Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Работа №153147

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы59
Год сдачи2019
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования навыков выразительного чтения у учащихся начальной школы 6
1.1. Понятие «Выразительное чтение» 6
1.2. Компоненты выразительного чтения 11
1.3. Методические особенности организации деятельности учащихся в процессе
развития выразительного чтения у младших школьников 18
Выводы по первой главе 25
Глава II. Определение актуального уровня сформированности выразительного чтения у учащихся начальной школы 26
2.1. Критерии и уровни оценки сформированности навыка выразительного чтения
у учащихся начальной школы 26
2.2. Актуальный уровень развития сформированности выразительного чтения у
учащихся начальной школы 30
2.3. Работа по развитию навыка выразительного чтения на уроке у учащихся начальной школы 36
Выводы по второй главе 43
Заключение 44
Список литературы 46
Приложения 50

Выразительное чтение играет огромную роль в образовании: оно способствует воспитанию читательской восприимчивости и нравственных качеств учащихся, развитию речи и творческих способностей обучающихся, поэтому одной из главных задач начального обучения является овладение младшими школьниками навыками выразительного чтения в соответствии с предъявляемыми требованиями ФГОС НОО и основной образовательной программой начального общего образования.
Одна из задач начального образования - научить детей читать. Именно чтение играет огромную роль как в образовании, так и в воспитании и развитии человека. Через чтение дети познают мир и самих себя. Навыки и умения чтения формируются как важнейший вид речевой и умственной деятельностей.
Следовательно, систематическая целенаправленная работа над развитием и совершенствованием выразительности навыков чтения необходима и очень значима.
Полноценный навык чтения - это основа для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, также чтение это основной источник получения информации.
Значимость процесса чтения очень велика даже с научной точки зрения. Успешное овладение навыком чтения - это один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребёнка. Трудность в процессе обучения ведёт к проблеме в развитии какого-либо психического процесса, а именно внимание, память, мышление, речь.
Несформированный навык чтения мешает восприятию, что тормозит развитие мыслительных процессов и памяти. Это ведёт к низкому уровню обучаемости, а в соответствии оказывается, что качество обучения на низком уровне.
Данная тема выбрана потому, что развитие навыка выразительного чтения в конечном итоге достигнет более качественной социализации учащихся. На уроке чтения учитель может развивать навык выразительного чтения в качестве составляющей в общей работе по развитию навыка чтения у школьников.
Актуальность исследования обусловлена тем, что правильное, осознанное, выразительное чтение - это возможность обучающегося получить качественное образование не только по предметам филологического цикла, но и в принципе во всем школьном обучении, так как выразительность - есть, прежде всего, отражение точности мысли, то есть понятности. Добавим, что выразительное чтение - способ точной и образиной передачи своих мыслей, а это еще одна возможность быть успешным уже не только в обучении, но и в коммуникации, что в свою очередь влияет на выбор жизненной стратегии человека. Отметим, что ФГОС НОО определяет выразительное чтение, как один из требуемых результатов освоения основной образовательной программ.
Качественное образование ученика невозможно без достаточно высокого уровня сформированности навыка чтения. За последнее время немало работ было посвящено исследованию процесса чтения и особенностям его развития в начальной школе. Вследствие чего, при авторизации читательских умений младших школьников одни авторы на первое место выдвигают необходимость развития оперативной памяти, и внимания учащихся (И.Т.Федоренко). Другие - информационно - ценностный подход (А.М.Кушнир), третьи - систему особых упражнений и их многократный повтор (В.Н.Зайцев), четвёртые - учёт особенностей развития разных качеств навыка чтения (М.И.Оморокова) и т.д.
Вот почему так важно с детских лет привить ребёнку интерес к книге любовь к чтению, и показать не только её роль в жизни человека, но и вооружить ребёнка умением читать. А для того, чтобы чтение было более эффективным, нужно научить ребёнка умело пользоваться книгой.
Целью нашего исследования - выявить особенности развития выразительности у младших школьников и разработать комплекс упражнений, позволяющих развивать выразительность чтения у младших школьников на уроках литературного чтения.
Исходя из вышесказанного, объектом нашего исследования является процесс развития выразительности чтения младших школьников. В качестве предмета исследования мы рассматриваем актуальное состояние сформированности выразительного чтения у младших школьников и условия его изменения.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования, определить понятия
«выразительное чтение».
2. Определить актуальный уровень сформрованности выразительности чтения в третьем классе.
3. Провести статическую обработку результатов исследования и представить их в виде таблиц и диаграмм.
4. Представить содержательный анализ и убедиться, что гипотеза верна.
5. Определить условия, которые позволяют совершенствовать развитие выразительного чтения у младших школьников.
6. Разработать комплекс упражнений для развития выразительности чтения у младших школьников на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: выразительное чтение характеризуется такими критериями, как: логическое ударение; паузы; сила голоса; и потенциально сформирована у обучающихся 3 класса преимущественно на среднем уровне.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Выразительное чтение - это одно из могущественных средств, благодаря которому учитель в процессе работы над художественными произведениями вызывает у детей сопереживание, помогая им не только верно понять, но и ощутить автора, обогатиться его высокими помыслами и благородными чувствами.
Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников - очень важная часть работы учителя начальных классов, так как именно в начальной школе формируются первые умения, связанные с выразительным чтением. Для того чтобы правильно понять текст, его нужно правильно прочитать; а для того, чтобы выразительно прочитать, текст нужно понять. Выразительное чтение невозможно без полного, комплексного анализа произведения, а также без умения пользоваться интонационными средствами выразительности.
С помощью выразительного чтения у учащихся развивается собственная речь, она становится яркой, убедительной, разборчивой, чёткой, эмоциональной.
В первой главе мы познакомились с понятием выразительного чтения и его компонентами, познакомились методикой и комплексом упражнений, которые можно использовать для формирования навыков выразительного чтения произведений.
Во второй главе констатирующем этапе мы выявили начальный уровень сформированности навыков выразительного чтения младших школьников при чтении стихотворения. Получились следующие результаты: у 40% учащихся низкий уровень сформированности навыка выразительного чтения, у 36% - средний уровень, у 24% - высокий уровень. Для того чтобы повысить уровень сформированности навыка выразительного чтения мы включили упражнения из разных методик, которые могут проводиться на каждом уроке по пять, десять минут и на протяжении всего урока.
Для формирования навыков выразительного чтения необходимо работать не только над смысловой стороной, но и над технической, так как обе эти стороны взаимосвязаны; необходимо систематически включать в деятельность на уроке литературного чтения упражнения на тренировку речевого дыхания, силу голоса, выделения грамматических и логических пауз, логического ударения, выработку правильной интонации.


