Только Word
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ 7
ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Развитие фонематического восприятия в онтогенезе Психолого- 7 педагогическая характеристика детей с дизартрией
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией 17
1.3 Обзор методов и приемов коррекции фонематического восприятия 30 у дошкольников
ГЛАВА II. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 43
2.1 Организация и методика исследования 43
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 48
Методические рекомендации по развитию фонематического 54 восприятия у детей 5-6 лет с дизартрией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. На современном этапе развития образования острой становится проблема увеличения количества детей с дизартрией и соответственно проблема предупреждения и преодоления их низкой успеваемости и трудностей взаимоотношения с окружающими.
Одной из основных задач дошкольного учреждения согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) является развитие речи ребенка: «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
По мнению таких авторов, как К.А. Мастюкова, Л.В. Лопатина, О.В. Правдина, М.В. Ипполитова, З.Е. Агранович, С.Н. Сазонова, Е.Ф. Архипова и др. детям с дизартрией тяжело овладеть полноценной речевой деятельностью. Данные исследователи считают, что при дизартрии нарушается двигательный механизм речи за счет органического поражения центральной нервной системы. Структуру дефекта при дизартрии составляет нарушение всей произносительной стороны речи и внеречевых процессов: мелкой и общей моторики, пространственных представлений.
Нарушение артикуляции и фонации, затрудняющие, а иногда и полностью препятствующие членораздельной звучной речи, составляют так называемый первичный дефект, который может привести к возникновению вторичных проявлений, составляющих его структуру. Одним из таких вторичных нарушений является недостаточная сформированностьфонематического восприятия (способность воспринимать и различать звуки речи).
Это приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем ребенок начинает значительно отставать от возрастной нормы.
По той же самой причине не формируется в нужной степени и грамматический строй речи. Поэтому при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребенка остаются "неуловимыми". Таким образом, можно отметить, что у ребенка с дизартрией с нарушением фонематического восприятия возникает целая "цепь" нарушений: фонетико-фонематические и лексико-грамматические, нарушение как устной речи, так и письменной речи.
Проблема развития фонематического восприятия актуальна в связи с тем, что сформированность этого компонента структуры языка является необходимым условием для поступления в школу, для обучения навыкам чтения и письма, для совершенствования навыков связной речи.
Исследователи указывают на то, что формирование фонематического восприятия занимает важное место в работе логопеда с детьми с дизартрией, а вопрос о методике коррекции и развития фонематического восприятия у данной категории детей становится одним из самых актуальных, так как для каждой группы детей необходим дифференцированный подход, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Проблема исследования. Своевременное выявление и коррекция недостатков фонематического восприятия у детей с дизартрией является одним из условий готовности их к обучению в школе, но технология данного процесса требует учета индивидуального и дифференцированного подхода к подбору логопедических заданий.
Объект исследования — фонематическое восприятие.
Предмет исследования — особенности фонематического восприятия у детей 5-6 лет с дизартрией.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей 5-6 лет с дизартрией могут отмечаться особенности фонематического восприятия. Это выражается в недостаточной дифференциации фонем и нарушениях фонематического анализа и синтеза.
Цель исследования: изучить особенности фонематического
восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Изучить особенности фонематического восприятия у детей 5-6 лет с дизартрией.
3. Составить методические рекомендации, направленные на развитие фонематического восприятия у детей 5-6 лет с дизартрией.
Теоретико-методологической основой исследования явились: научно-теоретические положения об общности законов развития нормального и аномального ребенка (Л. С. Выготский); концепция о зоне ближайшего развития (Л. С. Выготский); положение о понимании речи как сложной функциональной системы, составные компоненты которой зависят один от другого и обуславливают друг друга (Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, О.В. Грибова и др.); концепция психического развития (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев); лингвистическое учение о строе языка (В.В. Виноградов, Л.В. Щерба); положения общей и специальной педагогики и психологии о сложной структуре речевой деятельности (Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Р.Е. Левина, А.Р. Лурия и другие).
В соответствии с поставленной целью, выдвинутой гипотезой и задачами были определены методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого - педагогической литературы
по проблеме исследования;
2. Практические: изучение медицинской, психологической и
педагогической документации детей, констатирующий эксперимент, его количественный и качественный анализ.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют подтвердить имеющиеся теоретические представления об особенностях фонематического восприятия у детей 5-6 лет с дизартрией.
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты нашего исследования могут быть применены в работе логопедов с детьми дошкольного возраста с дизартрией.
Организация исследования
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап(сентябрь 2015 - октябрь 2015 г.) - изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формулирование и уточнение цели, гипотезы, задач, подбор методики констатирующего эксперимента.
Второй этап (ноябрь 2015г.) - проведение и анализ результатов
констатирующего эксперимента.
Третий этап(декабрь 2015 - апрель 2016г.) - составление методических рекомендаций. Оформление работы.
Базой для исследования стал МБДОУ №59 г. Красноярска. В исследовании приняли участие 10 дошкольников, в возрасте 5 - 6 лет с диагнозом дизартрия.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, методических рекомендаций, заключения, библиографического списка, приложений.
