Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования 7
1.1 Дизартрия. Клинические проявления 7
1.2 Развитие звукопроизношения в онтогенезе 13
1.3. Проявление нарушений звукопроизношения при дизартрии 18
1.4.Обзор методик логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения 21
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 27
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 27
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 33
2.3. Методические рекомендации по коррекции нарушений
звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией (на примере свистящих звуков) 45
Заключение 65
Список используемой литературы 68
Приложения 73
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время в современной образовательной среде количество детей дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения неуклонно растет. Наличие нарушений звукопроизношения у детей оказывает отрицательное влияние на формирование познавательной деятельности, порождает отставание в речевом развитии, обуславливает особенности развития словаря и грамматического строя, тормозит приобретение знаний об окружающей действительности.
Недостаточно чётко воспринимая слова в целом, особенно их сходно звучащие фонемы, ребёнок не может отличать оттенки многих слов. Это замедляет овладение словарным запасом и грамматическим строем языка и тормозит развитие речи, что влечёт за собой большие трудности в овладении грамотой и многочисленные ошибки на письме.
В настоящее время в системе образования уделяется особое внимание проблеме формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста. По статистическим данным отечественных исследователей недостатки звукопроизношения доходят до 35% детей (56лет) дошкольного возраста (Л.В. Лопатина, Е.М. Мастюкова).
Одной из наиболее распространенных форм речевой патологии нарушений звукопроизношения является дизартрия. При дизартрии происходит нарушение артикуляционной моторики, которое является результатом ограничения подвижности артикуляционных мышц, которое, в свою очередь, усиливается нарушениями мышечного тонуса, наличием непроизвольных движений (гиперкинезов, тремора). Что, в свою очередь, приводит к нарушениям звукопроизношения, просодики, дыхания.
Существует множество методик по коррекции звукопроизношения у дошкольников с дизартрией (Е.Ф. Архипова, Л.И. Белякова, Е.Н. Винарская Г.В. Гуровец, М.В. Ипполитова, Л.В. Лопатина Е.М.
Мастюкова, С.И. Маевская О.В. Правдина, Е.Ф. Соботович, О.А. Токарева, Л.А. Чистович). Но, несмотря на это вопросы коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией не теряют своей актуальности.
Актуальность нашего исследования проявляется также в том, что правильное звукопроизношение является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на всё психическое развитие ребенка.
Цель исследования: выявить особенности и уровни сформированности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией (на примере свистящих звуков).
Объектом исследования: Фонетико-фонематическая сторона речи.
Предметом исследования: особенности и уровни сформированности звукопроизношения свистящих звуков у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией будут отмечаться недостатки звукопроизношения, в том числе и произношения свистящих звуков, также, мы предполагаем, что антропофонисческие дефекты будут более выражены, чем фонологические.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, медико
педагогическую, лингвистическую, педагогическую, логопедическую литературу по проблеме исследования;
2. Экспериментально изучить особенности и уровни сформированности подвижности артикуляционного аппарата, звукопроизношения различных групп звуков, фонематического восприятия;
3. Составить методические рекомендации по коррекции
звукопроизношения свистящих звуков у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Методологической и теоретической основой исследования явились: положения общей и специальной психологии о единстве общих закономерностей развития нормальных и аномальных детей (Выготский Л.С, Лурия А.Р.), о системном подходе к анализу речевых нарушений (Лурия. А.Р., Левина Р.Е.).
Методы исследования определились в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относятся: анализ методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение медицинской и психолого-педагогической документации на детей, ко вторым - наблюдение за детьми, констатирующий эксперимент.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что подтверждены имеющиеся научные представления о симптоматике и структуре речевого дефекта, особенностях нарушений звукопроизношения свистящих звуков у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Теоритически обоснованы содержание, этапы и направления логопедической работы, обоснован и реализован дифференцированный подход.
Практическая значимость заключается в том, что представленные в данной работе методические рекомендации по преодолению нарушений звукопроизношения свистящих звуков у дошкольников с дизартрией могут быть использованы логопедами, педагогами и другими специалистами, работающими с данной категорией детей старшего дошкольного возраста.
Организация исследования: экспериментальной базой исследования является Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида № 59 . В исследовании приняли участие дети в возрасте 6 - 7 лет, в количестве 10 человек.
Этапы проведения исследования.
Исследование проводилось в 2014- 2015 учебных годах в три этапа:
1 этап (сентябрь - октябрь 2014г.) - Определение цели, объекта, предмета и задач исследования, формулирование проблемы и гипотезы исследования. Определение содержания констатирующего эксперимента Анализ психолого - педагогической и логопедической литературы по проблеме исследования.
2 этап (ноябрь - февраль 2014- 2015гг.) - Проведение констатирующего эксперимента. Количественный и качественный анализ полученных результатов экспериментального изучения особенностей звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией.
3 этап (март - май 2015г.) - Составление методических
рекомендаций по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Обобщение результатов исследования, оформление выводов и заключения.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, методических рекомендаций, заключения, списка литературы (в количестве 51 источника), приложения.
