1.1. Проблема изучения памяти в психологии 7
1.2. Особенности произвольной памяти детей младшего школьного возраста 10
1.3. Современное состояние изучения произвольной памяти младших
школьников с задержкой психического развития 13
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей произвольной памяти
детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития .... 19
2.1. Организация, методы и методики исследования 19
2.2. Особенности произвольной памяти младших школьников с задержкой
психического развития 25
2.3. Методические рекомендации по развитию произвольной памяти у детей
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 31
Выводы по второй главе 35
Заключение 37
Список литературы 40
Приложения
Актуальность исследования. Социальные изменения, происходящие на современном этапе в нашем обществе, обуславливают необходимость внесения существенных корректив в систему развития и коррекции нарушений познавательной сферы у детей с задержкой психического развития (ЗПР), так как количество детей с данной патологией постоянно возрастает.
Характеристикой задержки психического развития является неравномерность формирования познавательных процессов и эмоциональноволевой сферы. Чаще всего психолого-педагогическая помощь детям с задержкой психического развития в дошкольный период запаздывает, упуская тем самым благоприятные сроки для коррекции нарушений, что приводит к более выраженным нарушениям в период школьного обучения и увеличению сроков коррекционно-развивающей работы.
Сочетание дефицитарности функций вместе с сохранностью считается типичным для психической сферы ребенка с задержкой психического развития. В отдельных случаях у ребенка страдает работоспособность, в других случаях - произвольность в организации деятельности, в-третьих - мотивация к различным видам познавательной деятельности и т. д.
Главной причиной возникающих у учащихся с задержкой психического развития трудностей в ходе обучения в школе чаще всего является недостаточная сформированность познавательных процессов. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти.
Память - главное условие научения, приобретения и формирования знаний, умений и навыков, лежащее в основе способностей человека. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Если память настолько важна для человека и всего человечества, то необходимо с большей ответственностью относится к развитию этой способности у детей, имеющих задержку психического развития.
Проблема исследования: поскольку главную роль в обучении и воспитании занимает осмысленность сохраняемой информации, а младший школьный возраст является сенситивным для закладывания основ произвольного запоминания, целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. Для повышения эффективности развивающей деятельности необходимо провести качественную психодиагностику произвольной памяти младших школьников с ЗПР, количество которых в школах неуклонно растёт. Несмотря на то, что проблема формирования произвольности процессов запоминания далеко не нова и актуальна и по сей день, количество исследований, посвященной данной теме, мало.
Цель исследования: выявить особенности произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития и предложить методические рекомендации по ее развитию.
Объект исследования - произвольная память детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - особенности произвольной памяти младших школьников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: особенности произвольной памяти младших школьников с задержкой психического развития проявляются в снижении качества и скорости процесса запечатления информации, нарушения избирательности, обусловленные особенностями познавательной сферы у данной категории испытуемых.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Выявить особенности произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития.
3. Предложить методические рекомендации по развитию произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития.
Для достижения поставленной цели, были использованы следующие методы: теоретический анализ общей и специальной психолого - педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, количественный и качественный анализ полученных результатов. В процессе исследования мы использовали следующие психодиагностические методики:
1. Методика исследования опосредованного запоминания А.Н.Леонтьева.
2. Методика «Изучение зрительной произвольной памяти» Л.М. Шипицыной.
3. Исследование произвольного запоминания (методика 10 слов) А.Р.Лурия.
База исследования: МБУ «Центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи №2». В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте 7-8 лет с клиническим диагнозом «Задержка психического развития» (F 80).
Этапы проведения исследования.
1 этап - выбор темы исследования, сбор и анализ литературных источников по проблеме изучения произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с ЗПР;
2 этап - составление диагностической программы по выявлению особенностей произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с ЗПР; проведение констатирующего эксперимента;
3 этап - интерпретация полученных результатов и разработка методических рекомендаций по развитию произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Теоретическая значимость: определяется анализом литературы понятий и особенностей произвольной памяти у младших школьников с ЗПР, что обогащает теоретические вопросы общей и специальной психологии
Практическая значимость исследования полученные результаты исследования могут быть полезны педагогам, психологам и родителям при организации психокоррекционной работы, направленной на развитие произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы в количестве 61 источника и приложений. В работе имеется 3 гистограммы и 3 таблицы. Общий объем работы 54страниц.
Выпускная квалификационная работа была посвящена исследованию особенностей произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В процессе исследования были решены следующие задачи: проведен теоретический анализ литературы по проблеме развития памяти; выявлены особенности произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития; предложены методические рекомендации по развитию произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития.
На основании проведенного теоретического анализа литературы мы определили, что память является следовой формой психического отражения прошлого, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого. Главную роль в обучении и воспитании занимает осмысленное запоминание. Память детей с задержкой психического развития отличается качественным своеобразием, при этом выраженность дефекта зависит от генеза задержки психического развития.
В результате анализа литературы мы установили, что у детей с задержкой психического развития ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания, отмечается снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость; большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной. У таких детей заметно преобладает наглядная память над словесной; низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения; недостаточный объем и точность запоминания.
