Введение 4
Глава 1. Теоретические основы коррекции агрессивного поведения младших школьников 5
1.1 Сущность и причины агрессивного поведения в психологопедагогической литературе 6
1.2 Изучение агрессивного поведения младших школьников в психолого -
педагогической литературе 13
1.3 Методы и технологии коррекции агрессивного поведения младших
школьников 18
Выводы по Главе1 28
Глава 2. Эмпирическое исследование агрессивного поведения младших школьников 29
2.1 Организация и методики исследования 29
2.2 Анализ результатов исследования и их обсуждение 31
2.3 Программа занятий с младшими школьниками по коррекции
агрессивного поведения 38
Выводы по Главе 2 45
Заключение 47
Список литературы 50
Приложение 56
В настоящее время актуальность исследования агрессивного поведения детей определена существенными проблемами общественной жизни. Рост агрессивных тенденций в школьной среде отражает одну из самых острых социальных проблем нашего общества, где за прошлые годы резко увеличились случаи с применением физических и эмоциональных отрицательных воздействий. Проблема агрессивного поведения одна из самых значительных проблем современной психологии и педагогики.
Рост агрессивного поведения обучающихся является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Исследования таких ученых как А.Л.Бандура, П.П. Берковиц, В.Г. Братусь, Р.Бэрон, Д.Ричардсон, С. А. Завражин, И. С. Зимина, Т.Д. Марцинковская, Г. Паренс и др. показывают, что для большинства детей характерны те или иные формы агрессии. У отдельных категорий детей и подростков агрессия как устойчивая форма поведения способна не только сохраняться, но и развиваться, трансформируясь в устойчивое качество личности. Без оказания им своевременной поддержки снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется личностное развитие.
Агрессивное поведение, несмотря на значительную проработку и изученность по-прежнему не теряет свою значимость, а даже наоборот становится всё более актуальной в связи с ростом детской преступности, различных проявлений агрессивности, жестокости в детской субкультуре и семье, а в последнее время и увлеченностью детей видео и компьютерными играми агрессивного содержания.
Цель: изучить особенности проявления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста и разработать программу для коррекции агрессивного поведения.
Объект исследования: агрессивное поведение младших школьников.
Предмет: особенности проявления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: проявление агрессивного поведения в младшем школьном возрасте имеет свои особенности, а именно:
-дети младшего школьного возраста склоны проявлять агрессивное поведение вспышками раздражения, косвенной и вербальной агрессией в сторону окружающих.
-у детей в младшем школьном возрасте агрессивное поведение чаще проявляется в конфликтных ситуациях.
-интенсивность агрессивных реакций у детей младшего школьного возраста проявляется ярко и вызывает у детей бурные эмоции.
Задачи исследования:
1. Проанализировать зарубежную и отечественную психологическую и педагогическую литературу по проблеме понимания термина «агрессия» и «агрессивное поведение».
2. Определить особенности агрессивного поведения в младшем школьном возрасте с помощью психолого-педагогической литературы.
3. Дать характеристику способов и методов коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
4. Провести эмпирическое исследование агрессивного поведения, выявить уровень проявления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.
5. Разработать программу для коррекции агрессивного поведения у младших школьников.
Методы исследования:
1) «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев);
2) Методика наблюдение за агрессивным поведением обучающихся;
3) Методика «Кактус» М.А.Панфилова.
База исследования: МАОУ Гимназия №5 г. Красноярска. В эксперименте приняли участие 20 детей 3 класса.
Рост агрессивных тенденций в школьной среде отражает одну из самых острых социальных проблем нашего общества, где за прошлые годы резко увеличились случаи с применением физических и эмоциональных отрицательных воздействий. Проблема агрессивного поведения одна из самых значительных проблем современной психологии и педагогики.
У отдельных категорий детей и подростков агрессия как устойчивая форма поведения способна не только сохраняться, но и развиваться, трансформируясь в устойчивое качество личности. Без оказания им своевременной поддержки снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется личностное развитие.
