Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Развитие навыков фонематического восприятия в онтогенезе 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей со стертой формой
дизартрии 14
1.3. Особенности фонематического восприятия у детей 5-6 лет со стертой
формой дизартрии 18
1.4 Обзор методов и приемов логопедической работы по развитию фонематического восприятия при стертой форме дизартрии 22
ГЛАВА II. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО
АНАЛИЗ 29
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента...29
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 33
2.3. Методические рекомендации, направленные на развитие
фонематического восприятия у детей 5-6 летнего возраста со стертой формой дизартрии 38
Заключение 47
Список использованной литературы 50
Приложение А 56
Приложение Б 59
Актуальность исследования. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ( далее в тексте «ФГОС ДО») речевое развитие является одним из главных и существенных показателей развития ребенка. Но в тоже время статистика показывает, что наблюдается тенденция к значительному росту числа детей с грубыми речевыми нарушениями органического характера. Известно, что на основе ФГОС ДО разрабатываютсяадаптированные образовательные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, в которых работа по развитию речи является основным компонентом коррекционного воздействия на всем периоде получения ребенком дошкольного образования.
В современной логопедии описаны различные варианты речевых нарушений, среди которых распространенными являются разные виды дизартрии [Е.Ф. Архипова, Л.В. Лопатина, Е.Ф. Соботович, Е.К. Макарова]. Легкая степень дизартрии - одно из наиболее часто встречающихся в детском возрасте расстройств речи, при котором ведущим в структуре речевого дефекта являются стойкие нарушения звукопроизношения, [И.Б. Карелина, Л.В. Лопатина, И.И. Панченко, Э.Я.Сизова, Э.К. Макарова, Е.Ф. Соботович, О.А. Токарева] и, следовательно, отклонения в развитии фонематической, лексической и грамматической стороны речи, что снижает эффективность школьного обучения детей [Т.Б. Филичева, И.А. Чевелёва, Г.В.Чиркина, Г.В. Гуровец, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Соботович, и др.].
Работа над развитием фонематического восприятия и коррекция нарушенного звукопроизношения у детей в дошкольном возрасте остается актуальной, так как именно от сформированности звукопроизношения и фонематического восприятия зависит успешное обучение детей в дальнейшем, овладение навыками чтения и письма.
Преодолением нарушений фонематического восприятия занимались многие ученые, такие как: Е.Ф. Архипова, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, О.В. Правдина, Е.М. Мастюкова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова и д.р.
Однако остаются недостаточно изученными вопросы формирования фонематического восприятия у детей со стертой формой дизартрии.Таким образом, пересмотр подходов, лежащих в основе коррекционно
логопедической работы по преодолению нарушений фонематического восприятия у детей с легкой степенью дизартрии, необходимость повышения эффективности коррекционно-логопедической работы является в настоящее время одной из актуальных задач логопедии.
Проблема исследования определяется недостаточной изученностью проявлений навыков фонематического восприятия у детей 5-6 лет со стертой формой дизартрии, с одной стороны, и необходимостью определения условий повышения эффективности коррекционно-логопедической работы у данной категории детей, с другой стороны.
Цель исследования: выявить особенности проявления
фонематического восприятия у детей 5-6 лет со стертой формой дизартрии и составить методические рекомендации, направленные на устранение этих недостатков
Объект исследования: фонематическое восприятие дошкольников.
Предмет исследования: особенности фонематического восприятия у детей 5-6 лет со стертой формой дизартрией.
Гипотеза исследования.
1. Под фонематическим восприятием понимается специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова [Л.С. Волкова].
2. Мы предполагаем, что в процессе обследования детей со стертой формой дизартрии будут наблюдаться нарушения фонематического восприятия, проявляющиеся в трудностях по различению слов близких по своему звучанию, при дифференциации фонем и слогов, а также в элементарном звуковом анализе.
3. На основе выделенных особенностей составить дифференциальные методические рекомендации по развитию фонематического восприятия у детей 5-6 лет со стертой формой дизартрии.
