Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности функционирования вводных конструкций в поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души"

Работа №153123

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

русский язык

Объем работы124
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВВОДНЫХ
КОНСТРУКЦИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ 7
1.1. Грамматический статус вводных конструкций в русском языке.
Вопрос о грамматической природе вводных компонентов 7
1.2. Классификация вводных компонентов 21
1.3. Вводные компоненты и индивидуальный стиль автора 28
Выводы по первой главе 34
ГЛАВА II. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ВВОДНЫХ КОНСТРУКЦИЙ В ТЕКСТЕ ПОЭМЫ Н. В. ГОГОЛЯ «МЁРТВЫЕ ДУШИ» 37
2.1. Вводные конструкции, выражающие оценку степени
достоверности / недостоверности сообщаемого 38
2.2. Вводные конструкции с указанием на источник сообщения 52
2.3. Вводные конструкции, указывающие на эмоциональную оценку
сообщения 55
2.4. Вводные конструкции со значением установления контакта 61
2.5. Метатекстовые вводные конструкции 65
Выводы по второй главе 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Система упражнений по теме «Вводные конструкции в тексте поэмы Н. В. Гоголя “Мёртвые души”» 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Контексты из произведения Н. В. Гоголя «Мёртвые души», содержащие вводные конструкции 90


На протяжении длительного времени в лингвистике формировались, рассматривались, обсуждались, различные позиции относительно изучения вводных конструкций. Так, ученые определяли явление вводности в качестве средства выражения модальности (В. В. Виноградов, В. З. Панфилов, А. А. Корнилов), и при этом анализировали модальную характеристику вводных единиц (И. В. Столярова, А. И. Останин, Е. С. Яковлева, Е. И. Беляева), обращались к изучению их семантических особенностей и грамматических свойств (Л. И. Василенко, А. И. Аникин, П. А. Лекант, А. И. Студнева), рассматривали вводные слова и словосочетания с точки зрения их функционирования в тексте и в предложениях различного вида (И. М. Кобозева, В. В. Амосова, А. М. Баранов, Л. В. Анисимова, Г. А. Золотова), определяли, как в высказывании осуществляется связь с теми или иные вводными элементами (И. И. Мещанинов, А. М. Пешковский, А. Г. Руднев, А. А. Шахматов, А. И. Аникин), обращали внимание на особенности их интонации (З. М. Базарбаева, Р. М. Романова), занимались углубленным изучением историко-диахронного аспекта категории вводности (В. А. Глухова). Но так или иначе всё ещё остаются нерешёнными вопросы о синтаксическом статусе, семантических особенностях, объёме, потенциях к актуализации и, следовательно, о роли и функциях вводных конструкций. Кроме того, в достаточной мере не определена специфика их употребления в текстах художественного стиля.
Художественное пространство произведения, то есть совокупность тех его свойств, которые придают ему внутреннее единство и завершенность и наделяют его характером эстетического, формируется за счет обширной системы языковых средств лексического пласта, содержательных элементов, а также и соответствующих грамматических конструкций. Грамматика весьма длительное время изучалась исключительно с инструментальных позиций, те или иные её средства не рассматривались как равноправные в языковой выразительности художественного текста. В конце XX века, с образованием новых научных дисциплин (лингвопрагматики, лингвостилистики), появлением новых направлений и подходов (функциональ - ного, коммуникативно-прагматического, антропоцентрического), возникновением новых понятий (идиостиль, языковая картина мира) связана актуализация изучения синтаксических средств.
По мнению многих исследователей, важнейшей особенностью художественного текста является использование в нём вводных конструкций как средства субъективации, участвующего в построении многоуровневого художественного пространства, как индивидуально-авторского инструмента его формирования, как средства «диалогизованности» текста, его полифоничности, как способа адресации, употребление их в роли модального оператора раскрытия сложной образной организации, как реализацию коммуникативно-прагматической установки воздействия на читателя...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В науке в течение продолжительного времени изучаются и решаются вопросы, связанные с проблемой вводности в языке, с определением синтаксического статуса, происхождения вводных конструкций. Осуществлённый обзор собственно лингвистической, а также учебной литературы позволяет говорить о разных этапах и различных подходах в исследовании данного явления. Наименее изученными остаются семантическая сторона, роли в высказывании, возможности актуализации, особенности функционирования в тексте вводных компонентов. На примере художественного произведения представляется возможным не только всесторонне рассмотреть явление вводности, но и, сосредоточившись на творческом наследии одного писателя - в нашем случае Н. В. Гоголя, - подробнее изучить его синтаксис, а именно - выявить специфику использования вводных конструкций, которые наряду с другими языковыми единицами составляют основу идиостиля автора.
Основным, обобщённым значением вводных компонентов выступает выражение отношения автора высказывания к его содержанию. Данное значение расширяется, уточняется и тем самым распадается - проявляются более частные его случаи, входящие в определённую функционально - семантическую группу.
С опорой на классификацию, приведённую в трудах С. Г. Ильенко, был произведён анализ употребления вводных конструкций в функциональносемантическом аспекте с последующими выводами: поэма Н. В. Гоголя «Мёртвые души» насыщена данными компонентами (мы проанализировали 650 словоупотреблений), представленными в ней широким кругом значений. Принадлежащие тому или иному разряду, они вводят в текст информацию различного характера; определённый контекст - в котором также могут присутствовать дополнительные синтаксические или лексические средства, - проявляет семантические оттенки и расширяет набор функций вводных компонентов. Неравномерное процентное соотношение групп может в некоторой степени объясняться конкретными коммуникативно - прагматическими и художественными задачами, а также идиостилем писателя. Выбор единицы из синонимического ряда, а следовательно, её частотность внутри группы может определяться, кроме семантики и авторского предпочтения, стилистической окрашенностью и стандарти - зированным контекстом. В тексте поэмы доминируют вводные конструкции со значением достоверности/недостоверности высказывания.
Вводные конструкции являются важными элементами, обеспечи - вающими коммуникативную целостность текста: относительно основного высказывания они функционируют в роли уточняющего, поясняющего, дополняющего, подтверждающего, предполагающего, контактоустанавливающего и др. элементов, продвигая высказывание от данного, известного к новому, неизвестному. С точки зрения смысловой целостности их вклад обуславливает создание модальной рамки текста, наполнение её разнообразными смыслами за счёт актуализации содержательно-концептуальной и содержательно-подтекстовой информации. В плане структурного оформления текста вводные конструкции выступают как меж- и сверхфразовые соединительные элементы, способные указывать на смену микротем, устанавливать анафорические и катафорические контекстные связи.
Коммуникативный подход в изучении вводных конструкций раскрывает глубинные характеристики их сущности, позволяет - для лучшего восприятия этих характеристик - создать наиболее оптимальную функционально-семантическую классификацию. Данный подход представляет возможным в различных речевых ситуациях проследить практическое и практичное применение вводных конструкций в зависимости от мотивов и цели высказывания. Для этого вводятся понятия адресанта (говорящего, автора), адресата (слушающего, читателя) и объединяющей их коммуникативной ситуации. Методические рекомендации, связанные с рас - смотрением понятия вводности в коммуникативном аспекте, способствуют предвосхищению и минимизации трудностей при изучении данной темы, позволяют сформировать умение наиболее эффективного использования вводных компонентов, глубже раскрыть их роль в речевом общении...


