ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ С ОСТОЯНИЙ ПЕДАГОГОВ С
РАЗЛИЧНЫМ СООТНОШЕНИЕМ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА И
АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА
(на примере педагогов дошкольной образовательной организации)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ПЕДАГОГОВ С РАЗЛИЧНЫМ СООТНОШЕНИЕМ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА И АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА 8
1.1. Теоретические аспекты исследований свойств темперамента 8
1.2. Проблема формирования акцентуаций характера в отечественных и
зарубежных исследованиях личности 25
1.3. Влияние свойств темперамента на формирование акцентуаций
характера личности 37
1.4. Психические состояния феномена эмоционального выгорания в
профессиональной деятельности педагогов 41
Выводы по 1 главе 50
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У ПЕДАГОГОВ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ СООТНОШЕНИЯХ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА И АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА 52
2.1. Методическая база исследования (описание диагностических
методик) 52
2.2. Организация и результаты диагностического обследования
педагогов ДОО 64
2.3. Особенности психических состояний при определенном
соотношении свойств темперамента и акцентуаций характера у
педагогов ДОО 78
Выводы по 2 главе 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 100
Актуальность исследования. Темперамент и характер человека являются важнейшими психологическими категориями и отражают различные аспекты индивидуального своеобразия человека. В основе темперамента лежат свойства нервной системы, которые являются биологическим фундаментом личности [12]. Основоположник концепции закономерностей в осуществлении высшей нервной деятельности И. П. Павлов установил, что в основе темперамента, как и индивидуальных особенностей условно-рефлекторной деятельности, лежат свойства нервной системы человека. Они являются наследственными и практически не поддаются изменению [55].
Если темперамент для человека - первичный генетический материал, из которого строится личность, наследственный аспект эмоциональной природы, то характер - это те черты, которые человек вырабатывает в процессе жизни. Наибольшее влияние на характер имеют социальные условия развития личности [50]. Стабильно повторяющиеся состояния, типичные реакции, тактики поведения, напрямую связанные с проявлением соответствующих темпераментальных свойств, согласно К. Леонгарду и А.Е. Личко, рассматриваются как акцентуированные черты личности [38, 39].
Темперамент и акцентуированные черты характера лежат в основе таких психологических свойств личности, как общительность, готовность к сотрудничеству, доброжелательное отношение к людям, эмоциональная стабильность и оптимистическая настроенность, эмоционально-волевые качества, строгий самоконтроль и самосознание личности [66, 27].
Педагоги дошкольных образовательных организаций (ДОО), как обладатели личностного характерологического комплекса, достаточно индивидуализировано осуществляют свою деятельность. Это оказывает прямое влияние на особенности взаимодействия с воспитанниками, с родителями, на избираемые ими способы и формы осуществления образовательной и воспитательной деятельности. Тема, выбранная для настоящего исследования, обусловлена необходимостью выявить особенности соотношения свойств темперамента и акцентуаций характера у педагогов ДОО.
На сегодняшний день проблемный круг явления «темперамент» и сопутствующих ему вопросов представлен в работах таких исследователей, как У. Шелдон, И. П. Павлов, Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын, Н. С. Лейтес,
A. Г. Иванов-Смоленский, Г. Айзенк, В. С. Мерлин, Я. Стреляу,
B. М. Русалов, Н. В. Нижегородцева и других ученых. С точки зрения современных представлений, описанных в научных трудах исследователей- психологов, темперамент является следствием биологически заданных, конституционных, биохимических, функциональных и нейродинамических различий, которые обусловливают индивидуальные различия личности.
Параллельно деятельно изучается психологическая структура темперамента, выделяются акцентуированные характеристики и определяется специфика характерологических черт. Проработкой вопросов, связанных с исследованием характера человека, подробно занимались и занимаются Э. Кречмер, У. Шелдон, А. Адлер, Г. Олпорт, Р. Кеттелл, Г. Айзенк, К. Леонгард, А.Ф. Лазурский, Л.С. Выготский, Б.С. Братусь, А.Р. Лурия, А.Е. Личко, В.М. Русалов. Учеными выявлено, что характер состоит из уникального набора черт, каждая из которых представляет собой вполне определенный комплекс устойчивых подсистем психики и поведения. Современные исследования показывают, что биологически
детерминированные индивидуально-психологические черты проявляют свое постоянство в течение всей жизни человека. В.М. Русаловым разработана трехуровневая модель индивидуальности, в ней характер определяется как центральная подструктура, в формирование которой темперамент вносит свой определенный вклад [67, 70, 72].
