Введение 3
I глава. Теоретические основы формирования орфографического навыка
младших школьников 5
1.1. Принципы русской орфографии 5
1.2. Формирование орфографического навыка младшего школьника, с учетом
психолого-педагогических особенностей 11
1.3. Анализ учебников по программе Школа России «Русский язык» с первого
по четвертый класс 21
Выводы по I главе 22
II глава. Актуальный уровень орфографического навыка младших школьников
в области правописания приставок 23
2.1. Диагностическая программа определения сформированности навыка
правописания приставок 23
2.2. Результаты диагностики 27
2.3. Комплекс заданий для формирования орфографической грамотности
младших школьников в области правописания приставок 31
Выводы по II главе 33
Заключение 35
Список литературы 38
Приложение А 42
Приложение Б 44
Приложение В 46
Приложение Г 47
Приложение Д 48
Проблема формирования орфографической грамотности у младших школьников традиционно актуальна в методике преподавания русского языка. Отсутствие соответствующих умений многие исследователи считают важнейшей причиной орфографических ошибок. Результаты обучения орфографии зависят от первоначального этапа, от того, насколько развита у учащихся способность обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам.
Современный Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве одного из предметных результатов выдвигает овладение учебными действиями с языковыми единицами.
По мнению М.Р. Львова, орфографическая грамотность - это способность учащихся правильно писать самостоятельно или под диктовку при условии возможности проверить написанное любым способом. Можно различить абсолютную грамотность, которая обычно бывает врожденной, и потенциальную, основой которой является орфографическое умение. Оно определяется наличием орфографического опыта (знания + интуиция) и орфографического действия. Для развития грамотности необходимо сформировать у учащегося орфографический навык [33].
Актуальность данной работы обусловлена традиционной сложностью и важностью формирования орфографической грамотности для младшего школьного возраста и требованиями современного стандарта к результатам, достигаемым в процессе обучения в начальной школе.
Цель исследования состоит в определении особенностей орфографической грамотности младших школьников в области правописания приставок и создании комплекса заданий для формирования орфографической грамотности младших школьников в области правописания приставок.
Исходя из поставленной цели, мы определили следующие задачи:
педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
2. Провести диагностику и анализ актуального уровня сформированности орфографического навыка в области правописания приставок младших школьников;
3. Составить комплекс заданий для формирования орфографической грамотности младших школьников в области правописания приставок.
Объект исследования: процесс формирования орфографической грамотности учащихся младшего школьного возраста в области правописания приставок.
Предмет исследования: особенности орфографической грамотности учащихся младшего школьного возраста в области правописания приставок.
Методическая база исследования: в работе используются как общенаучные методы, так и специальные методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование орфографической грамотности будет эффективным при использовании комплекса заданий, направленных на формирования орфографической грамотности младших школьников в области правописания приставок.
Практическая база исследования: базой практического исследования выступил четвертый класс МБОУ Гимназия №16.
Структура работы: работа состоит из введения, теоретической и практической главы, списка литературы и источников, приложений.
В работе рассмотрены способы формирования правописания приставок у младших школьников. Цель нашей работы состоит в выявлении основ формирования орфографического навыка правописания приставок в начальной школе, путем изучения лингвистической, методической и психолого-педагогической литературы.
Теоретическая часть работы позволила заключить, что рассмотрение принципов русской орфографии приводит к выводу о необходимости дифференцированного подхода в обучении каждому типу орфограмм, создания вариативной методики. Очевидно, что морфологический принцип требует создания прочной грамматической и морфематической основы в работе учащихся, фонематический принцип - свободного владения фонемами, четкого различения сильных и слабых позиций; оба эти принципа предполагают богатый и мобильный словарь для быстрой и безошибочной проверки безударных гласных и звонких/глухих согласных; традиционный опирается на осмысленное запоминание, на прочность памяти; принцип дифференцирующих написаний требует точного, а иногда и очень тонкого понимания языковых единиц - слов, сочетаний, текста.
