ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 7
1.1. Психолого-педагогические особенности мотивов подростков с
ограниченными возможностями здоровья к выбору профессиии 7
1.2. Особенности профориентационной работы с подростками с
ограниченными возможностями здоровья 16
1.3. Эффективные методы и формы профориентационной работы с
подростками с ограниченными возможностями здоровья 28
Вывод по 1 главе 34
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 36
2.1. Изучение мотивов выбора профессии у подроов с ограниченными
возможностями здоровья 36
2.2. Проект профориентационной работы с подростками с ограниченными
возможностями здоровья, реализуемый в условиях общеобразовательной школы 49
2.3. Анализ профориенатционной работы с подростками с ограниченными
возможностями здоровья 54
Вывод по 2 главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
Приложение 1 67
Приложение 2 72
Приложение 3 73
Актуальность исследования. Преобразования, происходящие в настоящее время в политической, экономической, социальной и культурной сферах жизни нашего общества, а полной мере распространяются на отечественную систему общего образования. Вариативность моделей обучения в системе общего образования дала толчок к возникновению разнопрофильных школ, лицеев, гимназий, первая ступень обучения в которых несет на себе отпечаток особенностей, присущих конкретной школе в целом.
Проблема социального развития, в современном мире, подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. Дети с ОВЗ составляют особую социальную группу населения, неоднородную по своему составу и дифференцированную по возрасту, полу и социальному статусу, занимающую значительное место в обществе. Особенность этой группы выражается в неспособности самостоятельно реализовать свои конституционные права на охрану здоровья, реабилитацию, труд и независимую жизнь. Несмотря на гарантированные Конституцией равные права всем детям России, возможности реализации этих прав у детей с ОВЗ различны и зависят от социального статуса родителей.
В социуме, для обеспечения независимой и продуктивной жизни, человека необходимо включить в целенаправленный процесс социализации профориентационную работу. Система профессионального образования является одним из важнейших институтов социализации. Социализация - это процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения ценностей, социальных норм, установок, образцов поведения, принятых в данном обществе. Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Если для обычного ребёнка социализация представляет собой естественный процесс, то для ребенка с особыми образовательными потребностями выход в общество - это кропотливая работа, процесс, результат которого зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые.
В связи с этим перед школой стоит острая проблема подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к полноценной жизни в современном обществе, формирование у них уверенности в своих силах, в своей успешности и возможностях.
Профессиональная ориентация подростка решает одну из важнейших задач социализации личности - задачу её профессионального самоопределения.
Таким образом, тема «Особенности мотивов подростков с ОВЗ в контексте профориентационной работы» становится актуальной и имеет большое практическое значение.
Актуальность обозначенной проблемы, тенденции к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья, недостаточная научная и методическая разработанность психолого-педагогических основ исследования мотивационной сферы подростков с ОВЗ определили выбор темы исследования.
Цель исследования: выявить особенности мотивов подростков с ограниченными возможностями здоровья в контексте профориентационной работы.
Объект исследования: мотивы выбора профессии у подростков с ОВЗ .
Предмет исследования: профориентационная работа с подростками с ОВЗ.
Гипотеза исследования: Развитие положительных мотивов к выбору будущей профессии у подростков с ОВЗ будет возможным при выполнении следующих условий:
• ведение информационно - просветительской работы;
• проведение диагностики;
• разработки и реализации проекта профориентационной работы.
Опора на ресурсы и возможности подростков с ОВЗ, развитие позитивного отношения к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и адекватного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и максимально адекватной оценки учащимися своих психофизиологических особенностей играют большую роль в успешной социализации подростков с ОВЗ.
Вышеуказанная цель определила ряд задач:
1. Изучить проблему мотивации подростков с ограниченными возможностями.
2. Проанализировать психолого-педагогические особенности мотивов подростков с ограниченными возможностями здоровья к выбору профессии.
3. Охарактеризовать эффективные методы профориентационной работы социального педагога с подростками с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.
4. Провести опытно-экспериментальное исследование мотивов
подростков с ОВЗ и выделить особенности профориентационной работы.
5. Разработать и реализовать проект профориентационной работы с подростками с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.
6. Проанализировать результаты исследования и сделать выводы.
Методы исследования:
Теоретические: изучение научной психолого-педагогической и
методической литературы по теме исследования.
Эмпирические: анализ профориентационной работы, наблюдение,
тестирование.
Теоретико-методологические основы исследования: научные работы И.Д. Власовой, Г.И. Григоренко, Г.И. Жуковской, В.В. Кондратовой, В.И. Логиновой, В.Г. Нечаевой, в которых раскрыты положения о формировании системных знаний о труде взрослых.
База исследования: краевое государственное бюджетное образовательное учреждение «Шарыповская школа» города Шарыпово. Исследование проводилось в 8-9 классах.
Практическая значимость: теоретические и практические материалы данной работы могут быть использованы для профориентационной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении, а так же с классными руководителями, педагогами и родителями (участники образовательного процесса).
Цели и задачи исследования определили его структуру. Представленная работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографического списка, приложений.
Выпускная квалификационная работа посвящена особенностям мотивов подростков с ОВЗ в контексте профориентационной работы.
В результате изучении проблемы мотивации подростков с ОВЗ, представляется возможным сделать ряд важных выводов.
