1. Введение 2 - 9 стр.
Глава 1. Теоретические предпосылки применения метода реконструкции на уроках истории в казачьих классах старшего звена.
1.1 . Применение современных технологий обучения на уроках истории как феномен современной дидактической мысли и практики обучения 10- 38 стр.
1.2. Психолого-педагогические особенности построения урока с
применением исторической реконструкции в казачьих классах старшего звена 39 - 47 стр.
1.3. Требования к организации урока истории с применением метода
реконструкции в казачьих классах старшего звена в свете новых образовательных стандартов 48 - 54стр.
Глава 2. Методические основы применения метода реконструкции на уроке истории по теме «Великая война» в казачьих классах старшего звена.
2.1. Методический ресурс материально-технического оснащения урока истории с применения метода реконструкции по теме «Великая война» в
казачьих классах старшего звена 55 - 57 стр.
2.2. Разработка плана - конспекта урока по теме «Великая война» с
применением метода исторической реконструкции в казачьих классах старшего звена 58 - 63 стр.
2.3. Методические рекомендации проведению урока истории с
применением метода реконструкции по теме «Великая война» и составлению его технологической карты 64 - 76 стр.
3. Заключение 77 -79 стр.
4. Список использованной литературы 80 - 82 стр.
5. Приложение 83 - 114 стр.
Актуальность исследования. Коренные и глубокие изменения, происходящие в последние десятилетия, в социально-экономической, общественно-политической и социокультурной жизни российского общества обуславливают инновационные процессы в системе отечественного образования. Данные процессы стимулируют, актуализируют и направляют научно-педагогическую мысль и практику образовательных учреждений на решение насущных дидактических проблем. Одна из них касается теоретических оснований и прикладных разработок современного урока истории, как основной единицы дидактического цикла и важнейшей формы организации общения субъектов учебного процесса реализуемого в интересах человека, общества и государства во всех типах общеобразовательных школ Российской Федерации, и сопровождающегося подтверждением обучающимся достижения установленных государством образовательных уровней по данной учебной дисциплине.
В условиях сложных и противоречивых процессов модернизации отечественного образования, смены парадигмы в педагогике с технократической на гуманистическую и в дидактике со знаниевой на целевую и результативную, разработки нового концептуального подхода к фундаментальным изысканиям современной научной мысли, применения в практике школьного обучения истории новых образовательных технологий - урок все ещё сохраняет свой статус основной формы организации процесса планомерный, организованный и целенаправленный передачи подрастающим поколениям знаний, умений, навыков, руководства их познавательной деятельностью и выработки у него мировоззрения, а так же средства получения образования.
Степень изученности темы.
В последние десятилетия «участь» урока, как феномена теории обучения, складывалась непросто. Критика классно-урочной системы за ее формализм, ориентацию на «среднего» ученика и авторитарный стиль отношений участников учебного процесса дана в работах Н.С. Антонова, Ю.И. Афанасьева, А.Г. Гречишникова, М.И. Махмутова и др.В последние годы в теории обосновываются «альтернативные» системы организации учебного занятия, основанные на стимулирующей и развивающей среде, на взаимодействии и сотрудничестве субъектов учебного процесса рассматривались А.С. Ганицкой, М.И. Махмутов, М.А. Чошанов и др. Базовые дидактические основания современного урока конкретизированы в трудах ведущих российских ученых (Л.С. Выготский, Ю.К. Бабанский, Л.В. Занков, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, Д.Б. Эльконин и др.). Научные основы оптимального выбора методов, средств и организационных форм урока рассматривали П. Беспалько, В.К. Дьяченко, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский,И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, П.И. Пидкасистый, и др. Проблемы сущности, структуры и типологии современного урока изучали В.Н. Максимова, В.Г. Разумовский, В.Ф. Шаталов и др. Сближение теории обучения с психологией рассматривали П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Н.Ф. Талызина Д.Б. Эльконин и др.
Обзор и анализ фундаментальных трудов свидетельствует, что в отечественной педагогике и дидактике заложены научные предпосылки изучения теории урока и практике применения современных технологий обучения при работе со старшеклассниками в образовательном пространстве общеобразовательной школы. Однако они охватывают не все значимые аспекты. Недостаточно изученной остается проблема результативного применения метода реконструкции на уроках истории по теме «Великая война» в казачьих классах старшего звена.
