Только Word
Введение 3
ГЛАВА 1. Анализ литературы по проблеме исследования 7
1.1. Особенности внимания как психического процесса 7
1.2. . Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР 15
1.3. Обзор методик по выявлению уровня произвольного внимания у 23 детей младшего школьного возраста с ЗПР
ГЛАВА 2. Констатирующий эксперимент и его анализ 26
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 26
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 30
ГЛАВА 3. Методические рекомендации психологу по развитию 37 произвольного внимания детей младшего школьного возраста с ЗПР
3.1. Научно-методическое обоснование проблемы развития 37 произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР
3.2. Рекомендации психологу по развитию произвольного внимания 40 для детей младшего школьного возраста с ЗПР
Заключение 46
Список литературы 48
Приложение 1 52
Приложение 2 56
Приложение 3 57
Актуальность исследования. В современных условиях социальноэкономических преобразований общества перед педагогической наукой и практикой особо остро встают задачи поиска наиболее оптимальных условий обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и потенциальными возможностями [41]. Успешное обучение и воспитание детей этой категории, в частности, детей с задержкой психического развития (ЗПР), является предпосылкой полноценной социально-трудовой адаптации их в обществе [29].
В работе с младшими школьниками чрезвычайно актуальной является проблема внимания [8]. Переход к школьному обучению предполагает достаточную степень сформированности основных познавательных процессов, в структуре которых базисное положение занимает произвольное внимание, так как уровень его развития является одним из условий успешности любого вида деятельности и становления личности в целом [20]. «Невнимательность»,
«несобранность», «отвлекаемость» отмечаются у многих нормально развивающихся младших школьников и представляют особо острую проблему у младших школьников с ЗПР, так как внимание является необходимым условием их успешного развития в процессе обучения и воспитания.
Изучению проблемы внимания посвящены работы многих исследователей: И.П. Павлова, И.М. Сеченова, А.А. Ухтомского, Н.Н. Ланге, Т. Рибо, А.Р. Лурия, Е.Д. Хомской, А.В. Снежневского, В.В. Лебединского, К.К. Платонова, Н.Ф. Добрынина и др. (физиологические основы внимания, природа и механизмы нарушений внимания с клинической, нейрофизиологической и психологической точек зрения), Ю.3. Гильбуха, П.Я. Гальперина, И.Л. Баскаковой, С.Л. Кабыльницкой, А.В. Петровского, Ф.Н. Гоноболина, О.М. Корчемлюк, С.С. Левитиной, Т.М. Мирютиной, Т.А. Мелеховой, Е.М Черепановой, М.П. Волокитиной, М.Ч. Матюхиной (прикладные и возрастные аспекты проблемы внимания), М.С. Певзнер, Т.А. Власовой, Э.Я. Пекелис, И.Ф. Марковской, К.С. Лебединской, Л.И. Переслени, Г.М. Понарядовой, У.В. Ульенковой, В.П. Мусиной, Л.Ф. Чупрова и др. (особенности развития внимания у детей с ЗПР). Однако, несмотря на большое число работ, посвященных исследованию вниманию и особенностям его развития в разные периоды детства, проблема развития внимания у младших школьников с ЗПР остается до конца не изученной. В частности, до настоящего времени до конца не изучены особенности произвольного внимания у этой категории детей. Между тем, изучение этих особенностей представляет особую практическую значимость для оптимизации системы психолого-педагогической помощи младшим школьникам с ЗПР, в частности, для разработки эффективных психолого-педагогических технологий коррекции нарушений развития произвольного внимания и других высших психических функций у этих детей. Это определяет актуальность проблемы исследования.
Объект исследования: внимание младших школьников.
Предмет исследования: особенности произвольного внимания у младших школьников с ЗПР.
Цель исследования - изучить особенности произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования конкретизирована в следующих задачах:
• Выявить особенности формирования внимания в онтогенезе.
• Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме произвольного внимания у нормально развивающихся младших школьников.
• Выявить особенности произвольного внимания у младших школьников с ЗПР
• Составить методические рекомендации психологу по коррекции произвольного внимания у младших школьников с ЗПР
Гипотеза исследования предположительно, состоит в том, что у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития имеются отличия в уровне развития произвольного внимания от сверстников с нормальным психическим развитием, которые заключаются в: низком уровне устойчивости и концентрации внимания и его малом объеме.
