Особенности мотивов подростков с ограниченными возможностями здоровья в контексте профориентационной работы
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 7
1.1. Психолого-педагогические особенности мотивов подростков с
ограниченными возможностями здоровья к выбору профессиии 7
1.2. Особенности профориентационной работы с подростками с
ограниченными возможностями здоровья 16
1.3. Эффективные методы и формы профориентационной работы с
подростками с ограниченными возможностями здоровья 28
Вывод по 1 главе 34
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 36
2.1. Изучение мотивов выбора профессии у подроов с ограниченными
возможностями здоровья 36
2.2. Проект профориентационной работы с подростками с ограниченными
возможностями здоровья, реализуемый в условиях общеобразовательной школы 49
2.3. Анализ профориенатционной работы с подростками с ограниченными
возможностями здоровья 54
Вывод по 2 главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
Приложение 1 67
Приложение 2 72
Приложение 3 73
Глава 1. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 7
1.1. Психолого-педагогические особенности мотивов подростков с
ограниченными возможностями здоровья к выбору профессиии 7
1.2. Особенности профориентационной работы с подростками с
ограниченными возможностями здоровья 16
1.3. Эффективные методы и формы профориентационной работы с
подростками с ограниченными возможностями здоровья 28
Вывод по 1 главе 34
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 36
2.1. Изучение мотивов выбора профессии у подроов с ограниченными
возможностями здоровья 36
2.2. Проект профориентационной работы с подростками с ограниченными
возможностями здоровья, реализуемый в условиях общеобразовательной школы 49
2.3. Анализ профориенатционной работы с подростками с ограниченными
возможностями здоровья 54
Вывод по 2 главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
Приложение 1 67
Приложение 2 72
Приложение 3 73
Актуальность исследования. Преобразования, происходящие в настоящее время в политической, экономической, социальной и культурной сферах жизни нашего общества, а полной мере распространяются на отечественную систему общего образования. Вариативность моделей обучения в системе общего образования дала толчок к возникновению разнопрофильных школ, лицеев, гимназий, первая ступень обучения в которых несет на себе отпечаток особенностей, присущих конкретной школе в целом.
Проблема социального развития, в современном мире, подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. Дети с ОВЗ составляют особую социальную группу населения, неоднородную по своему составу и дифференцированную по возрасту, полу и социальному статусу, занимающую значительное место в обществе. Особенность этой группы выражается в неспособности самостоятельно реализовать свои конституционные права на охрану здоровья, реабилитацию, труд и независимую жизнь. Несмотря на гарантированные Конституцией равные права всем детям России, возможности реализации этих прав у детей с ОВЗ различны и зависят от социального статуса родителей.
В социуме, для обеспечения независимой и продуктивной жизни, человека необходимо включить в целенаправленный процесс социализации профориентационную работу. Система профессионального образования является одним из важнейших институтов социализации. Социализация - это процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения ценностей, социальных норм, установок, образцов поведения, принятых в данном обществе. Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Если для обычного ребёнка социализация представляет собой естественный процесс, то для ребенка с особыми образовательными потребностями выход в общество - это кропотливая работа, процесс, результат которого зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые.
В связи с этим перед школой стоит острая проблема подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к полноценной жизни в современном обществе, формирование у них уверенности в своих силах, в своей успешности и возможностях.
Профессиональная ориентация подростка решает одну из важнейших задач социализации личности - задачу её профессионального самоопределения.
Таким образом, тема «Особенности мотивов подростков с ОВЗ в контексте профориентационной работы» становится актуальной и имеет большое практическое значение.
Актуальность обозначенной проблемы, тенденции к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья, недостаточная научная и методическая разработанность психолого-педагогических основ исследования мотивационной сферы подростков с ОВЗ определили выбор темы исследования.
Цель исследования: выявить особенности мотивов подростков с ограниченными возможностями здоровья в контексте профориентационной работы.
