Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОЯВЛЕНИЙ ДИСГРАФИИ НА ОСНОВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 8
1.1. Психологическая структура и предпосылки к формированию навыка
письма 8
1.2. Понятие «Дисграфия». Классификации дисграфии 13
1.3. Особенности проявления дисграфии у обучающихся с задержкой
психического развития 18
1.4. Анализ существующих подходов по проблеме диагностики и
коррекции дисграфии на основе нарушения языкового анализа 22
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА II. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 31
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 31
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 37
2.3. Методические рекомендации по преодолению дисграфии на основе
нарушения языкового анализа у обучающихся 2-х - 3-х классов с задержкой психического развития 51
Выводы по главе II 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
Актуальность. Проблема изучения и коррекции расстройств письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития в настоящее время является одной из актуальных задач в логопедии. Из года в год число обучающихся в младшей школе с различными видами дисграфий увеличивается.
Младшие школьники составляют большую часть обучающихся, имеющих нарушения письменной речи. По подтвержденным данным специалистов (педагогов, логопедов, психологов) на конференции «Чтение в цифровую эпоху» в Государственном институте русского языка имени А.С. Пушкина дисграфией страдают 37% обучающихся в младших классах.
Авторы, такие как Р.Е. Левина, И.К. Колповская, М.Е. Хватцев, Л.Ф. Спирова, Р.И. Лалаева, О.А. Токарева, И.Н. Садовникова, А.В. Ястребова, отмечают, что дисграфия на основе нарушения языкового анализа и синтеза является наиболее распространённой у обучающихся младших классов. Данный вид дисграфии проявляется в пропусках или добавлениях лишних букв, слогов, дети разбивают слова на части, слитно пишут предлоги с другими словами, не определяют границы предложений.
У детей с задержкой психического развития нарушается или задерживается развитие всех сторон речи, в связи с чем возникают трудности в процессах звукового анализа и синтеза, анализа на уровне предложений и уровне текста, что обуславливает появление дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза. Ошибки носят стойкий, специфический характер, проявляются чаще в усложненных вариантах заданий на сложном речевом материале.
В настоящее время эффективным средством при коррекции дисграфии является использование компьютерных технологий. Так как у детей- дисграфиков часто возникает напряжение, нежелание заниматься в процессе письменной деятельности, использование компьютерных технологий помогает в решении данных проблем, не превращая урок в бесконечное списывание. Работа с компьютером привлекает ребенка, чем вызывает положительный эмоциональный настрой, что является мотивацией на получение новых знаний.
В создании интерактивных упражнений поможет конструктор LearningApps, который позволяет с оптимизацией временных затрат и учетом специфики конкретных детей и обучающихся конкретного класса разработать упражнения с учетом индивидуального и дифференцированного подходов.
Проанализировав литературу по теме нарушений письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития, нами был сделан вывод, что дисграфия на основе нарушения языкового анализа и синтеза достаточно распространена в связи с несформированностью способности к анализу речевого потока. В работе по преодолению дисграфии является наиболее эффективным использование не только традиционных классических упражнений, а также использование компьютерных технологий.
Проблема исследования состоит в ответе на вопрос: каковы особенности проявления дисграфии на основе нарушения языкового анализа у обучающихся вторых - третьих классов с задержкой психического развития
Объект исследования: нарушения письменной речи у обучающихся вторых - третьих классов с задержкой психического развития.
Предмет исследования: особенности проявления дисграфии на основе нарушений языкового анализа у обучающихся вторых - третьих классов с задержкой психического развития.
Цель: выявить особенности проявлений дисграфии на основе
нарушений языкового анализа у обучающихся вторых-третьих классов с задержкой психического развития и составить дифференцированные методические рекомендации по коррекции данной дисграфии.
Гипотеза:
Мы предполагаем, что у младших школьников с задержкой психического развития дисграфия на основе нарушений языкового анализа и синтеза будет проявляться в ошибках на определение границ предложений, раздельном написании частей слов, слитном написании слов, пропусках, перестановки, добавлении букв.
Задачи:
1. Определить степень разработанности проблемы проявления дисграфии на основе нарушения языкового анализа у обучающихся с задержкой психического развития в психолого-педагогической, логопедической литературе.
2. Выявить особенности проявления ошибок языкового анализа в диктантах, а также в устных и письменных пробах на языковой анализ.