Для достижения поставленной цели предстояло решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, логопедическую литературу, посвященную проблеме изучения нарушений фонематического восприятия у детей со стертой дизартрией и у нормально развивающихся сверстников
2. Подобрать методику диагностического исследования навыков фонематического восприятия.
3. Провести обследование и выявить особенности фонематического восприятия у детей 5-6 летсо стертой формой дизартрии.
4. Разработать дифференциальные методические рекомендации, направленные на развитие фонематического восприятия у детей 5-6 лет со стертой формой дизартрии.
Для решения поставленных нами задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме; методы изучения, обобщения и анализа опыта существующих результатов коррекционной работы по устранению нарушений; количественные и качественные методы сбора эмпирической информации (наблюдение, сравнение, анализ и синтез).
Методологической основой работы явились следующие положения отечественной дефектологии и логопедии:
- вопросы изучения детской речи (А.Н. Гвоздев);
-о теории речевой деятельности (А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия);
• о структуре речевого дефекта (Л.Ф. Спирова, Р.И. Лалаева и др.).
Теоретическая значимость определяется тем, что результат данной работы позволит дополнить и конкретизировать представления об особенностях фонематического восприятия детей со стертой формой дизартрии.
Практическая значимость заключается в том, что предложенные методические рекомендации помогут устранить недостатки
фонематического восприятия у детей со стертой формой дизартрии и будут полезны учителям-логопедам дошкольных образовательных организаций.
Организация исследования. Эксперимент проходил на базе
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Интикульский детский сад «Дюймовочка» № 13 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно- речевому направлению развития детей; адрес: 662445, Красноярский край,
Новосёловский р-он, п.Интикуль, ул. Октябрьская,1А. телефон: 8 (39 147) 964-11
Исследование проводилось в три этапа, которые включали следующие направления работы:
• на первом этапе нами была проанализирована литература по указанной выше проблеме исследования, подобрана методика исследования (для проведения констатирующего эксперимента).
• второй этап включал проведение исследования, направленного на изучение фонематического восприятия у дошкольников со стертой формой дизартрии.
• на третьем этапе мы проанализировали полученные данные и выявили особенности фонематического восприятия у детей с легкой степенью дизартрии; с учетом выявленных особенностей составили методические рекомендации.
Выпускная квалификационная работа оформлена по традиционной схеме и состоит из введения, двух глав проведенного исследования, заключения, списка использованной литературы, включающего 53 наименований, и 2 приложения.
Известно, что усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт общих для всех детей. Формирование! правильного произношениял зависит от способностиюребенка к анализу и синтезу речевых звуков, то есть от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. У большинства! детей с лёгкой и формой дизартрии мимеется лёгкая ю(стёртая) j неврологическая симптоматика, которая выявляется только при тщательном обследовании и указывает на органические поражения центральной нервной системы. Основным симптомом является стойкое нарушение произношения, которое ыс «трудом (корректируется и «отрицательно «влияет на формирование я других сторонмречи.
Стертая дизартрия как первоначальный дефект приводит к недостаточности фонематического восприятия, анализа и синтеза. Нечеткость артикуляторных образов способствует стойкому нарушению звукопроизношения, что приводит к стиранию граней между слуховыми дифференциальными признаками звуков. Речедвигательный анализатор играет тормозящую роль в развитии фонематического восприятия. У некоторых детей трудности уже начинаются на первой ступени, то есть при дифференциации! неречевых звуков.!
Преодолением дефектов фонематического восприятия занимались многие ученые, такие как: Е.Ф. Архипова, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, О.В. Правдина, Е.М. Мастюкова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова и д.р. Все они считают, что успешная коррекция фонематического восприятия у детей с дизартрией осуществляется в результате многоаспектного воздействия, направленного на речевые и неречевые процессы, на активизацию познавательной деятельности дошкольников.