Объект исследования: мотивы выбора профессии у подростков с ОВЗ .
Предмет исследования: профориентационная работа с подростками с ОВЗ.
Гипотеза исследования: Развитие положительных мотивов к выбору будущей профессии у подростков с ОВЗ будет возможным при выполнении следующих условий:
• ведение информационно - просветительской работы;
• проведение диагностики;
• разработки и реализации проекта профориентационной работы.
Опора на ресурсы и возможности подростков с ОВЗ, развитие позитивного отношения к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и адекватного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и максимально адекватной оценки учащимися своих психофизиологических особенностей играют большую роль в успешной социализации подростков с ОВЗ.
Вышеуказанная цель определила ряд задач:
1. Изучить проблему мотивации подростков с ограниченными возможностями.
2. Проанализировать психолого-педагогические особенности мотивов подростков с ограниченными возможностями здоровья к выбору профессии.
3. Охарактеризовать эффективные методы профориентационной работы социального педагога с подростками с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.
4. Провести опытно-экспериментальное исследование мотивов
подростков с ОВЗ и выделить особенности профориентационной работы.
5. Разработать и реализовать проект профориентационной работы с подростками с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.
6. Проанализировать результаты исследования и сделать выводы.
Методы исследования:
Теоретические: изучение научной психолого-педагогической и
методической литературы по теме исследования.
Эмпирические: анализ профориентационной работы, наблюдение,
тестирование.
Теоретико-методологические основы исследования: научные работы И.Д. Власовой, Г.И. Григоренко, Г.И. Жуковской, В.В. Кондратовой, В.И. Логиновой, В.Г. Нечаевой, в которых раскрыты положения о формировании системных знаний о труде взрослых.
База исследования: краевое государственное бюджетное образовательное учреждение «Шарыповская школа» города Шарыпово. Исследование проводилось в 8-9 классах.
Практическая значимость: теоретические и практические материалы данной работы могут быть использованы для профориентационной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении, а так же с классными руководителями, педагогами и родителями (участники образовательного процесса).
Цели и задачи исследования определили его структуру. Представленная работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографического списка, приложений.
Проблема социального развития, в современном мире, подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. Дети с ОВЗ составляют особую социальную группу населения, неоднородную по своему составу и дифференцированную по возрасту, полу и социальному статусу, занимающую значительное место в обществе. Особенность этой группы выражается в неспособности самостоятельно реализовать свои конституционные права на охрану здоровья, реабилитацию, труд и независимую жизнь. Несмотря на гарантированные Конституцией равные права всем детям России, возможности реализации этих прав у детей с ОВЗ различны и зависят от социального статуса родителей.
В социуме, для обеспечения независимой и продуктивной жизни, человека необходимо включить в целенаправленный процесс социализации профориентационную работу. Система профессионального образования является одним из важнейших институтов социализации. Социализация - это процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения ценностей, социальных норм, установок, образцов поведения, принятых в данном обществе. Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Если для обычного ребёнка социализация представляет собой естественный процесс, то для ребенка с особыми образовательными потребностями выход в общество - это кропотливая работа, процесс, результат которого зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые.
В связи с этим перед школой стоит острая проблема подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к полноценной жизни в современном обществе, формирование у них уверенности в своих силах, в своей успешности и возможностях.
Профессиональная ориентация подростка решает одну из важнейших задач социализации личности - задачу её профессионального самоопределения.
Таким образом, тема «Особенности мотивов подростков с ОВЗ в контексте профориентационной работы» становится актуальной и имеет большое практическое значение.
Актуальность обозначенной проблемы, тенденции к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья, недостаточная научная и методическая разработанность психолого-педагогических основ исследования мотивационной сферы подростков с ОВЗ определили выбор темы исследования.
Цель исследования: выявить особенности мотивов подростков с ограниченными возможностями здоровья в контексте профориентационной работы.
Объект исследования: мотивы выбора профессии у подростков с ОВЗ .
