Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕВОЧЕК В ПОДРОСТКОВОМ ПЕРИОДЕ
1.1. Понятие «гендерные особенности» 7
1.2. Особенности физического развития девочек в возрасте
12-15 лет 9
1.3. Методы оценивания физического развития девочек на занятиях
физической культуры 14
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методы исследования 17
2.2. Организация исследования 31 3.ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕВОЧЕК 5-7 КЛАССОВ В КРАСНОЯРСКОЙ МАРИИНСКОЙ ЖЕНСКОЙ ГИМНАЗИИ И ОЦЕНКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
3.1. Обоснование и разработка методики проведения уроков физической культуры для девочек 5-7 классов в Красноярской Мариинской женской гимназии 33
3.2. Оценка эффективности разработанной методики проведения уроков физической культуры для девочек 5-7 классов в Красноярской Мариинской
женской гимназии 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
Организм девочек отличает целый ряд физиологических,
морфологических и функциональных признаков. В связи с этим, при занятиях по физической культуре у девочек существует различные особенности, которые следует учитывать, чтобы не нанести вред женскому организму. Особенно это касается подросткового периода, когда организм бурно формируется. Так, по сравнению с мальчиками, у девочек существенно ниже уровень развития как физической силы, так и быстроты двигательной реакции, однако девочки обладают большей гибкостью, пластичностью.
Еще во времена Екатерины Великой важное значение в женском образовании придавалось обучению танцам. «Танцы... должны были способствовать естественности, ловкости в движениях, а это делало человека свободным в обществе и помогало сближению людей между собой»[39]. А если говорить опять же современным языком, танцам придавалась коммуникативная нагрузка, выраженная во владении языком тела, движений, жестов.
В общеобразовательных школах занятия по физической культуре проводятся совместно, порой не учитывая гендерные особенности как мальчиков, так и девочек. Как правило, программу по физическому воспитанию не адаптирует под воспитанников. Вышеизложенное определило актуальность данной работы.
Возрождение в начале 2000-ых годов женских гимназий в России внесло новые аспекты в образование девочек. Первой, после упразднения еще в 1918 году отдельного женского образования в России, открылась Красноярская Мариинская женская гимназия-интернат. Здесь, наряду с учебными дисциплинами, занятия по физической культуре проводятся с учетом особенностей женского организма. Кроме уроков физической культуры во вторую половину дня проводятся занятия по хореографии, плаванию, баскетболу, волейболу, самбо.
Анализ инструктивно-методических материалов по организации образовательной деятельности Мариинской женской гимназии, под авторством В.Н. Миронова, показал, что идея раздельного основного образования для мальчиков и девочек через открытие кадетских корпусов и женских Мариинских гимназий базируется на полоролевом подходе к образованию и воспитанию, включающем дифференциацию по целевым установкам, содержанию образования, приоритетным формам и видам деятельности, ведущим способам организации режима жизнедеятельности, принимаемым нормам поведения и общения[39]. Данное заведение ориентированно «на становление современной образованной Дамы, Женщины, Матери, Хозяйки». Здоровьесберегающий компонент, который присутствует в программе женского образования, включает в себя: формированию воспитанниц здорового образа жизни, обеспечения физического гармоничного развития в соответствии с возрастом.
Объектом данной работы является процесс физического воспитания девочек в возрасте 12-15 лет, а в качестве предмета изучения рассматривается методика организации физического воспитания девочек вышеуказанного возраста в Красноярской Мариинской женской гимназии.
При работе были использованы различные методы: анализ научнометодической литературы; контрольные испытания, педагогический эксперимент, математико-статистические методы. Автором был разработан проект (в качестве рекомендаций) по улучшению проведения занятий по физической культуре у девочек подросткового возраста.
Методика В. И. Ляха отличается тем, что он большое внимание уделяет развитию двигательных способностей, а также двигательным умением и навыком в изучаемых видах спорта: гимнастике, баскетболе, волейболе, футболе и так далее. Необходимо отметить, что В.И. Лях делает акцент на самовоспитании, как сознательной деятельности человека, направленной на изменение в своей личности [5].
