Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПРЕДИКАТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТЕЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Работа №153174

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы77
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты изучения проблемы предикативного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
1.1 Формирование словарного запаса речи в онтогенезе 8
1.2 Клинико - психолого - педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи 17
1.3 Особенности развития словаря у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи 26
1.4 Обзор методик логопедической работы по формированию и развитию
предикативного словаря у детей с общим недоразвитием речи 32
Глава 2. Исследование предикативного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 37
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 42
2.3 Методические рекомендации по развитию предикативного словаря для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III
уровня 49
Заключение 56
Библиографический список 59
Приложения 64

Актуальность исследования. В настоящие время наблюдается тенденции увеличения недоразвитие речи у детей. Данная речевая патология включающий в себя нарушения как фонетико-фонематического, так и лексико-грамматического строя речи, на это указывают ряд авторов, Л.Ф.Спирова, Р.Е.Левина, Т.Б.Филичева, В.П.Глухов, В.К.Воробьёва и др.. У дошкольников с общим недоразвитием речи, отмечается несформированность и стойкость нарушения номинативной и предикативной функции речи.
Главной частью языковой системы выступает лексика, которая имеет большое практическое и общеобразовательное значение. Основная
потребность ребёнка в старшем дошкольном возрасте - общение, познание и ознакомление с окружающим миром. Из этого следует, что признаком высокого развития речи ребенка является богатство словаря. Поэтому, при нарушениях формирования лексического запаса, в особенности предикативного словаря, речь ребёнка нельзя считать развитой в полной мере, так как глагол - основа любого высказывания или фразы.
На данном этапе становления коррекционной педагогики проблема изучения и формирования предикативного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи является одной из актуальных. Для овладения связной речи в полном объеме необходимо накопить или обогатить глагольный словарь ребенка. Своевременная коррекционная работа по формированию предикативного словаря является предпосылкой для успешного обучения в школе.
На сегодняшний день методик по формированию предикативного словаря для детей с общим недоразвитием речи недостаточно. Также не хватает комплексных методик по его исследованию, что не позволяет в полной мере выявить глубину и полноту усвоения предикативного словаря, выявить механизмы не сформированности. Проблематично подобрать необходимый наглядный материал для обследования, формирования и коррекции лексики. В составленных методиках по изучению предикативного словаря входит в состав лексико-грамматического строя.
Развитие лексических операций, изучение значения слова занимают главную позицию в развитии познавательной сферы ребенка (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия) [9]. На основании проведённых исследований, Л.Г. Парамонова сделала выводы, что больше половины воспитанников (55,5%) поступают в начальные классы массовых школ без языкового становления и неготовности к школьному обучению [32]. Это происходит из -за несформированности устной речи.
Следовательно, работу по формированию и коррекции предикативного словаря следует проводить именно в дошкольном возрасте, так как именно в этот период происходит наиболее эффективное усвоение лексики.
Специфические особенности формирования предикативного словаря у детей с нарушением развития определяется дефицитарнотью приёмов коррекции, требуется дополнительное рассмотрение.
Объект исследования: лексическая сторона речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности предикативного словаря детей 5­6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель: настоящего исследования выявление особенностей и уровней сформированности предикативного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: является предположением о том, что в предикативном словаре у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, в большей мере будут наблюдаться нарушения активного словаре, семантической структуры и лексической системности, при относительной сохранности пассивного словаря.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать теоретические основы проблемы развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2. Выявить особенности и уровни сфорсированности активного глагольного словаря, семантической структуры и лексической системности предикативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Составить методические рекомендации по развитию предикативного словаря для детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретико-методологическая основа исследования послужила:
-концепция, предложенная Р.Е. Левиной, под руководством которой в НИИ дефектологии в 50- 60 годы XX века была создана и разработана классификация общего недоразвития речи, которая дальнейшем была дополнена Т. Б. Филичевой.
-положение о единстве нормального и аномального развития детей (Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.А., Леонтьев, В.А. Ковшиков Г.В. Чиркина и др.)
• психолингвистический подход к механизмам формирования предикативного словаря (Т.В. Ахутина, A.M. Шахнарович, Н.И. Жинкин и др.)
• лингвистический подход, учитывает смысловую сторону языка, определяет предикат как центральную синтаксическую единицу (А.А. Потебня, В.В. Виноградов, Ю.С. Степанова, Г.А. Золотова, Л.В. Щерба и др.)
Методы исследования:
• теоретические методы: изучение, теоретический анализ и синтез научной литературы по изучаемой проблеме, анализ медицинской и педагогической документации; систематизация, классификация, сравнение.
• эмпирические методы: педагогическое наблюдение, беседа,
констатирующий эксперимент.
• качественно-количественные анализ экспериментальных данных.
Теоретическая значимость: обусловлена тем, что результаты исследования позволяют уточнить имеющиеся научные сведения о нарушениях предикативного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные методические рекомендации по формированию предикативного словаря у детей с общим недоразвитием речи, могут быть использованы в коррекционном и учебно-воспитательном процессе в дошкольных учреждениях логопедом, дефектологом, воспитателем, родителями.
Этапы исследования:
1 этап (ноябрь- январь 2017-2018г.) - поисково-теоретический,
включает изучение научной литературы по проблеме исследования, были сформулированы гипотеза, задачи, определена цель исследования, разработан план.
2 этап (февраль 2018г.) - экспериментальный, предусматривает
организацию опытно-экспериментальной работы по изучению особенностей предикативного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
3 этап (март - май 2018г.) - обобщающий посвящен завершению опытно-экспериментальной работы и включал анализ и обработку данных, обобщение полученных результатов, формулировку выводов.
Констатирующий эксперимент проводился на базе МБДОУ № 243 г. Красноярска.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Дипломная работа состоит из 2 глав. В первой главе нами были изучены и проанализированы теоретические основы проблемы развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи. Рассмотрены онтогенетические особенности формирование и развития словаря.
Мы выяснили, что общее недоразвитие речи - это системное нарушение, при котором у ребенка при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне.
Группа детей с ОНР крайне неоднородна по степени проявления речевого дефекта и своему клиническому составу. Р.Е. Левина определила три уровня речевого развития при ОНР. Учитывая тему нашего исследования, мы подробнее остановились на ОНР III уровня, которое характеризуется появлением развернутой фразовой речи с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон. Мы пришли к выводу, что дошкольный возраст - это период активного развития. Активное пополнение словарного запаса в этот период позволяет ребенку полноценно овладеть родным языком, что является необходимым условием решения задач умственного воспитания. У дошкольников с общим недоразвитием речи лексическое развитие значительно отстает от нормы. У них отмечается ограниченный словарный запас, особенно - предикативного словаря, трудности его актуализации, непонимание значения слов, в связи с чем - их неточное употребление, ошибки в словоизменении, несформированность семантических полей.
Кроме того, в первой главе мы рассмотрели методики по формированию и развитию предикативного словаря у детей с общим недоразвитием речи. В процессе развития словаря ребенка происходит количественное накопления слов, освоение их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения. Работа по развитию обогащению словарного запаса детей происходит и в процессе ознакомления с окружающим миром, и во всех видах детской деятельности, и в повседневной жизни, и в общении.
Во второй главе нами были выявлены и рассмотрены особенности и уровни сфорсированности пассивного, активного словаря, семантической структуры слова и лексической системности предикативного словаря у детей старшего дошкольного возраста. Для обследования мы использовали методику предложенную Е.Ф.Архиповой, так же приведены результаты практического исследования. Целью нашего исследования было выявить особенности и уровни сформированности предикативного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. В начале исследования нами была сформулирована гипотеза: о том, что в предикативном словаре у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, в большей мере будут наблюдаться нарушения активного словаре, семантической структуры и лексической системности, при относительной сохранности пассивного словаря.
Нами был сделан вывод, значительные сложности у испытуемых возникают в заданиях требующих актуализации словаря при относительной сформированности пассивного словаря, семантической структуры слова и лексической системности.
На основе обобщения результатов нами были выделить 3 типологических группы:
• с относительной сформированностью предикативного словаря (по всем сериям), 40% испытуемых(4 чел.).
- выраженные трудности в актуализации словаря, 50% испытуемых(5 чел.).
• нарушения активного, так и пассивного, семантической структуры слова и лексической системности, 10% испытуемых(1 чел.).
Так же нами был сделан вывод что нарушение формирования предикативного словаря у детей с общим недоразвитием речи проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объёма пассивного и активного словаря, неточном употреблении слов, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря. Отмечается своеобразие лексики, проявляющееся в неточности употребления слов, в несформированности обобщающих понятий.
Нами были даны методические рекомендации по расширению и развитию предикативного словарного запаса у старших дошкольников с ОНР III. Данные рекомендации учитывают общедидактические и специальные принципы логопедического воздействия и включают в себя игры и упражнения, направленные на расширение и обогащение пассивного и активного словаря, семантической структуры слова и лексической системности. Отклонения от нормы в лексическом развитии ребенка неизбежно приводит к когнитивным нарушениям и, как следствие - к сложностям в обучении. В связи с этим накопление, уточнение и актуализация словаря для данной группы старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня должно стать одной из важнейших коррекционных задач в настоящий период. Чем раньше произойдет коррекционно- логопедическое воздействие, тем успешнее будет их дальнейшее развитие.


