ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ ДИСГРАФИИ НА ОСНОВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА У ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-3 КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
|
Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОЯВЛЕНИЙ ДИСГРАФИИ НА ОСНОВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 8
1.1. Психологическая структура и предпосылки к формированию навыка
письма 8
1.2. Понятие «Дисграфия». Классификации дисграфии 13
1.3. Особенности проявления дисграфии у обучающихся с задержкой
психического развития 18
1.4. Анализ существующих подходов по проблеме диагностики и
коррекции дисграфии на основе нарушения языкового анализа 22
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА II. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 31
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 31
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 37
2.3. Методические рекомендации по преодолению дисграфии на основе
нарушения языкового анализа у обучающихся 2-х - 3-х классов с задержкой психического развития 51
Выводы по главе II 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОЯВЛЕНИЙ ДИСГРАФИИ НА ОСНОВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 8
1.1. Психологическая структура и предпосылки к формированию навыка
письма 8
1.2. Понятие «Дисграфия». Классификации дисграфии 13
1.3. Особенности проявления дисграфии у обучающихся с задержкой
психического развития 18
1.4. Анализ существующих подходов по проблеме диагностики и
коррекции дисграфии на основе нарушения языкового анализа 22
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА II. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 31
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 31
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 37
2.3. Методические рекомендации по преодолению дисграфии на основе
нарушения языкового анализа у обучающихся 2-х - 3-х классов с задержкой психического развития 51
Выводы по главе II 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
Актуальность. Проблема изучения и коррекции расстройств письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития в настоящее время является одной из актуальных задач в логопедии. Из года в год число обучающихся в младшей школе с различными видами дисграфий увеличивается.
Младшие школьники составляют большую часть обучающихся, имеющих нарушения письменной речи. По подтвержденным данным специалистов (педагогов, логопедов, психологов) на конференции «Чтение в цифровую эпоху» в Государственном институте русского языка имени А.С. Пушкина дисграфией страдают 37% обучающихся в младших классах.
Авторы, такие как Р.Е. Левина, И.К. Колповская, М.Е. Хватцев, Л.Ф. Спирова, Р.И. Лалаева, О.А. Токарева, И.Н. Садовникова, А.В. Ястребова, отмечают, что дисграфия на основе нарушения языкового анализа и синтеза является наиболее распространённой у обучающихся младших классов. Данный вид дисграфии проявляется в пропусках или добавлениях лишних букв, слогов, дети разбивают слова на части, слитно пишут предлоги с другими словами, не определяют границы предложений.
У детей с задержкой психического развития нарушается или задерживается развитие всех сторон речи, в связи с чем возникают трудности в процессах звукового анализа и синтеза, анализа на уровне предложений и уровне текста, что обуславливает появление дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза. Ошибки носят стойкий, специфический характер, проявляются чаще в усложненных вариантах заданий на сложном речевом материале.
В настоящее время эффективным средством при коррекции дисграфии является использование компьютерных технологий. Так как у детей- дисграфиков часто возникает напряжение, нежелание заниматься в процессе письменной деятельности, использование компьютерных технологий помогает в решении данных проблем, не превращая урок в бесконечное списывание. Работа с компьютером привлекает ребенка, чем вызывает положительный эмоциональный настрой, что является мотивацией на получение новых знаний.
В создании интерактивных упражнений поможет конструктор LearningApps, который позволяет с оптимизацией временных затрат и учетом специфики конкретных детей и обучающихся конкретного класса разработать упражнения с учетом индивидуального и дифференцированного подходов.
Проанализировав литературу по теме нарушений письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития, нами был сделан вывод, что дисграфия на основе нарушения языкового анализа и синтеза достаточно распространена в связи с несформированностью способности к анализу речевого потока. В работе по преодолению дисграфии является наиболее эффективным использование не только традиционных классических упражнений, а также использование компьютерных технологий.
Проблема исследования состоит в ответе на вопрос: каковы особенности проявления дисграфии на основе нарушения языкового анализа у обучающихся вторых - третьих классов с задержкой психического развития
Объект исследования: нарушения письменной речи у обучающихся вторых - третьих классов с задержкой психического развития.
Предмет исследования: особенности проявления дисграфии на основе нарушений языкового анализа у обучающихся вторых - третьих классов с задержкой психического развития.
