ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
|
Только Word
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей проявления акцен- туаций характера у младших подростков 6
1.1. Подходы к пониманию акцентуаций характера в психологической нау
ке 6
1.2. Особенности младшего подросткового возраста. Факторы, способствующие возникновению акцентуаций у младших подростков 21
1.3. Психолого-педагогические приемы работы с младшими подростками,
имеющими акцентуации характера 28
Выводы по Главе 1 44
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению и преодолениюак - центуаций характера у младших подростков 46
2.1. Методическая организация исследования 46
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 54
2.3. Работа педагога-психолога по коррекции и сглаживанию выявленных ак -
центуаций у подростков 69
Выводы по Главе 2 80
Заключение 82
Список используемых источников 83
Приложения 89
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей проявления акцен- туаций характера у младших подростков 6
1.1. Подходы к пониманию акцентуаций характера в психологической нау
ке 6
1.2. Особенности младшего подросткового возраста. Факторы, способствующие возникновению акцентуаций у младших подростков 21
1.3. Психолого-педагогические приемы работы с младшими подростками,
имеющими акцентуации характера 28
Выводы по Главе 1 44
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению и преодолениюак - центуаций характера у младших подростков 46
2.1. Методическая организация исследования 46
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 54
2.3. Работа педагога-психолога по коррекции и сглаживанию выявленных ак -
центуаций у подростков 69
Выводы по Главе 2 80
Заключение 82
Список используемых источников 83
Приложения 89
В настоящее время такие стороны общественной жизни, как: социальные и технологические изменения; экономическая, социальная и духовная напряженность, конфликты в семье; кризисы и связанные с ними стрессы, оказывают сильное воздействие на психическое здоровье подрастающего поколе - ния.Особенно подвержены влиянию извне подростки с чувствительной, уязвимой, нестабильной эмоциональной сферой , с дисгармоничным развитием характера, с гипертрофированной выраженностью отдельных черт. Как известно, отроческий возраст рассматривается как кризисный период и прохо - дящие изменения, возникающие в данном возрасте характеризующиеся фи - зиологическими, социальными, личностными и когнитивными преобразова- ниями в определенных ситуациях могут обуславливать образование акцентуа - ций характера, различных эмоциональных, нервно-психологических и поведенческих отклонений.
«Трудный характер» - распространенное выражение. Часто под ним подразумевается характеристика человека с наличием ярких и устойчивых проявлений личности, которые затрудняют его общение с окружающими .
В этом случае речь идет о так называемых акцентуациях характера, когда личностные особенности определяют весь стиль поведения человека и при этом возникают особые коммуникативные сложности. Акцентуации характера проявляются в любом возрасте, особенно ярко-в подростковом. Затем постепенно сглаживаются, но при неблагоприятных обстоятельствах они закрепляются и становятся отличительной характеристикой взрослой личности. Распознавание акцентуаций на ранних этапах формирования человека способствует их смягчению и ослаблению.
Именно дети подросткового возраста с акцентуациями характера чаще всего оказываются в сложной жизненной ситуации(конфликтуют с родителя - ми, уходят из дома, не находят понимания со сверстниками , бросают учиться, попадают в асоциальную среду, совершают попытки суицида и т.д.).Условия жизни и взаимоотношения с такой категорией подростков необходимо строить особым образом, учитывая их качества характера, так как акцентуированным личностям присуща готовность к своеобразному, особенному развитию.[37]
Значительное количество как теоретических, так и эмпирических иссле- дованийрассматривают вопросы, касающиеся акцентуированных подростков (А.И.Захаров, К.Леонгард, А.Е.Личко, А.А.Реан, Ю.С. Шевченко); возрастных и психологических особенностей подростков (Л.И.Божович, Л.С. Выготский, И.С.Кон,Ф.Райс); особенностей воспитания, способствующих формированию акцентуированных личностей (А.И.Захаров, А.С.Спиваковская,
Э.Г.Эйдемиллер).Наиболее распространенные классификации типов акцен- туаций характера, предложены К. Леонгардом и А.Е. Личко, в основукоторых положено представление о существовании личностных типов , отклоняющихся по выраженности ряда основных свойств от средних значений , но при этом лежащих в пределах нормы, т.е. неявляющихся патологическими.Согласно А.Е. Личко, акцентуации характера представляют собой крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены .
Распознавание акцентуаций на ранних этапах формирования человека способствует их смягчению и ослаблению. Если же своевременно не были устранены обстоятельства, способствующие появлению и развитию акцентуированных черт, то мы встречаемся с личностью трудной, проблемной. Тогда важно разобраться в особенностях акцентуаций характера данного конкретно - го человека, его сильных сторонах и ограничениях с тем , чтобы выстроить эффективные взаимоотношения с ним.