Экспериментальное изучение произвольной памяти младших школьников с задержкой психического развития позволило выявить следующее:
1. Проведение методики опосредованного запоминания А.Н. Леоньтева показало, что средний уровень опосредованной памяти характерен для 30% 37
детей; 50% детей имеют уровень ниже среднего, который характеризуется наличием трудностей в установлении и объяснении связей в ходе опосредованного запоминания; для 20% младших школьников характерен низкий уровень развития опосредованной памяти, который указывает на сниженную способность удержания опосредствованных связей и их воспроизведение.
2. По методике «Изучение зрительной произвольной памяти» Шипицыной Л.М. выявлено, что у 30% школьников с ЗПР средний уровень произвольного запоминания, у 50% - низкий уровень, а у 20% - очень низкий уровень запоминания. Высокий и средний уровень у школьников данной группы не был выявлен. Данные результаты демонстрируют, что у данных детей ярко выражены нарушения мышления, что характеризуется предопределённостью, меньшим регламентированием процессов мышления условиями опыта.
3. Исходя из результатов, полученных в ходе проведения методики «10 слов» А.Р. Лурия, выяснилось, что ученики в большинстве случаев заучивают и воспроизводят меньшее количество слов во время первых трёх прослушиваний, что свидетельствует о недостаточном уровне развития кратковременной памяти и долговременной памяти. Начиная с четвертой попытки, процесс воспроизведения увеличивается, дети меньше допускают ошибки, и меньше пропускают выученные слова. У 50% учеников обнаружен нормативный уровень запоминания информации, для 40% характерен низкий уровень продуктивности кратковременного и долговременного удержания информации, у 10% ученика зафиксирован очень низкий уровень.
Таким образом, в результате исследования мы сделали вывод о том, что у младших школьников с задержкой психического развития снижены качество и скорость запоминания информации, наблюдаются нарушения избирательности, снижение процессов памяти: сохранения и воспроизведения, снижена способность выстраивать ассоциативные связи между понятием и его образом.
Наше исследование показало, что одной из главных причин снижения эффективности мнемической деятельности у детей с задержкой психического развития является нарушение познавательной деятельности, неумение детей рационально организовывать и контролировать свою работу, а также применять приемы запоминания.
С помощью полученных результатов исследования мы попытались определить дальнейшие перспективы осуществления психологопедагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. в результате анализа психологической и методической литературы мы установили, что для того, чтобы коррекционноразвивающая работа с младшими школьниками с ЗПР была эффективна, необходимо организовать качественную диагностику и целенаправленную работу педагогов, психологов и родителей по развитию произвольной памяти.
Так, нами были разработаны методические рекомендации для родителей и педагогов. Мы пришли к выводу, что коррекционно-развивающие занятия с младшими школьниками с задержкой психического развития должны быть направлены на: выделение главного в процессе смыслового запоминания; обеспечение многократного повторения материала коррекционноразвивающих занятий, который необходимо запомнить; при подборе и подаче коррекционного материала следует опираться на преобладающий у каждого ребёнка тип памяти (к примеру, дополнительное проговаривание вслух при превалировании слуховой памяти или более наглядное представление информации при наличии явной опоры на зрительное запоминание); постепенное усложнение подаваемого материала с учётом особенностей развития и года обучения; адаптацию материала эмоционального богатства передаваемой информации для привлечения резервов эмоциональной памяти.
1. Агавелян, М.Г. Основы детской психопатологии с элементами дефектологии. Челябинск: Издательство ЧГУ, 2016. 99с.
2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / под ред. КС. Лебединской. М.: Издательский центр «Академия», 1982. 340с.
3. Артемьева Т.В. Диагностика и коррекция развития младшего школьника. Казань: Издательство «Отечество», 2013. 39с.
4. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие старших дошкольников с задержкой психического развития: пособие для школьного психолога / Бабкина Н.В. М.: Школьная пресса, 2006.
5. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М., 2009.
6. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР. М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2003
7. Блонский П. П. Память и мышление. М.: ЛКИ, 2007. 208 с.
8. Былинкина, О. В. Временная перспектива и жизненные планы детей сирот с недоразвитием интеллекта // Коррекционная педагогика. 2004. № 2(4). С. 72-75.
9. Васильева, М.А., Игровая деятельность детей, как средство воспитания и пути совершенствования руководства ею. М.: Просвещение. 2013. 104 с.
10. Васильева И. В. Практикум по психодиагностике: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. 376 с.
11. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стереотип./Ю.В. Василькова. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 440с.
12. Ватина, Е. В. Социальный интеллект учащихся с недоразвитием познавательной деятельности: монография. Соликамск: СГПИ, 2011. 166 с.
13. Венгер Л.А., Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина М.: Просвещение, 2001. 247с.
14. Волков Б.С. Психология старшего дошкольника: практикум /
Б.С.Волков. 6-е изда., испр и доп. М.: Эксмо, 2010. С.62-91.
15. Выготский Л. С. Лекции по психологии. Психологические механизмы в детском возрасте. М.: Говорящая книга, 2012...61