Цель: выявить особенности проявлений дисграфии на основе
нарушений языкового анализа у обучающихся вторых-третьих классов с задержкой психического развития и составить дифференцированные методические рекомендации по коррекции данной дисграфии.
Гипотеза:
Мы предполагаем, что у младших школьников с задержкой психического развития дисграфия на основе нарушений языкового анализа и синтеза будет проявляться в ошибках на определение границ предложений, раздельном написании частей слов, слитном написании слов, пропусках, перестановки, добавлении букв.
Задачи:
1. Определить степень разработанности проблемы проявления дисграфии на основе нарушения языкового анализа у обучающихся с задержкой психического развития в психолого-педагогической, логопедической литературе.
2. Выявить особенности проявления ошибок языкового анализа в диктантах, а также в устных и письменных пробах на языковой анализ.
3. Составить дифференцированные методические рекомендации по преодолению дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза у обучающихся вторых - третьих классов с задержкой психического развития.
Методологическая и теоретическая основы исследования:
1. Современные представления о письме как о сложной функциональной системе, имеющей многоуровневое строение (Т.В. Ахутина, Л.С. Волкова, Л.С. Выгодский, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев).
2. Положение общей и специальной психологии и педагогики о единстве речевого и психического развития и комплексном подходе к его изучению (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выгодский, А.И. Леонтьев, А.Р. Лурия).
3. Положение о психофизиологических механизмах процесса письма (Л.С. Волкова, А.Р. Лурия, А.Н. Корнев).
4. Положения об ориентировке на зону ближайшего развития, а также подходы к диагностике и коррекционной работе. (А.Р. Лурия, А. Н. Корнев, О. Б. Иншакова, И. Н. Садовникова)
Методы исследования:
1. Теоретический метод: анализ научно - педагогической, логопедической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирический метод: изучение медицинской, психолого
педагогической документации, беседы с учителями, наблюдение за работой обучающихся, изучение письменных работ, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента.
База и выборка исследования: Исследование проводилось в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя школа №65» г. Красноярска. Экспериментальная группа была сформирована из 10 обучающихся вторых - третьих классов с задержкой психического развития. При комплектации учитывалось: программа обучения (АООП для детей с ЗПР (Вариант 7.2)), наличие стойких, специфических ошибок языкового анализа.
Исследование проводилось в 3 этапа:
1 этап: Анализ литературы по проблеме дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза у обучающихся с задержкой психического развития, формулирование целей, задач, предмета и объекта исследования. - Сентябрь 2019 г.
2 этап: Набор экспериментальной группы, составление методики
констатирующего эксперимента, проведение констатирующего
эксперимента. - Октябрь - Ноябрь 2019 г.
3 этап: Качественный и количественный анализ результатов
констатирующего эксперимента, разработка методических рекомендаций. - Февраль -Апрель 2020 г.
Теоретическая значимость: уточнены имеющиеся научные
представления об особенностях нарушения языкового анализа у младших школьников с задержкой психического развития в устной и письменной речи, что позволило разработать более качественные способы диагностики и коррекции нарушений письменной речи.
Практическая значимость: Составлены методические рекомендации по преодолению нарушений языкового анализа у обучающихся вторых - третьих классов с задержкой психического развития, которые могут быть использованы в коррекционной работе, как учителем-логопедом, так и учителем русского языка.
Описание структуры ВКР: выпускная квалификационная работа включает в себя введение, двух глав исследования, заключения, списка литературы, приложения.
Младшие школьники составляют большую часть обучающихся, имеющих нарушения письменной речи. По подтвержденным данным специалистов (педагогов, логопедов, психологов) на конференции «Чтение в цифровую эпоху» в Государственном институте русского языка имени А.С. Пушкина дисграфией страдают 37% обучающихся в младших классах.
Авторы, такие как Р.Е. Левина, И.К. Колповская, М.Е. Хватцев, Л.Ф. Спирова, Р.И. Лалаева, О.А. Токарева, И.Н. Садовникова, А.В. Ястребова, отмечают, что дисграфия на основе нарушения языкового анализа и синтеза является наиболее распространённой у обучающихся младших классов. Данный вид дисграфии проявляется в пропусках или добавлениях лишних букв, слогов, дети разбивают слова на части, слитно пишут предлоги с другими словами, не определяют границы предложений.