Предмет исследования: профориентационная работа с подростками с ОВЗ.
Гипотеза исследования: Развитие положительных мотивов к выбору будущей профессии у подростков с ОВЗ будет возможным при выполнении следующих условий:
• ведение информационно - просветительской работы;
• проведение диагностики;
• разработки и реализации проекта профориентационной работы.
Опора на ресурсы и возможности подростков с ОВЗ, развитие позитивного отношения к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и адекватного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и максимально адекватной оценки учащимися своих психофизиологических особенностей играют большую роль в успешной социализации подростков с ОВЗ.
Вышеуказанная цель определила ряд задач:
1. Изучить проблему мотивации подростков с ограниченными возможностями.
2. Проанализировать психолого-педагогические особенности мотивов подростков с ограниченными возможностями здоровья к выбору профессии.
3. Охарактеризовать эффективные методы профориентационной работы социального педагога с подростками с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.
4. Провести опытно-экспериментальное исследование мотивов
подростков с ОВЗ и выделить особенности профориентационной работы.
5. Разработать и реализовать проект профориентационной работы с подростками с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.
6. Проанализировать результаты исследования и сделать выводы.
Методы исследования:
Теоретические: изучение научной психолого-педагогической и
методической литературы по теме исследования.
Эмпирические: анализ профориентационной работы, наблюдение,
тестирование.
Теоретико-методологические основы исследования: научные работы И.Д. Власовой, Г.И. Григоренко, Г.И. Жуковской, В.В. Кондратовой, В.И. Логиновой, В.Г. Нечаевой, в которых раскрыты положения о формировании системных знаний о труде взрослых.
База исследования: краевое государственное бюджетное образовательное учреждение «Шарыповская школа» города Шарыпово. Исследование проводилось в 8-9 классах.
Практическая значимость: теоретические и практические материалы данной работы могут быть использованы для профориентационной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении, а так же с классными руководителями, педагогами и родителями (участники образовательного процесса).
Цели и задачи исследования определили его структуру. Представленная работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографического списка, приложений.
Выпускная квалификационная работа посвящена особенностям мотивов подростков с ОВЗ в контексте профориентационной работы.
В результате изучении проблемы мотивации подростков с ОВЗ, представляется возможным сделать ряд важных выводов.
У подростков с ОВЗ наблюдается значительно более низкий уровень развития восприятия, что влечет за собой необходимость более длительного времени для переработки им сенсорной информации, получаемой из окружающего его мира.
При формировании мотивации подростков с ОВЗ учителю необходимо помнить, что такая мотивация носит «особый характер» и что мотивация детей с ОВЗ - это, прежде всего, зарождение и закрепление сотрудничества между учителем и учеником. Кроме того, нам всем важно помнить, что формированию устойчивой мотивации любого ребенка способствует любовь и терпение по отношению к нему.
В современном обществе профессиональная ориентация представляет собой процесс динамического согласования человека и профессии. Главное ее назначение - обеспечить сознательный выбор профессии в соответствии с потребностями общества и интересами личности. Правильно выбрать профессию - значит найти свое место в жизни.
Подростки, с ограниченными возможностями здоровья - это дети в возрасте от 12 до 15 лет, жизнедеятельность которых характеризуется какими- либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом, считающимся нормальными для человека данного возраста. Подростки с ОВЗ отличаются следующими психологическими особенностями: повышенная тревожность, повышенная утомляемость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству, низкая общительность, замкнутость, эмоциональная неустойчивость, переоценка собственных возможностей, низкая социальная приспособленность и менее успешное овладение требованиями окружающей жизни.
Профориентацию детей с ОВЗ необходимо осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов и родителей.
По данным исследования выявлено различие мотивации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, однако после реализации проекта следует отметить преобладание социально значимых мотивов, а это говорит о том, что данные подростки с ОВЗ смогли определится в профессиональном направлении.
