Только Word
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации надомного обслуживания пожилых людей 7
§ 1.1. Социальное обслуживание как институт права социального обеспечения 7
§ 1.2. Особенности социального обслуживания в сельской местности 15
§ 1.3. Особенности организации надомного обслуживания пожилых людей 22
Глава 2. Изучение особенностей организации надомного обслуживания пожилых людей в условиях села 27
§ 2.1. Выявление особенностей организации надомного обслуживания пожилых людей в МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» Сухобузимского района 27
§ 2.2. Рекомендации по повышению эффективности надомного обслуживания пожилых людей в условиях села 47
Заключение 51
Список использованных источников 56
Приложения 62
Современный институт социального обслуживания пожилых людей и инвалидов в последнее десятилетие качественно изменяется. Происходит переход от пассивных форм социального обслуживания к тем, которые активизируют социальную активность пожилых и инвалидов, способствуют восстановлению и расширению их социальных связей, с одной стороны, и, с другой стороны, обеспечивают повышение качества социального обслуживания и улучшение социального самочувствия граждан.
По данным прогноза Федеральной службы государственной статистики, в России доля граждан старше трудоспособного возраста увеличится с 2016 года по 2025 год с 24,6 процента до 27 процентов и составит 39,9 млн. человек. На начало 2019 года услугами стационарного обслуживания пользовалось более около 270 тыс. человек. В сфере полустационарного обслуживания - более 2,2 млн. человек, в форме социального обслуживания и на дому - более 1,2 млн. человек [52].
В настоящее время в Красноярском крае проживает 2875,3 тыс. человек, из них 1269,2 тыс. человек (44%) - граждане, состоящие на учете в органах социальной защиты и получающие различные виды социальной помощи (меры социальной поддержки, адресную социальную помощь, услуги учреждений социального обслуживания), из них большую часть составляют пенсионеры и инвалиды [51].
В Красноярском крае функционирует 159 учреждения социального обслуживания населения (77 краевых и 82 муниципальных). Из общего количества учреждений 49 учреждений осуществляют свою деятельность в интересах семей с детьми и 110 учреждений предоставляют социальные услуги гражданам пожилого возраста, инвалидам и другим категориям граждан, в стационарных условиях проживают более 8 тыс. человек [51].
Ежегодно услугами социального обслуживания на дому пользуются порядка 26 тысяч граждан пожилого возраста и инвалидов Красноярского края [51]. Эта услуга является самой востребованной в ситуации, когда гражданин пожилого возраста не может выходить из дома. Чаще всего это происходит по причине ухудшения здоровья. Пожилому человеку трудно ходить за продуктами и медикаментами, стоять в очереди в больницах и различных организациях, выполнять работу по дому. В связи с этим целесообразно использовать и развивать обслуживание граждан пожилого возраста на дому.
Свою специфику имеет организация надомного социального обслуживания граждан, проживающих в сельской местности. Обслуживание граждан на дому в сельской местности значительно труднее организовать из- за многих специфических проблем, связанных, прежде всего с развитием инфраструктуры. В условиях социально-экономических преобразований в стране многие проблемы жизнеустройства селян обострились и приобрели затяжной характер, существенно снизили уровень их жизни, адаптационные возможности. В сельском социуме увеличиваются темпы старения населения, чему способствует снижение рождаемости и миграция молодежи в город. Это приводит к снижению процента трудоспособных граждан, сокращению производства сельскохозяйственной продукции, увеличению потребности в социальной помощи.
Технологии социального обслуживания устарели. Возникла реальная потребность в поиске новых форм организации социальной помощи на дому гражданам пожилого возраста - одной из самых многочисленных социальнодемографических групп населения, имеющей свои психологические особенности. Эти особенности необходимо учитывать для повышения качества оказываемых социальных услуг и избегания конфликтных ситуаций. В связи с этим, вопросы надомного социального обслуживания граждан, проживающих в сельской местности, и обновления его форм занимают одно из важных мест в системе социальной защиты пожилых людей.
Цель исследования - изучение особенностей организации надомного обслуживания пожилых людей в условиях села....
Пр сведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Проблема формирования эффективной социальной политики в отношении лиц пожилого возраста на современном этапе является одной из наиболее актуальных. В Российской Федерации основным направлением создания благоприятных условий для жизнедеятельности пожилых людей является организация социального обслуживания. В отношении граждан, проживающих в сельской местности, система социального обслуживания свою специфику, оп ределяющуюся разными факторами.