Логопедическая работа при дизартрии структурирована и имеет целенаправленный характер. Таким образом, анализ литературных источников доказывает «что, ^нарушения ю звукопроизношения при ютертой е дизартрии с трудом поддаются коррекции и отрицательно влияют на формирование фонематической стороны речи, вызывая вторичные отклонения в их развитии, которые затрудняют процесс школьного обучения детей.ы
В ходе работы была проанализирована литература по исследуемой проблеме. «Изучая ^литературу, нами нбыли выделены юосновные особенности а фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста со стертойюформой дизартрии.ю
Проведенный нами эксперимент, проходивший на базе МДОУ № 13 «Дюймовочка» п. Интикуль, позволяет сделать вывод о том, что нарушения фонематического восприятия у детей 5-6 лет со стертой формой дизартрии имеют различную степень выраженности: легкую - в 20% случаях, среднюю - в 10% случаях ри тяжелую мв 70% случаях. мИсследование проводилось шо | адаптированной нами методике, с помощью которой было выявлено, что у всех детей экспериментальной группы имеются нарушения фонематического восприятия, в том числе, тех звуков, которые отсутствуют, заменяются или смешиваютсяюв речи.ыНа основеювыявленных особенностей,шбыли составлены) дифференцированные методические рекомендации в зависимости от степени нарушения фонетико-фонематическогоынедоразвития.
Мыщолагаем, что добилисьщоставленных целей,мто естыраскрыли ключевые; понятия и цтему ы работы. нТакже ы считаем, что ^выполнили ж все ^поставленные | нами задачи,жто есть внашли и проанализировалищсихолого-педагогическую, i логопедическую Я литературу, Я> выявили Я недостатки в Я состоянии Я фонематического восприятия у детей 5-6 лет со стертой формой дизартрии , составилиыдифференцированные методические ^рекомендации, направленные с на развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.Полученные в ходе констатирующего эксперимента данные доказывают, что выдвинутая нами гипотеза о том, что у детей со стертой формой дизартрии будут наблюдаться особенности фонематического восприятия, проявляющиеся в трудностях по различению слов близких по своему звучанию, при дифференциации фонем и слогов, а также в элементарном звуковом анализе.
1. Актуальные проблемы логопедии: преодоление речевых нарушений у детей и взрослых: Сборник научных трудов/ МГПИ.-М., 2005.- 367 с.
2. Алтухова, Н.Г.юНаучитесь слышатьрзвуки / Н.Г.Алтухова.ы - СПб., 2000.1- 234с.!
3. Архипова, Е.Ф.дСтертая дизартриялу детейы/ Е.Ф.Архипова.- М., 2007.л-343 с.
4. Архипова, Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008 - 115с.
5. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2007.д - 224 с.
6. Баренцева, ЬН.С. м Развитие Л фонематического м слуха у | дошкольников / Н.С. Баренцева, Е.В. Колесникова.- М., 2001.- 227с.
7. Беккер, К. П. Логопедия: / К.П. Беккер, М. Совак. - Пер. с нем.м- М., 1999.р - 288с.т
8. Бельтюков,В.И. Закономерностиювладения произношением^ слышащими детьми / В.И. Бельтюков, А.Д. Салахова // Дефектология. - 2000. № 5. - С. 3-10.
9. Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. - М. : Гуманитар.изд.мцентр ВЛАДОС,м2009. - 287 с.
10. Брюховских, Л.А. Дизартрия: Уч.метод.лит.пологоледии / Л.А. Брюховских. - Краснояр. гос. пед. ун-т им.В.П. Астафьева. - Красноярск,ю2012. - 180 с.
11. Волкова, Г.А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией // Методические разработки и проведение коррекционных занятийн / Г.А.ыВолкова. - С.-Петербург,!2004. - 191 с.
12. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии / Е.Н. Винарская. - М.: Просвещение. - 1989. - 160 с.
13. Выготский, Л.С.// Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский - М., 1999. - 224 с.
14. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев - М., 1998.1 - 470 с.
15. Гуровец, Г.В. Клинико-педагогическая характеристика детей, мстрадающих м стертой дизартрией и ыметоды и коррекционного i воздействия / Г.В. Гуровец, С.И. Маевская // Преодоления речевых нарушений у детей и взрослых. М., 1981.- С.69-90...53