Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изобразительное искусство как средство полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста

Работа №153134

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольное образование

Объем работы64
Год сдачи2024
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛОРОЛЕВОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИЕТЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.1. Определение понятия и значение полоролевого воспитания детей
старшего дошкольного возраста 8
1.2. Содержание полоролевого воспитания детей старшего
дошкольного возраста в ДОО 14
1.3. Роль изобразительного искусства в полоролевом воспитании детей
старшего дошкольного возраста 19
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ПОЛОРОЛЕВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
2.1. Изучение сформированности полоролевой воспитанности у детей
старшего дошкольного возраста 27
2.2. Содержание работы по полоролевому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства 40
2.3. Определение эффективности использования изобразительного искусства в полоролевом воспитании детей старшего дошкольного
возраста 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 62


Воспитание, как процесс приобщения человека к историческому опыту, всегда определяется ведущими потребностями общества. Изменение базовых социальных ориентиров неизбежно приводит к пересмотру и переоценке задач, направлений, форм организации воспитательной работы. Каждый исторический этап вносит свои коррективы в понимание отдельных звеньев педагогической системы на всех уровнях образования в целом. В современных условиях общественного развития особо остро встают проблемы социализации человека, приобщения его к общечеловеческим ценностям, значимым во все времена и закрепленным в культурноисторическом опыте поколений.
В ракурсе этих проблем важным направлением работы, задающим ориентиры на дальнейшее изучение новых аспектов вхождения ребенка в мир человеческих отношений, является полоролевое воспитание. Традиционное понимание сути воспитательной работы, определяемое тезисом «Какая разница: мальчик или девочка, лишь бы человек был хороший», наглядно демонстрирующий идею «бесполой» педагогики, неумолимо уходит в прошлое. Вопросы полоролевой идентификации и дифференциации, привлекающие в последнее время все больший круг психологов, находят отражение в педагогических исследованиях, обогащая арсенал направлений и содержание современной отечественной педагогики [1].
Проблема воспитания ребенка с учетом полоролевых различий, позволяющая по-иному увидеть специфику педагогической работы с детьми, по значимости и актуальности на сегодняшний день не имеет аналогов. Поиск истоков духовности человека, представляющей сегодня наибольший дефицит, неизбежно приводит к культурно-историческому прошлому, закрепленному в традициях разных народов, ориентированному на дифференцированный подход к детям разного пола. Проблема дифференцированного воспитания, в зависимости от пола ребенка, тесно связана с гуманизацией педагогического процесса, т. к. задает перспективы дальнейшего участия человека в общественной жизни, готовит к выполнению социальных ролей в обществе и семье.
Для современной постановки вопроса о разработке систем полоролевого воспитания существует множество причин. Первая, как уже было отмечено, связана с отсутствием дифференцированного подхода к детям в соответствии с их половой принадлежностью. Вторая - общегосударственное невежество педагогов и родителей в вопросах сексуального просвещения детей, приводящее к стремительному росту числа внебрачного рождения, абортов, уголовных преступлений на сексуальной почве, к отсутствию ранней ориентации на выполнение социальной роли в жизни (отца, матери).
Значение процесса полоролевой социализации правомерно
подчеркивает И.С. Кон. Он отмечает, что не только семья, но и общество сверстников оказывают существенное влияние на полоролевую социализацию ребенка, являясь «исключительно важным агентом половой социализации» [17].
Важность воспитания качеств мужественности и женственности, начиная с дошкольного возраста, подчеркивал выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, отмечая, что уже в малыше-первокласснике и дошкольнике мужского пола нужно воспитывать настоящего мужчину [24].
Несмотря на существенную психологическую аргументацию положения о необходимости целенаправленной работы по полоролевой социализации детей дошкольного возраста, в педагогике традиционно эти проблемы поднимаются и решаются крайне редко. Анализ программ, концепций и нормативных документов показывает настойчивое обхождение этих вопросов, несмотря на имеющиеся научно обоснованные системы полового воспитания.
Проблемы полоролевого воспитания, связанные с методической оснащенностью этого процесса, неадаптированностью научно - исследовательского материала, сегодня уже не единичны. Немалую тревогу и озабоченность педагогов и родителей вызывает массовый выпуск и некомпетентное использование литературы о процессах зачатия и деторождения. Выпуск и допуск этой литературы к распространению не контролируется компетентными людьми или организациями. Многие из этих книг, адресуемых детям, не соответствуют требованиям, предъявляемым к детской литературе, а также не учитывают уровень развития восприятия при использовании рисунков. Да и при адаптации текста для восприятия его дошкольниками следует придерживаться определенных этических норм. Все это происходит по причине того, что в подготовке таких книг к выпуску не участвуют педагоги и психологи, а лишь медики, сексопатологи и художники. Некомпетентное использование такой литературы может привести к неправильному истолкованию детьми ряда фактов и к выработке у ребенка неправильного, нездорового отношения к такой интимной информации.
Актуальность данной проблемы определила выбор темы нашего исследования.
Объект исследования - полоролевое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - использование изобразительного искусства в процессе полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - определить эффективность использования изобразительного искусства в качестве средства полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Старший дошкольный возраст - период интенсивной полоролевой социализации, формирования представлений детей об их половой принадлежности, полоролевых ценностных ориентаций.
Сущность полоролевого воспитания дошкольников состоит в том, что в процессе вхождения ребенка в социум формируются особенности характера и поведения девочек и мальчиков. Полоролевое воспитание - процесс непрерывный, он начинается в семье и далее осуществляется в образовательных организациях. Для дошкольника - в ДОО.
В проведенном нами исследовании была рассмотрена проблема полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства.
Проанализировав теоретическую литературу по теме исследования, мы разработали методику констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента.
Данные констатирующего эксперимента натолкнули нас на необходимость определения системы работы педагога, способствующей полоролевому воспитанию старших дошкольников на основе использования наиболее эффективных методов и средств воздействия.
Полоролевое воспитание детей старшего дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей более эффективно осуществляется только как педагогической процесс, который направлен на овладение детьми навыками полоролевого поведения, культурой взаимоотношений полов, способствующий позитивной полоролевой социализации.
Изобразительное искусство оказывает влияние на развитие когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой сфер личности каждого ребенка. Произведения изобразительного искусства выступают одним из главных источников познания мужских и женских образов в полоролевом воспитании. Изобразительное искусство является одним из средств полоролевого воспитания, как мальчиков, так и девочек, способствующих их реализации и развитию в соответствующей социальнополовой роли.
Произведения изобразительного искусства оказывают влияние на формирование у детей полоролевых стереотипов женственности и мужественности, выраженных в эстетических идеалах.
Проведенная нами работа по полоролевому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства экспериментально доказала свою эффективность.
Основываясь на результатах нашего исследования, можно утверждать, что использование в работе произведений изобразительного искусства, демонстрирующих положительные мужские и женские образы, их поведение, взаимоотношения, а также собственная изобразительная деятельность дошкольников на основе полученных впечатлений являются эффективным средством формирования у детей полоролевой идентификации, полоролевых образов мужчины и женщины, а также соответствующих форм поведения и взаимоотношения полов.
Оценка результатов нашего исследования позволяет сделать вывод о том, что, будучи актуальным и проведенным в соответствии с намеченными целью и задачами, оно также имеет практическую значимость, которая заключается в том, что описанная нами система работы может быть рекомендована педагогам ДОО, как технология по полоролевому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
В ходе проведенного исследования мы подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что грамотно и этично построенное полоролевое воспитание, основанное на использовании изобразительного искусства в качестве одного из средств воздействия в этом направлении, позволяет повысить уровень грамотности детей в области полового развития, а также способствует осознанному развитию мужественности и женственности у дошкольников .
В качестве перспектив дальнейшего исследования по данной теме можно назвать определение и апробацию содержания работы с использованием различных видов деятельности дошкольников,
направленных на полоролевое воспитание детей.


