Только Word
ВВЕДЕНИЕ 5
1.1. Развитие навыков письма в онтогенезе 10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика слабовидящих детей. Особые
образовательные потребности слабовидящих обучающихся 15
1.3. Специфика письма у детей с нарушениями зрения 21
1.4. Методы и приемы коррекции навыков письма у слабовидящих детей ... 24
Выводы по первой главе 30
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 31
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента .. 31
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 40
2.3. Методические рекомендации по профилактике и преодолению
оптической дисграфии у слабовидящих обучающихся 46
Выводы по второй главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анамнестические данные детей, учавствующих в эксперименте 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Рабочая программа коррекционного курса логопедической направленности «Преодоление оптико-пространственных нарушений при письме» 68
В. связи. с. принятием. Федерального. Закона №273. «Об образовании. в. Российской Федерации». и утверждением. ФГОС начального. общего. образования обучающихся с. ограниченными возможностями здоровья - все. обучающиеся с. сохранным. интеллектом. должны. получить. цензовое. образование.. . Для этого. им. необходимо. овладеть. русским. языком. в. той. мере,. чтобы. поступить в. образовательное. учреждение. и продолжить. обучение. . .
В. силу несформированности или же. недоразвития у слабовидящих детей. зрительного. гнозиса, анализа и. синтеза, пространственных представлений наблюдаются трудности при формировании. как устной,. так. и . п.и с ь м е н.но й .р е ч.и . .
К трудностям. формирования письменной. речи относятся:. ошибки при. узнавании. отдельных букв. и. соотнесения. их с. определёнными. з в ук а.м и ,.. с м е ш е н и.я.. и . з а.м е н а.. с х од.ны х.. п о . н а.п.и са.ни ю . б ук.в ,.. з е р к а.л.ь.н о е н а.пи с а.н.и е . б у к.в ,.. п р о п.у.с к.и . о т.д е.л.ь.н ы х.. э.л е м е н т о в ,.. н а.пи с а.н.и е . л.и.ш.н.их . и неправильно. расположенных элементов.. . Эти и многие. другие. факторы. у к а.з ы в а.ю т.. н а.. п.р е д.р а.с п о.л о ж.е н.но с т.ь . с.л а.б о в.и дя.щ.их . д е т е й . к.. о п.т.и ч ес к о й ф о рм е . д.и.с г.р а ф и.и .
Д а.н н.ы м и . во п.р о са.м и . з а.н.и м а.ли с ь . т а.к.и е . и з в е с т.н.ы е . у ч е н ы е .к а.к : ..
А.Р.. Лурия, А. А. . Леонтьев,. Е.. М.. Гопиченко, Е.Ф.. Соботович, О..А.. Токарева, М. Е. . Хв.атцев, Р.. Е. . Левина, Н. А.. Никашина, Д.И.. Орлова, Г.В.. Чиркина, И . К . Колпоковская, Р. . И . . Лалаева . .
Исследования А.Р.. Лурия, Л.С.. . Цветковой,. Лотмар, Иссерлин, Г.о.л.ь д.ш.т е й.н ,.. с в я.зы.в а.ю.т . о п т.и ч е с к.ие . н а.р уш е н и.я.. с . т е м е н.но -.з а.т.ы.л оч.н.ы м и о б.л а.с т.я.ми .
Исследователи. говорят о. том,. что. в. природе. оптических. нарушений. особое. внимание. уделяется содружественному движению, руки. и. глаз...
Письмо. представляет сложный. психофизиологический. процесс,. который обеспечивается работой. четырёх анализаторов:.
речедвигательного,. речеслухового,. зрительного. и. обще двигательного... Вот п о ч.е м у., м н о г.и.е , д.е т.и , в , хо де , ш.к о л.ь н о г о , об у.ч.е н и.я., ст.а.л.к.и в.а.ю т с я., с о значительными трудностями. в. овладении процессом. письма (Т.П., Бессонова, М . М . . Безруких, М . М . Кольцовой, Р. . И.. Лалаевой, Р.Е., Левиной, А . Р. . . Лурия и. др . ). . ..
И.з в е с т.н о ,.. ч.т о . з а.т р уд.н е н.ия.. в . в ы п о л.н е н.и.и. п.р о с т р.а.н с т.в ен но
организованных движений. могут привести. к «зеркальному письму», н.е пр а.в.и л.ь.но м у.. р а с п о ло ж.е ни ю . б у.к.в . в . п р о с т р.а.н с т.в е . и . н.е т о ч.но м у.. и х начертанию. . . При. несформированности графических навыков,. которые. различаются в. тесной зависимости от трёх факторов.:. зрительного. восприятия, произвольной. графической. активности и зрительно-моторной координации, будет страдать. весь. процесс. письма в. целом. (О..И.. Галкина, Е. . И . . Игнатьев,. Б. . .Ф. . . Ломов). . .