К факторам, осложняющим социальную работу в сельской местности, относятся следующие: ограниченный доступ к услугам; низкий уровень государственной социальной поддержки; ограниченность источников об щественной и частной по ддержки; из олированность и те рриториальная от даленность; пр облемы ко нфиденциальности; ко нсерватизм и со циальная ин ертно сть; не высокий об разовательный ур овень сельского населения; от крытость ли чной жи зни; слабо развитая инфраструктура. По зитивные факторы, с опоро й на ко торые сп ециалисты строят со циальную работу на селе: тесная связь со средой проживания; личное подворье; приверженность тр адициям; ро ль се мьи; ро ль не формальной вз аимной по ддержки; ме жсемейная ко операция; ро ль об щественного мнения.
Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм со циального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пр ебывания гр аждан в пр ивычной со циальной ср еде в целях поддержания их со циального статуса, а также на защиту их пр ав и законных интересов. Осуществляется путем предоставления гражданам, нуждающимся в по стоянном ил и вр еменном не стационарном со циальном обслуживании, частично утратившим сп особность к самообслуживанию, помощи на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и др.
Цель деятельности Отделения социального обслуживания на дому МБУ «КЦСОН» Сухобузимского района - максимально возможное продление пребывания получателей социальных услуг на дому в привычной социальной среде, в целях поддержания их социального, психологического и физического статуса, а также в целях защиты их прав и законных интересов.
По со стоянию на 1 апреля 2019 года численность обслуживаемых отделением составляет 208 человек. Предоставление социальных услуг осуществляется в соответствии с индивидуальной программой пр едоставления со циал ьных ус луг на ос новании до говора о пр едоставлении со циальных услуг. Со циальные ус луги пр едоставляются бесплатно, за плату или частичную плату. Размер платы за предоставление социальных услуг и порядок ее взимания ус танавливаются Прав ительством Красноярского края.
С целью исследования удовлетворенности граждан пожилого возраста качеством оказания социальных услуг проведено анкетирование, в котором приняли участие 50 пожилых граждан, состоящих на учете в отделении социального обслуживания на дому. Для выявления проблемных моментов, возни кающих в пр оцессе оказания со циальных услуг, пр оведено анкетирование 15 сп ециалистов отделения об служивания на дому.
По ре зультатам ан кетирования мо жно выделить ряд ос обенностей организации надомного обслуживания пожилых людей в условиях села:
1. Недостаточный уровень развития социальной инфраструктуры, ограниченный доступ ко многим социальным услугам (медицинскому обслуживанию, образованию, пс ихотерапевтической помощи, ус лугам в сф ере культуры, досуга), несоответствие уровня развития современных информационно -коммуникативных технологий современным требованиям.
2. Относительно ни зкий ур овень жизни жителей Сухобузимского района, неразвитость экономических отношений, отсутствие возможности для трудоустройства пожилых пенсионеров с целью получения до полнительного заработка, ни зкий по купательский сп рос на платные услуги в об ласти здравоохранения, со циального обслуживания, образования, досуга.
3. Изолированность и территориальная удаленность мест проживания многих жителей Сухобузимского района от учреждений социального обслуживания, недоступность получения квалифицированной социальномедицинской и психотерапевтической помощи.
4. Недостаточная активность социально-ориентированных некоммерческих и благотворительных организаций. Сложности организации экономической деятельности в Сухобузимском районе приводят к снижению социальной ответственности частного бизнеса, его неготовности к участию в ре ализации бл аготворительных пр ограмм и мероприятий.
5. Преобладание среди жителей Сухобузимского района одиноко проживающих пожилых людей, оставшихся без помощи и поддержки близких родственников, которые в большинстве случаев мигрировали в крупные горо да и населенные пункты.
6. Сложность соблюдения принципа конфиденциальности при оказании со циальной по мощи и поддержки, вы званная сложившейся спецификой развития со седских св язей жителей Сухобузимского района, от крытостью жи зни каждой семьи, со хранившимися тр адициями общинных взаимоотношений.
7. Низкая социальная мобильность и активность жителей Сухобузимск ого района, ко торые пр иводят к не готовности к пр инятию ин новаций в сф ере пр едоставления со циальных услуг, ко нсервативности и ориентации на тр адиционные фо рмы со циальной по мощи и поддержки.
8. Достаточно узкий спектр получаемых социальных услуг, ориентированных, пр ежде всего, на со циально-бытовое обслуживание. По оц енке сотрудников МБУ «КЦСОН» Сухобузимского района, удельный вес со циально-бытовых ус луг в об щей структуре по лученных услуг оставляет пр актически 70 %.