Таким образом, существуют противоречия:
- между возрастающей потребностью государства и общества в реализации в учебном процессе средней школы современных концепций отечественной дидактики, и недостаточно выраженной ориентацией образовательной практики на решение этой важной задачи;
• между установками педагогической общественности на актуализацию заложенных отечественной наукой идей применения в учебном процессе средней школы современных образовательных технологий, и недостаточным вниманием к освоению уже проверенных методических решений и организационного опыта в изучении истории;
• между объективной потребностью учителей истории в освоении позитивного опыта применения метода реконструкции на уроках по теме «Великая война» в казачьих классах старшего звена, и отсутствием описания разработки и технологической карты данного урока в научно-методической литературе.
На исходных положениях выявленных противоречий сформулирована, проблема исследования, заключающаяся в необходимости выявления, обоснования описания теоретико-методических оснований результативного применение метода реконструкции на уроках истории по теме «Великая война» в казачьих классах старшего звена.
Эта проблема не ставилась и не подвергалась целенаправленному изучению. Её актуальность, недостаточная теоретическая обоснованность и практическая значимость для современной практики позволили определить тему исследования: «Особенности применения метода реконструкции
на уроках истории по теме «Великая война» в казачьих классах старшего звена».
Цель исследования разработать, апробировать и описать теоретикометодические основания применения метода реконструкции на уроках истории по теме «Великая война» в казачьих классах старшего звена.
Объект исследования - теория и практика применения современных технологий в процессе обучения истории.
Предмет исследования - особенности применения метода реконструкции на уроках истории по теме «Великая война» в казачьих классах старшего звена.
Гипотеза исследования: применение метода реконструкции на уроках истории в казачьих классах старшего звена будет результативным, если
• выявлены и реализуются возможности применения современных образовательных технологий на уроках истории в контексте достижений современной отечественной дидактической мысли и практике обучения;
• охарактеризованы психолого-педагогические особенности построения урока с применением исторической реконструкции в казачьих классах старшего звена;
• раскрыты и реализованы требования к организации урока истории с применением метода реконструкции в казачьих классах старшего звена в свете новых образовательных стандартов;
• обоснован методический ресурс материально-технического обеспечения урока истории с применения метода реконструкции по теме «Великая война» в казачьих классах старшего звена;
• разработан и реализуется план - конспекта урока по теме «Великая война» с применением метода исторической реконструкции в казачьих классах старшего звена;
• обоснованы и внедрены методические рекомендации по проведению урока истории с применением метода реконструкции по теме «Великая война» в казачьих классах старшего звена с составлением его технологической карты.
Для реализации цели исследования, в соответствии с объектом, предметом и гипотезой, определены следующие задачи исследования:
1. Выявить и реализовать возможности применения современных образовательных технологий на уроках истории в контексте достижений современной отечественной дидактической мысли и практике обучения.
2. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности построения урока с применением исторической реконструкции в казачьих классах старшего звена.
3. Раскрыть и реализовать требования к организации урока истории с применением метода реконструкции в казачьих классах старшего звена в свете новых образовательных стандартов.
4. Обосновать методический ресурс материально-технического обеспечения урока истории с применения метода реконструкции по теме «Великая война» в казачьих классах старшего звена.
5. Разработать и реализовать план - конспект урока по теме «Великая война» с применением метода исторической реконструкции в казачьих классах старшего звена.
6. Обосновать и внедрить методические рекомендации по проведению урока истории с применением метода реконструкции по теме «Великая война» в казачьих классах старшего звена с составлением его технологической карты.
Методологическую основу исследования составили: современные философские, психологические и общенаучные концепции в области теории обучения: системный подход к анализу интеллектуальной, учебной
деятельности учащихся на всех этапах процесса образования (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, М.А. Данилов, Н.Д. Никандров и др.); личностно-ориентированный подход в организации процесса обучения (Ш.А. Аманошвилли, Е.В. Бондоревская, М.Н. Скаткин, В.А Сластенин, К.Д. Ушинский, и др.); деятельностный подход (К.А. Абульхановой-Славская, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.В. Краевский, С.Л Рубинштейн, Н.Ф. Толызина, Д.Б. Эльконин, и др.); аксеологический подход (А.А. Бадалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, Ю.В. Синько, Г.А. Цукерман и др.)
