ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ 7
1.1. Понятие «лидер» в психологии 7
1.1.1. Лидерство как социально - психологическое явление 11
1.1.2. Типология лидерства 12
1.2. Дошкольное детство. Ребенок дошкольного возраста.
Психологические условия развития лидерских качеств в дошкольном возрасте 16
1.3. Неполные семьи. Типы неполных семей. Типичные
психологические проблемы неполных семей 29
1.3.1. Особенности воспитания детей в разных типах неполных семей.
Проявление лидерских качеств детей в неполных семьях 35
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 39
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ 42
2.1. Организация и методы исследования 42
2.2. Выявление особенностей проявления лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в разных типах неполных
семей 44
2.3. Направление и содержание работы с детьми из неполных семей по формированию их лидерских качеств 48
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Проблема лидерства была актуальна с древнейших времен. Уже на первых этапах развития человечества выбирали такой порядок общественной жизни, где ведущую роль играли более опытные, умные, сильные, наконец, более человечные люди, то есть лидеры. Там, где возникает человеческая общность, там должны появиться лидеры. Современное общество нуждается в социально-зрелых, инициативных, молодых людях, обладающих лидерскими качествами, способных успешно осваивать и выполнять трудные задачи, которые ставит перед ними жизнь [3].
Дошкольный возраст является периодом активного развития ребенка. В это время начинают активно развиваться психические функции у ребенка и сам ребенок, развивается, как личность, формируются, в том числе его лидерские качества.
Проблемой изучения лидерских качеств детей занимались многие ученые, в том числе: Р. Стогдилл, Р. Бейлс, Ф. Фидлер, К. Левин, М. Вебер, И.П. Волков, Л.И. Уманский, Б.А. Парыгин, А.С. Чернышев и другие.
В развитии лидерских качеств ребенка очень важна атмосфера и среда, в которой он растет. Поэтому изучение влияния семейного воспитания на развитие личностных качеств дошкольников, способствующих занятию ими лидерской позиции и определяющих социальную активность, является весьма актуальным.
Распад семьи - острая проблема современного общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов, как в России, так и на Западе. По данным статистики, за последние годы резко возрастает число детей дошкольного возраста, которые воспитываются в неполных семьях. Как показывают многочленные исследования, жизнь и условия воспитания ребенка в неполной семье имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Эти особые условия жизни ребенка отражаются на особенностях его личностного развития, проявлении лидерских качеств.
Для развития лидерских качеств детей необязательно, чтобы родители сами были лидерами, важнее чтобы им были присущи такие черты характера как уважение ко всем, умение считаться с мнением других людей и находить выход из трудных ситуаций, а также способность отвечать за свои поступки. Настоящие лидеры вырастают там, где у ребенка есть стимулы для собственного роста. Воспитание ребенка - это ежедневная работа, требующая от родителей терпения и умения быть во всем хорошим примером. Лидеры вырастают в семьях, где родители сами живут в атмосфере понимания, взаимопомощи, доброжелательности и любви. В атмосфере эмоционального неблагополучия любой талант погибает.
Изучение и анализ научной социально-психологической и психологопедагогической литературы позволяет говорить о наличии противоречия между требованиями, стоящими перед современными специалистами в области образования - воспитать успешную личность: коммуникабельную, ответственную, инициативную, обладающую лидерскими качествами, которая в жизни сможет проявить себя, и трудностями решения этой задачи без учета условий воспитания ребенка в семье. При этом программ развития лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста с учетом типа семьи, ее социально-психологических особенностей - крайне мало.
Необходимость разрешения указанного противоречия обуславливает актуальность настоящего исследования и обозначает его проблему, которая заключается в определении особенностей развития лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста из неполных семей и обосновании направлений психолого-педагогической работы, обеспечивающих оптимальные показатели развития данных качеств.
Цель исследования: выявить особенности проявления лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неполных семьях.
Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач:
1) Проанализировать научную литературу по теме исследования: рассмотреть понятия «лидерские качества», «неполная семья»; определить специфику проявления лидерских качеств у дошкольников из неполных семей;
2) Подобрать методики диагностики лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста;
3) Эмпирически изучить особенности проявления лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неполных семьях;
4) Разработать систему психолого-педагогических мероприятий, способствующих развитию лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неполных семьях.
Объектом исследования являются лидерские качества.
Предмет исследования - особенности проявления лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неполных семьях.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что проявление лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в разных типах неполных семей, может иметь характерные особенности: в разведенной и распавшейся семьях у детей выражена неуверенность в себе, зависимость от взрослых, их лидерские качества проявляются слабо или ситуативно; детям из неполной внебрачной семьи чаще свойственно яркое проявление лидерских качеств, желание общаться в широком кругу, уверенность в себе.
Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, проективные психодиагностические методики.