1. Аксёнов В.Н. Искусство художественного слова / В.Н. Аксенов. - М.: Искусство, 2002. - 256 с.
2. Артоболевский Г.В. Художественное чтение / Г.В. Артоболевский. - М.: Просвещение, 1978. -156 с.
3. Астафьева О.В. Детская литература. Выразительное чтение: практикум: Учеб. пособие для студентов сред. проф. учеб заведений / О.В. Астафьева, Т. В. Рыжкова. - М.: Академия, 2007. - 271 с.
4. Бакланова И.В Игры и упражнения для развития компонентов интонационной стороны речи. URL: http://mdou47st.bel31.ru/igruiypragn.pdf.
5. Балашова Е.А. Анализ лирического стихотворения / Е.А. Балашова, И.А. Каргашин. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 192 с.
6. Булатова О.С. Педагогический артистизм / О. С. Булатова. - М.: Академия, 2001. - 240 с.
7. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения: Книга для учителя / Б. А. Буяльский. - М.: Юнити-Дана, 2006. - 245 с.
8. Валгина Н.С. Современный русский язык / Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2002. - 528 с.
9. Васильева М.С. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах/ М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская. - М.: Педагогика, 1997.- 118 с.
10. Вербовая Н. Н. Подготовка к выразительному чтению / Н.Н. Вербовая // Русская словесность. - 2000. - № 4. - С. 63-66.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика-пресс, 1999. - 536 с.
12. Головин Б.Н. Основы культуры речи / Б.Н. Головин. - М.: Высшая школа, 1998. - 280 с.
13. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание учителя / Л.А. Горбушина. - М.: Просвещение, 2005. - 54 с.
14. Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников: Пособие для учителей / Л.А. Горбушина. - М.: Просвещение, 2001. - 160 с.
15. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 частях, Ч. 1 / Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 192 с....50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