У детей с задержкой психического развития нарушается или задерживается развитие всех сторон речи, в связи с чем возникают трудности в процессах звукового анализа и синтеза, анализа на уровне предложений и уровне текста, что обуславливает появление дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза. Ошибки носят стойкий, специфический характер, проявляются чаще в усложненных вариантах заданий на сложном речевом материале.
В настоящее время эффективным средством при коррекции дисграфии является использование компьютерных технологий. Так как у детей- дисграфиков часто возникает напряжение, нежелание заниматься в процессе письменной деятельности, использование компьютерных технологий помогает в решении данных проблем, не превращая урок в бесконечное списывание. Работа с компьютером привлекает ребенка, чем вызывает положительный эмоциональный настрой, что является мотивацией на получение новых знаний.
В создании интерактивных упражнений поможет конструктор LearningApps, который позволяет с оптимизацией временных затрат и учетом специфики конкретных детей и обучающихся конкретного класса разработать упражнения с учетом индивидуального и дифференцированного подходов.
Проанализировав литературу по теме нарушений письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития, нами был сделан вывод, что дисграфия на основе нарушения языкового анализа и синтеза достаточно распространена в связи с несформированностью способности к анализу речевого потока. В работе по преодолению дисграфии является наиболее эффективным использование не только традиционных классических упражнений, а также использование компьютерных технологий.
Проблема исследования состоит в ответе на вопрос: каковы особенности проявления дисграфии на основе нарушения языкового анализа у обучающихся вторых - третьих классов с задержкой психического развития
Объект исследования: нарушения письменной речи у обучающихся вторых - третьих классов с задержкой психического развития.
Предмет исследования: особенности проявления дисграфии на основе нарушений языкового анализа у обучающихся вторых - третьих классов с задержкой психического развития.
Цель: выявить особенности проявлений дисграфии на основе
нарушений языкового анализа у обучающихся вторых-третьих классов с задержкой психического развития и составить дифференцированные методические рекомендации по коррекции данной дисграфии.
Гипотеза:
Мы предполагаем, что у младших школьников с задержкой психического развития дисграфия на основе нарушений языкового анализа и синтеза будет проявляться в ошибках на определение границ предложений, раздельном написании частей слов, слитном написании слов, пропусках, перестановки, добавлении букв.
Задачи:
1. Определить степень разработанности проблемы проявления дисграфии на основе нарушения языкового анализа у обучающихся с задержкой психического развития в психолого-педагогической, логопедической литературе.
2. Выявить особенности проявления ошибок языкового анализа в диктантах, а также в устных и письменных пробах на языковой анализ.
3. Составить дифференцированные методические рекомендации по преодолению дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза у обучающихся вторых - третьих классов с задержкой психического развития.
Методологическая и теоретическая основы исследования:
1. Современные представления о письме как о сложной функциональной системе, имеющей многоуровневое строение (Т.В. Ахутина, Л.С. Волкова, Л.С. Выгодский, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев).
2. Положение общей и специальной психологии и педагогики о единстве речевого и психического развития и комплексном подходе к его изучению (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выгодский, А.И. Леонтьев, А.Р. Лурия).
3. Положение о психофизиологических механизмах процесса письма (Л.С. Волкова, А.Р. Лурия, А.Н. Корнев).
4. Положения об ориентировке на зону ближайшего развития, а также подходы к диагностике и коррекционной работе. (А.Р. Лурия, А. Н. Корнев, О. Б. Иншакова, И. Н. Садовникова)
Методы исследования:
1. Теоретический метод: анализ научно - педагогической, логопедической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирический метод: изучение медицинской, психолого
педагогической документации, беседы с учителями, наблюдение за работой обучающихся, изучение письменных работ, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента.
База и выборка исследования: Исследование проводилось в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя школа №65» г. Красноярска. Экспериментальная группа была сформирована из 10 обучающихся вторых - третьих классов с задержкой психического развития. При комплектации учитывалось: программа обучения (АООП для детей с ЗПР (Вариант 7.2)), наличие стойких, специфических ошибок языкового анализа.