3. Составить дифференцированные методические рекомендации по преодолению дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза у обучающихся вторых - третьих классов с задержкой психического развития.
Методологическая и теоретическая основы исследования:
1. Современные представления о письме как о сложной функциональной системе, имеющей многоуровневое строение (Т.В. Ахутина, Л.С. Волкова, Л.С. Выгодский, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев).
2. Положение общей и специальной психологии и педагогики о единстве речевого и психического развития и комплексном подходе к его изучению (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выгодский, А.И. Леонтьев, А.Р. Лурия).
3. Положение о психофизиологических механизмах процесса письма (Л.С. Волкова, А.Р. Лурия, А.Н. Корнев).
4. Положения об ориентировке на зону ближайшего развития, а также подходы к диагностике и коррекционной работе. (А.Р. Лурия, А. Н. Корнев, О. Б. Иншакова, И. Н. Садовникова)
Методы исследования:
1. Теоретический метод: анализ научно - педагогической, логопедической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирический метод: изучение медицинской, психолого
педагогической документации, беседы с учителями, наблюдение за работой обучающихся, изучение письменных работ, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента.
База и выборка исследования: Исследование проводилось в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя школа №65» г. Красноярска. Экспериментальная группа была сформирована из 10 обучающихся вторых - третьих классов с задержкой психического развития. При комплектации учитывалось: программа обучения (АООП для детей с ЗПР (Вариант 7.2)), наличие стойких, специфических ошибок языкового анализа.
Исследование проводилось в 3 этапа:
1 этап: Анализ литературы по проблеме дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза у обучающихся с задержкой психического развития, формулирование целей, задач, предмета и объекта исследования. - Сентябрь 2019 г.
2 этап: Набор экспериментальной группы, составление методики
констатирующего эксперимента, проведение констатирующего
эксперимента. - Октябрь - Ноябрь 2019 г.
3 этап: Качественный и количественный анализ результатов
констатирующего эксперимента, разработка методических рекомендаций. - Февраль -Апрель 2020 г.
Теоретическая значимость: уточнены имеющиеся научные
представления об особенностях нарушения языкового анализа у младших школьников с задержкой психического развития в устной и письменной речи, что позволило разработать более качественные способы диагностики и коррекции нарушений письменной речи.
Практическая значимость: Составлены методические рекомендации по преодолению нарушений языкового анализа у обучающихся вторых - третьих классов с задержкой психического развития, которые могут быть использованы в коррекционной работе, как учителем-логопедом, так и учителем русского языка.
Описание структуры ВКР: выпускная квалификационная работа включает в себя введение, двух глав исследования, заключения, списка литературы, приложения.
Наше исследование было выполнено с целью изучения особенностей проявления дисграфии на основе нарушений языкового анализа у обучающихся вторых-третьих классов с задержкой психического развития и составления дифференцированных методических рекомендаций по коррекции данной дисграфии.
Данная проблема актуальна в настоящее время, так как большинство обучающихся массовых школ имеют нарушения письменной речи, также возникают трудности коррекции дисграфий.
По итогам изучения и анализа предлагаемой литературы по нашей проблеме, в частности таких авторов, как А. Н. Корнев, Т. В. Ахутина, Р. И. Лалаева, Л. С. Цветкова, Л. Г. Парамонова, мы выявили, что письмо это сложный психический процесс, в структуре которого имеются вербальные и невербальные формы психической деятельности, такие как память, внимание, мышление, зрительное, акустическое и пространственное восприятие, тонкая моторика рук, умственные действия анализа, синтеза.
Мы выявили, что авторы рассматривают дисграфию с разных точек зрения, но сходятся во мнении, что дисграфия проявляется в стойких, специфических ошибках. Дисграфия на основе нарушения языкового анализа проявляется в ошибках на уровне букв, слогов, слов, предложения и текста.
Для достижения цели и задач, а также подтверждения гипотезы нами был проведен констатирующий эксперимент.
С целью выявления особенностей проявления дисграфии у обучающихся вторых-третьих классов с задержкой психического развития нами был организован констатирующий эксперимент, который состоял из четырех этапов. На первом этапе нами были выявлены и классифицированы дисграфические ошибки. Нами были выявлены ошибки на уровне предложений и ошибки на уровне текста. Одинаковое количество участников 30% (3 человека) показали средний и низкий уровни. 40% (4 человека) показали уровень ниже среднего.