Автор в своей статье обращает внимание на то, что много детей в подростковом возрасте имеют физические отклонения. Так, из 26 воспитанниц Красноярской Мариинской женской гимназии лишь половина девочек имеют группу здоровья №1 (См. Приложение №1) В связи с этим, появилась необходимость в изучении частных методик адаптивной физической культуры детей с различными нарушениями.
Рассмотренная автором статьи методика Л.Н. Ростомашвили направлена на занятия физической культурой с детьми, имеющими нарушение зрения [7]. В гимназии есть дети с данным отклонением. Ростомашвили отмечает, что любой дефект влияет на состояние двигательной и психической сферы детей [7].
Методика С. Ф. Курдыбайло направлена на детей с аномалиями конечностей. Ни для кого не секрет, что в настоящее время много детей с плоскостопием. Упражнения этого автора помогают облегчить или совсем избавить от данного недуга.
Цель работы: выявить особенности проведения занятий по физической культуре в подростковом периоде у девочек в Мариинской женской гимназии города Красноярска.
Для достижения данной цели автор в своей работе решает следующие задачи:
1. Выявить особенности физического развития в подростковом периоде (в возрасте 12 -15 лет)
2. Раскрыть особенности методики и физического воспитания девочек 12-15 лет в Красноярской Мариинской женской гимназии.
З.Разработать и опробировать методику проведения уроков физической культуры для девочек 12-15 лет на примере Красноярской женской Мариинской гимназии
Гипотеза. В связи с тем, что физическое воспитание детей в подростковом периоде в общеобразовательных школах носит общий характер, автор данной работы предполагает, что физическому развитию девочек уделяется недостаточно внимания: в стандартной программе по физическому воспитанию упражнения, игры рассчитаны на среднего воспитанника и дозирование носит массовый характер. Внедрение интересных и нестандартных методик, учитывая гендерные особенности детей, позволят улучшить образовательный процесс - сделать его интересным и продуктивным.
Экспериментальной площадкой является проведение занятий по физической культуре Красноярской Мариинской женской гимназии.
Автор в своей работе использовал следующие методы: наглядный, проблемно-поисковый и практический, а также метод моделирования. Последний является ключевым в работе, так как учитывались гендерные особенности исследуемого сегмента. В работе предложен проект по улучшению проведения занятий по физической культуре у девочек подросткового возраста.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что автор изучил несколько методик преподавания физической культуры, в том числе адаптивных.
Практическая значимость: автор в своей дипломной работе представляет проект по улучшению занятий физической культурой для девочек 12-15 лет. Проект содержит в себе комплекс упражнений для девочек с той или иной физической проблемой.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, трех глав. Первая глава содержит в себе три параграфа, а вторая и третья по два соответственно. Работа также содержит в себе заключение, список литературы и приложения
На основании вышеизложенного в данной дипломной работе можно сделать вывод о том, что уроки физического воспитания должны быть тщательно и добросовестно подготовлены, так как они имеют огромное значение в формировании гармонично-развитой личности. Урок физической культуры, как основной, обязательный для всех учеников организационной формы физического воспитания, обеспечивает минимум моторных знаний, навыков и способностей, которые предусмотрены в учебной программе, и составляет основу общей физической подготовленности учеников.
Автор данной дипломной работы проводил анализ особенностей преподавания физической культуры в подростковом периоде у девочек в Мариинской женской гимназии города Красноярска. В контексте этой проблемы, были рассмотрены: особенности физического развития в подростковом периоде как мальчиков, так и девочек, проводился анализ методики физического воспитания в Мариинской женской гимназии, а так же была разработана и опробирована методика проведения уроков физической культуры для девочек 12-15 лет в этом учебном заведении.
К сожалению, в настоящее время много детей в подростковом возрасте имеют физические отклонения. Для современных подростков характерно несоответствие между уже почти "взрослыми" размерами тела и довольно низкими показателями мощности и скорости. Девочки Мариинской гимназии - не исключение. Лишь половина из них имеют хорошее физическое здоровье. В простых общеобразовательных школах картина куда более плачевна, так как гимназия проводит тщательный отбор при поступлении, в том числе, учитывается физическое здоровье девочек.