1. Алексеева, М.М., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб.
заведений / М. М. Алексеева, Б.И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: Учеб. пособие для студ. Вузов / Е. Ф. Архипова. - М.: АСТ-Астрель, 2007. -с. 224-248 .
3. Ахутина Т.В., Наумова Т.Н. Смысловой и семантический синтаксис. Детская речь и концепция Л.С. Выготского // Психолингвистические проблемы семантики. М., 1983.- с.125
4. Бадалян, Л.О. Невропатология: Учебник для студ. дефектол. Фак. Высш.пед.учеб.заведений. - 2-е изд.,испр.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 368с.
5. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. - М., 1964, с. 310.
6. Большой академический словарь русского языка/ редакторы словаря Балахонова Л.И., Буторова У.В., Заяц А.А., Л.Е. Кругликова, Д.И.Панков, В.П. Филицына, А.А Шушков., 16 том. - СПб изд. Фирма «Наука» РАН, 2010.
7. Бородич, А.М. Методика развития речи детей Электронный ресурс / А. М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981
8. Бухарина К.Е. Конспекты занятий по развитию лексико­грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР и ЗПР: методическое пособие. / К.Е. Бухарина. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015. - 184 с.
9. Быховская, А. М. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР / авт.-сост. А. М. Быховская, Н. А. Казова. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. — 32 с.
10. Волкова, Л.С., Т.В. Туманова, Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектолог. фак. пед.вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. - М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2010.
11. Выготский Л.С. Развитие устной речи //Детская речь. 1996. Ч. 1.
12. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. -с.
13. Венгер, Л.С. Наглядно - пространственное моделирование/ Венгер Л.С.//Дошкольное воспитание. - 1982 - №3. - 20 с.
14. Викжанович, С.Н. Формирование у дошкольников с общим недоразвитием речи предикативной лексики с использованием пиктограмм. - М.: Национальный книжный центр, 2016. - 176 с.
15. Гагарина, Н. В. Становление грамматических категорий русского глагола в детской речи. /АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени доктора филологических наук - СПб., 2009.....57


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