По лученные ре зультаты по зволяют сд елать вывод о том, что социальное обслуживание граждан пожилого возраста, применяемое в МБУ «КЦСОН» Сухобузимского района, является не вполне эффективным, в первую очередь, из-за недостаточного финансирования. Кроме этого, сложным вопросом является введение платных социальных услуг на дому.
С целью повышения эффективности надомного обслуживания пожилых людей в условиях села, предлагаем внедрить в практику деятельности сотрудников МБУ «КЦСОН» Сухобузимского района следующие направления работы.
Бригадный метод социального обслуживания: бригады формируются путем объединения социальных работников в группы либо формируются мо бильные бригады, в ко торые входят со циальные работники, со трудники жи лищно-комм унального хо зяйства и др угих служб. Бр игадный метод пр едполагает возможность разового или временного (на определенный срок) оказания со циальных услуг, вы полнение тр удоемких работ (косметический ре монт жилья, уб орка пр иусадебного участка, заготовка дров).
Волонтерская деятельность - это целенаправленное систематическое пр ивлечение со циальным работником к по лезной и со циально значимой деятельности добровольных по мощников из чи сла детей школьников. Волонтеры организуют акции «Трудовой десант», «Урожайный огород», «Чистый дом» (мытье окон, генеральная уборка квартир, уборка придомовой территории, обработка приусадебных участков, мелкий ремонт). Волонтёры об учают пе нсионеров ин новационным те хнологиям (о бучение ко мпьютерной грамотности), ор ганизуют мастер-классы по пр офилактике здорового образа жизни. Также во лонтеры активно уч аствуют в ор ганизации до суга пожилых гр аждан: акции «В етеран жи вет рядом», «Тепло души».
Технология «Приемная семья» предполагает совместное проживание с гражданином, нуждающимся в социальном обслуживании и установление требований к лицу, из объявившему желание организовать приемную семью. Такая форма социального обслуживания предназначена для граждан по жилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию, в целях со здания им условий для обеспечения общего ухода, содействия в удовлетворении основных жизненных потребностей....
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
2. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Справочноправовая си стема Ко нсультант Плюс.
3. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 07.03.2018г.) «О государственной социальной помощи» // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
4. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 01.05.2018) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Сп раво чно-правовая си стема Ко нсультант Плюс.
5. Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 20 11-2020 го ды» // Сп равочно-правовая система Ко нсультант Плюс.
6. Приказ Госстроя от 27.12.2012 № 121/ГС «Об утверждении свода правил «Учреждения социального обслуживания маломобильных групп населения. Пр авила расчета и размещения»
7. Приказ Минтруда России от 28.03.2014 № 159н (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг» // Сп равочно-правовая си стема Ко нсультант Плюс.
8. Приказ Минтруда России от 10.11.2014 № 874н (ред. от 30.03.2018) «О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о фо рме ин дивидуальной пр ограммы пр едоставления со циальных ус луг» // Сп равочно-правовая си стема Ко нсультант Плюс.
9. Приказ Минтруда России от 24.11.2014 № 939н «Об утверждении Пр имерно го по рядка пр едоставления со циальных услуг в фо рме социального обслуживания на дому» // Справочно-правовая система Ко нсультант Плюс.
10. ГОСТ Р 52142-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1179-ст) // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
11. ГОСТ Р 52143-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Соци альное об служивание населения. Ос новные виды со циальных услуг (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта 17.10.2013 № 1180-ст) // Сп раво чно-правовая си стема Ко нсультант Плюс.
12. Свод правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 3501-2001 (утв. приказом Министерства строительства и жилищнокоммунального хо зяйства РФ от 14 но ября 20 16 г. № 798/пр) // Справочноправовая си стема Ко нсультант Плюс.
Сп ециальная литература
13. Анцыферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Учебное пособие по психологии старости / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. - Самара: Изд. дом БАХРАХ-М, 2014. - 492 с.
14. Атякшева Т.А., Хромова Т.В. Особенности надомного социального об служивания по жилых гр аждан в ко мплексном центре со циального обслуживания по г. Саранск // Огарёв-Online. 2016.№ 4.С. 1-3.
15. Гехт И.А. Повышение качества жизни граждан старшего поколения и ин валидов ме тодами ор ганизации школ ре абилитации и ухода // Работник со циальной службы. 2013. № 8. С. 9- 14...52