Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Работа №153166

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы89
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛ 6
1.1. Профессиональное самоопределение как предмет психологического
исследования 6
1.2. Сущность профессионального самоопределения старшеклассников 14
1.3. Профессиональное самоопределение старшеклассников городских и
сельских школ 29
Выводы по главе 1 34
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛ 37
2.1. Организация и методы исследования 37
2.2. Анализ профессионального самоопределения старшеклассников
городских и сельских школ 40
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по формированию
профессионального самоопределения старшеклассников 46
Выводы по главе 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 68

Современное общество очень быстро развивается, что требует от молодежи адекватного восприятия сложных жизненных ситуаций, правильной оценки. Молодое поколение, выбирающие свой профессиональный путь, должно быть готово к профессиональному самоопределению и самореализации личности.
Развитие экономической и политической сферы общества выдвигает к современному человеку требования, такие как мобильность, гибкость, ориентированность в общем характере профессиональной деятельности, определении ее пригодности для себя. Отсутствие знаний особенностей профессии, а, следовательно, неудовлетворенность полученной профессии, является одной из причин текучести кадров. Одной из основных проблем, с которыми сталкиваются старшеклассники, является выбор будущей профессии. И здесь главное не потеряться, а сделать с
Для молодых людей, не достигших зрелости и независимости, не имеющих опыта в принятии решений, сделать правильный выбор и не ошибиться очень важно, а порой и трудно.
Проблему «профессионального самоопределения» рассматривали такие авторы, как Э.Ф. Зеер, Е.А. Пряжникова, Г.В. Резапкина, С.Л. Рубинштейн, В.Ф. Сафин, С.Н. Чистякова и другие. Как сделать правильный выбор и не ошибиться? Молодые люди должны дать ответ на такой важный для себя вопрос. Государство в лице педагогов, а также родители много делают, чтобы помочь старшеклассникам выбрать то, что им нравится, предостерегают от возможных ошибок.
Государство регламентирует профессиональную ориентацию обучающихся на основе нормативных документов, таких как закон «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому:
- детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, оказывается помощь, в том числе - в профориентации и получении профессии (ст. 42.2);
• в старшей школе предусматриваются индивидуализация и профессиональная ориентация содержания среднего общего образования (ст. 66.3);
• дополнительное образование детей направлено, в том числе, на обеспечение их профессиональной ориентации (ст. 75.1) [43].
Федеральный государственный стандарт основного общего образования определяет необходимость профориентационной работы, при которой отмечается одна из личностных характеристик. Это подготовленность к осознанному выбору профессии, а также понимание значения профессиональной деятельности для человека и общества.
Острая потребность реализации особой государственной политики в области сопровождения профессионального самоопределения в настоящее время очевидна. Поэтому необходимость изучения проблемы профессионального самоопределения старшеклассников является актуальной.
Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность позволили определить тему нашего исследования - исследование профессионального самоопределения старшеклассников.
Цель исследования: выявить особенности профессионального
самоопределения старшеклассников.
Для достижения цели исследования необходимо решить ряд задач.
1. Рассмотреть различные подходы понимания профессионального самоопределения.
2. Раскрыть сущность профессионального самоопределения
старшеклассников.
3. Описать характерные для старшеклассников особенности профессионального самоопределения.
4. Выделить особенности профессионального самоопределения старшеклассников городских и сельских школ.
5. Разработать психолого-педагогические рекомендации по формированию профессионального самоопределения старшеклассников.
Объект исследования: профессиональное самоопределение.
Предмет исследования: особенности профессионального
самоопределения старшеклассников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют
особенности в профессиональном самоопределении старшеклассников городских и сельских школ, а именно в определении профессиональных склонностей и мотивов выбора профессии.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение) и эмпирические.
Методики исследования:
• опросник «Определение профессиональных склонностей (методика Л.А. Йовайши в модификации Г.В. Резапкиной);
• методика определения основных мотивов выбора профессии (Е.М. Павлютенков).
База исследования: МБОУ СОШ №ХХХ Красноярского края и г. Красноярска.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Профессиональное самоопределение - это процесс определения себя в какой-либо профессиональной области для самореализации, выявление своих склонностей, способностей и мотивов к определенному виду деятельности.
Профессиональное становление личности проходит следующие стадии: оптация, адаптация, фаза интервала, мастерство, фаза авторитета и наставничество.
Нас интересовала стадия оптации, так как старшеклассники находятся на этой стадии. Выбор профессии старшеклассник осуществляет шестью этапами на стадии оптации:
• принимается решение о том, что необходимо выбрать профессию;
• определение источников информации, компетентных лиц, способных помочь в выборе профессии;
• сбором информации, отражающей существенные моменты конкретной ситуации выбора;
• формирование, обобщенного представления о ситуации выбора профессии;
• адекватная оценка своих возможностей в данной профессиональной деятельности.
В психологии выделяют три группы факторов выбора профессии: субъективные, объективные и социальные. К субъективным факторам относятся: интересы, способности, уровень интеллекта, как механизм
необходимый для выполнения определенной деятельности темперамент и характер. К объективным факторам - уровень подготовки, состояние здоровья, информированность о мире профессий. К социальным факторам относятся социальное окружение старшеклассника, условия в которых проживает старшеклассник и уровень образования родителей.
Выбор профессии - сложная деятельность, требующая долгосрочной мотивации. Следует отметить, что основными мотивами выбора профессии являются социальные идеалы, творческий характер работы, перспективы роста и продвижения работника по служебной лестнице.
Целью исследования было выявление особенностей
профессионального самоопределения.
Гипотеза исследования заключалась в том, что существуют особенности в профессиональном самоопределении старшеклассников, проживающих в разной местности, а именно в определении профессиональных склонностей и мотивов выбора профессии.
В исследовании профессиональных склонностей и мотивов выбора профессии старшеклассников были использованы: опросник «Определение профессиональных склонностей» (методика Л. Йовайши в модификации Г.В. Резапкиной) и методика определения основных мотивов выбора профессии (Е.М. Павлютенков) [8; 29].
Сравнительный анализ определения уровня профессиональных склонностей сельских и городских школ показал следующее. У городских обучающихся наиболее популярной является эстетическая сфера деятельности (10%), а у сельских школьников наиболее популярной является профессиональная сфера, связанная с практическими видами деятельности (5%).
Сравнительный анализ результатов определения мотива выбора профессии старшеклассников, которые проживают в сельской и городской местности сельских и городских школ, показал, что преобладающим мотивом городских является познавательный мотив (60%), а сельских обучающихся (55%) являются утилитарные мотивы.
Учет особенностей профессионального самоопределения
старшеклассников сельских и городских школ необходим для формирования профессионального самоопределения старшеклассников с учетом реализации целей Государственной политики.
Формирование профессионального самоопределения
старшеклассников сельской и городской местности с учетом особенностей их профессионального самоопределения необходимо осуществлять через организацию профориентационной работы.
Рекомендации разработаны с учетом возможностей
профориентационной работы сельской и городской местности.
Формирование профессионального самоопределения
старшеклассников необходимо строить по следующим направлениям с учетом их индивидуальных особенностей: диагностическое,
профориентационное просвещение и консультирование.
При организации профориентационной работы необходимо учитывать такой фактор как местность проживания, так как особенности проведения можно по-разному использовать при работе с обучающимися.


1. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М.: 1981. С. 155.
2. Атлас новых профессий 3.0. Д. Судаков [и др.] / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. М., 2020. 456 с.
3. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. URL: http://atlas100.ru (дата обращения: 20.04.2020).
4. Богомолова О.Ю. Проблема мотивационной готовности к выбору профессий у студентов Вузов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. № 2 (27). С. 302-304.
5. Бодров В.А. Профессиональная пригодность: субъектно­
деятельностный подход / под ред. В.А. Бодрова. М., 2004. 390 с.
6. Борисова Е. М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: дис. д-ра психол. наук. М., 1995. 411 с.
7. Волкова О. А. Основы профессиональной ориентации молодёжи: учебно-методическое пособие. Балашов, 2002. 70 с.
8. Врублевская М.М., Зыкова О.В. Профориентационная работа в школе: методические рекомендации. Магнитогорск, 2004. 74 с.
9. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994(5). № 3. С. 43-52.
10. Дидковская Я.В. Профессиональное самоопределение студенчества: современные проблемы: дис. канд. социол. наук. Екатеринбург, 2000. 141 с.
11. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей. СПб., 2007. 368 с.
12. Зеер Э.Ф., Рудей О.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: учебное пособие. М.; Воронеж, 2008. 256 с.
13. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. М.; Екатеринбург, 2003. 336 с.
14. Ильин И.Е. Повседневная жизнь сельского населения в свете междисциплинарных исследований // Вестник Чувашского университета. 2010. № 4. С. 37-41.
15. Ильина О.Б. Профессиональное самоопределение современных
подростков: проблемы и пути их решения // Электронный журнал
«Психологическая наука и образование. ru». 2014 № 3. С. 255-263. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2014/n3/71403.shtml (дата обращения:
07.01.2020)....43


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