Также достигнуты все задачи:
1) Проанализирована психолого-педагогическая, лингвистическая и методическая литература по проблеме, связанной с формированием орфографической зоркости у младших школьников.
2) Изучены методы и приемы для эффективного формирования орфографической зоркости детей младшего школьного возраста.
3) Проанализированы программы и учебники по русскому языку для начальных классов в аспекте работы по формированию орфографической зоркости у младших школьников.
4) Подобраны диагностические материалы и определен уровень сформированности орфографической зоркости у младших школьников.
5) Подобран комплекс упражнений для повышения уровня сформированности орфографической зоркости у младших школьников.
Формирование орфографической грамотности младших школьников зависит от уровня развития их орфографической зоркости, от умения обнаруживать орфограммы, определять их тип и осуществлять самопроверку написанного.
Орфографическая зоркость – это способность учащихся в опознавательном процессе обнаруживать и квалифицировать орфограммы в результате оценки их признаков на начальном этапе обучения, а на последующем – на основе нахождения образа – ориентира.
В структуре орфографической зоркости выделены мотивационный, организационный и контролирующий компоненты, которые связаны с коммуникативной направленностью письменной речи. Описаны этапы осознанного орфографического действия: постановка орфографической задачи - опознание орфограммы на основе знания ее признаков и их определения в процессе зрительного или слухового восприятия и решение данной задачи.
На формирование орфографической зоркости положительное влияние оказывает современный метод обучения грамоте, предусматривающий изучение языковой стороны языка, развитие фонематического слуха.
Орфографическая зоркость в разной степени развита, как у взрослых, так и у детей. Главная задача педагога ее развитие в результате целенаправленных и систематических упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, движение руки и комбинированное восприятие, и запоминание орфограмм.
Знание типов орфограмм, их принципов, возрастных и психологических особенностей обучающихся, поможет учителю в выборе методов и приемов обучения к каждому конкретному орфографическому действию.
В работе представлены упражнения направленные на формирование, развитие орфографической зоркости у младших школьников. Учебный материал по орфографии дети усваивают лучше тогда, когда он подается с использованием занимательности, наглядности, проблемных ситуаций, обыгрывание ситуаций, ИКТ технологий. Все это помогает в достижении своей цели – сознательного усвоения даже самых трудных правил и понятий.
Главное – работа над формированием орфографической зоркости должна вестись систематически из урока в урок на протяжении всего периода обучения школьников русскому языку.
Цель достигнута мы теоретически обосновали и описали комплекс упражнений, направленный на формирование орфографической зоркости детей младшего школьного возраста
Также достигнуты все задачи:
1) Проанализирована психолого-педагогическая, лингвистическая и методическая литература по проблеме, связанной с формированием орфографической зоркости у младших школьников.
2) Изучены методы и приемы для эффективного формирования орфографической зоркости детей младшего школьного возраста.
3) Проанализированы программы и учебники по русскому языку для начальных классов в аспекте работы по формированию орфографической зоркости у младших школьников.
4) Подобраны диагностические материалы и определен уровень сформированности орфографической зоркости у младших школьников.
5) Подобран комплекс упражнений для повышения уровня сформированности орфографической зоркости у младших школьников.