1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. - 416 с.
2. Белопольскоя Н.В. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. - М.: Когито-Центр,1998. - 24 с.
3. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб., 2007. - 320 с.
4. Выготский Л.С.Психология искусства. / Под ред. М.Г. Ярошевского. - М.: Педагогика,1987. - 71 с.
5. Гарапучик Е.В. Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями искусства. // Молодой ученый. - 2014. - №14. - С. 13-18.
6. Градусова Л.В. Гендерная педагогика: учеб. пособие. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 176 с.
7. Григорьева Ю.С. Психолого-педагогические аспекты полового воспитания детей дошкольного возраста: учеб. метод. пособие. - Пермь, 2011. - 128 с.
8. Григорьева Ю.С. Теоретические основы использования дидактической игры в процессе полового воспитания детей старшего дошкольного возраста: монография. - Пермь, 2008. - 69 с.
9. Каган М.С. О воспитании как специфической социальной деятельности и роли искусства в нем: избранные педагогические труды. - СПб., 2007. - 660 с.
10. Казакова Р.Г. Актуальные проблемы теории и методики изобразительной деятельности. - М.: МГПИ, 1995. - 210 с.
11. Коломийченко Л.В. Дорогою добра. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. / Л.В. Коломийченко, Г.И Чугаева, Л.И. Югова. - М.: Сфера, 2015. - 160 с.
12. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. - Пермь: ПГПУ, 2002. - 115 с.
13. Коломийченко Л.В. Программа полового воспитания детей дошкольного возраста. // Детский сад от А до Я. - 2006. - №1. - С. 54-89.
14. Коломийченко Л.В. Формирование гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации: монография. / Л.В. Коломийченко, Е.А. Конышева. - Пермь, 2013. - 188 с.
15. Коломинский Я.Л. Ролевая дифференциация пола у дошкольников. // Вопросы психологии. - 1985. - №3. - С.165-171...36


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