Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПРОДУКТИВНЫХ И РЕПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Работа №153170

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы78
Год сдачи2015
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования
1.1. Основные сущностные характеристики понятия «связная речь» 7
1.2. Развитие связной речи в онтогенезе 13
1.3. Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи III уровня 17
1.4. Обзор методик логопедической работы по формированию связной
монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 21
Глава 2. Констатирующий эксперимент и его анализ
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 25
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 32
2.3. Методические рекомендации по развитию связной монологической речи у
детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 42
Заключение 51
Библиографический список 54
Приложение

Актуальность исследования. В настоящее время неуклонно растет количество детей с общим недоразвитием речи. Среди дошкольников с речевой патологией дети с общим недоразвитием речи составляют самую многочисленную группу — около 40% [18].
Одной из ведущих проблем логопедии является изучение особенностей речевых дефектов у данной категории детей, их диагностика и построение системы коррекционной работы с ними.
Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического) и недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой сторон речи.
Изучением особенностей связной речи детей с общим недоразвитием речи и созданием методик коррекционной работы занимались такие отечественные ученые как Е.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.А. Ястребова, Т.В. Туманова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.А. Ткаченко, В.К. Воробьева, В.П. Глухов.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей - один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития.
Сформированная связная речь - важнейшее условие успешности обучения ребенка в школе. В коррекционной логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи формирование связной речи - конечная цель всего коррекционного процесса, требующего длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка.
Таким образом, тема нашего исследования актуальна, так как
своевременное выявление особенностей связной речи у детей с общим недоразвитием речи и их коррекция позволят успешно подготовиться к обучению в школе и, соответственно, к социализации в обществе детям данной категории.
Проблема исследования заключается в ответе на вопрос: «Каковы особенности продуктивных и репродуктивных видов связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня?»
Объект исследования: Связная речь.
Предмет исследования: Особенности и уровни сформированности продуктивных и репродуктивных видов связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что у детей с общим недоразвитием речи будут наблюдаться нарушения продуктивных и репродуктивных видов связной монологической речи, как на смысловом, так и языковом уровнях; выявление этих нарушений позволит нам составить дифференцированные методические рекомендации для их коррекции.
Цель исследования: изучить особенности продуктивных и
репродуктивных видов связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме исследования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
2. Изучить особенности и уровни репродуктивных возможностей детей, продуктивных видов связной речи, построения связного сообщения в условиях частичной заданности, ориентировочной деятельности, которая заключается в умении выделять всеобщие, характерные признаки, присущие организации именно этой языковой единице.
3. Составить методические рекомендации по развитию продуктивных и репродуктивных видов связной речи для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием.
Теоретико-методологической основой исследования положение о развивающей роли обучения (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, положение о единстве и взаимосвязи когнитивного и речевого развития в онтогенезе (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович); теория речевой деятельности (А.А. Леонтьев, Т.В. Ахутина, А.А. Залевская, И.А. Зимняя); психолингвистическая теория текста, рассматривающая его в единстве двух базовых признаков - целостности и связности (А.А. Леонтьев, Т.М. Дридзе, Л.В. Сахарный и др.).
Методы исследования: в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы в ходе данного исследования применялись методы:
• теоретические методы: изучение, теоретический анализ и синтез научной литературы по изучаемой проблеме, нормативно-правовых документов, учебных программ дошкольного учреждения; анализ медицинской и педагогической документации; систематизация, классификация, сравнение, прогнозирование, планирование, теоретическое моделирование опытно­поисковой работы;
• эмпирические методы: педагогическое наблюдение, констатирующий эксперимент, беседа.
В ходе педагогического эксперимента были использованы методы качественно-количественной обработки экспериментальных данных.
Теоретическая значимость: исследования обусловлена тем, что
подтверждены имеющиеся научные сведения об особенностях связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость работы заключается в том, что выводы и результаты по особенностям связной монологической речи могут быть использованы в коррекционном и учебно-воспитательном процессе.
Этапы исследования:
1 этап (февраль-март 2015г.) - поисково-теоретический, включает
изучение научной литературы по проблеме исследования, были сформулированы гипотеза, задачи, определена цель исследования, разработан план.
2 этап (апрель 2015г.) - экспериментальный, предусматривает
организацию опытно-экспериментальной работы по изучению особенностей и уровней сформированности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3 этап (май 2015г.) - обобщающий посвящен завершению опытно­