Данная работа посвященаособенностям взросления младших подростков с акцентуациями характера.
Цель:на основе изучения особенностей проявления акцентуаций харак - тера у младших подростков разработать программу по их психолого - педагогической коррекции.
Объект исследования: акцентуации характера у подростков.
Предметисследования: особенности проявления акцентуаций характера у младших подростков.
Гипотезаисследования состоитв предположении о том, что акцентуации характера у младших подростков:
1) могут проявляться в явной и скрытой формах;
2) определяют особенности отношения к себе, эмоционального состояния и поведения младших подростков;
3) могут быть скорректированы при условии комплексной психолого - педагогической работы с подростками, родителями и учителями.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать диагностический комплекс для изучения акцентуаций ха - рактера, самооценки, эмоционального состояния и поведения младших подростков.
3. Провести констатирующий эксперимент, обработать и проанализировать результаты.
4. Описать особенности проявления акцентуации характера у младших подростков.
5. Разработать программу по психолого-педагогической коррекции про - явлений акцентуаций характера у младших подростков .
Методы исследования:
1. Анализ научной литературы.
2. Тестирование.
3. Наблюдение.
4. Качественный и количественный анализ данных.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, библиографического списка.
Экспериментальная база исследования: учащиеся 7 класса МБОУ СОШ № 98, возраст учащихся 12-13 лет, количество: 24 человека.
«Трудный характер» - распространенное выражение. Часто под ним подразумевается характеристика человека с наличием ярких и устойчивых проявлений личности, которые затрудняют его общение с окружающими .
В этом случае речь идет о так называемых акцентуациях характера, когда личностные особенности определяют весь стиль поведения человека и при этом возникают особые коммуникативные сложности. Акцентуации характера проявляются в любом возрасте, особенно ярко-в подростковом. Затем постепенно сглаживаются, но при неблагоприятных обстоятельствах они закрепляются и становятся отличительной характеристикой взрослой личности. Распознавание акцентуаций на ранних этапах формирования человека способствует их смягчению и ослаблению.
Именно дети подросткового возраста с акцентуациями характера чаще всего оказываются в сложной жизненной ситуации(конфликтуют с родителя - ми, уходят из дома, не находят понимания со сверстниками , бросают учиться, попадают в асоциальную среду, совершают попытки суицида и т.д.).Условия жизни и взаимоотношения с такой категорией подростков необходимо строить особым образом, учитывая их качества характера, так как акцентуированным личностям присуща готовность к своеобразному, особенному развитию.[37]
Значительное количество как теоретических, так и эмпирических иссле- дованийрассматривают вопросы, касающиеся акцентуированных подростков (А.И.Захаров, К.Леонгард, А.Е.Личко, А.А.Реан, Ю.С. Шевченко); возрастных и психологических особенностей подростков (Л.И.Божович, Л.С. Выготский, И.С.Кон,Ф.Райс); особенностей воспитания, способствующих формированию акцентуированных личностей (А.И.Захаров, А.С.Спиваковская,
Э.Г.Эйдемиллер).Наиболее распространенные классификации типов акцен- туаций характера, предложены К. Леонгардом и А.Е. Личко, в основукоторых положено представление о существовании личностных типов , отклоняющихся по выраженности ряда основных свойств от средних значений , но при этом лежащих в пределах нормы, т.е. неявляющихся патологическими.Согласно А.Е. Личко, акцентуации характера представляют собой крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены .
Распознавание акцентуаций на ранних этапах формирования человека способствует их смягчению и ослаблению. Если же своевременно не были устранены обстоятельства, способствующие появлению и развитию акцентуированных черт, то мы встречаемся с личностью трудной, проблемной. Тогда важно разобраться в особенностях акцентуаций характера данного конкретно - го человека, его сильных сторонах и ограничениях с тем , чтобы выстроить эффективные взаимоотношения с ним.
Данная работа посвященаособенностям взросления младших подростков с акцентуациями характера.
Цель:на основе изучения особенностей проявления акцентуаций харак - тера у младших подростков разработать программу по их психолого - педагогической коррекции.
Объект исследования: акцентуации характера у подростков.
Предметисследования: особенности проявления акцентуаций характера у младших подростков.
Гипотезаисследования состоитв предположении о том, что акцентуации характера у младших подростков:
1) могут проявляться в явной и скрытой формах;
2) определяют особенности отношения к себе, эмоционального состояния и поведения младших подростков;
3) могут быть скорректированы при условии комплексной психолого - педагогической работы с подростками, родителями и учителями.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать диагностический комплекс для изучения акцентуаций ха - рактера, самооценки, эмоционального состояния и поведения младших подростков.
