Введение 3
I глава: УУД в образовательном процессе начальной школы 6
1.1. Понятие и виды универсальных учебных действий «УУД» 6
1.2. Особенности развития логических УУД в начальной школе 16
1.3. Способы формирования логических УУД в начальной школе 29
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 38
II глава: Описание опытно - экспериментальной работы 41
2.1 Экспериментальная работа по выявлению особенностей формирования логических УУД у младших школьников 41
2.2. Анализ результатов по выявлению особенностей формирования
логических УУД у младших школьников 44
2.3. Методические рекомендации по развитию логических УУД на уроках
окружающего мира 49
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 53
Заключение 55
Список литературы 59
Приложение 64
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД), которые являются важным элементом содержания Федеральных государственных образовательных стандартов.
В широком значении "универсальные учебные действия" - самосовершенствование и саморазвитие путем активного и сознательного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) "универсальные учебные действия" - это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его социальную толерантность, компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. [5]
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему более осознанно и осмысленно усваивать предметное метапредметное содержание образования и применять полученные знания в жизни. Овладение учениками логическими универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и привести к формированию способности самостоятельного усвоения новых знаний и умений. При формировании логических универсальных учебных действий, особое внимание занимает логическое действие, так как данное действие становится чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие в дальнейшем, позволяет увидеть собственные затруднения и помогает правильно и осмысленно формулировать логические универсальные учебные действия. При этом важное значение имеет формирование универсальных логических действий, таких как: умение анализировать, умение классифицировать, умение сравнивать, умение строить логическую цепь рассуждения, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение доказывать, умение строить гипотезу. Одним из важнейших логических действий является умение выполнять анализ. В.В.Давыдова считал, что содержательный анализ позволяет обнаружить существенные признаки в постигаемом объекте. Примером проявления содержательного анализа может быть задание, где требуется обнаружить внутреннюю связь между отдельными его элементами.
Логические линии, направленные на решение вопроса формирования способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия, четко выстроены в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. Значимость развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей, формирования у него целостной системы универсальных знаний, навыков, умений, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности.
При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью формирования логических универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста на уроках и недостаточностью путей решения проблемы.
Данная проблема позволила сформулировать тему работы: «Особенности развития логических универсальных учебных действий младших школьников в предметной области «Окружающий мир».
Цель исследования: изучить актуальное состояние
сформированности логических УУД и разработать программу их развития на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что логические УУД характеризуются умением выделять существенные и несущественные признаки, сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, выявлять закономерности у учащихся 1 класса находятся преимущественно на среднем уровне развития.
Объект исследования: процесс развития логических УУД.
Предмет исследования: актуальное состояние логических УУД у учащихся первого класса.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по
проблеме.
2. Раскрыть сущность и структуру универсальных учебных действий, дать теоретическое обоснование необходимости формирования универсальных действий на уроках в начальной школе
3. Изучить методы и формы проведения уроков, способствующие формированию логических универсальных учебных действий.
4. Разработать критерии оценивания сформированности логических универсальных учебных действий у младших школьников.
5. Провести констатирующий срез по выявлению актуального уровня развития логических УУД у младших школьников.
6. Разработать методические рекомендации по развитию логических УУД на уроках окружающего мира.
Методы исследования:
1. Анализ психолого - педагогической литературы.
2. Диагностика уровня сформированности логических УУД.
«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик».
Для чего мы учим детей? Раньше, мы бы ответили: для того, чтобы они умели читать, считать, вычислять и писать. Но с позиции Федеральных государственных Образовательных Стандартов мы поняли и приняли это по- другому - для того, чтобы они стали успешными в жизни. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).
Актуальность исследования проблемы формирования универсальных учебных действий (УУД) у младших школьников обусловлена изменением образовательной парадигмы в соответствии с логикой компетентностного подхода: от цели усвоения учащимся конкретных предметных ЗУН( знаний, умений, навыков) в рамках отдельных учебных дисциплин к цели развития познавательных способностей школьников, обеспечивающих у них такую ключевую компетенцию, как умение учиться и благоприятствующих их саморазвитию и самосовершенствованию.