Методы исследования. Для реализации целей и поставленных задач были использованы следующие методы исследования: 1) теоретические (анализ психолого-медико-педагогической литературы по проблеме исследования); 2) эмпирические методы (изучение психолого-педагогической документации на каждого ребенка, принимавшего участие в исследовании; констатирующий эксперимент; опрос; беседа; наблюдение); 3) методы количественной, качественной обработки данных и интерпретационные методы.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях произвольного внимания детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Практическая значимость исследования определяется возможностью его использования психологами, учителями школ, классным руководителям, родителями детей с задержкой психического развития, имеющих особенности произвольного внимания, педагогами коррекционных учреждений.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы (50 источников) и 3 приложений. Работа проиллюстрирована 3 гистограммами, включает 4 таблицы.
Организация исследования. Базой исследования явились МБОУ ДО «Центр творческого развития и гуманитарного образования» Центрального района г. Красноярска и Красноярская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа №7 VII для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в течение 2014-2015 г. в пять этапов:
Первый этап (сентябрь-октябрь 2014) - изучение и анализ литературы по проблеме исследования. Определение объекта и предмета исследования; формулирование и уточнение цели, гипотезы, задач.
Второй этап (октябрь-ноябрь 2014)- составление плана исследования, подбор психодиагностического инструментария, разработка методики констатирующего эксперимента.
Третий этап (декабрь 2014-январь 2015) -проведение констатирующего эксперимента по изучению особенностей произвольного внимания детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Четвёртый этап (февраль-март 2015) - количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента и интерпретация полученных данных.
Пятый этап (март-май 2015) - составление методических рекомендаций учителям по повышению произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Формулирование общих выводов и заключения.
Уровень развития произвольного внимания во многом определяет успешность школьного обучения. Произвольное внимание в значительной мере определяет ход и результаты учебной деятельности школьника, содействуя быстрейшему включению ученика в познавательную деятельность и создавая предварительную готовность к предстоящей работе.
Анализ литературных источников позволил нам раскрыть понятие «внимание», рассмотреть виды и свойства внимания.
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы.
В ходе исследования рассмотрено понятие «задержка психического развития». Задержка психического развития представляет собой полиморфное нарушение, так как у одной группы детей может страдать работоспособность, а у другой - мотивация к познавательной деятельности. Многообразие проявлений задержки психического развития определяется также глубиной повреждений или различной степенью незрелости мозговых структур.
Было проведено эмпирическое исследование особенностей произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным психическим развитием. В итоге были получены данные, свидетельствующие о том, что концентрация, устойчивость и объем внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития находятся на низком уровне развития.
В отличие от нормального развития внимания, внимание у детей с задержкой психического развития развивается иначе и имеет свои особенности:
• Неустойчивость (чрезмерная подвижность внимания, дети не могут длительно заниматься одной и той же деятельностью)
• Низкая концентрация (неспособность ребенка сосредоточиться на задании, какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость, истощаемость и утомляемость);
• Узкий объем внимания (не могут сосредоточиться на большом количестве объектов, степень ясности и отчетливости воспринимаемых объектов снижена)
По итогам проведённого исследования, были разработаны и предложены рекомендации для психологов, работающих с детьми с задержкой психического развития. Предложенный комплекс игр и упражнений будет полезен педагогам- дефектологам при осуществлении коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития, воспитателям, работающим с детьми данной группы.
1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР: Учебное пособие. - М.: ЭНАС, 2001. - 136 с.
2. Борякова Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология, 2003, № 1, С. 10.
3. Власова Т.А. Обучение детей с задержкой психического развития. - М.,2009 - 205с.
4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - М.: Союз, 2006. - 224 с.
5. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. - М., 2004. - С. 5-87.
6. Гальперин Г.Я. Лекции по психологии. - М.: Книжный дом «Университет», 2002. - 400 с.
7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. ( Курс лекций). - М., 2001. - 458 с.
8. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Л. Хрестоматия по психологии. - М., 2000. - 528 с.
9. Гуткина Н.И. Детский практический психолог в школе. - М.: Академия, 2004. - 328 с.
10. Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие для педагогов специальных учреждений. - М.: Аквариум, 2007. - 122 с.
11. Дубровина И.В. и др. Психология: учебник для студентов средних педагогических заведений / под редакцией И.В. Дубровской. - М.: Академия, 2001. - 464 с.
12. Ермолаев О.Ю. Внимание школьника. - М.:Просвещение, 1987. - 120 с.
13.Заваденко Н.Н. Дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. - М.: Школа-Пресс, 2001. - 128 с.
14. Карпова Г.А., Артемьева Т.Л. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития: учебное пособие. - Екатеринбург: Деловая книга, 2005. - 154 с.
15. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: Владос, 2002. - 208 с...50