Теоретическими основаниями исследования выступают работы А.Г. Асмалова, О.А. Белякой, Н.А. Берлиной. М.Б. Богуславского, Н.С.
Боголюбова, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова психолого-педагогические теории деятельности и развития личности (Ш.А. Аманошвилли, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, С.И. Осипова и др.); концептуальные положения теории личностно-ориентированного обучения (В.П. Беспалько, Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, и др.); теории организации учебной деятельности (А.А. Вербицкий, В.А. Зиновьев, В.А. Караковский, И.Я. Лернер, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова); теории возникновения затруднений в обучении (И.А. Зимняя, Н.А. Кузнецова, А.К. Маркова и др.); теории целостного развития учебного процесса (В.С. Ильин, В.А. Сластенин и др.).
В целях реализации задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования.
• теоретические методы: сравнительно-сопоставительный,
ретроспективный анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, научной периодики по теме; изучение директивных, нормативных и программно-методических документов в сфере организации процесса обучения; системный анализ, синтез и обобщение полученных результатов, моделирование;
• эмпирические методы: наблюдение, опрос, тестирование,
педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий) с использованием метода прогрессивных матриц Равенна;
• статистические методы: количественно-качественный обработки и анализ результатов диагностики уровня тревожности Филипса, методы математической статистики.
Опытно-экспериментальная база исследования. Выступило Муниципальное образовательного учреждения «Высотинская средняя школа» Сухобузимского района Красноярского края. В констатирующем и формирующем экспериментах приняли участие учащиеся 9 казачьего класса в количестве 15 человек.
Новизна исследования определяется тем, что в нем
• изучены и проанализированы возможности применения современных образовательных технологий на уроках истории в контексте достижений современной отечественной дидактической мысли и практике обучения;
• обобщены и охарактеризованы психолого-педагогические
особенности построения урока с применением исторической реконструкции в казачьих классах старшего звена;
• раскрыт и обобщен, на теоретико-методическом и организационном уровнях, опыт реализации требований к организации урока истории с применением метода реконструкции в казачьих классах старшего звена в свете новых образовательных стандартов;
• обоснован методический ресурс материально-технического обеспечения урока истории с применения метода реконструкции по теме «Великая война» в казачьих классах старшего звена.
• разработан и реализован план - конспект урока по теме «Великая война» с применением метода исторической реконструкции в казачьих классах старшего звена.
• пополнен фонд методических рекомендаций по проведению урока истории с применением метода реконструкции по теме «Великая война» в казачьих классах старшего звена с составлением его технологической карты.
Теоретическая значимость исследования состоит в проблематизации ряда вопросов методологического, методического и технологического плана. Через изучение теории и практики реализации современного урока в качестве проблем специальных исследований развития теории обучения, особенности взаимосвязи и взаимовлияния педагогической теории и передового педагогического опыта, обоснование статуса урока как дидактической категории, моделирование урока с применением метода реконструкции по теме «Великая война» в казачьих классах старшего звена
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы для развития идей инновационных уроков истории в общеобразовательной школе; в обосновании и выборе технологии обучения; в моделировании конкретных уроков; организации различных инновационных форм учебной деятельности на уроке истории. На материалах исследования могут быть разработаны учебные пособия, методические рекомендации для студентов и учителей-практиков, выполнены рефераты, курсовые и выпускные квалификационные работы.