В нашей работе мы рассмотрели понятия «агрессия» и понятие «агрессивное поведение» зарубежных и отечественных психологов.
Рассмотрели понятие «агрессия» таких авторов, как Э. Фромм, Л.Берковиц, Д.Доллард, К.Роджердс, Х.Хорни, Н.Д. Левитов, В.П.Зинченко, С.Н. Еникополов, А.А.Реан пришли к выводу: понятие «агрессия» характеризуется намеренным поведением содержащим угрозу или наносящим физический или психологический ущерб живому существу. Агрессия имеет место, если результатом действий являются какие-либо негативные последствия.
На основе проведенного теоретического анализа по проблеме агрессивного поведения мы рассмотрели понятия таких авторов как К.Юнг, А. Басс, Р. Бэрон и Д. Ричардсон, Р.Уилсон, Ф. Перлз, Л. М. Семенюк,Т.Г. Румянцева, И.П.Зинченко, В.В. Юрчук мы пришли к выводу о том, что под агрессивным поведением подразумевается наличие агрессивных эмоций и вызывает оно не только какие-то ощущения или общие реакции, но и влечёт за собой конкретные действия. Исходя из рассмотренных понятий, можно сделать вывод: что агрессивное поведение является внешним проявлением агрессии.
В нашей работе опираясь на психолого-педагогическую литературу, за основу мы взяли определение Р. Бэрона и Д.Ричардсона «агрессивное поведение» - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения».
Проведённый анализ проблемы агрессивного поведения показывает, что, несмотря на множество исследований, до сих пор нет единогласного мнения об этиологиях и механизмов развития детского агрессивного поведения. Становление агрессивного поведения это очень сложный и многосторонний процесс, в котором действуют множество факторов.
В ходе проведения теоретического анализа проблемы агрессивного поведения в зарубежной и отечественной психологии. Как показал анализ литературы, предпосылки агрессивного поведения формируются в среде общения ребенка: в семье, в группе сверстников, в классе.
Мы отметили, что в младшем школьном возрасте ребёнок активно овладевает коммуникативными навыками, устанавливает дружеские контакты со сверстниками, образуют дружеские коллективы или коллективы по интересам.
Проанализированы особенности агрессивного поведения младших школьников. Психологические особенности, которые провоцируют агрессивное поведение ребенка младшего школьного возраста . К ним относятся: низкий уровень развития интеллекта; сниженные
коммуникативные способности и навыки; низкий уровень развития игровой деятельности, как ведущей; сниженный уровень самооценки, значимости себя как личности; наличие нарушений во взаимодействии со сверстниками.
В ходе теоретического анализа литературы было установлено, что проблема профилактики и коррекции агрессивного поведения младших школьников не является новой в системе российского образования, но является актуальной в рамках модернизации системы образования. Коррекция агрессивного поведения обладает широкими возможностями для младших школьников, так как различные формы профилактики помогают детям гибко овладеть образцами социально приемлемого поведения и самостоятельно применять их в различных видах деятельности.
Было проведено психодиагностическое исследование, с использованием трех методик, что позволило определить уровень агрессивного поведения у младших школьников. По результатам эмпирического исследования нами было выявлено, что у детей младшего школьного возраста агрессивное поведение проявляется на высоком уровне. Для большинства испытуемых характерно проявление склонности к косвенной вербальной агрессии направлена она на обвинение, вспышки гнева, крики, ссоры, или угрозу сверстнику. Дети находятся в постоянной готовности к проявлению самозащиты через проявление агрессивного поведения по отношению к окружающим. Связано это с тем, что проблема воспитания и обучения это одна из главных проблем, в результате которой дети проявляют агрессивное поведение.
Была разработана программа коррекции агрессивного поведения целью, которой стала коррекция агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста. Занятия, входящие в программу выполняются в игровой форме, что очень привлекательно для младшего школьника.