Системно-конституциональный подход к решению вопроса о соотношении темперамента и характера теоретически и методологически обоснован в работах И. М. Сеченова, В. М. Бехтерева, Б. Г. Ананьева,
A. Ф. Лазурского, Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна,
Б.Ф. Ломова, А.В. Брушлинского, А.Р. Лурии, Б.М. Теплова,
B. Д. Небылицына, В.С. Мерлина, В.М. Русалова, А.И. Крупнова,
Э.А. Голубевой, Т. Ф. Базылевич и других современных исследователей. Этот подход базируется на том, что темперамент оказывает непосредственное влияние на характер индивида следующим образом: темпераментальные свойства формируют, изменяют отдельные черты характера в зависимости от условий жизни и деятельности человека. Темперамент является основой характера, его наиболее устойчивым компонентом, при этом выступая необходимым условием регуляции и адаптации человеческого поведения в ситуациях нормы, а также индивидуальным ресурсом мобилизации необходимых, сопряженных с темпераментом, черт характера.
Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что человек не живет вне социума, и приобретенные в процессе адаптации и социализации свойства, обусловленные темпераментом, являются устойчивыми и долговременными образованиями. Поэтому изучение типов, свойств темперамента и психологических черт личности: характер, способности, мотивация, направленность, - позволит определить уровень развитости (зрелости) психологической культуры личности педагога, которая весьма выразительно и явственно проявляется в общении.
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ), напрямую или косвенно связанный с трудовой деятельностью людей, особенно помогающих профессий, сегодня довольно является распространенным [5]. Попадая под его влияние, носитель становится менее энергичными, психически напряженным, что далее способно вызвать серьезные заболевания нервной системы. Однако, в современной науке вопросы влияния типов, свойств темперамента и психологических черт личности, их соотношений как факторов риска СЭВ педагогов изучены недостаточно.
В сложившейся в науке и практике ситуации обнаружены
противоречия:
• между структурой индивидуально-уникального темперамента в совокупности с акцентуациями личности педагога дошкольной образовательной организации и его способностью к осуществлению воспитательной и образовательной деятельности, к общению как таковому;
• между потребностью в знаниях о соотношении индивидуальнотипологических особенностей темперамента и акцентуаций характера у педагогов дошкольной образовательной организации и явной недостаточностью установленных эмпирических данных об этом соотношении как о факторе риска синдрома эмоционального выгорания (СЭВ).
Проблема исследования: каковы особенности психических состояний при соотношениях индивидуально-типологических темперамента и акцентуаций характера у педагогов дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: отношение свойств темперамента и
акцентуаций характера личности.
Предмет исследования: особенности психических состояний у педагогов ДОО при определенном соотношении свойств темперамента и акцентуаций характера.
Гипотеза исследования: некоторые соотношения темперамента с акцентуациями характера личности выступают благоприятной средой (фактором риска) для изменения психических состояний (эмоционального выгорания) у педагогов ДОО в процессе профессиональной деятельности.
Цель исследования: установить особенности психических состояний при определенном соотношении свойств темперамента и акцентуаций характера у педагогов ДОО.
Задачи исследования
1. Раскрыть теоретические и методологические подходы к исследованию проблематики темперамента и характера человека.
2. Определить методы диагностики темперамента,
характерологических особенностей и психических состояний педагогов дошкольной образовательной организации.
3. Выявить особенности психических состояний при определенном соотношении темперамента с акцентуациями характера личности.
4. Определить связь соотношения индивидуально-типологических особенностей темперамента и акцентуаций характера с психическими состояниями педагогов дошкольной образовательной организации.
Методы исследования:
• теоретические: анализ научной литературы по проблеме, обобщение отечественного и зарубежного опыта,
• эмпирические: методы психологической диагностики (Личностный опросник EPI; Русалов В.М. Модифицированный опросник формальнодинамических свойств индивидуальности человека (ОФДСИ 26-В); Русалов В.М Опросник черт характера взрослого человека - ОЧХ-В); Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.
• математические и статистические методы обработки данных (корреляционный анализ в программе «Statistika»).
Практическая значимость работы. Данные, полученные в результате экспериментального исследования, свидетельствующие о соотношении темперамента и характера, позволят осуществлять достоверный прогноз соответствия индивидуальности человека при приеме на работу в дошкольную образовательную организацию.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, библиографический список, оформленный по требованиям ГОСТ-2008, и приложение.
Решая первую задачу исследования, мы обосновали выбор диагностических методик исследования темперамента и
характерологических особенностей педагогов дошкольной образовательной организации. Для исследования темперамента выбран Модифицированный опросник формально-динамических свойств индивидуальности человека В.М. Русалова (ОФДСИ 26-В, сокращенный вариант). В настоящее время в диагностическом аппарате психологии избранный тест-опросник является апробированным корректным психодиагностическим инструментарием. Этот метод являет собой надежный и валидный тест-опросник с нормативными данными для измерения всего набора формально-динамических свойств индивидуальности. Он служит для определения 12 фундаментальных формально-динамических свойств индивидуальности человека: эргичности, пластичности, скорости и порога эмоциональной чувствительности в трех плоскостях поведения: психомоторной, интеллектуальной и
коммуникативной.