У подростков с ОВЗ наблюдается значительно более низкий уровень развития восприятия, что влечет за собой необходимость более длительного времени для переработки им сенсорной информации, получаемой из окружающего его мира.
При формировании мотивации подростков с ОВЗ учителю необходимо помнить, что такая мотивация носит «особый характер» и что мотивация детей с ОВЗ - это, прежде всего, зарождение и закрепление сотрудничества между учителем и учеником. Кроме того, нам всем важно помнить, что формированию устойчивой мотивации любого ребенка способствует любовь и терпение по отношению к нему.
В современном обществе профессиональная ориентация представляет собой процесс динамического согласования человека и профессии. Главное ее назначение - обеспечить сознательный выбор профессии в соответствии с потребностями общества и интересами личности. Правильно выбрать профессию - значит найти свое место в жизни.
Подростки, с ограниченными возможностями здоровья - это дети в возрасте от 12 до 15 лет, жизнедеятельность которых характеризуется какими- либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом, считающимся нормальными для человека данного возраста. Подростки с ОВЗ отличаются следующими психологическими особенностями: повышенная тревожность, повышенная утомляемость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству, низкая общительность, замкнутость, эмоциональная неустойчивость, переоценка собственных возможностей, низкая социальная приспособленность и менее успешное овладение требованиями окружающей жизни.
Профориентацию детей с ОВЗ необходимо осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов и родителей.
По данным исследования выявлено различие мотивации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, однако после реализации проекта следует отметить преобладание социально значимых мотивов, а это говорит о том, что данные подростки с ОВЗ смогли определится в профессиональном направлении.
Был разработан проект профориентационной работы с подростками с ограниченными возможностями в условиях общеобразовательной школы.
В результате проведенного исследования установлено, что 4 подростка конкретно не определились с предпочитаемой сферой деятельности, следовательно нуждаются в профориентационной работе и коррекции. Так же выявлено, что подростки не учитывают свои физические возможности при выборе профессии. И результаты различных методик показывают различные результаты, что свидетельствует о необходимости работы с подростками по профессиональной ориентации.
Проект «Билет в будущее» ориентирован на формирование не только профессиональных компетенций, но также и на социализацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.
После реализации проекта наблюдается то, что для подростков с ОВЗ наиболее значимым является реализация личностного потенциала и возможность приносить в рамках своей профессии пользу обществу, соответствие способностей и возможностей для профессии, а также способность умственного, физического и профессионального развития.
Эффективность профориентационных мероприятий по результатам контрольного эксперимента доказана. Гипотеза подтвердилась.
1. Акрамова А.Х. Мотивы выбора профессии [Электронный ресурс] // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» - 2017 URL: https://www. scienceforum.ru/2017/pdf/35776.pdf (дата обращения: 09.04.2017).
2. Ахметова Я.М., Мухаметзянова Л. К. Факторы влияния на выбор профессии у старшеклассников // Теория и практика общественного развития.
2014. №19. С. 28-30.
3. Бочкарева Л. П. Гендерные особенности профессиональной направленности личности старшеклассников // Материалы ежегодной международной заочной научно- практической конференции Академия МНЭПУ. 2015. Т. 3. С. 272-275.
4. Беляева О.А. Трудности выбора (по материалам консультирования) // Профессиональная ориентация. 2015. №1. С. 7-11.
5. Васильева, Л. П. Профессиональная реабилитация: профориентация и отбор на профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями / Л. П. Васильева, К. Э. Зборовский. - Минск : ГИУСТ БГУ, 2012. - 124 с.
6. Врублевская М.М., Зыкова О.В. Профориентационная работа в школе: Методические рекомендации. Магнитогорск: МаГУ, 2004. 80 с.
7. Гардинер П. Артур Шопенгауэр. Философ германского эллинизма. М.: Центрполиграф, 2003. 414 с.
8. Гутовская В.Б., Дорошко О.М. Изучение мотивации выбора
профессии старшеклассниками // Актуальные проблемы воспитания современной молодежи: Материалы Всероссийской межвузовской
студенческой научно-практической конференции (26 мая 2014 года, Махачкала). - Махачкала: АЛЕФ, 2014. - С. 67-75.
9. Грицанов А. А. Новейший философский словарь. 3 изд. Минск: Книжный Дом, 2003. 1280 с.
10. Гутовская В. Б., Дорошко О. М. Изучение мотивации выбора
профессии старшеклассниками // Актуальные проблемы воспитания современной молодежи: Материалы Всероссийской межвузовской
студенческой научно- практической конференции (26 мая 2014 года, Махачкала). - Махачкала: АЛЕФ, 2014. - С. 67-75.
11. Годфруа Ж. Что такое психология / Ж. Годфруа - М.: Мир, 1992. - 496 с.
12. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет //М.: ЦСПиМ, 2010. 592 с.
13. Грачева О. Г. Ценности и мотивы личности как факторы выбора профессии выпускниками школ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2012. №2. С. 1518.
14. Джумалиева Д. М. Профессиональное самоопределение старшеклассника // Наука, образование и культура. 2016. №5 (8). С. 67-69.
15. Журавлева, О. В. Особенности мотивации профессионального выбора старшеклассников // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2015. №1 (33). С. 159-168....44