В ходе исследовательской работы был поставлен ряд задач. В рамках решения первой задачи мы проанализировали научно-методическую литературу по проблеме исследования таких авторов, как Е.М. Мастюкова, Е. Ф. Соботович, М.В. Ипполитова, О.А. Токарева, О.В. Правдина, Е.Н. Винарская, Л.В. Лопатина, Г.В. Гуровец, С. И. Маевская, Л. А. Чистович, Е.Ф. Архипова, Л.И. Белякова и пришли к выводу о том, что развитие звукопроизношения у детей в онтогенезе проходит ряд последовательных этапов. К пяти годам при нормальном развитии и полноценном речевом окружении звуковая сторона языка в целом оказывается полностью сформированной.
Структура дефекта при дизартрии сложна. Органические поражения ЦНС приводят расстройствам моторных функций, а также дыхания, голоса, звукопроизношения. На фоне данных нарушений происходит отставание в развитии познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы.
Фонетические нарушения при дизартрии обусловлены паретичностью или спастичностью отдельных групп мышц артикуляционного, голосового и дыхательного отдела речевого аппарата.
Нарушения звукопроизношения у детей выражаются в искажениях артикуляции, в смешениях, заменах и пропусках звуков. При дизартрии возможны нарушения как согласных, так и гласных звуков.
Характерным является упрощение артикуляции.
Характер нарушения звуков при дизартрии может изменяться под воздействием различных лингвистических факторов: места звука в слове, соседствующих звуков, структуры слога, в который входит звук, слоговой структуры всего слова, его места.
Нарушение звукопроизношения зависит от формы дизартрии и тяжести ее проявления.
Логопедическое воздействие имеет ряд специфических этапов. Осуществляется последовательно, при этом на каждом из этапов решается определенная педагогическая задача, подчиненная общей цели логопедического воздействия.
Для решения второй задачи мы подобрали методики исследования и провели констатирующий эксперимент, он показал, что:
У детей с дизартрией нарушена моторика артикуляционного аппарата. Это проявляется:
1) в трудностях переключения с одной артикуляции на другую;
2) в снижении и ухудшении качества артикуляционного движения;
3) в снижении времени фиксации артикуляционной формы;
4) в снижении количества правильно выполненных движений.
Наиболее ярко моторная недостаточность органов артикуляции и проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движения. Это говорит о том, что у детей с дизартрией недостаточно развита кинестетическая чувственность в области артикуляции. При переключений речевых движений переход от одного состояния к другому осуществляется толчкообразно, с нарушением воспроизведения двигательного ряда, с возникновением персевераций и перестановок.
Нарушения свистящих звуков отмечается у 100% испытуемых, шипящих - у 100%, [р- рь ]- у 60%, [л-ль]- у 30%. Остальные звуки в речи
испытуемых сохранны. Нарушения звукопроизношения у детей с дизартрией стабильно и зависит, например, от позиции звука в слове. Наибольшие трудности возникают при позиции звука в середине слова и в безударном слоге.
Нарушения звукопроизношения у данной категории детей носят полиморфный характер и проявляются преимущественно в искажении звуков речи, которые обусловлены взаимодействием речеслухового речедвигательного анализаторов.
Недостатки фонематического восприятия свистящих звуков не были выявлены у участников эксперимента. У большинства детей при выполнении третьего блока заданий возникали трудности, но они были больше связаны с индивидуальными особенностями детей и с недостаточностью развития произвольного внимания. Соответственно, по результатам исследования мы выявили, что 100% испытуемых, это дети с нарушениями звукопроизношения, обусловленными нарушением артикуляционной моторики.
Для решения третий задачи, предложенные нами методические рекомендации, позволят детям старшего дошкольного возраста с дизартрией овладеть произношением свистящих звуков.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Архипова. Е.Ф. Стёртая форма у дизартрии - М.: АСТ - Астрель
Хранитель, 2006.
2. Архипова. Е.Ф. .Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. — М.: АСТ: Астрель, 2008.
3. Бадалян. Л. О. Невропатология: Учебник для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. Заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
4. Бадалян. Л.О., Учебник. - 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, ил. - Для студентов дефектологических факультетов педагогических ВУЗов, 1987. - С. 317.
5. Беловой - Давид. Р. А Нарушение речи у дошкольников / Под ред. А. Беловой - Давид. М., 1972. С. 32-82.
6. Брюховских Л.А., Дизартрия: учебно-методическое пособие по логопедии / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева.- Красноярск, 2012.
7. Брюховских Л.А. Формирование понимания сложных логикограмматических структур языка у младших школьников с дизартрией и недоразвитием пространственных представлений: Дис. на соискание учебной степени кандидата пед. наук.-2005.
8. Белякова. Л.И., Волоскова. Н.Н. Логопедия. Дизартрия М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009.— 287 с.
9. Винарская. Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. — М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006.
10. Волкова. Л.С. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой.- 5-е издание.,перераб.идоп- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
11. Волкова. Л.С., Селиверстова В.И. (ред.) Хрестоматия по логопедии в 2-х томах, М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
12. Волкова. Л.В. Логопедия. Методическое наследие. Кн. 1: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи, Ч.2. Ринолалия. Дизартрия. / Под ред. Л.С. Волковой. М., 2003.
13. Волкова. Л. С., Лалаева Р. И., Мастюкова Е. М. и др. Логопедия: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. по спец. «Дефектология»/ Под ред. Л. С. Волковой. - М.: Просвещение: 1989.
14. Волосовец. Т.В. Основы логопедии с практикумом по
звукопроизношению: Учеб. Пособие для студ. сред, пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
15. Вакуленко. Л.С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей: справочник начинающего логопеда: Учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012....51