Методики исследования:
Методика «Склонность к доминированию» Г.А. Карповой. Цель - выявить путем наблюдения выраженность лидерских качеств детей по показателям: доминантность, склонность к руководству,
уверенность/неуверенность в себе, самостоятельность/зависимость.
1. Методика «Карабас» (в авторской модификации Г.С. Огневой). Цель - выявить склонности у детей к проявлению лидерства.
2. Модифицированная методика «День рождения» М.Н. Панфиловой. Цель - выявить тенденции к лидерству и изучить потребность детей в общении.
Научная новизна работы связана с выявлением и обоснованием особенностей проявления лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неполных семьях, а также в разработке системы психолого-педагогических мероприятий по развитию лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неполных семьях, которая может быть использована в работе педагогов и психологов дошкольной образовательной организации.
В данной работе была проанализирована научная литература по теме: «Особенности проявления лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неполных семьях».
В ходе проделанной нами работы решены следующие задачи: проанализирована научная литература по теме исследования, рассмотрены понятия «лидерские качества», «неполная семья»; определена специфика проявления лидерских качеств у дошкольников из неполных семей; были подобраны методики диагностики лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста; проведены диагностики особенностей проявления лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в разных типах неполных семьях; проанализированы полученные результаты.
Так, в главе 1 рассмотрели понятия «лидерство», «лидер», стили лидеров. Также были выявлены различия между лидером и руководителем (Б.А. Парыгин). Мы просмотрели следующие теории лидерства: «Теория лидерских ролей» (Р. Бейлс), «Ситуационная теория лидерства», «Синтетическая (или комплексная) теория» (Ф.Фидлер). Рассмотрели аспект «лидерство как социально-психологическое явление». Проанализировали более подробно типологию лидерства. Представили общую характеристику понятия «дошкольный возраст». Выявили, что в дошкольном возрасте у детей происходит глобальное развитие психических функций. Рассмотрели развитие личности у детей дошкольного возраста, что ребенок развивается и как личность, проявляя себя в разных условиях, в которых проявляются лидерские качества. Пришли к выводу, что коллективная деятельность детей старшего дошкольного возраста позволяет раскрыть лидерские качества, что успешная адаптация дошкольника в коллективе - это гарантия того, что в будущем ребенок сможет справляться с возникшими трудностями и станет самостоятельной и независимой личностью. Рассмотрели понятие «неполная семья». Разобрали типы неполных семей. Выявили типичные психологические проблемы неполных семей: материальная проблема, проблема совмещения профессиональной и родительской ролей и проблема «неполноты» семьи. Пришли к выводу, что роль родителей в воспитании многопланова и отражается на формировании личности ребенка в дошкольном возрасте. Выявили, что отсутствие одного из родителей, приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья. Выявили, что неполная семья влияет на проявления лидерских качеств.
В главе 2 были подобраны и организованы методики диагностик для неполных семей, направленные на выявление склонности к руководству, лидерству, уверенности в себе, самостоятельности; склонности к проявлению лидерства; на определение социометрического статуса детей, воспитывающихся в неполных семьях. Были получены и проинтерпретированы результаты, на основе которых мы смогли разработать систему психолого-педагогических мероприятий по развитию лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неполных семьях.
Решение поставленных исследовательских задач позволило доказать гипотезу исследования.
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Гардарики, 2010. 349 с.
2. Варга А.Я. Системная семейная психология. СПб.: 2001. 87 с.
3. Вербняк П. Лидерство в современном мире. М.: Brainity, 2015. 31 с.
4. Выготский Л.С. Собор. Соч. 4 Т. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2009. 416 с.
5. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье. Сост. И.Ф. Дементьева. М.: Социс, 2005. 160 с.
6. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 2005. 25 с.
7. Доманецкая Л.В., Дубовик Е.Ю. Технологии сопровождения социально-эмоционального развития детей 2-5 лет с разными возможностями здоровья: учебное пособие сост.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. 124 с.
8. Дунаев В.Ю. Общение и личность. М.: Просвещение, 2006. 53 с.
9. Емельянова М.Н. Взгляд педагогов на развитие лидерского потенциала дошкольников // Журнал управление ДОУ. 2009. №7. С.112 - 123.
10. Ермолаева Т.В., Комогорцева И.С. Вопросы психологии. СПб.: Амфора, 1995. 363 с.
11. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации. М.: 2014. 18 с.
12. Каширских Т.В. Психологические особенности лидерства в дошкольных объединениях. М., 1999. 151 с.
13. Ковалева Л.А Методики выявления лидеров в детских коллективах // Методики для вожатых. Летний лагерь. Киров, 2013. URL: http://summercamp.ru (дата обращения: 20. 02. 2017).
14. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста. М.: Литкон, 1996. 216 с.
15. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шести летнего возраста: книга для учителя. М.: Просвещение, 2008. 65 с....36