1. Алгазина Т. С. Вводно-союзные компоненты в структуре
предложения и текста: дисс. ... канд. филол. наук. - М. , 1994. - 202 с.
2. Алёшина Э.Э. Обучение иностранных учащихся употреблению вводных конструкций в русской речи: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 13.00.02/Эльвира Эдуардовна Алёшина. - СПб, 2008. - 18 с.
3. Аникин А. И. Вводные сочетания слов в современном русском языке (образованные на основе имен) // Учен. зап. МГПИ. - М.: Изд-во МГПИ, 1960. - 148 с.
4. Бабайцева В. В. Современный русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация / В. В. Бабайцева, Л. Ю. Максимов. - М.: Просвещение, 1987. - 256 с.
5. Валгина Н. С. Современный русский язык: Синтаксис: Учебник / Н. С. Валгина. - 4-е изд., испр. - М.: Высш. шк., 2003 - 416 с.
6. Вежбицкая А. Метатекст в тексте // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 8 Лингвистика текста. М., 1978. С. 402-421.
7. Виноградов В. В. О категории модальности и модальных словах в русском языке // Исследования по русской грамматике. - М.: Наука, 1975. - С. 53-87.
8. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М.: Изд-во АН СССР, 1963. - 276 с.
9. Волкова Л. Г. Фатическая функция и синтаксические средства ее реализации...: Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - Томск, 1998. - 19 с.
10. Ганич Д. И. Вводные слова и их место в системе выражения модальных значений // Учен. зап. Запорожского гос. пед. ин-та. - Запорожье, 1957. - Т. 4. - С. 183-201.
11. Гвоздев А. Н. Современный русский литературный язык. - М., Просвещение, 1973. - 350 с.
12. Григорян A. П. Проблемы художественного стиля. - Ереван, 1969. - 154 с.
13. Долинин К. А. Интерпретация текста. - М.: Просвещение, 1985. - 215 с.
14. Ильенко С. Г. Коммуникативно-структурный синтаксис современного русского языка. - Санкт-Петербург, 2009. - 398 с.
15. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. - М., 1987. - 356 с...42


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