Для исследования характерологических особенностей педагогов отобран Опросник черт характера взрослого человека В. М. Русалова. В основе данной диагностической модели лежат концепция немецкого психиатра К. Леонгарда, рассматривающая типы акцентуированных личностей и оригинальная теория индивидуальности российского психолога и антрополога В.М. Русалова. Избранный диагностический инструмент позволяет соотнести акцентуации характера с темпераментальными особенностями. Методический инструментарий В.М. Русалова. согласован между собой, стандартизирован, актуален, валиден, позволяет достоверно оценить свойства личности.
При решении второй задачи организовано проведение диагностического исследования. Исследовательской базой определена дошкольная образовательная организация в Советском районе г. Красноярска, которая имеет все предусмотренные государственным учреждением детского образовательного типа структурные подразделения: младшая, средняя, старшая и подготовительная группы; отдельно выделены две логопедические группы. К диагностированию привлечены сотрудники, непосредственно работающие с детьми: воспитатели, младшие воспитатели, логопед, дефектолог, работники методического отдела. Выборку составили 38 человек. Возраст испытуемых в диапазоне от 21 года до 58 лет. Опрашиваемые в свободное от работы время заполнили бланки тестов опросников, которые после окончания данного этапа исследования обрабатывались с помощью пакетов статистических программ SPSS РС+ и программы Statistika 6 (шестая версия).
Решение третьей задачи осуществлено в полной мере, обработаны результирующие данные по акцентуациям характеров испытуемых и по исследованию формально-динамических свойств индивидуальности человека. Диагностические данные работников ДОО по методике В.М. Русалова ОФДСИ показали наиболее важные индексы формальнодинамических свойств человека и позволили вычислить общие темпераментные типы испытуемых.
Данные, которые мы получили в решении четвертой задачи, позволяют проследить взаимосвязь между формально динамическими,
темпераментальными характеристиками личности, акцентуациями характера и уровнем эмоционального выгорания в процессе профессиональной деятельности у каждого сотрудника в виде индивидуального профиля. Уравновешенность, гармоничность, стабильность черт характера и темпераментальных свойств личности существенно замедляют изменения психических состояний в процессе профессионального эмоционального выгорания.
Таким образом, мы можем заключить, что задачи исследования решены, гипотеза доказана, цель достигнута.
1. Абульханова-Славская К.А. Особенности типологического подхода и метода исследования личности // Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990. С. 18-25.
2. Абульханова-Славская К.А. Социально-философская и
психологическая проблема субъекта // Мир психологии. 2013. № 2. С. 262275.
3. Адлер А.О нервическом характере [Электронный ресурс]. URL: http://www.yourdreams.ru/biblio/pages/alfred-adler-onn-l.php (дата обращения: 01.11.2017).
4. Айзенк Г.Ю. Количество измерений личности: 16, 5 или 3? Критерии таксономической парадигмы // Иностранная психология. 1993. Т. 1. № 2. С. 9-23.
5. Айзенк Г.Ю. Личностный опросник EPI (методика Г. Айзенка) [Электронный ресурс]. URL: http://vsetesti.ru/213/ (дата обращения: 20.10.2017).
6. Айзенк Г.Ю. Структура личности. СПб.: Ювента; М.: КСП+, 1999. 464 с.
7. Айзенк Г.Ю., Вильсон Г. Как измерить личность. М.: Когито-центр, 2000. 284 с.
8. Ананьев Б.Г. Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков [Электронный ресурс]. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/ananyev_ocherki-istorii- russkoy-psihologii_1947/go,112;fs,1/ (дата обращения: 29.10.2017).
9. Ананьев Б.Г. Строение характера // Психология индивидуальных различий / под ред.Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова; 3-е изд., перераб. и доп. М.: АСТ: Астрель, 2008. 720 с. С. 294-299.
10. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания [Электронный ресурс].
URL: http://elib.gnpbu.ru/text/ananyev_chelovek-kak-predmet_1968/go,4;fs, 1 /
(дата обращения: 27.10.2017).
11. Асмолов А.Г. Историко-эволюционный подход к пониманию личности:
проблемы и перспективы исследования [Электронный ресурс]. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1986/861/861028.htm (дата обращения:
02.10.2017).
12. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий. От
темперамента - к характеру и типологии личности. М.: Владос, 2009. 338 с.
13. Бирюков С.Д. Психогенетическое исследование пластичности как черты темперамента человека // Психологический журнал. 1992. № 5. С. 6471.
14. Бодалев А.А., Столин В.В., Аванесов В.С. Общая психодиагностика. СПб.: Изд-во Речь, 2006. 440 с.
15. Бойко В.В. Психоэнергетика. СПб.: Питер, 2008. 416 с....94