Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения досуга молодёжи 5
1.1 Современный досуг особенности и научные подходы к его изучению 5
1.2 Формы и современные направления работы по организации досуговой деятельности молодежи 9
Глава 2. Изучение особенностей досуговой деятельности в молодежной среде формы и направления 17
Заключение 27
Список использованных источников 30
Актуальность исследования выражена тем, что сегодня в сфере молодежного досуга произошли значительные перемены, например, появляются все больше информационных технологий, Интернет, способствующие отчуждению и одиночеству молодых людей. ХХ век дал много «технических чудес», среди которых и компьютер с его многочисленными возможностями, в том числе и мировая информационная сеть Интернет. Бесспорно, компьютер даже заменяет друзей, родителей.
Актуальность выбранной нами темы обусловлена возрастанием значения свободного времени как пространства саморазвития молодежи, среде новых, зачастую неожиданных форм проведения досуга, не всегда воспринимающихся адекватно. Анализ теории и практики свидетельствует, что в настоящее время общий уровень обеспечения досуга вступил в противоречие с требованиями жизни и запросами студента. Все это приводит к значительным изменениям в подходах, как к его организации, так и содержанию.
Становится все более очевидным, что современные виды молодежной досуговой деятельности обладают особенностями, заметно отличающими их от традиционных видов, более соответствующими сложившимся условиям. В выборе видов досуговой деятельности особенно ярко отражается уровень развития личности, её направленность, степень формирования жизненной позиции. И здесь проявляется обратная связь – чем ответственнее используется свободное время, тем целенаправленнее и быстрее формируется жизненная позиция личности. Также приходится констатировать тот факт, что значительная часть молодежи активно вовлечена в процесс потребления массовой культуры, насаждающей культ индивидуализма, насилия, развлечений, и не дающей надежной опоры и стимулов для овладения позитивными достижениями мировой культуры.
Объект исследования: молодежная среда.
Предмет исследования: организация досуга в молодежной среде.
Цель исследования: определить форму организаций досуговой деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы досуговой деятельности в молодежной среде.
2. Рассмотреть понятие, функции и задачи проведения досуговой деятельности в молодежной среде.
3. Представить основные принципы построения организации досуга студенческой молодежи.
Структура работы: курсовая работа состоит из 2 глав, заключения, списка литературы.
В нашем исследовании, мы показали, что сфера досуга является базовым элементом современного молодого поколения в частности в среде молодёжи студенческого возраста. В силу изменений, происходящих в российском обществе, приобретающем все больше черты общества потребления, все большую актуальность имеет исследования данного типа, рассматривающие влияние досуговой деятельности на молодёжь.
В теоретической части дипломной работы мы рассмотрели мнение социологов, занимающихся исследованием сферы досуга молодежи. Изучая разные мнения и подходы, мы пришли к выводу, о том, что досуг является необходимым для молодежи, потому что в ходе досуга появляется возможность для саморазвития личности интеллектуального и культурного роста.
Сам досуг рассматривается в нашем исследовании не просто как часть свободного от работы времени, оставшееся у человека после исполнения необходимых обязанностей, но в первую очередь как неотъемлемое пространство свободы, где человек имеет возможность выбрать любой вид деятельности, руководствуясь принципом добровольности, в том, как проводить свой досуг.
Данный подход помогает объективно оценить процессы, которые происходят в сфере современного молодежного досуга, в рамках городского пространства. Досуговая деятельность – это социальное пространство, именно через досуг культурные ценности могут реализоваться в обществе. Досуг, основанный на культуре, способствует инкультурации, окультуриванию человека. Хотя для того, чтобы досуг был наполнен культурным содержанием, необходимо наладить канал трансляции в него культурных ценностей.
В современном мире массированное воздействие индустрии развлечений негативно влияет на молодое поколение, досуг молодежи в мегаполисах практический оказывается отрезанным от культуры. Кроме того, виртуальный досуг может помочь молодежи улучшить свои коммуникативные навыки. Многие виды досуга предусматривают многопользовательский режим, позволяющий виртуально общаться с людьми из разных стран. Это не только интересно, но и может расширить взгляды на мир, открыть новые культуры, практиковать иностранный язык и интуитивное мышление.
Третий аспект это использование виртуального досуга в социализации и общении с другими людьми. Игры, социальные сети, онлайн-обучение, виртуальные экскурсии могут привести к построению значительных социальных связей, что повышает уровень социализации молодежи.
Виртуальные формы досуга это реальность нашего времени. Они позволяют молодежи заниматься увлекательными интересами и получать новый опыт в интернет-пространстве, учиться чему-то новому, взаимодействовать с людьми со всего мира и наслаждаться жизнью. Некоторые формы досуга могут помочь молодежи расширить кругозор и знания и стать успешными профессионалами в будущем.
Виртуальный мир имеет множество плюсов, но, также приносит и отрицательные моменты. Первое, это то, что люди начинают отделяться от реальности и проводят много времени в виртуальном мире, что может привести к заболеваниям, таким как депрессия и особенно к активности, характерной для асоциальных личностей. Кроме того, поиск удовольствия в виртуальном мире может привести к нарушению нормальной деятельности и хищению времени, что небезопасно для молодежи и ее будущего развития.