экспериментальной работы и включал анализ и обработку данных, обобщение полученных результатов, формулировку выводов.
Констатирующий эксперимент проводился на базе МБДОУ
комбинированного вида № 59 г. Красноярска.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе решения первой задачи мы проанализировали психолого­педагогическую, логопедическую, лингвистическую литературу и определили степень изученности таких направлений, как основные сущностные характеристики понятия связной речи, развитие связной речи в онтогенезе, особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Также мы проанализировали имеющиеся в литературе методики по формированию связной монологической речи у детей дошкольного возраста.
У детей с общим недоразвитием речи можно выделить следующие особенности связной речи:
• При выполнении заданий на составление рассказа по серии сюжетных картин, одной картине, заданной теме или даже в беседе, у детей с общим недоразвитием речи отмечается нарушение логической последовательности, чрезмерное внимание к второстепенным деталям, повторение уже рассказанных эпизодов и пропуск основных логических звеньев связного сообщения.
• При рассказывании на свободную тему, составлении рассказа на основе личного опыта, рассказывании с элементами творчества, дети в основном пользуются простыми, часто аграмматичными предложениями.
• Дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности при осуществлении планирования своего высказывания и при отборе соответствующих языковых средств.
Развитие монологической речи требует сформированности других сторон речи и мыслительных операций у детей.
Результаты работы представлены в I главе.
С целью выявления особенностей продуктивных и репродуктивных видов связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, нами был организован и проведен констатирующий эксперимент, результаты которого представлены нами во II главе работы.
В исследовании принимали участие 10 детей 5-6 летнего возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
При проведении констатирующего эксперимента была использована методика В. К. Воробьевой. Методика включала 4 серии заданий:
1 задание: направлено на выявление репродуктивных возможностей речи детей;
2 задание: направлено на исследование продуктивных видов связной речи;
3 задание: направлено на выявление особенностей построения связного сообщения в условиях частичной заданности;
4 задание: направлено на выяснение состояния ориентировочной деятельности, которая заключается в умении выделять всеобщие, характерные признаки, присущие организации именно этой языковой единицы.
По результатам исследования нами были выявлены качественные особенности сформированности продуктивных и репродуктивных видов связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня:
• недостаточная сформированность умения передавать смысловую программу заданного текста;
• малая самостоятельность в составлении рассказа;
• однообразие и ограниченность речевых и грамматических средств;
• репродуктивные виды речи более сформированны, чем продуктивные
• успешность продуктивных и репродуктивность видов речи зависит от наличия материальных и смысловых опор;
• трудности в создании программы содержания развернутых и монологических высказываний;
• логическая последовательность изложения нарушена;
• пропуски (смысловые);
• затруднения в установлении временной последовательности изображенных на картинке событий;
• незавершенность фрагментов.
По результатам констатирующего эксперимента учащиеся были распределены на уровни успешности следующим образом:
• 0% детей на высоком уровне развития;
• 70% детей на среднем уровне;
-30% детей на низком уровне развития монологической речи.
Подобранные нами методические рекомендации имеют общую направленность на развитие связной монологической речи, но так как по результатам констатирующего эксперимента мы выделили определенные особенности в развитии связной речи у детей, мы определили следующие виды работ: подготовительные задания на развитие языковой способности детей; обучение детей составлять рассказы по картине и серии картин; обучение составлению рассказов - описаний; обучение составлению творческих рассказов. Данные виды работ предлагались дифференцированно, в зависимости от уровня сформированности связной речи у детей.
Таким образом, цели и задачи, поставленные нами, реализованы, гипотеза доказана.


1. Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006
2. Выготский Л.С. Психология. - М.: Изд-во «Эксмо-Пресс», 2000
3. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию// Дефектология.- 1994.- №2
4. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М.: АРКТИ, 2004
5. Гризик Т.И. Развитие речи детей 5 - 6 лет. - М.: Просвещение, 2006
6. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985.
7. Жинкин Н.И. Механизм речи. - М., 1958.
8. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. - М., 1994.
9. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1990.
10. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М., 2001.
11. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М., 2002.
12. Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой. - М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2006
13. Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. - М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2003. - Кн. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. Нарушение речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью
14. Малетина Н., Помомарева Л. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // «Дошкольное воспитание». - 2004 г. - №6.
15. Микляева Н.В. Развитие языковой способности как направление совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи // Логопед.- 2008г.- №3...42


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