Проблема эффективного формирования универсальных учебных действий, обучающихся - одна из сложных и противоречивых проблем современной педагогической науки. С одной стороны, она отражает потребность общества, выраженную в образовательном заказе на учащихся, способных к полноценной самореализации, самостоятельному добыванию знаний и эффективному осуществлению различного рода деятельности; показывает заинтересованность учёных в нахождении путей формирования надпредметных действий школьников. С другой стороны, отражено, что современная система школьного образования с традиционной организацией учебного процесса и соответствующим методическим обеспечением ещё не готова справиться с объективными факторами, которые определяют формирование общепознавательных действий учащихся, и грамотно, на научной основе, обеспечить формирование над предметными действиями младших школьников в оценочной деятельности.
Сравнительно - сопоставительный анализ научной литературы по проблеме исследования позволил уточнить содержание понятия "познавательные универсальные учебные действия младших школьников ". Под " универсальными учебными действиями младших школьников" мы понимаем совокупность обобщённых действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию".
В основу выпускной квалификационной работы положена классификация универсальных учебных действий, предложенная разработчиками федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
В ходе изучения научной литературы было установлено, что универсальный характер познавательных действий проявляется в том, что они:
1) носят надпредметный и метапредметный характер;
2) лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально - предметного содержания;
3) обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося;
4) обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития, саморазвития и самосовершенствования личности.
Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет определить систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию, обеспечивающую у учащихся как " умение учиться". Основы формирования " умение учиться" закладываются в период начального обучения ребёнка в школе: полученный в это время опыт предопределяет успешность обучения учащихся в течение всей последующей жизни.
Считаю, что наиболее благоприятные условия для формирования познавательных УУД возможно создать на уроке «Окружающего мира», основной целью изучения которого формирование практикоориентированных знаний о природе, человеке, обществе; ведь уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьников. Игры, логические и творческие задачи в начальной школе обязательные структурные элементы урока окружающего мира. Это дает возможность учителю организовать познавательную деятельность на высоком уровне самостоятельности, инициативы и творчества.
Таким образом, уроки окружающего мира могут стать основой формирования логических универсальных учебных действий. УМК «Школа России» обладает потенциалом, необходимым для успешного формирования и развития универсальных учебных действий в соответствии с требованиями стандарта.
При изучении курса «Окружающий мир» развиваются умения извлекать информацию, представленную в разной форме (иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.); описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков; устанавливать причинноследственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.; пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, моделировать объекты и явления окружающего мира; проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов и явлений, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме.
Учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, чтение карты, дорожные знаки и др.).
1. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010.
2. Алейникова И.Т. Тяжело, но интересно: Внедрение новых стандартов/ И.Т. Алейникова // Управление школой. - 2013. - №11. - С.38-40.
3. Артемьева, Л.В. Мониторинг универсальных учебных действий учащихся в начальной школе. //Управление качеством образования. - 2011, №5.
4. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.
5. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011. — 159 с.
6. Балашова А.И., Ермолова Н.А., Потылицына А.Ф. К вопросу о развитии универсальных действий. - Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009.
7. Бунеев Р. Н. Познавтельные УУД. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Вахрушев А. А., Горячев А. В., Данилов Д. Д., Козлова С. А., Петрова Л. Н., Пронина О. В., Рубин А. Г., Чиндилова О. В.// Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования: сб. статей. - М.: Баласс, 2012. - С.48.
8. Бунеева, Е.В., Чиндилова, О.В. Задачи педагогической деятельности учителя, реализующего ФГОС начального общего образования / Е. В. Бунеева, О.В. Чиндилова //Начальная школа плюс До и После. - 2011.- №3. - С. 1-3.
9. Виды универсальных учебных действий (по материалам ФГОС НОО) [Электронныйресурс]: http: //referatwork.ru/spisok literaturi/oformlenie sp iska literaturi gost 7-1-2003 7-0-5-2008 2014.html
10. Воровщиков С.Г. Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников / С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова, Г.П. Каюда, Н.В. Гладик и др. М.: «5 за знания», 2009. 144 с.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. - М.: издательский центр "Смысл", 2013. - 486с.
12. Диагностические методики [Электронный ресурс]
file:///C:/Users/User/Desktop/diagnostika urovnya sformirovannosti uud.p df
13. Дорохова Н.В. Проблемные ситуации на уроке как способ формирования УУД [Электронный ресурс] http://nsportal.ru/
14. Ивченкова Г.Г., Окружающий мир.1-4 классы: учебник для общеобразовательных школ / Ивченкова Г.Г, Потапов И.В. - Москва: АСТ Астрель, 2013. - 136 с.
15. Карабанова, О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы [Текст] / О. А. Карабанова // Управление начальной школой. - 2009. - № 12. - С. 9-11....42