Есть. направления в. оценке. возможностей зрительного. восприятия, к о т ор о е . в . о с н о в.но м . о п.и с а.но . т.и ф л о п си х о л о г.а.ми . ( В П . Е р м а.к о в ,.. В П Жохов,. М. И Земцова, А. Г.. . Литвак, Ю.А.. Кулагин,. Г.В... Никулина, Л.И.. Плаксина, Л . И . . Солнцева, А . В. . . Соколова, Б. . К . . Тупоногов, И.М.. Романова,. Л. В..Фо.мичева), между тем,. недостаточно. средств. логопедической.
д.и.а.г.н о с т.и.ки ....
Слабовидение представляет собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствия, что влияет на развитие навыков письма. В процесс письма входит: речь, зрительное восприятие, акустическое восприятие,
пространственное восприятие, кинестетический и кинетический процессы, зрительные образы букв, а также оперативная память. Все эти процессы тесно взаимодействуют между собой.
Характерным при слабовидении является замедленность формирования основных свойств восприятия (активности, избирательности, предметности, осмысленности, обобщенности), недоразвитие оптико-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза. Что свидетельствует о появлении у школьников в большинстве случаев оптической дисграфии.
Несмотря на то, что многие авторы уделяли внимание вопросам профилактики оптической дисграфии, до сих пор не разработана система профилактических мер по предупреждению данного вида нарушения для слабовидящих учащихся младших классов. В связи с этим логопедическая работа проводится по коррекции и профилактике нарушений письма.
Нами было проведено исследование на выявление
предрасположенности к оптической дисграфии слабовидящих обучающихся. Качественный анализ данных показал, что обучающиеся с нарушенным зрением находятся на разном уровне сформированности таких компонентов письма как: зрительное восприятие, зрительно - пространственное восприятие, зрительно-моторная координация. Обобщая полученные данные, мы видим, что обучающиеся испытывают трудности, обусловленные неумением идентифицировать геометрические фигуры и их аналоги анализировать пространственное расположение этих фигур. В результате диагностики выявлены ошибки, указывающие на нарушение пространственного восприятия.
Таким образом, по данным исследования можно произвести отбор детей, на занятия по коррекции зрительного восприятия, зрительно - пространственного восприятия, зрительно-моторной координации в целях профилактики и коррекции оптической дисграфии у слабовидящих обучающихся. Комплектование групп осуществлялось в соответствии с выделенными нами уровнями развития компонентов письма.
Для каждого уровня мы разработали в помощь учителю-логопеду и учителям начальных классов серию игр и заданий, направленных на предупреждение оптической дисграфии, которые возможно проводить в классе. Также в работе представлена рабочая программа коррекциооного курса логопедической направленности «Преодоление оптикопространственных нарушений при письме».
Таким образом, цели и задачи исследования реализованы, гипотеза нашла свое подтверждение в данной работе.
1. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. / Б.Г. Ананьев - М.: АПН РСФСР, 1960. - 106 с.
2. Безруких, М.М., Морозова, Л.В. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет. / М.М. Безруких, Л.В. Морозова - М.: Новая школа, 1996. - 40 с.
3. Бернштейн, Н.А. О построении движений / Н.А. Бернштейн - М.: Медгиз, 1947. - 253 с.
4. Бурина, Е.Д. Такие похожие разные буквы/ Е.Д. Бурина - М.: КАРО, 2006. - 96 с.
5. Васильева, Н.И. Монокулярные и бинокулярные механизмы пространственного восприятия у слабовидящих детей с заболеваниями сетчатки и зрительного нерва / Н.И. Васильева, С.И. Рычкова, Г.И. Рожкова // Дефектология. -2010. - №6. С. 39 - 47.
6. Валлон, А. Психологическое развитие ребенка / А Валлон. - М.: Просвещение, 1967. - 25 с.
7. Венгер, Л.А. Развитие сенсорного восприятия в процессе воспитания / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 2001. - 224 с.
8. Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для пед. вузов дефектолог. фак.: доп. М-вом образования и науки РФ/ Л.С. Волкова - М.: ВЛАДОС, 2009. 680 - с.
9. Вучинич, В.Г. Элементы языковой компетенции у детей с нарушением зрения / В.Г. Вучинич, Б. Эшкирович // Дефектология. - 2009. - №2. С. 36 - 40.
10. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Лев Семенович Выготский - М.: Сб. соч. т.2. - 1982. С. 6-7.
11. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. Т.1-3/ Лев Семенович Выготский - М., 1983. - 369 с.
12. Гвоздев, А.Н. Избранные работы по орфографии и фонетике / А.Н. Гвоздев. - М.: АПН РСФСР, 1963. - 284 с.
13. Григорьева, Л.П Психофизиологическое исследование зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников / Л.П. Григорьева. - М.: Педагогика, 1983. - 151 с.
14. Григорьева, Л.П. Формирование высших форм зрительного восприятия как основа компенсации нарушений когнетивного развития детей / Л.П. Григорьева // Дефектология. - 2000. - №3. С 3-15.
15. Григорьева, Л.П. Пластичность зрительной системы и обучения. / Л.П. Григорьева // Физиология человека. - 2002. - №1....68