Был разработан проект профориентационной работы с подростками с ограниченными возможностями в условиях общеобразовательной школы.
В результате проведенного исследования установлено, что 4 подростка конкретно не определились с предпочитаемой сферой деятельности, следовательно нуждаются в профориентационной работе и коррекции. Так же выявлено, что подростки не учитывают свои физические возможности при выборе профессии. И результаты различных методик показывают различные результаты, что свидетельствует о необходимости работы с подростками по профессиональной ориентации.
Проект «Билет в будущее» ориентирован на формирование не только профессиональных компетенций, но также и на социализацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.
После реализации проекта наблюдается то, что для подростков с ОВЗ наиболее значимым является реализация личностного потенциала и возможность приносить в рамках своей профессии пользу обществу, соответствие способностей и возможностей для профессии, а также способность умственного, физического и профессионального развития.
Эффективность профориентационных мероприятий по результатам контрольного эксперимента доказана. Гипотеза подтвердилась.
В результате изучении проблемы мотивации подростков с ОВЗ, представляется возможным сделать ряд важных выводов.
У подростков с ОВЗ наблюдается значительно более низкий уровень развития восприятия, что влечет за собой необходимость более длительного времени для переработки им сенсорной информации, получаемой из окружающего его мира.
При формировании мотивации подростков с ОВЗ учителю необходимо помнить, что такая мотивация носит «особый характер» и что мотивация детей с ОВЗ - это, прежде всего, зарождение и закрепление сотрудничества между учителем и учеником. Кроме того, нам всем важно помнить, что формированию устойчивой мотивации любого ребенка способствует любовь и терпение по отношению к нему.
В современном обществе профессиональная ориентация представляет собой процесс динамического согласования человека и профессии. Главное ее назначение - обеспечить сознательный выбор профессии в соответствии с потребностями общества и интересами личности. Правильно выбрать профессию - значит найти свое место в жизни.
Подростки, с ограниченными возможностями здоровья - это дети в возрасте от 12 до 15 лет, жизнедеятельность которых характеризуется какими- либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом, считающимся нормальными для человека данного возраста. Подростки с ОВЗ отличаются следующими психологическими особенностями: повышенная тревожность, повышенная утомляемость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству, низкая общительность, замкнутость, эмоциональная неустойчивость, переоценка собственных возможностей, низкая социальная приспособленность и менее успешное овладение требованиями окружающей жизни.
Профориентацию детей с ОВЗ необходимо осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов и родителей.
По данным исследования выявлено различие мотивации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, однако после реализации проекта следует отметить преобладание социально значимых мотивов, а это говорит о том, что данные подростки с ОВЗ смогли определится в профессиональном направлении.
Был разработан проект профориентационной работы с подростками с ограниченными возможностями в условиях общеобразовательной школы.
В результате проведенного исследования установлено, что 4 подростка конкретно не определились с предпочитаемой сферой деятельности, следовательно нуждаются в профориентационной работе и коррекции. Так же выявлено, что подростки не учитывают свои физические возможности при выборе профессии. И результаты различных методик показывают различные результаты, что свидетельствует о необходимости работы с подростками по профессиональной ориентации.
Проект «Билет в будущее» ориентирован на формирование не только профессиональных компетенций, но также и на социализацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.
После реализации проекта наблюдается то, что для подростков с ОВЗ наиболее значимым является реализация личностного потенциала и возможность приносить в рамках своей профессии пользу обществу, соответствие способностей и возможностей для профессии, а также способность умственного, физического и профессионального развития.
Эффективность профориентационных мероприятий по результатам контрольного эксперимента доказана. Гипотеза подтвердилась.
Подобные работы
- Организация образовательной деятельности для лиц с
ограниченными возможностями здоровья в профессиональных
образовательных организациях
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическая программа сопровождения профессионального самоопределения молодых людей с нарушением интеллекта
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2024





