Только Word
Введение 3
Глава 1. Анализ теоретических аспектов общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях 7
1.1. Общение как категория психологии: понятие, виды, стили, стороны
общения 7
1.2. Общение детей старшего дошкольного возраста: особенности и
формирующие факторы 13
1.3. Семья как фактор, определяющий развитие коммуникативных навыков
и развитие общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста 17
1.4. Средства и методы развития общения со сверстниками детей старшего
дошкольного возраста 24
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся
в полных и неполных семьях 32
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Результаты исследования особенностей общения со сверстниками детей
старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях 35
2.3. Направления и содержание психолого-педагогической работы по развитию общения со сверстниками детей старшего дошкольного
возраста 40
2.4. Анализ результатов контрольного этапа исследования 44
Выводы по второй главе 47
Заключение 49
Библиографический список 53
Приложения 57
Выбор темы для данной Выпускной квалификационной работы обусловлен ее актуальностью. В свою очередь, актуальность темы, связанной с проблемами изучения особенностей общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях, обосновывается широким кругом причин.
Обращает на себя внимание тот факт, что старший дошкольный возраст является значимым этапом в развитии ребенка на пути к среднему общему (школьному) образованию. Современная система среднего общего образования предъявляет ребенку определенные требования, в т.ч. требования, касающиеся владения коммуникативными навыками. Хотя такие требования не являются формально закрепленными, они крайне необходимы, и при их низком уровне могут возникать те или иные проблемы в освоении образовательных программ и общем развитии. Среди коммуникативных навыков большое значение имеют навыки общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста. Данный аспект отмечается в работах многих авторов, в частности, Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой [28].
Умение ребенка общаться во многом определяет его успешность во многих сферах деятельности.
На формирование навыков общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками оказывают влияние разные факторы, прежде всего, семья. В современном обществе значительная доля семей относится к категории неполных. В таких семьях отсутствует один из родителей.
Условия воспитания и развития дошкольника в неполной семье могут негативно сказаться в том числе, на развитии навыков его общения со сверстниками. Для предупреждения указанных проблем специалистам в области дошкольного образования необходимо анализировать характерные черты неполных семей, воспитывающих детей дошкольного возраста, стратегии семейного воспитания в них [1212; 20].
Анализ научной и методической литературы показал: среди ученых, а также практикующих психологов и педагогов, нет единства мнений в отношении множества аспектов рассматриваемой проблемы. Так, например, дискуссионным остается вопрос об определении категории «общение», о ее соотношении с некоторыми смежными категориями (например, с коммуникацией). Отсутствует и единое мнение относительно детерминант, которые обусловливают особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях. Можно перечислить и множество других проблем как теоретического, так и практического характера, которые требуют тщательного анализа и решения. Все изложенное обусловливает актуальность рассматриваемой темы и ее выбор для исследования.
Степень научной разработанности темы. В научной литературе разные вопросы, касающиеся проблемы общения детей дошкольного возраста со сверстниками, достаточно хорошо освещены. Этой проблематике посвящено достаточно много работ, как отечественных авторов, так и зарубежных исследователей. В данном исследовании использованы научные разработки таких специалистов, как Г.М. Андреева, Е.Н. Богданов, А.А. Бодалев, М.А. Вейт, И.А. Зимняя, Д.С. Ижаева, Е.И. Комкова, Н.В. Котенева, Б.И. Кочубей, М.С. Красовская, Е.А. Кручинина, А.А. леонтьев, А.Н. Леонтьев, С.Ф. Лобарева, К.С. Мигаенко, Н.О. Митрова, С.В. Мосина, Е.В. Новиков, А.С. Подольский, Ю.Д. Прилюк, С.С. Прищепа, М.Д. Рыбаков, В.П. Симонов, Е.О. Смирнова, А.В. Соколов, В.М. Холмогорова и др.
Цель исследования: выявить особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях.
