Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности нарушений письма у взрослых пациентов с эфферентной моторной афазией средней степени тяжести

Работа №153196

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы97
Год сдачи2017
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 2
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения особенностей нарушений письма у взрослых пациентов с эфферентной моторной
афазией средней степени тяжести исследования 8
§ 1.1 Нейропсихологический подход к изучению механизмов письма.
Кинетическая основа письма 8
§ 1.2 Виды нарушений письма у пациентов с эфферентной моторной афазией 19
§1.3 Анализ методик восстановительной логопедической работы направленных на устранение нарушений письма у пациентов с эфферентной моторной афазией 21
Глава 2. Экспериментальное изучение нарушений письма у взрослых пациентов с эфферентной моторной афазией 30
§ 2.1 Организация, цели, задачи и методика исследования 30
§ 2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента у группы взрослых пациентов с эфферентной моторной афазией средней степени тяжести 40
§ 2.3 Методические рекомендации по устранению нарушений письма у взрослых пациентов с эфферентной моторной афазией средней степени
тяжести 57
Заключение 75
Библиографический список 78
Приложение 84

Поиск путей восстановления устной и письменной речи у взрослых пациентов с эфферентной моторной афазией является актуальной и еще мало разработанной проблемой в современной логопедии. Актуальность исследования определена на а государственно-правовом уровне, социально­педагогическом и научно-методологическом уровнях. Рост количества афазий сосудистого и травматического генеза приводит к инвалидности и потери трудоспособности пациентов, коммуникативным и когнитивным расстройствам, при этом человек тяжело переживает свое состояние. Правильно организованная речевая реабилитация позволяет вернуть человека в окружающую его среду, и сделать его трудоспособным, решая тем самым задачи социальной и государственной значимости. Право на реабилитацию пациентов с афазией регулирует Федеральный закон» О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 №181 ФЗ ст 11
(ред.от.20.10.2017).
«Афазия - системное нарушение речи, вызванное органическим нарушением центрального характера, при котором наблюдается частичный или полный распад речи» (Л.С. Цветкова).
Тяжесть проявления речевого нарушения обусловлены
преимущественной локализацией и размером очага поражения, характером нарушения, сохранностью отделов мозга, их возможностям осуществлять компенсаторные функции, физическим состоянием больного. Тяжесть нарушения приводит к инвалидности, потери трудоспособности,
невозможности коммуникаций пациентов, ухудшая тем самым качество жизни не только самого пациента, но и его близких.
Восстановление нарушенных функций после локальных поражений мозга является сложным процессом, требующим замещения выпавшего звена иным, сохранным звеном и перестройки всей функциональной системы на новых основах. Спонтанное восстановление нарушенной функции
невозможно, нарушение сохранит свой дефект, если не будет оказана специальная помощь. Только в результате дифференцированной,
рационально построенной лечебно-педагогической работы нарушенная функциональная система может быть перестроена, а дефектная функция - восстановлена. Для восстановительного обучения необходимо квалифицировать дефект у пациента, установить лежащее в его основе нарушение, выделить функциональное звено которое распалось и далее выбрать пути и приемы перестройки функциональной системы.
Восстановительное обучение проводиться по специальной, заранее разработанной программе, и включает определённые задачи и
соответствующие им методы работы, дифференцированные в зависимости от формы афазии, степени выраженности дефекта, этапа заболевания, индивидуальных особенностей нарушений речи. Кроме того, восстановительное обучение, должно быть направлено на восстановление коммуникативных способностей больных. В соответствии с этим определены цель, задачи и гипотеза нашего исследования.
Цель исследования - изучение нарушений письма у взрослых пациентов с эфферентной моторной афазией средней степени тяжести для разработки методических рекомендаций по восстановлению письма.
Объект исследования: письмо, кинетическая основа письма, как первично нарушенный фактор при эфферентной моторной афазии.
Предмет исследования : особенности письма у взрослых пациентов с эфферентной моторной афазией средней степени тяжести.
Гипотезой исследования. Исходя из положения (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, Т.Г. Визель) о том, что при эфферентной моторной афазии первично нарушенным фактором является нарушение кинетической основы речи мы предполагаем что:
- у взрослых пациентов с эфферентной моторной афазией средней степени тяжести нарушения письма будут проявляться на разном уровне в зависимости от ряда факторов;
- ошибки на письме у взрослых пациентов с эфферентной моторной афазией средней степени тяжести будут проявляться преимущественно в виде персевераций, пропусков, перестановок (букв, слогов, слов);
• выявленные особенности нарушений письма у взрослых пациентов с
эфферентной моторной афазией средней тяжести позволят составить нам днффс'ре'нцнрованные' методические рекомендации по восстановлению
нарушенной функции письма.
Для достижения поставленной цели нам предстояло решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать теоретические источники по проблеме исследования.
2. Подобрать диагностический комплекс с целью выявления нарушений письма.
3. Провести констатирующий эксперимент, проанализировать полученные результаты.
4. Разработать дифференцированные методические рекомендации
по восстановлению письма у взрослых пациентов
с эфферентной моторной афазией с учетом остаточных навыков.
Теоретико-методологической основой исследования нашей работы составили научно-теоретические положения о системной организации высших психических функций (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, П.Я.Гальперин); о системно-динамической локализации психических функций (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, Е.Д. Хомская); концепция речевой деятельности как сложного системного функционального единства (Т. В. Ахутина, Р. Е. Левина, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия); о синдромно-факторном подходе к нарушениям при афазиях (Т.Г. Визель, Л.С. Цветкова, М.К. Шохор-Троцкая, Э.С. Бейн, В.М. Шкловский).
Решение поставленных задач осуществлялось с помощью таких методов исследования, как:
• теоретические методы: анализ литературы, изучение медико- психолого-педагогической документации пациентов (личные дела, протоколы, медицинские, речевые карты);
- эмпирические методы: беседа с логопедом, наблюдение за пациентами на занятиях, в процессе обследования, создание диагностических ситуаций, проведение констатирующего эксперимента;
• количественный и качественный анализ результатов исследования.
Экспериментальная база исследования: экспериментальная работа проводилась на базе Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Сибирский клинический центр Федерального медико-биологического агентства» России в отделении Восстановления высших психических функций (г. Красноярск). В эксперименте приняли участие 20 пациентов в возрасте от 52-65лет, имеющих клинический диагноз эфферентная моторная афазия.
Выбранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования.
Этапы проведения исследования:
Первый этап (октябрь 2015г.- сентябрь 2016 г.) - подготовительный, в течение которого осуществлялся анализ психолого-педагогической литературы, формулировались проблема, гипотеза исследования, определялись его теоретические основы, цель и задачи, разрабатывался понятийный аппарат.
Второй этап (октябрь 2016г. - сентябрь 2016г.) - апробация
диагностического комплекса в медицинском учреждении.
Третий этап (октябрь 2016г. - май 2017г.) - обобщающий, в процессе которого осуществлены анализ, обобщение, систематизация и описание полученных результатов, оформление работы и методических рекомендаций.
Научная новизна исследования нашей работы заключается в следующем:
• представлены уровни остаточных навыков письма у взрослых с эфферентной моторной афазией средней степени тяжести;
• подобран диагностический комплекс для выявления нарушений письма у взрослых пациентов с эфферентной моторной афазией средней степени тяжести;
• выявлены особенности восстановления письма и состояния его остаточных навыков у пациентов с эфферентной моторной афазией средней степени тяжести;
• определен критерий оценок для данного исследования, подобраны лексические материалы, зрительные опоры с учетом возрастных и индивидуальных особенностей пациентов;
• теоретически обоснованы необходимости дифференцированного подхода к процессу коррекции нарушений письма у взрослых пациентов с эфферентной моторной афазией средней степени тяжести с разным уровнем остаточных навыков письма.
Теоретическая значимость нашей работы заключается в подтверждении и уточнении зависимости процесса восстановления письма и его остаточных навыков у взрослых пациентов с эфферентной моторной афазией средней степени тяжести.
Проблема исследования заключается в изучении разработке научно­практических материалов по восстановлению письма у взрослых пациентов с эфферентной моторной афазией средней степени тяжести, дифференцированного подхода с учетом остаточных навыков.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что:
• представлены дифференцированные методические рекомендации по восстановительному обучению и коррекции нарушений письма у взрослых пациентов с эфферентной моторной афазией;
• подобранный методический комплекс восстановительного обучения может быть использована в работе логопедов реабилитационных центров, неврологических отделений и в логопедических кабинетах поликлиники;
- апробирован диагностический комплекс для выявления остаточных навыков и особенностей нарушений письма у взрослых пациентов с эфферентной моторной афазией средней степени тяжести.
Апробация результатов исследования осуществлялась, через:
выступление на Международном научно-практическом форуме студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века». (Красноярск, 2017). Выступление на Международном научно­образовательном форуме «Человек, семья и общество: история и перспективы развития». (Красноярск, 26.10.2017). Публикаций основных положений и результатов исследования в сборниках научных трудов, материалов научно-практических конференций (Красноярск, 2017). По теме магистерской диссертации опубликована одна статья.
Структура работы: данные исследования представлены в таблицах, графиках. Изучены рефераты, диссертационные работы, статьи. Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Нарушение письма является устойчивым и труднопреодолимым дефектом, последствия которого могут привести к инвалидизации пациента и ограничению его коммуникаций. В связи с этим, преодоление нарушений письма, у взрослых пациентов с эфферентной моторной афазией средней степени тяжести, одна из важнейшей задач восстановительного
логопедического процесса.
На современном этапе, недостаточно проработан вопрос о дифференцированном подходе к восстановлению нарушений письма у пациентов с эфферентной моторной афазией, с учетом опор на сохранные анализаторы. Обращение к теме исследования обусловлено ее сегодняшней актуальностью как в связи с недостаточностью научно-теоретической и научно-методической базы, так и с увеличением количества взрослых пациентов с эфферентными моторными афазиями сосудистого и травматического характера.
Проведению констатирующего эксперимента предшествовал анализ литературных источников, который помог обобщить мнение разных авторов об особенностях нарушений письма у взрослых пациентов с эфферентной моторной афазией средней степени тяжести, а так же о факторах влияющих на состояние сохранных анализаторов, которые в свою очередь влияют на состояние функции письма у взрослых пациентов с эфферентной моторной афазией средней степени тяжести. Это такие факторы как возраст пациентов, уровень образования, период продолжительность речевой реабилитации.
Качественный анализ письма пациентов, подтвердил выдвинутую нами гипотезу о механизме нарушения письма при эфферентной моторной афазии, в основе которого лежат трудности осознания последовательности звуков/букв в слове, в результате повреждения денервационных механизмов переключения, и письмо нарушается как высокоавтоматизированный навык.
По результатам проведенного анализа литературных источников по теме исследования был составлен диагностический комплекс и проведен констатирующий эксперимент, в котором участвовали 20 пациентов с эфферентной моторной афазией средней степени тяжести.
Количественный и качественный анализ результатов обследования проводился по нескольким направлениям:
• обследования письма по 6-ти методическим комплексам. Задания, которые включала каждая из методик, имели разную степень сложности, в зависимости от предоставления или не предоставления сохранных опор;
• определения уровней успешности пациентов в выполнении заданий в зависимости от возможностей сохранных анализаторов, по каждой из методик и в целом по обследованию. Количественные результаты обследования показали что уровень нарушений при письме у пациентов не однородный, уровень успешности ниже среднего показали 7 пациентов и составили 35%; низкий уровень успешности показали 13 пациентов и составили 65%. Группу с уровнем успешности ниже среднего составили пациенты возраст которых находился в пределах от 52 до 57 лет; все пациенты имели высшее образование; шесть из семи пациентов находились на повторном курсе реабилитации. Из этого можно сделать вывод о важности таких факторов как возраст пациента и его образование. Такое распределение позволяет нам предложить дифференцированные методические рекомендации по восстановлению письма с учетом остаточных навыков пациентов, и достигать еще более лучших результатов по восстановлению письма у взрослых с эфферентной моторной афазией средней степени тяжести.
• определении наибольших трудностей. Пациенты испытывали трудности в заданиях на звукобуквенный анализ и синтез, при самостоятельном спонтанном письме слов и написании фраз. Сложность для написания представляли слова различной структурной сложности, имеющие в своем составе стечения согласных звуков; самыми распространенными типами нарушений в письме были персеверации , пропуски перестановки согласных и гласных звуков в стечениях.
Исходя из представленных выводов, составлены дифференцированные методические рекомендации по устранению нарушений письменной речи и приведены примеры конкретных упражнений.
Таким образом, гипотеза исследования доказана, поставленные задачи выполнены, цель достигнута.


