ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОПТИЧЕСКИХ ОШИБОК В ПИСЬМЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Нейропсихологические механизмы письменной
речи 7
1.2. Дисграфия как частичное специфическое нарушение процесса
письма 12
1.3. Оптическая дисграфия как один из видов дисграфии 17
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ
ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Организация и проведение исследования 21
2.2. Результаты констатирующего исследования 23
ГЛАВА III. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО УСТРАНЕНИЮ ОПТИЧЕСКИХ ОШИБОК У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1. Организация и цель обучающего эксперимента 31
3.2. Система коррекционной работы 32
3.3. Результаты контрольного эксперимента 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
Как известно, усвоение устной речи начинается у ребенка рано - на втором году его жизни и происходит в процессе практического общения со взрослыми. Однако ни один ребенок, хорошо и бегло говорящий, не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь.
Развитие письма и чтения идет совершенно другим путем. Письмо с самого начала - осознанный процесс, результат специального сознательного обучения. Ребенок, которому нужно написать слово, должен не только представлять его значение, но и понимать, из каких звуков оно состоит и какими буквами эти звуки будут выражаться графически при письме. Градация - «буква-звук» - очень важна. На ранних этапах овладения навыком письма каждая отдельная операция - анализ звука, определение каждой буквы, ее написание - является еще отдельным, самостоятельно осознаваемым действием. Написание слова, таким образом, распадается для ребенка на ряд задач. На этом этапе включаются зрительные и пространственные ориентиры, фонематический слух, звуко-буквенный анализ и контроль за написанным.
В последнее время многие учащиеся начальной школы испытывают затруднения в обучении письму и чтению. Русский язык очень сложен по своей структуре, поэтому, чем раньше начать обучение ребенка грамотному письму и чтению, тем легче ему учиться в школе. Безграмотное письмо вызывает негативное отношение к процессу овладения и применения правил русского языка. Учитывая, что здоровых детей в наших школах очень небольшой процент, что из-за усилившейся миграции в классах обучаются дети разных национальностей и больше половины первоклассников не посещали детские сады, качество обучения детей в начальной школе снижается.
Учителям начальных классов хорошо известно, что у многих детей возникают трудности в формировании письменной речи, выражающиеся в специфических ошибках разного генеза.
К специфическим ошибкам письма относятся замена одних букв на другие, фонематически или графически близких; неверное графическое моделирование фонематической структуры слова (пропуски, перестановки, вставки букв); ошибки графического маркирования синтаксической структуры предложения, отсутствие точек в конце предложения и пропусков между словами, слитное написание предлогов, первое слово в предложении написано со строчной буквы.
Наряду c перечисленными ошибками наблюдаются и оптические ошибки, замены букв по графическому сходству, добавления элементов букв, смещение частей буквы по отношению к строке (вверх - вниз, направо - налево). У детей с оптической дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы, могут не обратить внимания на лишнюю составляющую в букве ш или нижний элемент в букве щ. Часто наблюдается «зеркальный» характер письма детей с недоразвитием пространственно-зрительного гнозиса. При этом буквы перевернуты в другую сторону - как при изображении в зеркале...
Оптическая дисграфия и дислексия обусловлены неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками. Вследствие неточности зрительного восприятия они смешиваются на письме и чтении.
Оптическая дисграфия и дислексия связаны с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в виде замен графически сходных букв, зеркального написания букв, пропусков элементов букв и их неправильного расположения.
Изучением проблемы оптической дисграфии и дислексии у школьников занимались А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Л.Н. Ефименкова, Е.В. Мазанова, И.Н. Садовникова, Е.А. Логинова и другие исследователи. Ими были разработаны методики диагностики и преодоления данных нарушений у детей.
Во второй главе исследования представлены результаты констатирующего эксперимента по выявлению специфических ошибок в письме у учащихся начальной школы, которые подтвердили, что встречается большой процент оптических ошибок.