Задачи исследования:
1. исследовать общение как категорию психологии: раскрыть ее понятие, проанализировать виды, стили, стороны общения;
2. выявить и исследовать основные особенности общения детей старшего дошкольного возраста и факторы, формирующие это общение;
3. проанализировать основные аспекты, характеризующие семью как фактор, определяющий развитие коммуникативных навыков и развитие общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста;
4. исследовать средства и методы развития общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста;
5. выполнить эмпирическое исследование особенностей общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях;
6. по результатам исследования разработать направления и содержание психолого-педагогической работы по развитию общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: общение детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Предмет исследования: особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях.
Гипотеза исследования: показатели общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях, имеют различия: дошкольники из неполных семей являются менее инициативными в общении; менее чувствительными к воздействию со стороны сверстников, эмоциональный фон их общения с другими детьми чаще имеет нейтрально-деловой или негативный характер, для них чаще характерен неблагоприятный социометрический статус в группе (игнорируемый, отвергаемый), чем для детей из полных семей.
Методы исследования. В процессе данного исследования использовались следующие методы: теоретический анализ научной
литературы, психодиагностика. В качестве конкретных диагностических методик применялись «Методика наблюдения за общением ребенка со сверстниками» (Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой) и методика «Капитан корабля» (Е.О. Смирновой).
Проведенное исследование дает возможность сформулировать следующие выводы.
1. Определение сущности категории «общение» является достаточно сложной задачей. Общение часто рассматривается параллельно с коммуникацией и среди ученых нет единого мнения по данному вопросу: одни рассматривают общение и коммуникацию как тождественные категории; другие общение считают более широкой категорией; третьи рассматривают в качестве более широкой категории коммуникацию.
2. Весьма спорным является и сущности общения через деятельностный аспект. Сторонник такого подхода А.Н. Леонтьев пишет, что общение является элементом любой деятельности, однако, он не учитывает того факта, что деятельность может быть сугубо индивидуальной, не предполагающей ни каких межличностных контактов. Мы полагаем, что общение является более узкой категорией, в отличие от коммуникации. Оно заключается во взаимодействии двух или более человек, прежде всего, посредством речи и языка.
3. Общение является очень много аспектным явлением, что отражается в многообразии стилей общения. В определении перечня стилей также нет единства мнения. Так, И.С. Ижаева выделяет такие стили, как дружеский, подавляющий, популистский, заигрывающий, требовательный, деловой, позиционный, сдержанный и др. Часто выделяют опекающий, властный, отчужденный, доброжелательный, сбалансированный стили. К. Левин пишет об авторитарном, демократичном и анархическом стилях общения.
4. Общение детей старшего дошкольного возраста со сверстниками имеет некоторую специфику. Она обусловлена особенностями семейного воспитания, также эффективностью работы педагогов, и во многом - возрастными и индивидуальными особенностями. Значительное влияние на особенности общения детей старшего дошкольного возраста оказывает фактор полной (не полной) семьи.
В рамках данной работы было проведено эмпирическое исследование. В ходе этого исследования были использованы две методики:
1) Методика наблюдения за общением ребенка со сверстниками (авторы - Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова);
2) Методика «Капитан корабля» (автор Е.О. Смирнова).
Методика Смирновой и Холмогоровой направлена на выявление уровня развития коммуникативных навыков у детей. Уровень коммуникативных навыков у детей по данной методике определялся на основе показателей инициативности, чувствительности к воздействиям со стороны сверстников и преобладающего эмоционального фона. Использование Методики «Капитан корабля» было направлено на выявление особенностей общения и межличностных отношений детей в группе.
Выборка эмпирического исследования составила 20 человек в возраста от 5 до 6 лет, соответственно, 10 из которых воспитывались в полных семьях, и 10 - в неполных.
Исследование проводилось в три этапа: 1 этап - констатирующий эксперимент; 2 этап - формирующий эксперимент; 3 этап - контрольный эксперимент.
На этапе констатирующего эксперимента осуществлялось выявление особенностей общения, а также определялся социометрический статус детей, который можно считать одним из показателей коммуникативных умений дошкольников.
На этапе формирующего эксперимента была организована психологопедагогическая работа с детьми из неполных семей, направленная на развитие общения таких детей со сверстниками. Также проводилась работа с родителями этих детей.