В связи с этим, появилась необходимость в изучении частных методик адаптивной физической культуры детей с различными нарушениями, таких как Л.Н. Ростомашвили, С. Ф. Курдыбайло и других авторов. Ведь очень важно в подростковом возрасте давать организму правильную, дозированную нагрузку, особенно для девочек. Кроме того, с наступлением подросткового возраста, у девочек меняются интересы и без правильной мотивации заставить кого-либо начать заниматься физической культурой практически нереально.
Развитие и улучшение эффекта урока физической подготовки достигается путем тщательного выбора гимнастических и спортивных упражнений, мобильных и спортивных игр, умелого дозирования, разумного чередования. В данной дипломной работе автор сделал анализ влияния подвижных игр и дыхательных упражнений на физические показатели. Автор разработал ряд упражнений на развитие выносливости, координации, скорости; подвижные игры, которые понравились девочкам в ходе проведения эксперимента; а также упражнения на дыхание. Введение их в
образовательный процесс позволили улучшить результаты забега на различные дистанции. Упражнения из Йоги и гимнастики Цигун позволили улучшить координацию, а также сами девочки отметили положительное воздействие на их дыхательную систему. Кроме того, такой комплексный подход вызвал широкий резонанс не только у воспитанниц, но у их родителей и классных руководителей. Некоторые упражнения были взяты на вооружение для проведения их в классе и дома.
Математический анализ полученных результатов показал эффективность внедрения предложенных материалов. О чем свидетельствуют математические подсчеты. А анализ анкет, разработанный автором данной работ показал, что девочкам понравилось заниматься в экспериментальной группе, также они отметили положительные результаты в улучшении самочувствия.
Таким образом, цель данной работы достигнута, гипотеза подтвердилась.
1. Аракелян Е.Е., В.П.Филин, А.В.Коробов, А.В.Левченко - Бег на короткие дистанции (спринт). - М. «Инфра», 2002.
2. Баранов В.Н. Соотношение средств беговой подготовки 1989. - №5.- с. 19-20.
3. Бегидова Т. П. Теория и организация адаптивной физической культуры. М.: Юрайт, 2019. 192 с.
4. Бищаева А.А. Физическая культура / А.А. Бишаева.-М.: Academia, 2017.-96 с
5. Бордуков М.И., Сидоров Л.К., Трусей И.В. Организационные методические основы управления двигательным режимом детей и подростков. Учебное пособие. Красноярский Государственный Педагогический университет им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2020.-166 с.
6. Бордуков М.И., Сидоров Л.К., Трусей И.В. Управление физической работоспособностью при занятиях физической культурой и спортом: учебное пособие. Красноярский государственный педагогический университет им В.П. Астафьева-Красноярск , 2021-208с
7. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" . М.: Юстицинформ, 2009. 328 с.
8. Братановский С.Н., Вулах М.Г. Административно-правовой статус граждан в сфере физической культуры и спорта // Спорт: экономика, право, управление. 2015. N 3. С. 14 — 19.
9. Бурухин С. Ф. Методика обучения физической культуре. Гимнастика. М.: Юрайт, 2019. 174 с.
10. Валеологический подход к развитию физических качеств: Учебнометодическое пособие / Сост. О.Н. Московченко, Т.А. Шубина. Красноярск: КГТУ, 1999. - 40 с.
11. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания: учеб. для студентов вузов / А.А. Васильков. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 381
12. Виленский М. Я., Горшков А. Г. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. 216 с.
13. Виленский М.Я. Физическая культура 5-6-7 классы. Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2020
14. Ветрова И.В. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Красноярск 2018
15. Ветрова И.В. Суворова Ю.А. Гимнастика с методикой преподавания в адаптивной физической культуре: учебное пособие/ Краснояр. гос. пед. н-т им В.П. Астафьева.-Красноярск 2021-408 с....50