При обследовании состояния зрительно-пространственных
представлений у детей, мы пришли к выводу, что сложные зрительно - пространственные функции у младших школьников сформированы недостаточно, что приводит к возникновению затруднений в определении расположения предметов относительно себя; при выполнении проб Хэда; в определении правых и левых частей тела напротив сидящего человека и т.д.
Также были выявлены специфические особенности речезрительных функций: их недоразвитие, несформированность представлений о структуре зрительного образа рукописных и печатных букв. Вызывали затруднения задания на узнавание букв среди зашумленных, недописанных, наложенных, зеркально изображенных и пр.
Поэтому был сделан вывод о том, что у детей данной группы наблюдаются оптические ошибки.
Для формирования правильного, без специфических оптических ошибок письма и чтения учащихся необходим комплекс упражнений, направленных на развитие оптико-пространственного и буквенного гнозиса, а также оптико-пространственного праксиса.
Нами была разработана система коррекционно-развивающих заданий и упражнений, которая проводилась поэтапно.
1 этап: подготовительный.
а) развитие зрительного восприятия и гнозиса;
б) уточнение и расширение объема зрительной памяти;
в) формирование пространственного восприятия и представлений;
г) развитие зрительного анализа и синтеза.
2 этап: основной.
а) уточнение пространственного расположения различных фигур и букв.
б) дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.
По результатам апробирования разработанной системы заданий и упражнений был проведен контрольный эксперимент, подтвердивший эффективность данных приемов в работе.
Таким образом, система коррекционных заданий и упражнений, направленная на развитие ориентировки в пространстве, в собственном теле, формирование зрительного восприятия и гнозиса, оптико-пространственного праксиса и т.п., оказывает положительное влияние на состояние письма детей и развивает их психические функции.
Значит, можно заявить о подтверждении выдвинутой в начале исследования гипотезы.
1. Ахутина, Т.В. Дети с трудностями обучения // Начальная школа: плюс, минус. - 2000. - № 12. - С. 20-25.
2. Ахутина, Т.В. Дисграфия: нейропсихологический и психолого
педагогический анализ / Т.В. Ахутина, О.А. Величенкова, О.Б. Иншакова. - СПб.: Изд-во ун-та, 2004. - с. 82-97.
3. Ахутина, Т.В. Об одном варианте дисграфии: нейропсихологический анализ и методы коррекции / Т.В .Ахутина, Э.В. Золотарева // Школа здоровья. - 1997. - № 3. - С. 6-9.
4. Ахутина, Т.В. Диагностика развития зрительно-вербальных функций / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева - М.: Академия, 2003. - 104 с.
5. Безруких, М.М. Организация помощи детям с трудностями освоения навыка письма / М.М. Безруких // Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. - 2004. - № 2. - С. 21-24.
6. Воронова, Л.В. Преодоление и предупреждение ошибок при чтении и письме в классах коррекции // Начальная школа. - 2004. - № 12. - С. 83-86.
7. Глаголева, Е.А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму // Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. - 2003. - № 4. - С. 35-39.
8. Голод, В.И. Особенности переработки зрительной информации у детей младшего школьного возраста // Дефектология. - 2004. - № 5. - С.16-19.
9. Епифанова, О.В. Предупреждение нарушений в формировании
письменной речи учащихся // Начальная школа. - 2001. - № 1. - С. 31-35.
10. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов: пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова. - М.:
ВЛАДОС, 2006. - 335 с.
11. Ефименкова, Л.Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте / Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко. - М.: Педагогика, 1989. - 156 с.
12. Ефименкова, Л.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей / Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова. - М.Академия, 1972. - 201 с.
13. Иншакова, О.Б. Леворукий ребенок // Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. - 2004. - № 1. - С. 57-60.
14. Иншакова, О.Б. Характеристика латерального профиля учащихся с зеркальным письмом // Вопросы психологии. - 1999. - № 3. - С. 62-65.
15. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. [Электронный
ресурс]. - https: //www.studmed.ru/view/kornev-an-narusheniya-chteniya-i-
pisma-u-detey_84ddab3ab41 .html...38