3. Провести констатирующий эксперимент, обработать и проанализировать результаты.
4. Описать особенности проявления акцентуации характера у младших подростков.
5. Разработать программу по психолого-педагогической коррекции про - явлений акцентуаций характера у младших подростков .
Методы исследования:
1. Анализ научной литературы.
2. Тестирование.
3. Наблюдение.
4. Качественный и количественный анализ данных.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, библиографического списка.
Экспериментальная база исследования: учащиеся 7 класса МБОУ СОШ № 98, возраст учащихся 12-13 лет, количество: 24 человека.
Проблема акцентуаций характера младших подростков в научной лите - ратуре представлена достаточно широко.
В ходе теоретического анализа литературы были изучены различные теоретические аспекты проблемы: это собственно понятие «акцентуация», классификация типов акцентуаций у различных авторов, понятия явная и скрытая акцентуация, факторы, влияющие на возникновение акцентуаций у младших подростков.
Подобран диагностический комплекс для выявления акцентуаций ха - рактера, самооценки, эмоционального состояния и поведения младших под - ростков включающий: методику «Чертова дюжина», карту наблюдений Д.Стотта, методику диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн в модифи - кации Прихожан, проективную методику «Дом, дерево, человек» Дж.Бука.
Проведен констатирующий эксперимент, в ходе анализа результатов выявлены подростки с явными и скрытыми акцентуациями. У группы детей с акцентуациями характера выявлен высокий уровень тревожности , конфликтности и проблемы в общении у детей со скрытыми акцентуациями - повышенное эмоциональное напряжение, дети без акцентуаций характера в целом благополучны.
Описаны особенности проявления акцентуации характера у младших подростков. Младшие подростки с явными акцентуациями характера имеют повышенную тревожность, этот симптомокомплекс еще более усиливается из-за переживаний относительно межличностных отношений (отношения со сверстниками и взрослыми), и в общении (в каждом психотипе разные проявления трудностей). Существует проблема доверия к людям, что является источником их конфликтности.
Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть полезны педагогу-психологу в практической работе и родителям и учителям для лучше - го понимания особенностей подростков.
В ходе теоретического анализа литературы были изучены различные теоретические аспекты проблемы: это собственно понятие «акцентуация», классификация типов акцентуаций у различных авторов, понятия явная и скрытая акцентуация, факторы, влияющие на возникновение акцентуаций у младших подростков.
Подобран диагностический комплекс для выявления акцентуаций ха - рактера, самооценки, эмоционального состояния и поведения младших под - ростков включающий: методику «Чертова дюжина», карту наблюдений Д.Стотта, методику диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн в модифи - кации Прихожан, проективную методику «Дом, дерево, человек» Дж.Бука.
Проведен констатирующий эксперимент, в ходе анализа результатов выявлены подростки с явными и скрытыми акцентуациями. У группы детей с акцентуациями характера выявлен высокий уровень тревожности , конфликтности и проблемы в общении у детей со скрытыми акцентуациями - повышенное эмоциональное напряжение, дети без акцентуаций характера в целом благополучны.
Описаны особенности проявления акцентуации характера у младших подростков. Младшие подростки с явными акцентуациями характера имеют повышенную тревожность, этот симптомокомплекс еще более усиливается из-за переживаний относительно межличностных отношений (отношения со сверстниками и взрослыми), и в общении (в каждом психотипе разные проявления трудностей). Существует проблема доверия к людям, что является источником их конфликтности.
Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть полезны педагогу-психологу в практической работе и родителям и учителям для лучше - го понимания особенностей подростков.
Подобные работы
- Акцентуализация характера современных подростков с девиантным
поведением
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Социально-психологическое сопровождение подростков с различными проявлениями акцентуаций характера
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Определение взаимосвязи уровня социального интеллекта и
акцентуаций характера у детей подросткового возраста с
задержкой психического развития в процессе психолого -
педагогического сопровождения их образования
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Определение взаимосвязи уровня социального интеллекта и акцентуаций характера у детей подросткового возраста с задержкой психического развития в процессе психолого - педагогического сопровождения их образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2022 - Особенности агрессии в контексте акцентуации характера в подростковом возрасте
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2022 - Акцентуаций характера подростков с отклоняющимся поведением (Социально-психологическая коррекция)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2024 - СПЕЦИФИКА СТАТУСНО-РОЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
С ПРОЯВЛЕНИЯМИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Акцентуации характера подростков с психологическими проблемами (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2019 - АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА ПЕДАГОГОВ С СИНДРОМОМ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016