1. Акунина, Ю.А. Инновационные формы молодежного досуга: тренды современности / Ю.А. Акунина, О.В. Ванина // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. - 2019. - №2 (33). - С. 22-34.
2. Акимова, Л.А. Социология досуга: учебное пособие / Л.А. Акимова. М.: МГУКИ, 2021. 443 с.
3. Басов Н.Ф. Социальная работа с молодежью: учебное пособие / Н.Ф. Басов. – М.: Дашков и К, 2013. 218 с.
4. Бурмистрова, А.С. Организация досуга молодёжи // Профессиональное образование. Столица. - 2021. - № 6. – С. 1-10.
5. Бухаркина Е.С. Особенности социально-педагогической деятельности / Е.С. Бухаркина, Е.В. Дольгирева. // Перспективы художественно-образовательного и социокультурного развития столичного мегаполиса : материалы международной научно-практической конференции (г.Москва. 23 -марта - 14 апреля 2016 г.) 6 в 2 ч. - Ч.2. М.: МГПУ, 2016. С. 10-16.
6. Вахрамеева, О.А. Организация деятельности несовершеннолетних в сфере досуга // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2015. - №2 (26). – С. 26-63.
7. Горохова И.Ю. Информационное общество и студенчество // Образование. Наука. Карьера: сборник научных статей 4-й Международной научно-методической конференции. - Курск, 2021. С. 46-49.
8. Горохова И.Ю., Ветвицкая С.М. Информационная безопасность студентов // Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. 2018. № 15. С. 267-271.
9. Горохова Ю.Е. Творческие способности молодежи как фактор формирования личности // Российские регионы как центры развития в современном социокультурном пространстве: сборник научных статей 8-й Всероссийской научно-практической конференции (21 октября 2022 года)/ редкол.: Ноздрачева Т.М. (отв. ред.); Юго-Зап. гос. ун-т. Курск, 2021. 141 с.
10. Горохова, Ю.Е. Педагогический потенциал пластико-хореографических программ / Ю. Е. Горохова // Образование. Наука. Карьера : сборник научных статей 4-й Международной научно-методической конференции, Курск, 17 декабря 2021 года. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. С. 103-105.
11. Гулевич, О. А. Психология массовой коммуникации: от газет до интернета: учебник для вузов / О. А. Гулевич. Москва: Издательство Юрайт, 2023. 26 с.
12. Галеева, Л.И. Социально-культурное творчество как область творческой самореализации личности в условиях досуга / Л.И. Галеева, Р.И. Турханова // Вестник КазГУКИ. -2019. - № 4-2. – С. 6-14.
13. Жарков А. Д. Ж 35 Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для бакалавров, магистрантов, аспирантов, ассистентов стажеров и докторантов вузов культуры. Москва: МГИК, 2017. - 465 с.
14. Кирия И. В., Новикова А. А. История и теория медиа: Учебник для вузов. Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. - 423 с.
15. Куличкина, Г.В. Инновационные формы досуга молодёжи (региональный аспект) / Г.В. Куличкина, Н.С. Мельникова // Вестник МГУКИ. - 2014. - №1 (57). – С. 14-18.
16. Куркова, Н.С. Художественно-творческое развитие детей и юношества средствами анимационного искусства // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2019. - №49. – С. 78-89.
17. Лисовский, В. Т. Социология молодёжи Учебник. /В.Т. Лисовский. Санкт Петербург. Издательство Москва : Наука 2021. 328 с.
18. Мосалев, Б.Г. Реально-виртуальный мир культуры. /Б.Г. Мосалев. – Москва : Экслибрис-Пресс, 2020. - 424 с.
19. Панова, Н. Г. Педагогические основы культурно-творческой деятельности в сфере досуга: учебное пособие / Н.Г. Панова - М.: МГПУ, 2015. - 72 с.
20. Савченко, И.А. Религия в восприятии современной молодежи: цифры и комментарии /И.А. Савченко, С.В. Устинкин // Современные исследования социальных проблем. – 2020. – № 7 (63). – С. 232–263.
21. Шарковская Н. В. Культуротворческие формы организации молодёжного досуга // Вестник Московского государственного института культуры. 2014. № 6. С. 124-128.
22. . Антитабачный закон в России: десять лет без сигарет? // ВЦИОМ [Электронный ресурс] – 2023. – URL: https://wciom.ru/analytical--reviews/ analiticheskii-obzor/antitabachnyi-zakon-v-rossii-¬desjat-let-bez-sigaret (Дата обращения: 20.05.2024).
23. Кредитная активность россиян: мониторинг // ВЦИОМ [Электронный ресурс] – 2023. – URL: https://wciom.ru/ analytical-reviews/analiticheskii-obzor/kreditnaja-aktivnost-rossijan-¬monitoring (Дата обращения: 20.05.2024).
24. Предпринимательство в России: мониторинг // ВЦИОМ [Электронный ресурс] – 2023. – URL: https://wciom.ru/ analytical--reviews/analiticheskii-obzor/ predprinimatelstvo-v-rossii-monitoring (Дата обращения: 20.05.2024).
25. Ценности молодежи // ВЦИОМ [Электронный ресурс] – 2022. – URL: https://wciom.ru/analytical-eviews/ analiticheskii-obzor/cennosti-molodezhi (Дата обращения: 20.05.2024)