Структура работы. Диплом состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
В своей работе мы рассмотреть историю Великой войны и героев (к сожалению, невозможно охватить все имена, в рамках 2-х уроков осветить всех героев той войны, но, если мы будем помнить хотя бы несколько имен, это уже вклад в историю); мы разработали урок, используя современные технологии. Таким образом, цель исследования разработать, апробироватьи описать теоретико-методические основания применения метода реконструкции на уроках истории по теме «Великая война» в казачьих классах старшего звена - достигнута. Гипотеза исследования: применение метода реконструкции на уроках истории в казачьих классах старшего звена будет результативным, если
• выявлены и реализуются возможности применения современных образовательных технологий на уроках истории в контексте достижений современной отечественной дидактической мысли и практике обучения;
• охарактеризованы психолого-педагогические особенности построения урока с применением исторической реконструкции в казачьих классах старшего звена;
• раскрыты и реализованы требования к организации урока истории с применением метода реконструкции в казачьих классах старшего звена в свете новых образовательных стандартов;
• обоснован методический ресурс материально-технического обеспечения урока истории с применения метода реконструкции по теме «Великая война» в казачьих классах старшего звена;
• разработан и реализуется план - конспекта урока по теме «Великая война» с применением метода исторической реконструкции в казачьих классах старшего звена;
• обоснованы и внедрены методические рекомендации по проведению урока истории с применением метода реконструкции по теме «Великая война» в казачьих классах старшего звена с составлением его технологической карты подтверждена. При разработке урока мы использовали проектную технологию и элементы метода реконструкции, который, на наш взгляд, наиболее подходит к разработке данной теме (более эффективен). В данной работе представлена не только разработка урока, но и технологическая карта, что соответствует требованиям ФГОС. Следует отметить, что сам по себе метод наглядности далеко не новый и активно применяется в учебном процессе в различных формах. Однако использование “продуктов” исторической реконструкции в данном контексте встречается крайне редко. Тем не менее, применение вышеуказанного метода заслуживает отдельного внимания, поскольку таит в себе большой потенциал и раскрывает новые горизонты.
Мы проанализировали особенности реконструкции как элемента урока, в котором есть и положительные стороны, и трудности проведения. Плюсом к реконструкции служит:
1. Возможность учащихся самим лучше узнать и запомнить эпоху, героев, проблемы страны.
2. Самореализация учащихся, когда раскрываются их положительные качества.
Трудной стороной реконструкции служит:
• Отсутствие необходимых реквизитов для оформления исторического пространства;
• Большие затраты педагога на изготовление костюмов героям.
Надо помнить и всё-таки знать обо всех войнах, в которых участвовала наша Родина, наше Отечество, наша Россия, помнить, и не допустить, чтобы славные имена героев ушли в забытье. Хотя сейчас многие считают, что нет таких героев, но если осмотреться, и вдумчиво вглядеться. Таких ребят повсюду немеренно найдётся. Русский солдат проявлял и до сих пор проявляет великий героизм, беззаветное мужество и самопожертвование.
1. Бьюкенен Дж. Мемуары дипломата. Глава 14 / Дж. Бьюкенен. — М.: Международные отношения, 1991. - 125 с.
2. Василенко, И.Т. Педагогическая практика в системе профессиональной подготовки студента-историка [Текст] / И.Т. Василенко // Качество педагогического образования: молодой учитель: материалы IV Всероссийской конференции: в 3 т. - Тула, 2003. - Т. 2. - С. 146-147.
3. Громова О.К. «Критическое мышление - как это по-русски? Технология творчества. / БШ № 12, 2001. - 36 с.
4. Костенко В. Я гражданин земли русской. Кострома, 2006. - 250 с.
5. Ларина В.П. Лекции на занятиях творческой лаборатории «Современные педагогические технологии». /Ларина В.П., Ходырева Е.А., Окунев А.А. - Киров: 1999 - 2002.
6. Ленин В.И. ПСС, 5-е изд. Т. 26. — с. 13 - 23.
7. Ленин В.И. «Социализм и война», август 1915 (ПСС. — Т. 26. — с. 307—350.)
8. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока. / С.Г. Манвелов - М.: Просвещение, 2002. - 300 с.
9. Милюков А. Н. Использование исторической реконструкции как наглядного метода изучения истории // Педагогика: традиции и инновации: материалы Международной научной конференции. Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — с. 139-140.
10. Пайпс Ричард. Русская революция. Т. 2. — М: Захаров, 2005. — — 720 с.
11. Палеолог М. Царская Россия во время мировой войны. — М.: Международные отношения, 1991. - 560 с.
12. Палеолог М. Царская Россия во время мировой войны. — М.: Международные отношения, 1991. (Глава XII).
13. Петрусинский В.В. Игры - обучения, тренинг, досуг. Новая школа, 1994. - 300 с.
14. Соколова, Н.Г. Пишем курсовую, выпускную квалификационную работу [Текст] : метод. рекомендации для студентов пед. колледжей и вузов / Н.Г. Соколова. - Тула: Издательство ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2008. - 116 с.
15. Спиридович А. И. Великая Война и Февральская Революция 1914—1917 гг. — Минск: Харвест, 2004. (Кн. 1, гл. 12)...29