Исследование проводилось в 3 этапа:
1 этап: Анализ литературы по проблеме дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза у обучающихся с задержкой психического развития, формулирование целей, задач, предмета и объекта исследования. - Сентябрь 2019 г.
2 этап: Набор экспериментальной группы, составление методики
констатирующего эксперимента, проведение констатирующего
эксперимента. - Октябрь - Ноябрь 2019 г.
3 этап: Качественный и количественный анализ результатов
констатирующего эксперимента, разработка методических рекомендаций. - Февраль -Апрель 2020 г.
Теоретическая значимость: уточнены имеющиеся научные
представления об особенностях нарушения языкового анализа у младших школьников с задержкой психического развития в устной и письменной речи, что позволило разработать более качественные способы диагностики и коррекции нарушений письменной речи.
Практическая значимость: Составлены методические рекомендации по преодолению нарушений языкового анализа у обучающихся вторых - третьих классов с задержкой психического развития, которые могут быть использованы в коррекционной работе, как учителем-логопедом, так и учителем русского языка.
Описание структуры ВКР: выпускная квалификационная работа включает в себя введение, двух глав исследования, заключения, списка литературы, приложения.
Наше исследование было выполнено с целью изучения особенностей проявления дисграфии на основе нарушений языкового анализа у обучающихся вторых-третьих классов с задержкой психического развития и составления дифференцированных методических рекомендаций по коррекции данной дисграфии.
Данная проблема актуальна в настоящее время, так как большинство обучающихся массовых школ имеют нарушения письменной речи, также возникают трудности коррекции дисграфий.
По итогам изучения и анализа предлагаемой литературы по нашей проблеме, в частности таких авторов, как А. Н. Корнев, Т. В. Ахутина, Р. И. Лалаева, Л. С. Цветкова, Л. Г. Парамонова, мы выявили, что письмо это сложный психический процесс, в структуре которого имеются вербальные и невербальные формы психической деятельности, такие как память, внимание, мышление, зрительное, акустическое и пространственное восприятие, тонкая моторика рук, умственные действия анализа, синтеза.
Мы выявили, что авторы рассматривают дисграфию с разных точек зрения, но сходятся во мнении, что дисграфия проявляется в стойких, специфических ошибках. Дисграфия на основе нарушения языкового анализа проявляется в ошибках на уровне букв, слогов, слов, предложения и текста.
Для достижения цели и задач, а также подтверждения гипотезы нами был проведен констатирующий эксперимент.
С целью выявления особенностей проявления дисграфии у обучающихся вторых-третьих классов с задержкой психического развития нами был организован констатирующий эксперимент, который состоял из четырех этапов. На первом этапе нами были выявлены и классифицированы дисграфические ошибки. Нами были выявлены ошибки на уровне предложений и ошибки на уровне текста. Одинаковое количество участников 30% (3 человека) показали средний и низкий уровни. 40% (4 человека) показали уровень ниже среднего.
На втором этапе выявили степень выраженности дисграфических ошибок на специально подобранном тексте. Участники эксперимента показали следующие уровни сформированности навыка языкового анализа: 30% (3 человека) показали средний уровень, 50% (5 человек) показали уровень ниже среднего, 20% (2 человека) показали низкий уровень.
На третьем этапе и четвертом этапе выявили речевые механизмы нарушения письменной речи в письменных и устных пробах. На этих этапах пробы давались на анализ на уровне предложения и на уровне текста.
Все участники эксперимента показали недостаточный уровень сформированности навыка языкового анализа (низкий, ниже среднего и средний уровень).
На основе анализа полученных данных на этапах констатирующего эксперимента, нами были выделены два направления коррекционной работы:
1. Работа по формированию и отработке навыка определения границ предложения; 2. Работа по формированию и отработке навыка деления предложения на слова.
Работа была простроена с учетом принципов логопедического воздействия: принцип дифференцированного подхода, принцип развития, принцип этиопатогенетический, принцип системности, принцип поэтапности, а также общедидактических принципов: принцип доступности, принцип индивидуального подхода, принцип сознательности и активности, принцип наглядности.
Важную роль в коррекционной работе сыграло использование на уроке не только классических упражнений по отработке требуемых нам навыков, а также использование интерактивных упражнений, что в свою очередь, пробудило интерес к их выполнению, что позволило улучшить запоминание и отработку полученного материала.