На этапе контрольного эксперимента определялись результаты влияния формирующего эксперимента, сравнивались с результатами
констатирующего эксперимента, делались выводы об изменениях.
На этапе констатирующего эксперимента был сделан вывод о том, что уровень развития коммуникативных навыков у детей из неполных семей в целом ниже, чем у детей из полных семей. Это проявляется явно, о чем свидетельствует довольно низкий социометрический статус у некоторых воспитанников из неполных семей. При этом доля воспитанников и полных семей, чей социометрический статус крайне низкий, меньше.
По завершении констатирующего эксперимента проводился формирующий эксперимент. Его основу составила коллективная и индивидуальная работа как с детьми из неполных семей, так и с их родителями.
После окончания формирующего эксперимента проводили контрольный эксперимент. На этом этапе выполнялась повторная диагностика на основе тех же методик Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой.
Результаты повторной диагностики показали положительную динамику таких характеристик, как эмоциональный фон и инициативность у детей из неполных семей. Также улучшились и общие показатели социометрического статуса. Тем не менее, эти характеристики у детей из неполных семей по- прежнему оставались ниже, чем у детей из полных семей.
Вместе с тем, изменения произошли не у всех: положительная динамика в ходе наблюдения была замечена лишь у 30% детей.
Также по результатам проведенного исследования был сделан вывод о том, что, коммуникативные навыки и способности построить хорошие взаимоотношения в группе сверстников у детей старшего дошкольного возраста лучше формируются в условиях полной семьи. Полученные данные можно объяснить тем, что в неполной семье родительское отношение к ребенку может быть неэффективным - одинокий родитель (чаще, мать) ощущает повышенную ответственность за ребенка, превращающуюся в сверхопекающее поведение, что в свою очередь вызывает чувство тревоги и беспокойства у ребенка, угнетает его активность и препятствует оптимальному развитию навыков его общения со сверстниками.
1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2005.
2. Богданов Е.Н. Психологическая основа СМИ. - СПб.: Питер, 2003. - 174 с.
3. Бодалев А.А. Психология общения: избр.психол. труды. 2-е изд. - М.: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002.
4. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастнопсихологическое консультирование: Проблемы психического развития детей. - М.: Издательство Московского университета,1990. - 136 с.
5. Вейт М. А. Формирование гуманных отношений в воспитательном коллективе учащихся общеобразовательной школы: учеб. пособие. - М.,
1985.
6. Волобуева А.Н. Особенности деятельности психолога в детском дошкольном учреждении // Актуальные проблемы общества, науки и образования: современное состояние и перспективы развития. Материалы II- международной научно-практической конференции. / Под ред. Ю.В. Фурмана, В.А. Озеровой, Е.Г. Шатохиной. - 2015. С. 60-63.
7. Зауторова Э.В., Мальцева А.В. Педагогическая поддержка детей из неблагополучных семей // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2015. № 3 (31). С. 48-52.
8. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 1999.
9. Ижаева Д.С. Виды общения и их влияние на развитие различных сторон психологии и поведения человека // Science Time. - 2015. - № 4 (16). - С. 325-332.
10. Кинах Ю.С., Родермель Т.А., Мамкина Т.М. Влияние стилей детско- родительских отношений в полных и неполных семьях на формирование социально-психологической компетенции дошкольника // В книге: Компетенции и образование: модели, методы, технологии Центр научной мысли. - М., 2015. С. 107-138.
11. Комкова Е.И. Социальная перцепция детей из неполных семей // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2011. - № 142. - С. 52-63.
12. Котенева Н.В., Кручинина Е.А., Лобарева С.Ф. Проявление агрессивности у детей дошкольного возраста из неполных семей // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2015. - Т. 2. № 3 (4). - С. 235-237.
13. Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника // Вопросы психологии. - 1991. - № 6. - С. 69-82.
14. Краковская М.С. Проблема подготовки будущих специалистов к работе по совершенствованию взаимоотношений между детьми стершего школьного возраста // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2012. - Вып. 5. - С. 130-136.
15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975....33