1. АхутинаТ.В.Нейролингвистический анализ динамической афазии/Т .В.Ахутина. -М.:МГУ,1975.
2. АхутинаТ.В.Порождение речи: Нейролингвистический анализ синтаксиса./Т.В.Ахутина. -М.:МГУ,1989.
3. Бейн, Э.С., Шохор -Троцкая, М.К. и др. Пособие по восстановлению речи у больных с афазией./ Э.С. Бейн, М.К. Шохор-Троцкая и др.-М.; «Медвуз», 1962.
4. Бубнова, В.К. Нарушение понимания грамматических конструкций при мозговых нарушениях и его восстановление в процессе обучения:Дис. ... канд. пед. наук / В.К. Бубнова. - М., 1946.
5. Бурлакова, М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии./М.К. Бурлакова.- М.;«Просвещение»,1991.
6. Бурлакова, М.К. Речь и афазия./ М.К.Бурлакова-М.; «Медицина»,1997.
7. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов/ Т.Г.Визель. - М.: В.Секачев, 2016. - 264 с., цветная вклейка 12 с.
8. Визель, Т.Г. Как вернуть речь/ Т.Г.Визель. - М.: В.Секачев, 2015. - 215с., рис.
9. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский.-М.: Изд- воАПН РСФСР, 1956.
10. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский.-М.; Изд-во АПН РСФСР, 1960.
11. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - 5 изд., испр. - М. : Лабиринт, 1999. - 352 с.
12. Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Г альперин // Исследования мышления в советской психологии. - М.,1996.
13. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - М. : Просвещение, 1964. - 87 с.
14. Гребенникова, Н.В. Динамика восстановления высших психических функций после травматического поражения лобных долей мозга: Автореф.дисс.канд.психол.наук./Н.В. Гребенникова. - М.:1985.
15. Дианова, О.Н. Расскажи мне. Сборник текстов для восстановления речи, письма и чтения после инсульта и черепно-мрзговой травмы (средняя и средне-грубая степень выраженности)/О.Н. Дианова. - М.: В.Секачев,2015.-68с....56


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