Таким образом можно сделать вывод: цель достигнута, задачи реализованы, гипотеза подтвердилась частично, т.к. нами были выявлены только ошибки на уровне предложения и ошибки на уровне текста, ошибки на уровне слогов, слов обнаружены не были.
Данная проблема актуальна в настоящее время, так как большинство обучающихся массовых школ имеют нарушения письменной речи, также возникают трудности коррекции дисграфий.
По итогам изучения и анализа предлагаемой литературы по нашей проблеме, в частности таких авторов, как А. Н. Корнев, Т. В. Ахутина, Р. И. Лалаева, Л. С. Цветкова, Л. Г. Парамонова, мы выявили, что письмо это сложный психический процесс, в структуре которого имеются вербальные и невербальные формы психической деятельности, такие как память, внимание, мышление, зрительное, акустическое и пространственное восприятие, тонкая моторика рук, умственные действия анализа, синтеза.
Мы выявили, что авторы рассматривают дисграфию с разных точек зрения, но сходятся во мнении, что дисграфия проявляется в стойких, специфических ошибках. Дисграфия на основе нарушения языкового анализа проявляется в ошибках на уровне букв, слогов, слов, предложения и текста.
Для достижения цели и задач, а также подтверждения гипотезы нами был проведен констатирующий эксперимент.
С целью выявления особенностей проявления дисграфии у обучающихся вторых-третьих классов с задержкой психического развития нами был организован констатирующий эксперимент, который состоял из четырех этапов. На первом этапе нами были выявлены и классифицированы дисграфические ошибки. Нами были выявлены ошибки на уровне предложений и ошибки на уровне текста. Одинаковое количество участников 30% (3 человека) показали средний и низкий уровни. 40% (4 человека) показали уровень ниже среднего.
На втором этапе выявили степень выраженности дисграфических ошибок на специально подобранном тексте. Участники эксперимента показали следующие уровни сформированности навыка языкового анализа: 30% (3 человека) показали средний уровень, 50% (5 человек) показали уровень ниже среднего, 20% (2 человека) показали низкий уровень.
На третьем этапе и четвертом этапе выявили речевые механизмы нарушения письменной речи в письменных и устных пробах. На этих этапах пробы давались на анализ на уровне предложения и на уровне текста.
Все участники эксперимента показали недостаточный уровень сформированности навыка языкового анализа (низкий, ниже среднего и средний уровень).
На основе анализа полученных данных на этапах констатирующего эксперимента, нами были выделены два направления коррекционной работы:
1. Работа по формированию и отработке навыка определения границ предложения; 2. Работа по формированию и отработке навыка деления предложения на слова.
Работа была простроена с учетом принципов логопедического воздействия: принцип дифференцированного подхода, принцип развития, принцип этиопатогенетический, принцип системности, принцип поэтапности, а также общедидактических принципов: принцип доступности, принцип индивидуального подхода, принцип сознательности и активности, принцип наглядности.
Важную роль в коррекционной работе сыграло использование на уроке не только классических упражнений по отработке требуемых нам навыков, а также использование интерактивных упражнений, что в свою очередь, пробудило интерес к их выполнению, что позволило улучшить запоминание и отработку полученного материала.
Таким образом можно сделать вывод: цель достигнута, задачи реализованы, гипотеза подтвердилась частично, т.к. нами были выявлены только ошибки на уровне предложения и ошибки на уровне текста, ошибки на уровне слогов, слов обнаружены не были.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ НАРУШЕНИЙ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВТОРЫХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - Особенности сформированности письма у обучающихся третьего класса с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Преодоление нарушений письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития на логопедических занятиях в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2022 - Механизмы, обуславливающие дисграфические ошибки языкового анализа и синтеза у обучающихся 2-3 классов с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2020 - Особенности проявления и механизмы дисграфии у учащихся 3-х классов с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2017 - Особенности нарушений письма у младших школьников с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Преодоление нарушений письменной речи у младших школьников
с задержкой психического развития на логопедических занятиях
в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У СЛАБОВИДЯЩИХ ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Содержание логопедической работы по преодолению дисграфий у младших
школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021