На втором этапе выявили степень выраженности дисграфических ошибок на специально подобранном тексте. Участники эксперимента показали следующие уровни сформированности навыка языкового анализа: 30% (3 человека) показали средний уровень, 50% (5 человек) показали уровень ниже среднего, 20% (2 человека) показали низкий уровень.
На третьем этапе и четвертом этапе выявили речевые механизмы нарушения письменной речи в письменных и устных пробах. На этих этапах пробы давались на анализ на уровне предложения и на уровне текста.
Все участники эксперимента показали недостаточный уровень сформированности навыка языкового анализа (низкий, ниже среднего и средний уровень).
На основе анализа полученных данных на этапах констатирующего эксперимента, нами были выделены два направления коррекционной работы:
1. Работа по формированию и отработке навыка определения границ предложения; 2. Работа по формированию и отработке навыка деления предложения на слова.
Работа была простроена с учетом принципов логопедического воздействия: принцип дифференцированного подхода, принцип развития, принцип этиопатогенетический, принцип системности, принцип поэтапности, а также общедидактических принципов: принцип доступности, принцип индивидуального подхода, принцип сознательности и активности, принцип наглядности.
Важную роль в коррекционной работе сыграло использование на уроке не только классических упражнений по отработке требуемых нам навыков, а также использование интерактивных упражнений, что в свою очередь, пробудило интерес к их выполнению, что позволило улучшить запоминание и отработку полученного материала.
Таким образом можно сделать вывод: цель достигнута, задачи реализованы, гипотеза подтвердилась частично, т.к. нами были выявлены только ошибки на уровне предложения и ошибки на уровне текста, ошибки на уровне слогов, слов обнаружены не были.
1. Анохин П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности: избр. тр. / АН СССР, Отд-ние физиологии. — М. : Наука, 1979. — 454 с.
2. Ахутина Т.В. Влияние индивидуально-типологических особенностей высших психических функций младших школьников на формирование навыка письма / Т.В. Ахутина, Ю.Д. Бабаева, А.А. Корнеев, А.Н. Кричевец, М.Н. Воронова, О.И. Егорова // Вестник МГУ. - М., 2008 - № 3. - С. 63 - 73.
3. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие / Е.Ф. Архипова. — М.: АСТ: Астрель, 2006. - 319 с. - (высшая школа)
4. Буковцева Н.И. Преодоление дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у учащихся с ЗПР / Н.И. Буковцева // Практическая психология и логопедия. - М.: Издательство «Коррекционная педагогика». - 2004. - № 2 (9).
5. Волкова Л. С. Логопедия: учебник для студентов
дефектологических факультетов педагогических вузов/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: ВЛАДОС , 1998. 680 с.
6. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. - М.: Издательство Акад. пед. наук. - 1960. - 500 с.
7. Грибова О.Е. Технология организации логопедического
обследования. Методическое пособие. -- М.: Айрис-пресс, 2005. - 96
с.Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования
8. Грушевская М.С. Дисграфия у младших школьников: автореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук. — М.: 1982.
9. Гурьянов, Е.В. Психология обучения письму: формирование графических навыков письма [Текст] / Е.В. Гурьянов. - м.: апн РСФСР, 1959. - 264 с.
10. Дмитриева О.А., Агаева И.Б., Брюховских Л.А. Логопедические практикумы: учебное пособие, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П.Астафьева.- Красноярск, 2016. - 92 с.
11. Ивановская, О.Г. Дисграфия и дизорфография: изучение, методика, сказки : метод. пособие / О.Г. Ивановская, Л.Я. Гадасина, Т.В. Николаева, С.Ф. Савченко ; под ред. О.Г. Ивановской. — Санкт-Петербург : КАРО, 2019. — 544 с.
12. Иншакова О.Б., Иншакова А.Г. Проблемные вопросы изучения нарушений письма у младших школьников общеобразовательных школ // Практическая психология и логопедия.2003. №1-2.
13. Казакова, В. А. Коррекция нарушений письма у младших школьников с задержкой психического развития / В. А. Казакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 19 (123). — С. 352-355. — URL: https://moluch.ru/archive/123/33950/
14. Каше Г. А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. — М.: Просвещение, 1966.
15. Кириллова Е. В. Профилактика трудностей овладения чтением и
письмом в раннем возрасте Логопед 2010 №3 35. Киселева Н.Ю.
Формирование операций контроля при коррекции дисграфии.Логопед. 2008....39