Согласно анализу учебников «Русский язык» ШКОЛА РОССИИ, мы можем сделать вывод, что наиболее подробно и логически выстроена тема приставок отражена в первой части учебника для третьего класса. В первой части учебника для четвертого класса, тема приставок раскрыта в рамках употребления всех частей слова. Под способами формирования правописания приставок в учебнике понимается:
• Раскрытие сущности и значения приставки в системе языка;
• Усвоение базовых норм применения приставок;
• Употребление приставок в зависимости от необходимой смысловой нагрузки слова.
Во второй главе нашей работы мы исследовали актуальный уровень орфографического навыка младших школьников в области правописания приставок. Актуальность работы обусловлена важностью формирования данного навыка и требованием овременного образовательного стандарта. В работе мы поставили следующую цель: выявить основы формирования орфографического навыка в начальной школе на основе практического исследования.
Теоретическая часть работы позволила заключить, что рассмотрение принципов русской орфографии приводит к выводу о необходимости дифференцированного подхода в обучении каждому типу орфограмм, создания вариативной методики. Очевидно, что морфологический принцип требует создания прочной грамматической и морфематической основы в работе учащихся, фонематический принцип - свободного владения фонемами, четкого различения сильных и слабых позиций; оба эти принципа предполагают богатый и мобильный словарь для быстрой и безошибочной проверки безударных гласных и звонких/глухих согласных; традиционный опирается на осмысленное запоминание, на прочность памяти; принцип дифференцирующих написаний требует точного, а иногда и очень тонкого понимания языковых единиц - слов, сочетаний, текста.
Практическое исследование позволило заключить, что общий уровень сформированности навыка правописания приставок в четвертом классе средний. Согласно диагностике, 32% обучающихся имеют высокий уровень, 16% находятся на среднем уровне, 52% на низком уровне. Задания, направленные на проверку правописания были выполнены большей частью класса. Данный вывод сделан из следующих наблюдений: задание на умение определить морфемную структуру слова и задание на умение соотнести орфограмму с соответствующим орфографическим правилом были выполнены на невысоком уровне, диктант был выполнен на более высоком уровне. Однако, мы предполагаем, что при усложнении орфографического материала количество ошибок в области правописания приставок может возрасти.
Комплекс заданий предназначен для совершенствования орфографической грамотности младших школьников для корректировки и проверки, для определения усвоения материала учащимися учебного материала по правописанию приставок.
Данный комплекс может быть использован не только в процессе обучения, но и для самостоятельной подготовки учащихся.
1. Аванесов Р.И., Ожегов С.И. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова / О.Е. Иванова, В.В. Лопатин (отв. ред.), И.В. Нечаева, Л.К. Чельцова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва, 2004. — 960 с.
2. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
3. Азова О.И. Дизорфография у младших школьников
общеобразовательной школы / О.И. Азова // V Царскосельские чтения: Материалы Международной научно-практической
конференции. - СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2001. - 159 с.
4. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков.-М. 1987.50 с.
5. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общ.ред. О.Б. Иншаковой. - М: МПСИ, 2001.
• 286 с.
6. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 558 с.
7. Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения орфографии / Д.Н. Богоявленский.2-е изд. перераб. и доп. М., 2006. - 299 с.
8. Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся // Начальная школа. -1991 №1.- 90 с.
9. Валгина Н.С. Современный русский язык/Н.С. Валгина.Д.Э. Розенталь.М.И. Фомина.-М.:Логос, 2008. - 528 с.
10. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике.
• Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 135 с.
11. Гвоздев, А.Н. Основы русской орфографии / А.Н. Гвоздев. М., 2007. -288 с.
12. Голуб, И.Б. Трудности русской орфографии: правила, примеры и упражнения в стихах: учебное пособие / И.Б. Голуб. - М.: КНОРУС, 2016. - 144 с.
13. Голяшова С.В.//Формирование орфографических навыков
школьников на основе развития памяти и мышления на уроках русского языка// Москва 2018. - 12 с.
14. Граник, Г.Г. Секреты орфографии / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. М.: Просвещение, 2001. - 222 с.
15. Жедек П.С. Пути перестройки обучения орфографии // Начальная школа. №10. 1988. - 38 с....38