В ходе решения первой задачи мы проанализировали психологопедагогическую, логопедическую, лингвистическую литературу и определили степень изученности таких направлений, как развитие фонематического восприятия в онтогенезе, дали психолого-педагогическую характеристику детям с дизартрией, а также проанализировали методы и приемыллогопедической работышо коррекциишфонематического восприятияйу детей. В результате анализа литературы по проблеме исследования мы выяснили, что фонематическое восприятие формируется постепенно и проходитмв своеммразвитии несколькорстадий.
К школьному возрасту ребенок способен дифференцировать звуки родногои языка, но для успешного? обучения в школен необходимо специальное) обучение навыкамрзвукового анализаш синтеза.ш
Анализ литературы подтверждает сложную структуру дефекта при дизартрии. ъ Органические поражения? ЦНС приводят! расстройствам моторных! функций, а также дыхания, голоса, звукопроизношения. На фоне данных нарушений р предрасполагает 1р отставание pi в In развитии р познавательных | процессов,р эмоционально-волевой сферы. p
Использование рассмотренных методик по коррекции фонематических процессов позволяет добиться благоприятных результатов, при соблюдении ряда условий, таких как поэтапность в подаче материала, учет индивидуальных возможностейрдетей, осуществлениемдифференцированного j подхода, учет ведущего вида деятельности детей.
Решая вторуюизадачу, с цельюпвыявления особенностейпи уровняюразвития е фонематического восприятия у 5-6 лет с дизартрией, нами был проведен констатирующий эксперимент. Для проведения эксперимента нами были подобраны задания, представленные в методиках Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, С.Е.ыБольшаковой, Т.А.дТкаченко.
Методика обследования включала 5 заданий, которые предъявлялись устноив игровойп форме:
«Поймай звук»;к
«Покажи картинку»^
«Повтори, какпя скажу»;
«Внимательные ушки»;а
«Найди ошибку».н
При выполнении всех заданий констатирующего эксперимента высокого уровня выявлено не было. У 40% дошкольников с дизартрией был выявлен средний уровень успешности. У 60% дошкольников с дизартрией был выявлещнизкий уровеньыуспешности.
Результаты констатирующего эксперимента позволяют нам выделить следующие мособенности д фонематического «восприятия му ждетей м 5-6 лет с в дизартрией:б
• для дошкольников с дизартрией наиболее характерны недостатки фонематического ывосприятия нарушенных жв произношении фзвуков, однако ы присутствуют нарушения восприятия правильно произносимых звуков;
• для дошкольников с дизартрией сложнее дифференциация согласных оппозиционных по звонкости-глухости, чем различение согласных по твердостиы- мягкости.у
• нарушениеювосприятия звуковызначительнее проявляется^на более«сложном, в длинном речевом материале, то есть наибольшие трудности вызывают задания на узнавание заданного звука в слогах и в словах, а также задания на различение правильного и неправильного звучания слов, фраз;
• на|в формирование фонематического ^восприятия у щетей ^вторично влияют м низкий уровень развития речевого внимания, памяти, то есть количество ошибок увеличивалось к окончанию речевого ряда задания.
Подобранные ыметодические в рекомендации ■ будут м способствовать | формированию у детей 5-6 лет с дизартрией звукопроизношения и фонематического восприятия, и, соответственно, повысят уровень подготовки такихр детей к школе.ю
Таким образом, цель исследования достигнута, а гипотеза о том,что что у детей 5-6 лет с дизартрией могут отмечаться особенности фонематического восприятия. Данные особенности могут выражаться в недостаточной дифференциации фонемы и нарушениях «фонематического анализа и синтеза, получила свое подтверждение.
1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. - М., 2006а
2. Архипова Е.Ф. Стёртая форма у дизартрии - М.: АСТ - Астрель Хранитель, 2006а
3. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. — М.: АСТ: Астрель, 2008
4. Бадалян Л.О., Учебник. - 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, ил. - Для студентов дефектологических факультетов педагогических ВУЗов, 1987
5. Бельтюков В.И. О сроках усвоения в произношении звуков речи слышащими детьми // Ж. Дефектология. - 2002. - № 2.
6. Большакова С. Е. Логопедическое обследование ребенка / С. Е. Большакова. - М., 1996.
7. Брюховских Л.А., Дизартрия: учебно-методическое пособие по логопедии / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева.- Красноярск, 2012
8. Брюховских Л.А. Формирование понимания сложных логикограмматических структур языка у младших школьников с дизартрией и недоразвитием пространственных представлений: Дис. на соискание учебной степени кандидата пед.наук. - 2005
9. Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. — М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006и
10. Волкова Л.В. Логопедия. Методическое наследие. Кн. 1: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи, Ч.2. Ринолалия. Дизартрия. / Под ред.мЛ.С. Волковой.ыМ., 2003ю
11. Волкова Л.С., Селиверстова В.И. (ред.) Хрестоматия по логопедии в 2-х томах,йМ.: Гуманит.юизд. центруВЛАДОС, 1997р
12. Гвоздев А.Н.уВопросы изучениямдетской речи.и- М., 1961.щ
13. Горбенко Е. Л. Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения [Текст] / Е. Л. Горбенко // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 262-264.
14. Гриншпун Б.М. Дислалия. // Хрестоматия по логопедии -т. 1.- М.: ГИЦ ВЛАДОС,ж1997.-с.108-120
15. Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов у детей с
нарушениями юречи // Современные ^тенденции специальной л педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической
конференции "Современные тенденции специальной педагогики и психологии"п - Самара,жСГПУ, 2003п- с.70-83р...55